Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи и принципы прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания




ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Вопросы для самопроверки

Резюме

Аксиология – методология юридических исследований, позиционирую­щая предмет исследования как ценности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу или сконструированному ис­следователем идеальному типу с целью выявления общего и особенного со­держания тех или иных правовых феноменов, а также для определения их места в истории права.

 

1. Что такое «естественное право с меняющимся содержанием»?

2. В чем заключается суть метода «отнесения к ценности»?

3. Назовите основные процедуры метода «отнесения к ценности».

4. В чем заключается суть идеи «надзаконного права» Г. Радбруха?

5. Как соотносятся, в видении Р. Штаммлера, позитивное право и право идеальное?

6. Какой смысл вкладывает Г.Кельзен в понятие «основная норма»?

 

Примечания

 

1. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.// Культурология XX. Антология. - М., 1991.- С. 68.

2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология XX век: Ан­тология. - М., 1995.- С. 90.

3. Там же.- С. 71.

4. Там же.- С. 83

5. Вебер М. Логика наук о культуре Культурология XX век: Антология. - М., 1995.- С.46.

6. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1990. - С. 391.

 

ГЛАВА 8. ПРАГМАТИЗМ КАК ПАРАДИГМА

Прагматизм (греч. pragma - действие) - философия выживания человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире, учение о человеческом действии как конституирующей основе социокультурного бытия, о способах его организации и критериях его эффективности.

Прагматизм - методологическая парадигма исследования общества, куль­туры, базирующаяся на универсальном методе решения – устранения проблем­ных ситуаций при помощи реконструкции опыта и формировании на ее осно­вании стратегии исследования, эффективность которой определяется ее опера­циональностью и достижительностью. Прагматизм исходит из убеждения, со­гласно которому человеку приходится действовать в изменяющемся мире, по­пытки концептуализации которого при помощи раз и навсегда определенных теоретических конструкций контрпродуктивны, поэтому к научным теориям, социальным программам и моральным принципам следует подходить инстру­ментально, т.е. с точки зрения их эффективности для достижения тех или иных целей.

Таким образом, прагматизм есть метод в широком и узком смысле этого слова, его можно определить как стратегию поведения человека в проблемной ситуации и как стратегию научного исследования, в рамках которой научные теории рассматриваются с точки зрения их дееспособности и достижительно­сти.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры прагма­тистского подхода.

Исходное положение прагматизма - представление о мире как многооб­разной, изменяющейся и усложняющейся реальности и культуре как страте­гии деятельности человека в нестабильном мире. Мир, в мировоззренческих конструкциях прагматизма, предстает как постоянно изменяющийся, поэтому не сводимый к какой-либо законченной схеме; человек – существо, стремя­щееся выжить и активно приспособиться к меняющимся условиям. Задача науки заключается в формировании стратегий успешного человеческого дейст­вия в условиях нестабильности мира. Соответственно в качестве объекта ис­следования прагматизм полагает не просто тот или иной фрагмент реальности безотносительно к его роли в жизни человека, но проблематичные для че­ловека явления или процессы природного и социального мира.

Важнейшее понятие, вокруг которого выстраиваются все другие поня­тия прагматизма – понятие «человеческое действие». Действие определя­ется как системообразующая основа человеческого бытия и исходный пункт теоретизирования. Наука и философия, как полагают прагматисты, вырастает из человеческих дел и связана и с ними по своей направленности(1). Главный вопрос, вокруг которого с позиции прагматистской парадигмы должны концен­трироваться усилия исследователя, это вопрос – что делать? Можно констати­ровать, что в качестве предмета исследования прагматизм полагает человече­ское действие в той или иной проблематичной, критической ситуации. Прагма­тизм концентрирует усилия на формировании технологии действия, понимае­мой как способ решения той или иной проблемы. Прагматизм в широком смысле слова есть правило поведения человека в критической ситуации, в уз­коспециальном смысле прагматизм есть правило поведения исследователя в ситуации научного поиска.

Ключевое понятие прагматизма– «человеческий опыт». Опыт квалифи­цируется как универсальное, имеющее множество разновидностей (чувствен­ный, сверхчувственный, спиритический, религиозный, моральный, художест­венный, социальный, культурный), явление. Задача науки, с позиций прагма­тизма, заключается не только в том, чтобы помогать человеку двигаться в по­токе опыта к поставленным им целям, но в том, чтобы преобразовывать, систе­матически совершенствовать – реконструировать опыт с тем, чтобы формиро­вать адекватные стратегии деятельности. Прагматизм рассматривают как заоке­анскую трансформацию эмпиризма, в его рамках бытует предельно широкое понимание опыта – не только как источника надежности знания, но и как окна в будущее, прогноза и правила поведения. Культура в контексте прагматист­ской парадигмы, рассматривается, в первую очередь, как опыт, подлежащий постоянному совершенствованию, следовательно, как программа деятельности человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире.

Важнейший принцип прагматизма - принцип релятивизма. Суть прагма­тистского релятивизма выражена в тезисе: ценности проистекают из человече­ского опыта, любая попытка обосновать ценности или вывести их из трансцен­дентальных источников является ошибкой. Соответственно прагматистская па­радигма зиждется на идее замены трансцендентного, абсолютного смысла здравым смыслом. Человек, в такой трактовке, выступает как творец истины, а сама истина предстает как «обоснованная или гарантированная утверждае­мость». Помимо этого прагматизм выдвигает методологическое требование, со­гласно которому все истины и ценности должны быть подвергнуты анализу и критике с учетом контекстов и обстоятельств их появления на фоне продол­жающегося культурного развития»(2). Прагматизм культивирует «критическое мышление», направленное против любых форм авторитаризма в научных суж­дениях и социально-политической практике.

Прагматизм неотделим от номинализма. Номинализм (греч. nomina - имя) - термин средневековой схоластической философии, обозначающий уче­ние, согласно которому реальным является бытие лишь единичных вещей, об­щие понятия - универсалии - есть лишь имена. Суть прагматистского номина­лизма заключается в отказе от универсальных смыслов, обобщающих идей, концептуальных построений, в пользу логики индивидуализированных ситуа­ций, согласно которой любое теоретическое построение является ситуативным, т.е. вытекает из определенной проблемной ситуации и его нельзя экстраполи­ровать на другие ситуации.

Создатели прагматизма минимизируют онтологические спекуляции, кон­центрируя внимание на проблеме метода, репрезентируя прагматизм, в первую очередь, как принцип и способ решения проблем. При этом прагматизм как ме­тод универсален – это метод жизнедеятельности в широком смысле этого слова. Он применим не только в науке и производстве, но и в морали, социаль­ной жизни. Соответственно, прагматизм выступает против дихотомического разделение наук о природе и наук о духе. В видении прагматистов, такое чле­нение ведет к тому, что духовная сфера жизни общества остается за рамками критического анализа, что ведет к догматизму и авторитаризму. Сердцевину прагматистского метода составляет идея, согласно которой стратегия решения – устранения научной или обыденной проблемной ситуации формируется на основе реконструкции опыта – критического анализа экспериментальных дан­ных и уже имеющегося научного багажа.

Реконструкция опыта осуществляется поэтапно:

- первый этап характеризуется ощущением затруднения, тревожного со­мнения, усилия исследователя на этом этапе направляются на выяснение ис­точника затруднении и осознание существа проблемы;

- второй этап связан с формулировкой проблемы и превращением тре­вожной ситуации в проблематическую;

- третий этап – этап выдвижения гипотезы, выступающей в качестве про­граммы устранения критической ситуации, решения исходной проблемы, дос­тижения определенности. На этом этапе осуществляется конструирование стра­тегии решения исходной проблемы: основных идей, понятийного аппарата, конкретных процедур и способов;

- четвертый этап – этап критического рассмотрения выдвинутой гипо­тезы, теоретического прослеживания ее следствий и их оценки;

- пятый этап – этап экспериментальной проверки гипотезы, выяснения ее операциональных и достижительных потенций. Итог исследования и результат решения проблемы – некоторая новая сложившаяся реальность.

Метод реконструкции имеет в своем основании разработанную Ч. Пир­сом логическую процедуру абдукции. Последняя, соединяя дедукцию и индук­цию, предполагает в целях объяснения проблематичного факта найти некото­рую гипотезу, из нее получить следствия, чтобы подвергнуть последние экспе­риментальной проверке. Абдукция опирается на прагматистское правило - прагматистскую максиму, согласно которой понятие должно проверяться своими практическими последствиями, следовательно, истинными считаются идеи, подтверждаемые практическими результатами(3).

Позитивными чертами метода «реконструкции опыта», в видении идео­логов прагматизма являются: во-первых, способность к самокоррекции: в про­цессе применения метод реконструкции подлежит постоянному критическому анализу и экспериментальной проверке; во-вторых, практическая направлен­ность: теория рассматривается не только как отражение некоторой реальности, но как программа действия в той или иной ситуации; в-третьих, функциональ­ность в широком смысле: идеи, теории, системы выступают как инструменты реорганизации определенной среды, они предназначены для урегулирования проблемных ситуаций.

В качестве высшей и единственной моральной цели прагматизм утвер­ждает развитие, вечный процесс самосовершенствования человека и общества. Счастье, видении прагматистов, активный процесс, он предполагает преодоле­ние препятствий, устранение недостатков, искоренение пороков. Абстрактные идеалы, Абсолют определяется как изобретения философов, которых пугает необходимость постоянного поиска, движения вперед. Создатели прагматизма отвергают концепцию оптимизма, так же как и концепцию пессимизма. В каче­стве телеологической доктрины ими утверждается мелиоризм - убеждение о возможности улучшения специфических, существующих в данный момент ус­ловий. При этом речь идет не о радикальных революционных сдвигах, но о по­степенных, осуществляемых шаг за шагом, улучшениях существующих усло­вий посредством системы продуманных мероприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.