КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи и принципы синергетики как методологии социально-гуманитарного познания
КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Вопросы для самопроверки Резюме Эволюционный, подход - методология юридических исследований, базирующаяся на идее единства и эволюционно-стадиального развития правовой культуры человечества, выдвигающая задачу реконструкции процесса ее эволюции и познания законов ее развития. Разновидность эволюционизма - формационный подход – методология юридических исследований, основанная на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей стадии первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической формаций. 1. Какое положение эволюционизма, на ваш взгляд, является наиболее уязвимым для критики? 2. Чем обусловлены, согласно Марксу, форма государства и права, методы деятельности госаппарата, способы реализации права? 3. Какие явления современной правовой культуры вы могли бы обозначить как «культурные пережитки»? 4. Возможно ли, в представлении К. Маркса, в классовом обществе существование классово нейтрального права? 5. Импонирует ли вам формационный подход как принцип познания правовой сферы жизни общества и почему? 6. Является ли эволюционный подход единственным способом объяснения динамики правовой культуры? Примечания
1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 1989.- С. 40. 2. Там же.- С. 63. 3. Уайт Л.А. Энергия и эволюция культуры//Работы Л.А. Уайта по культурологии (Сборник переводов).- М., 1996.- С.100. 4. Там же.- С. 102. 5. Там же.- С 102.
ГЛАВА 15. СИНЕРГЕТИКА Теория самоорганизации, синергетика (от греч. sinergeia – совместное действие) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации сложных открытых систем различной природы. Предметом синергетики являются универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем, механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития этих систем. Согласно теории самоорганизации новые структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляет переход от одного уровня самоорганизации к другому более сложному. Формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояние неустойчивости (точки бифуркации), когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Самоорганизующиеся системы - это исторически развивающиеся системы, они характеризуются принципиальной необратимостью процессов. Теория самоорганизации содержит положение о недопустимости навязывания сложноорганизованным социоприродным системам траекторий развития, о необходимости понимания их собственных тенденций развития. Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры синергетического метода. Исходным положением синергетики является представление о системном характере бытия. Универсум в ее интерпретации есть системно-целостное единство, слагающееся из подсистем, элементов систем и элементов элементов систем. Необозримое пространство системных объектов, составляющих Универсум, можно разграничить, выделив типы систем: неорганические и органические, биологические и социальные, материальные и духовные. Биологическая клетка и город, ментальность и язык, художественный стиль и геологическая формация - все это есть системы. Как они связаны между собой? Во-первых, если универсум есть системно-целостное единство, то законы существования систем, принадлежащих к разным сферам реальности, структурно подобны или изоморфны. Изоморфизм (греч. isos – равный, одинаковый + morphe – вид, форма) понятие, выражающее свойство одинаковости строения каких-либо совокупностей элементов, совершенно безразличное к природе этих элементов. Химические процессы протекают подобно процессам биологическим, общественным. Однако, изоморфизм - структурное единство - не означает тождество. В системной организации мира существует некоторая иерархия, разделяющая системы по уровням сложности. К разряду систем высшего уровня сложности (наиболее сложных по составу) принадлежат исторические системы - человек, общество, культура. Необходимо акцентировать такой момент как недопустимость редукции закономерностей развития более сложных систем к закономерностям более простых. Это означает, что различного рода математические или биологические методы вполне приемлемы для изучения человеческого общества, человека, культуры, но их абсолютизация недопустима, поскольку этими показателями существование систем высшего уровня сложности не исчерпывается. Для анализа систем, обладающих механизмом саморефлексии, т.е. думающих систем, необходимо привлечение методов социологии, культурологии, психологии, философии. Представлении о структурном подобии объектов отражается в понятии «фрактальные объекты». Фрактальными называют такие объекты, которые обладают свойством самоподобия или масштабной инвариантности. Малый фрагмент структуры такого объекта подобен более крупному фрагменту или структуре в целом(1). Природа часто выражает себя во фрактальных формах, что касается культуры, то фрактальным объектом культурологи считают, например, патерналистское государство, основным элементом которого выступает патриархальная семья. Во-вторых, помимо связей изоморфизма элементы системы связаны отношениями внутренней сущностной согласованности – когерентности (лат. cohaerentia – сцепление, связь). Вопрос первичности материи или духа, бытия или сознания, экономического базиса или идеологической надстройки, с точки зрения синергетики - некорректен. В синергетической трактовке связи подсистемы бытия определяются не причинно-следственной зависимостью, но сущностной согласованностью или когерентностью. Специфика синергетического подхода заключается в том, что его предметом является не только и не столько система сама по себе, сколько процесс эволюции и структурации системы, процесс перехода системы от одного уровня организации к другому. Внимание синергетики фокусируется именно на проблеме перехода, изменения. Синергетика, таким образом, это, в первую очередь, теория и философия развития. Важнейшим постулатом синергетики является идея незапрограммированности развития какой-либо внешней силой - Богом, Абсолютным Разумом, объективным законом. Речь идет об отказе от принципов жесткого детерминизма. Самоорганизация понимается как процесс спонтанного упорядочивания (от хаоса к порядку), порождения качественно новых свойств сложных систем, в результате взаимодействий их элементов. Развитие не сводится к реализации некоторого заданного плана, оно есть процесс самоорганизации, обусловленный внутренними механизмами существования системы. Движущие силы развития любой системы будь то биологический организм, человек, общество, государство нужно искать не вне системы, а внутри нее. Важнейший тезис синергетики: все самоорганизуется, выбирает наиболее удобный для себя путь. Отсюда другой не менее важный момент - нелинейность развития, предполагающая множественность вариантов, альтернатив. Нелинейность предполагает наличие выбора из альтернативных путей. Причем этот выбор невозможно предсказать с точностью. Для обозначения этого феномена синергетики используют понятие «стохастичность» - непредсказуемость маршрутов, по которым может эволюционировать система. Понятие «нелинейность» сопрягается с понятием «необратимость». Под необратимостью процессов самоорганизации подразумевается их разомкнутость, принципиальная неповторяемость состояний системы, невозможность вернуться к исходному ее состоянию. Идея необратимости в синергетике выражается при помощи метафоры «Стрела времени». «Стрела времени» является частью картины «открытого» темпорального мира, в котором: «...в каждый момент времени в игру могут вступить все новые возможности»(2). В отличие от классической механики, где понятия будущего и прошлого равнозначны, поскольку считается, что в любой ситуации при обращении времени сложная система обязательно придет к начальным условиям; в синергетике бытует представлении о неэквивалентности прошлого будущему. В синергетическом понимании Вселенная, претерпевая непрерывные изменения, эволюционирует ко все более высоким формам сложности, наращивая внутреннее разнообразие элементов. Рождение синергетики связано (не хронологически, а каузально) с открытием второго закона термодинамики, согласно которому энергия не сохраняется, а рассеивается, т.е. переходит от более теплых тел к холодным. Это рассеяние, обесценивание энергии называется диссипацией - (лат. dissipare – рассеивать). Рассеивание энергии, влечет за собой энтропию. Энтропия (греч. en в + trope поворот, превращение) – особая физическая величина, которая характеризует рассеяние энергии, обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерном, равновесном распределении последней между всеми телами природы. Рассеяние энергии сопровождается дезорганизацией ли внутренней хаотизацией системы, поэтому рост энтропии есть увеличение степени хаоса. Таким образом, из второго начала термодинамики следует, что в любых диссипативных системах процесс идет в сторону теплового равновесия: все замкнутые системы обречены на тепловую смерть – на выравнивание температур. Иными словами, замкнутые, закрытые системы, рассеяв энергию и не имея источников новой энергии, подлежат разрушению и гибели. Однако в основе жизни лежат открытые для потоков энергии из окружающей среды системы, которые, импортируя энергию, противодействуют процессам энтропии. Постоянная негэнторпийная (антиэнтропийная) деятельность, направленная на противостояние уравновешивающему давлению окружающей среды, создает тепловое неравновесие системы и ее окружения. Это неравновесие, получившее название «устойчивого неравновесия», и есть важнейшие условие поддержания жизни. А жизнедеятельность в целом можно интерпретировать как процесс постоянной негэнтропийной (антиэнтропийной) работы. Необходимо уточнить, что применительно к социально-гуманитарному познанию понятие «энергия» может интерпретироваться достаточно широко. Во-первых, оно может пониматься метафорически как творческая энергия. Во-вторых, под «энергией» может подразумеваться деятельная, созидательная сила идей, социальных программ, нравственных принципов. Наконец, в-третьих, в современном токовании интеллектуальная энергия есть ничто иное, как информация. Культура существует за счет постоянного наращивания энергии - информации, именно растущий поток конструктивной информации и есть одно из средств, обеспечивающих выживание человека. Структура негэнтропийной (антиэнтропийной) деятельности складывается как диалектическое взаимодействие двух взаимообусловленных механизмов. Первый связан с притяжением потоков энергии из окружающей среды - все живые системы существуют за счет импорта, поглощения энергии. Интеллектуальные системы существуют за счет постоянного наращивания потоков информации. Вместе с тем, сама по себе энергия или информация в ее разрозненном, неорганизованном виде не представляет собой оптимального способа противостояния энтропии. Только структурируясь, превращаясь в системно-целостное единство, энергия - информация становится надежным средством антиэнтропии. Таким образом, вторым важнейшим механизмом самоорганизации открытых систем является структурное упорядочение, организация накопленного человечеством объема энергии, информации. Итак, если система импортирует больше энергии, чем рассеивает энтропии, то она растет и развивается. В то же время, рост системы ведет к увеличению размеров энтропии - чем сложнее система, тем больших затрат требует сохранение ее устойчивого неравновесия, чем больше энергии она поглощает, тем больше и рассеивает. Рано или поздно это приводят к тому, что выработанные прежде механизмы антиэнтропии, рассчитанные на прежний масштаб системы в новых условиях оказываются не эффективными. Наступает кризис, вследствие которого система либо деградирует, либо вырабатывает новые, более изощренные механизмы антиэнтропии. Прогрессивная направленность динамики открытых систем, движущей силой которой является диалектика энтропийных и антиэнтропийных процессов, может квалифицироваться как важнейшая закономерность их существования. Выживание не может быть обеспечено раз и навсегда сформированными стабильными средствами негэнтропии, жизнь устроена так, что для ее непрерывного поддержания необходимо наращивать потоки энергии, совершенствовать способы антиэнтропийной работы. С процессами структурации и саморазвития связан концепт «аттрактор» (лат. attraction – притяжение). Аттрактор, одновременно, принцип упорядочения, цель, причина, организующая идея, притягивающая и структурирующая все части системы. Всякий новый аттрактор формируется в недрах уходящей структуры, настоящее содержит в себе будущее в виде зерна, которое имеет перспективу развития, т.к. будущее ее притягивает, обеспечивая именно ей преимущественные условия для реализации. Бифуркация (англ. bifurcations - раздвоение) - фаза развития, в процессе которой происходит перестройка, реорганизация системы, выявляются возможные варианты новой организации системы, возможные аттракторы. У эволюционной траектории появляется новая ветвь - новая мода. Таким образом, точкой бифуркации (англ. fork – вилка) в синергетике называется точка ветвления возможных путей эволюции. Вариантов аттракторов может быть не два, а целый спектр. Синергетика предполагает многовариантность путей в будущее, причем веер возможностей может быть широким. Значительную роль в этой фазе развития имеет элемент случайности. Яркий пример бифуркации в истории - революция, переворот, наступление которых зачастую зависит от стечения обстоятельств. Важен и такой момент как разрушение в бифуркационной фазе сложившейся структуры. Неодномерность проблемы негэнтропийной деятельности заключается том, что в процессе самоорганизации возникает обратная связь, которую синергетики рассматривают как «механизм самовлияющего, самоподстегивающего развертывания процессов»(3). Вследствие взаимодействия сложной системы с окружающей средой происходит изменение самой среды, в результате которого сложившиеся способы негэнтропийной деятельности утрачивают свою эффективность. Это требуют новой радикальной перестройки системы. Таким образом, борьба с энтропией оказывается неординарной задачей, поскольку требует постоянного усовершенствования. Самоорганизация складывается как постоянный отбор более совершенных и продуктивных способов организации и кооперации систем и отбраковка контрпродуктивных, утративших свой энергетический потенциал. Переход от одного уровня организованности к другому, более высокому через разрушение существующего - повторяющейся сценарий развития системы. Периодическое чередование стадий интеграции и дезинтеграции, организации и дезорганизации, порядка и хаоса можно квалифицировать как важнейший принцип поведения сложных систем. Необходимо констатировать, что в процессе самоорганизации отбираются не всегда самые лучшие структуры и способы организации, поэтому деградация системы – тупик эволюции - также один из возможных сценариев ее развития. Предотвращение такого сценария возможно лишь посредством включения разума в механизмы отбора. Мировоззренческой доминантой синергетики, по общему признанию, является диалог как смысловой центр, стягивающий, объединяющий и организующий интеллектуальное пространство в единое целое. Диалогизм можно квалифицировать как нравственную основу синергетики, как единственную спасительную стратегию деятельности, которая выведет человечество из лабиринта тупиковых направлений эволюции. Синергетика выстраивается на фундаменте диалектики, тем не менее, она отказывается от универсально-линейных построений, трактуя законы диалектики не как жестко заданные сценарии, но как гипотетико-дедуктивные модели познания реальности, а диалектические категории не как универсальные формы мышления, а как некоторые типологические концепты. Идеологические трактовки синергетической теории также могут быть достаточно разнообразными. Однако, представляется очевидным, что синергетика несоединима как с идеологией крайнего почвеннического изоляционизма, так и с идеологией западнической унификации. Идея развития на основе идентификации с собственной традицией соединяется в ней с представлением о системном единстве мира. В сущности, синергетический диалог есть ничто иное, как баланс идеалов единства и отдельности, как синтез общечеловеческих и этно-национальных ценностей. По мнению ряда исследователей, синергетика составляет онтологический фундамент посткапиталистического проекта, синтезирующего распределительные (социалистические) и рыночные (капиталистические) способы социально-экономического бытия. В таком контексте соперничество и сотрудничество, конкуренция и кооперация предстают как стратегии взаимодополняющие. Если все самоорганизуется, то человек своим вмешательством может помешать этому процессу или помочь, угадав характер изменений. Важнейшее требование синергетики – самоорганизующимися системами нельзя управлять, навязывая некоторые желательные сценарии развития, необходимо создавать условия, с тем, чтобы система развивалась по тому или иному сценарию. В синергетике развивается идея модельного мышления, важную роль играет компьютерное моделирование.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |