КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Синергетика – методология юридического познания, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие
Резюме Синергетика – методология юридического познания, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой; выдвигающая задачу исследования самоорганизации права с целью прогнозирования возможных сценариев его эволюции и предотвращения его деградации.
1. В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? 2. Что означает понятие «правовая энтропия»? 3. В чем, на ваш взгляд, заключается причины негативного отношения к синергетике значительной части российских исследователей права? 4. Можно ли рассматривать синергетику как теоретическую основу постнеклассической юридической науки? 5. Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? 6. Чем, в вашем представлении, обусловлено обращение ученых-юристов к синергетике? Примечания 1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизации, темпомиры. - СПб., 2002.- С. 406 2. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1999. – С.4-5. 3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики…- С. 365. 4. Синергетика: 30-летнее дитя и его родитель. Интервью с Г. Хакеном, проведенное Е.Н. Князевой, в сентябре 1998г. // Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизации, темпомиры. - СПб., 2002.- С. 354. 5. См. Хакен Г. Синергетика и некоторые ее применении в психологии// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве.- М., 2002.- С. 296-297. 6. Хакен Г. Синергетика.- М., 1980.- С. 362. 7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. – С. 357. 8. Пригожин И., Стенгерс Б. Время, хаос, квант…– С. 11. 9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума.- М., 1998.- С.129. 10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М., 1995. – С. 275. 11. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации...С.110. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключительном слове к читателю хотелось бы акцентировать такой момент как относительность любого схематизма, в том числе и того, который лежит в основании настоящего пособия. Мир науки, несомненно, богаче и сложнее какой бы то ни было его концептуализации. Любая классификация научной методологии в той или иной мере условна, ограниченна, не способна охватить всего методологического многообразия науки. В полной мере это относится к классификации научной методологии, предложенной в настоящем учебном пособии. Очевидно, что далеко не все методологические традиции безоговорочно можно отнести к тому или иному рассматриваемому методологическому блоку. За рамками нашего пособия остались многие авторитетные в науке имена и интересные методологические идеи. Тем не менее, как представляется, положенный в основание организации материала настоящего учебного пособия принцип диалогизма поможет глубже вникнуть и понять специфику того или иного метода, подхода, научной парадигмы. Разумеется, нет и не может быть чистого метода, любой метод - продукт синтеза. Не случайно, скажем, такие авторы как Г. Спенсер, М. Вебер, Г.Г. Шпет фигурируют одновременно как представители двух и более методологических традиций. Необходимо, однако, обратить внимание на тот факт, что методологический синтез не есть простое соединение разных методов, он требует некоторых специальных усилий, напоминающих усилия селекционера, скрещивающего, сращивающего различные породы растений. Интерес представляет и еще один момент – соотнесение теорий, абстракций, категорий, которыми оперируют сторонники различных методологических традиций, сопоставление систем рассуждений и обоснований, принятых в разных исследовательских практиках, позволяют наметить пути для выработки обобщенного – диалогического представления о праве как сложном, обладающем многоуровневой организацией объекте исследования. В целом, предлагаемое учебное пособие, в видении его автора, призвано оказать помощь начинающему исследователю в овладении теоретическим аппаратом методологии научных исследований. Оно направлено на формирование умения ориентироваться в проблематике современного социально-гуманитарного и юридического знания, методологически квалифицированно организовывать процесс научного исследования, теоретические обоснованно выстраивать методологические стратегии исследования, конструировать адекватный исследуемому предмету метод, создавать методологический синтез, профессионально излагать результаты научных исследований. Помимо этого автор надеется, что чтение пособия будет способствовать формированию навыков научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
К главе I:
1. Основанное на опыте, направленное на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений, разумно-рассудочное, мышление называется: а) философский прагматизм; б) повседневный практицизм; в) научный рационализм; г) развитой утилитаризм. 2. Мысль о мысли, способность мышления сделать своим предметом мышление есть: а) интуиция; б) эрудиция; в) интеллект; г) рефлексия. 3. Универсальный принцип, дающий основание квалифицировать те или иные идеи как научные или ненаучные по своей сути, называется: а) критерий научности; б) мерило правдивости; в) кодекс честности; г) показатель истинности. 4. Логикой рассудка является: а) диалектика; б) мифологика; в) формальная логика; г) схоластика.
К главе II: 1. Наукакак социальный институт, форма культуры и специфический вид познавательной деятельности возникла: а) в Древней Индии в VII в. до н.э.; б) в Европе в XVI -XVII вв.; в) в Древней Греции в VI в. до н.э.; г) в России в XVIII в. 2. По К. Ясперсу духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н.э., когда в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии, в Индии жил Будда и возникли Упанишады, в Иране проповедовал Заратустра, в Палестине выступали древнеиудейские пророки, в Греции творили Гомер, Парменид, Гераклит, Платон называется: а) Возрождение; б) Осевое время; в) Новейшее время; г) Новое время. 3. Выдающиеся римские юристы: а) Гай (II в.); б) Папиниан (II– III вв.); в) Ульпиан (II–III вв.); г) Августин (IV–V вв.). 4. Основным методом средневековой юриспруденции была: а) диалектика; б) соционика; в) схоластика; г) синергетика.
К главе III: 1. В современном науковедении сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки: а) классический; б) неклассический; в) неоклассический; г) постнеклассический; д) протоклассический. 2. Натуроцентризм как центральный принцип классической науки в юридической науке XVII - XVIII веков отливается в форму концепции: а) исторического права; б) естественного права; в) живого права; г) свободного права. 3. Представление о правовой реальности как сложной, внутренне неоднородной и антиномичной системе присуще: а) классической юридической науке; б) неклассической юридической науке; в) постнеклассической юридической науке; г) неоклассической юридической науке. 4. Основные модели историографии науки: а) кумулятивизм – антикумулятивизм; б) позитивизм - антипозитивизм; в) сциентизм – антисциентизм; г) интернализм – экстернализм. К главе IV:
1. Предельно обобщенная модель действительности, формирующаяся посредством обобщения и систематизации научных знаний, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы: а) объект научного познания; б) раздел научного познания; в) предмет научного познания; г) научная картина мира. 2. Достоверная информация об объекте, представленная в виде отдельного утверждения или системы утверждений, называется: а) критерий научности; б) план познания; в) научная истина; г) предмет познания. 3. Форма теоретического знания, содержащая представления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между явлениями реального мира: а) научный закон; б) научная картина мира; в) критерий научности; г) научный идеал. 4. Этапнаучного познания, связанный с формулированием научного допущения или предположения, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, называется: а) формулировка проблемы; б) выдвижение научной гипотезы; в) конструирование теории; г) формирование парадигмы. 5. Признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки, называется: а) сциентизм; б) техницизм; в) детерминизм; г) индетерминизм.
К главе V: 1. Методология познания права, позиционирующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимания: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм. 2. Способ исследованияюридических текстов, соединяющий индукцию и дедукцию, анализ и синтез, направленный на постоянное разрешение смыслового противоречия между частью и целым, между частным и общим, текстом и контекстом, предпониманием и пониманием: а) юридический позитивизм; б) герменевтический круг; в) герменевтический квадрат; г) юридический прагматизм. 3. Систематизатор юридической герменевтики, голландский юрист, правовой мыслитель: а) Гуго Гроций; б) Томас Гоббс; в) Джон Локк; г) Жан Боден.
К главе VI: 1. Парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего: а) прагматизм; б) позитивизм; в) натурализм; г) сциентизм. 2. Способ познания права, в основе которого лежит идея обоснования права посредством апелляции к законам природы: а) юснатурализм; б) позитивизм; в) юспозитивизм; г) сциентизм. 3. Поведенческий подход к праву, в рамках которого конкретное поведение должностных лиц, судей, административного аппарата рассматривается как совокупность реакций организма на раздражители внешней среды: а) бихевиоризм; б) органицизм; в) биологизм; г) фрейдизм.
К главе VII:
1. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая аксиология; г) юридический прагматизм. 2. Понятие «естественное право с меняющимся содержанием» вводит в научный оборот: а) Р. Штаммлер; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) К.Ф. Савиньи. 3. Автор концепции нормативизма: а) Е. Эрлих; б) К. Маркс; в) Г. Кельзен; г) К.Ф. Савиньи.
К главе VIII: 1. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, выдвигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практически непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом проблемной ситуации: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм. 2. Основным методом исследования права в рамках юридического прагматизма выступает метод: а) реконструкции опыта; б) герменевтического круга; в) отнесения к ценности; г) интерпретации. 3. Одним из видных представителей юридического прагматизма является американский правовед, юрист: а) Г. Кельзен; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Р. Паунд.
К главе IX: 1. Методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность этих явлений, выдвигающая задачу ее выявления посредством методологической процедуры эпохе: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический позитивизм. 2. Одним из классиков юридической феноменологии можно считать немецкого правового мыслителя, последователя Э. Гуссерля, представителя феноменологического движения XX века: а) Г. Кельзена; б) К. Маркса; в) Е. Эрлиха; г) А. Райнаха. 3. Представителем феноменологии права в российской юридической науке был выдающийся российский юрист: а) Г.Г. Шпет; б) Н. Н. Алексеев; в) Н.К. Петров; г) А.В. Павлов.
К главе X: 1. Методологияисследования права, опирающаяся на формально-логический анализ юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический позитивизм. 2. Автор идеи, согласно которой, юридическая наука должна изучать, а не оценивать право; ее задача - заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства: а) К. Бергбом; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Р. Паунд. 3. Юридический неопозитивизм как методология исследования права развивается в русле такого направления юридической науки как: а) социологическая юриспруденция; б) аналитическая юриспруденция; в) юридическая синергетика; г) юридическая феноменология.
К главе XI: 1. Методология юридических исследований, позиционирующие право как некую сумму текстов, выдвигающие задачу выявления базовых структур текстов, понимаемых как «следы» дискурса власти: а) структурный функционализм; б) юридический постмодернизм; в) юридическая синергетика; г) юридическая феноменология. 2. Определение права какразветвленной, многомерной сети – ризомы, состоящей из множества случайно и локально развивающихся элементов присуще: а) юридическому постмодернизму; б) аналитической юриспруденции; в) юридической синергетике; г) юридической феноменологии. 3. Основным методом Школы критических исследований права является метод: а) правовой реконструкции; б) правовой деконструкции; в) правовой деструкции; г) эпохе.
К главе XII:
1. Методология юридических исследований, рассматривающая право сквозь призму базовых потребностей человека, выдвигающая задачу системного исследования правовых явлений и процессов как структурно-расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное значение: а) структурный функционализм; б) юридический постмодернизм; в) постструктурализм; г) юридическая феноменология. 2. Французский правовед, социолог, автор концепции солидаризма: а) К. Бергбом; б) К. Маркс; в) Е. Эрлих; г) Л. Дюги. 3. Методология структурного функционализма находит применение в: а) социологической юриспруденции; б) юснатурализме; в) юридическом неокантианстве; г) юридической феноменологии.
К главе XIII: 1. Методология юридических исследований, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм: а) культурно-исторический подход; б) формационный подход; в) цивилизационный подход; г) юридическая феноменология. 2. Представители Исторической школы права: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Ф.К. Савиньи; г) Г.Ф. Пухта. 3. Основатель Исторической школы права: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Г. Гуго; г) К. Маркс.
К главе XIV: 1. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии: а) культурно-исторический подход; б) формационный подход; в) цивилизационный подход; г) юридическая феноменология. 2. Основатель формационного подхода к изучению правовой сферы жизни общества: а) Е. Эрлих; б) Л. Дюги; в) Г. Гуго; г) К. Маркс. 3. По мнению К. Маркса, существование политической и юридической надстройки, а также формы государства и права, методы деятельности госаппарата, способы реализации права обусловлены: а) соотношением классовых сил; б) влиянием природных факторов; в) потребностями людей; г) соотношением хаоса и порядка.
К главе XV: 1. Методология юридических исследований, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой: а) юридическая герменевтика; б) юридическая феноменология; в) юридическая синергетика; г) юридический прагматизм. 2. Мера дезорганизации права с позиций синергетики: а) правовая энтропия; б) правовая экстропия; в) правовая негэнтропия; г) правовая деконструкция. 3. Ослабление регулятивных функций правовой системы есть с позиций синергетики: а) правовая диссипация; б) правовая экстропия; в) правовая деконструкция; г) правовая реконструкция. Ключи к тестам для самоконтроля К главе I: 1. в). 2. г). 3. а). 4. в). К главе II: 1. б). 2. б). 3. а), б), в). 4. в). К главе III: 1. а), б), г). 2. б). 3. б). 4. а), г). К главе IV: 1. г). 2. в). 3. а). 4. б). 5. в). К главе V: 1. а). 2. б). 3. а). К главе VI: 1. в). 2. а). 3. а). К главе VII: 1. в). 2. а). 3. в). К главе VIII: 1. г). 2. а). 3. г). К главе IX: 1. б). 2. г). 3. б). К главе X: 1. г). 2. а). 3. б). К главе XI: 1. б). 2. а). 3. б). К главе XII: 1. а). 2. г). 3. а). К главе XIII: 1. а). 2. в), г). 3. в). К главе XIV: 1. б). 2. г). 3. а). К главе XV: 1. в). 2. а). 3. а).
Вопросы к зачету:
1. Наука как форма познания мира. 2. Наука как сфера культуры. 3. Наука как социальный институт. 4. Юридическая наука и иные формы познания права. 5. Ростки юридической науки в культуре Древневосточных цивилизаций. 6. Юридическая мысль Древней Греции. 7. Наука о праве в Древнем Риме. 8. Юридический рационализм Средневековья. 9. Юридическая рациональность в культуре Возрождения. 10. Классический этап развития юридической науки. 11. Неклассический этап развития юридической науки. 12. Постнеклассический этап развития юридической науки. 13. Основные элементы научного познания. 14. Основные этапы научного познания. 15. Методология научного познания: философские, общелогические, общенаучные методы исследования. 16. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания. 17. Герменевтика в истории методологической мысли. 18. Юридическая герменевтика. 19. Основные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гуманитарного познания. 20. Исторические сложившиеся формы натурализма. 21. Юридический натурализм. 22. Основные идеи и принципы аксиологии как методологии социально-гуманитарного познания. 23. Аксиология в истории методологической мысли. 24. Юридическая аксиология. 25. Основные идеи и принципы прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания. 26. Прагматизм в истории методологической мысли. 27. Юридический прагматизм. 28. Основные идеи и принципы феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания. 29. Феноменология в истории методологической мыслию. 30. Юридическая феноменология. 31. Основные идеи и принципы позитивизма как методологии социально-гуманитарного познания. 32. Позитивизм в истории методологической мысли. 33. Юридический позитивизм. 34. Основные идеи и принципы неопозитивизма как методологии социально-гуманитарного познания. 35. Неопозитивизм в истории методологической мысли. 36. Юридический неопозитивизм. 37. Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания. 38. Постпозитивизм в истории методологической мысли. 39. Основные идеи и принципы структурализма как методологии социально-гуманитарного познания. 40. Основные идеи и принципы постструктурализма как методологии социально-гуманитарного познания. 41. Структурализм и постструктурализм в истории методологической мысли. 42. Юридический постмодернизм. 43. Основные идеи и принципы структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания. 44. Структурный функционализм в истории методологической мысли. 45. Структурный функционализм в юриспруденции. 46. Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания. 47. Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории методологической мысли. 48. Культурно-исторический подход в юриспруденции. 49. Основные идеи и принципы эволюционного подхода как методологии социально-гуманитарного познания. 50. Эволюционный подход в истории методологической мысли. 51. Формационный подход в юриспруденции. 52. Основные идеи и принципы синергетики как методологии социально-гуманитарного познания. 53. Синергетика в истории методологической мысли. 54. Юридическая синергетика.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |