Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация. Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива




Мотивы

Итак, когда потребность осознается и происходит ее «опредмечивание», она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей

субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих

активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается

любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления

потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и

неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со
своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые
направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает в
принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые
целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотивэто осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. 1 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1999. С. 114—134. 84

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и другие отечественные
психологи считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению
Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что
побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в
форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов:
побуждениям смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл,
другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или
отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это
— мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической
структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а другой — функцию
дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей —
придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает
смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив
«только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.
X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением,
завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация
мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание
мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует
подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, есть деятельность обычно полимотивированна. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного * индивида.

Мотивацияэто процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 55


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


56 of 147


регуляции деятельности, направ-

ленной на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его основных деятельностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.