Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая риторика




1. Практическая риторика. С древности люди заинтересовались проблемами речевого воздействия, в связи с чем возникла античная риторика. Речь оказывает воздействие на людей, и это воздействие может

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 88


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


89 of 147


приводить к различным результатам. Практическая действенность речи ставит задачу понимания этой способности и ее использования. В наши дни интерес к этой области не уменьшается. Во многих странах существуют учреждения по воспитанию и поддержанию культуры речевого общения и коммуникации. В США действует Американская ассоциация академических преподавателей публичной речи. Студенты колледжей обучаются развитию навыков правильной речи, умению общаться с людьми разного статуса, возраста, положения. Считается, что владение правильной речью — предпосылка успеха в любой сфере деятельности. В Японии разработаны и практикуются школьные курсы по говорению, слушанию, чтению и письму. В России также действуют различные тренинги и курсы для развития навыков публичных выступлений, деловых переговоров, разрешения конфликтов.

Старая риторика основное внимание уделяла логичности изложения, убедительности аргументации и занималась прежде всего публичными выступлениями ораторов. Психологические данные и практика наших дней показывают, что речь не может оцениваться лишь с одной стороны — в плане ее логичности. Ситуация речевого общения представляет сложную психологическую систему со многими элементами, включая личностный компонент. Чем больше сторон этого явления учтено и согласовано, тем успешнее результат. Современная риторика занимается анализом различных сторон речевой коммуникации. Особенность нового подхода состоит в том, что личностным формам взаимодействия людей в разговоре и общении придается первостепенное значение. Рассматриваются разные ситуации взаимодействия коммуникантов: непосредственное (при разговоре «лицом к лицу») или опосредованное (при выступлении по телевидению или радио). Выявляется, как люди в общении воздействуют друг на друга и добиваются исполнения своих желаний. Рассматриваются способы организации ди-

алогов, полилогов, анализируются речевые роли собеседников, тактики их речевого поведения, активные или пассивные позиции в разговоре. Разрабатываются техники манипулирования собеседником: его запугивание, увещевание, введение в заблуждение, лесть, эмоциональные призывы и т. п. При использовании рационального убеждения учитывают ответные действия собеседника или оппонента, придумывают возможные контраргументы, приемы логической и эмоциональной борьбы. Предметом интереса современной риторики становятся различные формы коммуникации:

— трибунные формы или общение с большими массами людей;

— просто общение хорошо знакомых людей в свободной обстановке; — взаимодействие небольших групп в официальной ситуациях;

— публичные выступления на митингах, многолюдных собраниях, участие в теле- и радиопередачах «на весь мир».

И каждому из названных видов ситуации общения присущ свой тип речевого и общего поведения. Еще Гюстав Лебон в конце XIX в. в трактате «Психология масс» отмечал, что существует определенная психология масс, и надо учитывать этот факт при общении с толпой. Им было доказано, что толпа мыслит не по законам разума и логики; толпой прежде всего управляют эмоции.

«Масса может перейти... от одного мнения к диаметрально противоположному, даже не заметив этого, или, заметив, не попытается это исправить».

Толпа исключительно чувствительна к «жизненности» предлагаемых идей. Исходя из этого оратор может оперировать прежде всего тем, что вызывает непосредственный интерес у толпы, что пробуждает близкие каждому воспоминания и образы. Речь оратора должна строиться на сочетании колоритных образов и ярких аналогий с малым количеством фактов. Толпу можно увлечь образами и воззваниями, а не доказательностью, цифрами и статистическими данными.

Масса нуждается в том, чтобы внушаемые ей идеи многократно повторялись, поскольку повторяемость превращает идею-понятие в идею-действие. Однако общение между людьми не исчерпывается только взаимодействием массового характера. При деловом общении люди продуктивно рассматривают факты и логическую аргументацию, с близкими и друзьями — опираются на доверительные отношения. Практическая риторика занимается выявлением и описанием общих принципов организации этих разнообразных ситуаций общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.