Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по доходу




Факторы, определяющие эластичность спроса по цене

 

1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеются близкие заменители, то спрос на этот товар эластичен, так как при повышении цены на основной товар покупатели могут легко перейти на использование товаров-заменителей. Например, спрос на «Кока-колу» эластичен, так как при повышении цены на этот товар поку­патели могут переключиться на приобретение других тонизирующих напитков. А вот спрос на электроэнергию неэластичен, так как не имеет приемлемых заменителей.

2. Доля расходов в бюджете покупателя на данный товар. Когда цена данного товара составляет бóльшую долю дохода потребителя (например, стоимость автомобиля или мебели), то спрос на такой товар будет эластичен по цене. Когда цена составляет незначительную долю дохода (стоимость мыла, зубной пасты и т. д.), то спрос будет неэластичен по цене.

3. Значимость, привычность товара для потребителя (консерва­тизм потребителя). Спрос на товары или услуги первой необходи­мости неэластичен по цене, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен по цене.

4. Степень срочности приобретения товара. Если потребление данного товара не может быть отложено с точки зрения данного по­купателя, то спрос на такой товар неэластичен (цветы к празднич­ным дням, шампанское к Новому году, лекарство от болезни).

5. Длительность периода времени, в течение которого продавец изменит цену. Если продавец повысит цену в течение короткого периода времени, то покупатели не успеют быстро найти для себя варианты замены необходимого товара или услуги, поэтому спрос будет неэластичен по цене, и наоборот, в течение длительного временного периода потребители сумеют приспособиться, т. е. найти хорошие заменители данному товару, что сделает спрос на товар эластичным.

 

Одним из важных факторов, влияющих на изменение спроса, явля­ется доход потребителей. Эластичность спроса по доходу определяет, насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение дохода покупателей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколь­ко процентов изменится спрос на товар при изменении дохода потре­бителей на 1 %:

или ,

где – коэффициент эластичности спроса по доходу; и – первоначальная и новая величина дохода; и – первоначальный объем спроса и объем спроса после изменения дохода.

Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров он меняет свой знак. Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу ( < 0) и называются некачественными, или товарами низшего порядка.

Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную эластичность ( > 0) и называются нормальными товарами. При этом совокупность нормальных товаров принято подразделять на три группы:

1) товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов и которые имеют коэффициент эластичности:
0 < < 1;

2) предметы роскоши (блага высшего порядка),спрос на которые опережает рост доходов. Для этих товаров не существует предела насыщения, коэффициент их эластичности: > 1;

3) товары второй необходимости, спрос на которые растет в меру повышения доходов, они имеют коэффициент эластичности: = 1.

Практически во всех развитых странах спрос на определенные категории благ имеет одинаковую эластичность спроса по доходу. Так, почти везде предметы первой необходимости имеют коэффициент: < 1, a предметы роскоши: > 1. При этом одни предметы первой необходи­мости, например, такие, как соль, спички, зубные щетки, чай, кофе имеют по­ложительную, хотя и близкую к 0, эластичность спроса. Другие же, такие, например, как хлеб, картофель, маргарин (так называемые товары Гиффена) – отрицательную эластичность спроса. Наивысшая эластичность спроса по доходу характеризует спрос на частные медицинские и образова­тельные услуги, на изысканные продукты питания, некоторые высоко­качественные товары длительного пользования.

Значение эластичности спроса зависит и от уровня доходов конк­ретной социальной группы. В группе с низким доходом эластичность спроса таких товаров, как хлеб и картофель высока, следователь­но, доля расходов на них в бюджете потребителя продолжает возрас­тать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом всё бóльшую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары всё ещё могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится всё более разнообразным и качественным, несмотря на то, что увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев населения хлеб и картофель становятся благами низшего порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.