КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проективного рисунка
Одной из самых интересных методик арт-терапии является проективный рисунок. Методика проективного рисунка интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой — она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок используется как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка или взрослого, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов1. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает: 1) собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»); 2) будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»); 3) отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»). В проективном рисовании используются следующие методики: свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка; коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования; совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования; дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д. Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человека повторяются одни и те же темы — на это следует обратить внимание. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. 1 Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 191. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА................................................... 3 Предмет психологии........................................................................................... 5 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ......... 7 Житейская психология....................................................................................... 7 Развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе...................................................................................................... 8 Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 144 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 145 of 147 и в эпоху Возрождения.................................................................................... 10 Развитие психологии в Новое время........................................................... 12 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ......... 20 Экспериментальная психология сознания................................................ 20 Бихевиоризм и необихевиоризм.................................................................... 24 Гештальтпсихология........................................................................................ 25 Психоанализ и теория бессознательного.................................................. 26 Когнитивная психология................................................................................. 27 Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии.......................................................... 28 Культурно-исторический подход в психологии...................................... 29 ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ........ 31 Метод наблюдения............................................................................................ 31 Метод эксперимента......................................................................................... 33 Метод опроса: интервью и анкетирование............................................... 34 Шкалирование.................................................................................................... 36 Тестирование...................................................................................................... 37 Основные требования к тесту.................................................................. 39 Основные разновидности тестов личности......................................... 40 ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ.......................................................... 46 Основные стадии развития психики в филогенезе.................................. 46 Различие между психикой человека и животного.................................. 51 Возникновение сознания как главное событие антропогенеза.......... 53 Научение............................................................................................................. 55 Реактивное научение.................................................................................. 55 Активное научение. Оперантное обуславливание........................... 57 Научение через наблюдение................................................................... 58 Когнитивное научение............................................................................... 59 Инсайт............................................................................................................. 60 ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................... 61 Схема анализа деятельности......................................................................... 62 Социальная адаптация.................................................................................... 64 Виды деятельности......................................................................................... 66 Игровая деятельность...................................................................................... 68 Роль игры в психическом развитии ребенка.............................................. 69 Учебная деятельность...................................................................................... 70 Структура учебной деятельности. Основные положения теорий учения и обучения............................................................................................. 71 Успешность учебной деятельности............................................................. 73 Навыки и умения................................................................................................ 75 ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ.............................................................................. 78 Потребности. Виды потребностей............................................................... 78 Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма................. 79 Психоаналитические теории мотивации............................................. 80 Гуманистические теории мотивации.................................................... 81 Удовлетворение потребностей..................................................................... 83 Мотивы................................................................................................................. 84 Мотивационная сфера личности.................................................................. 86 Связь между мотивами, потребностями и эмоциями.............................. 86 ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ.................... 88 Эмоции.................................................................................................................. 88 Функции эмоций........................................................................................... 88 Виды эмоциональных состояний................................................................. 92 Стресс................................................................................................................... 94 Воля........................................................................................................................ 95 Волевой акт и структура волевого акта.............................................. 97 Воля как активность................................................................................... 98 Локализация контроля.............................................................................. 98 ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ.................... 101 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 145 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 146 of 147 Ощущения.......................................................................................................... 101 Свойства ощущений................................................................................. 102 Виды ощущений........................................................................................ 103 Измерение ощущений.............................................................................. 104 Восприятие........................................................................................................ 105 Восприятие пространства и движения............................................... 107 Память................................................................................................................ 109 Основные психологические подходы в исследованиях памяти... 110 Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память.......... 113 Произвольная и непроизвольная память........................................... 114 Эксплицитная и имплицитная память................................................. 115 Кратковременная, оперативная и долговременная память......... 116 Основные мнемические процессы........................................................ 117 Внимание............................................................................................................ 119 Произвольное и непроизвольное внимание...................................... 121 Основные свойства внимания................................................................ 122 Теоретические направления в исследованиях внимания.............. 125 Воображение.................................................................................................... 127 Основные функции воображения......................................................... 128 Формы воображения................................................................................ 129 Характеристики воображения............................................................... 130 ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ......................................................... 132 Общая характеристика мышления............................................................ 132 Процесс мышления и решение задач......................................................... 135 Основные виды мышления...................................................................... 136 Творческое мышление............................................................................. 138 Язык и речь. Связь мышления с развитием речи.................................... 139 Коммуникативная функция речи.......................................................... 140 Интеллектуальная функция речи......................................................... 141 Концепция внутренней речи Л. С. Выготского................................ 141 Практические приложения использования речи............................. 142 Интеллект........................................................................................................... 146 ГЛАВА И. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ...................................... 149 Представление о личности в отечественной психологии.................. 149 Личность и индивидуальность................................................................... 151 Основные этапы формирования личности.............................................. 152 Критерии сформировавшейся личности................................................. 154 Главные направления в зарубежной теории личности....................... 155 Бихевиоризм................................................................................................. 155 Психоаналитическая теория личности............................................. 158 Функции «защитных механизмов» личности................................... 160 Аналитическая теория личности......................................................... 162 Гуманистическая психология............................................................... 164 Когнитивная теория личности.............................................................. 166 Когнитивный диссонанс......................................................................... 168 Диспозициональная теория личности................................................ 170 Формирование Я-концепции индивида. Самооценка.......................... 174 Создание основ теории Я....................................................................... 174 Символический интеракционизм......................................................... 175 Представления об идентичности......................................................... 175 Феноменалистический подход.............................................................. 176 Самооценка................................................................................................ 177 ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......... 180 Сангвинический темперамент..................................................................... 181 Флегматический темперамент..................................................................... 181 Холерический темперамент......................................................................... 181 Меланхолический темперамент................................................................. 182 Характер............................................................................................................ 183 Способности..................................................................................................... 186 Доказательства врожденности способностей................................. 187 Доказательства возможности формирования способностей....... 187 Изучение одаренности............................................................................ 189 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 146 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 147 of 147 ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ................................................................................ 190 Вербальная и невербальная коммуникация........................................... 191 Вербальная коммуникация.................................................................... 191 Невербальная коммуникация................................................................ 193 Обмен информацией в коммуникативном процессе............................. 195 Виды взаимодействия при общении.......................................................... 197 Стили взаимодействий............................................................................. 198 Взаимодействие как организация совместной деятельности...... 199 Социальная перцепция.................................................................................. 201 Типы восприятия людьми друг друга........................................................ 203 Межличностная аттракция........................................................................... 207 ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА..................... 209 Основные направления практической психологии............................... 209 Сферы практического применения психологического знания.......... 212 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ................. 220 Психологическое консультирование........................................................ 220 Основные этапы работы психолога-консультанта........................ 223 Семейная психотерапия................................................................................ 231 Направления в семейной психотерапии............................................ 233 Арт-терапия...................................................................................................... 236 Психотерапевтические цели арт-терапии......................................... 239 Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем...... 240 Методика проективного рисунка......................................................... 241 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998. 2. Немое Р. С. Общие основы психологии. М., 1994. 3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. 4. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995. 5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М: Юрайт, 2004. 6. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 7. Кулагина И. Ю., Колющий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2003. 8. Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 9. Кожохина С. К Путешествие в мир искусства. М.: Сфера, 2002.
10. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М: Независимая фирма «Класс», 2000. 11. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000. 12. Копытин А. И. Осн 13. овы арттерапии. СПб., 1999. 14. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. 15. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 16. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1991. Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу update 17.01.06 Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |