В России вырабатывается около 100-120 тыс. т высококачественных моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, для чего закупается ежегодно 16-18 тыс. т присадок.
Устойчивый средний ассортимент импортируемых присадок, %%:
Пакеты присадок, всего 87
в т.ч. для моторных масел 80
для трансмиссионных масел 7
Вязкостные загустители 8
Депрессаторы 1,5
Прочие 3,5
(сукцинимиды, фенаты, сульфонаты,
антикоррозионные, антиржавейные, антидымные и др.)
Импортерами присадок в Россию являются всемирно известные фирмы, обладающие передовыми научными разработками, технологиями и мощным производственным потенциалом: Лубризол, Афтон, Шеврон, Оронайт, Ромакс и др.
Объемы поставок присадок основными фирмами составляют:
8 Лубризол – 32-35 %
8 Инфинеум – 20-22%
8 Афтон – 10-12%
Стоимость закупки импортируемых присадок – около USD 65-75 млн.
Т.е. затраты на приобретение присадок для ВИНК не обременительны (относительно их доходорв от производства масел), что не стимулирует развитие собственного производства присадок.
Другим фактором, не стимулирующим ВИНК в развитии собственного производства присадок, является высокая стоимость отечественных присадок; если в 90х годах они были в 3-5 раз дешевле импортных, то в настоящее время их цена близка к закупаемым. Это объясняется резким повышением стоимости исходного сырья (значительные объемы импортируются), энергоресурсов, затратным производством на устаревших, чрезвычайно энергоемких мощностях, небольшими объемами производства и принятой в России системой ценообразования. Потребителей привлекает также четкое исполнение контрактов экспортерами, высокое качество присадок, исключающее брак, эффективная помощь в одобрении присадок.
Суммируя общую потребность России в импортных присадках, необходимо учесть, что помимо закупок непосредственно присадок, существует «скрытый» их импорт. Это присадки, содержащиеся в моторных маслах, закупаемых для эксплуатации современной зарубежной техники. Импорт таких масел ежегодно растет и достигает уже около 260 тыс. тонн. При содержании в этих маслах 10-15% присадок, «скрытый» импорт их достигает 25-35 тыс. тонн.
Т.е. в настоящее время Россия нуждается в производстве 55-60 тыс. т современных присадок (дополнительно к вырабатываемым).
По общему объему выпуска, присадки для топлив существенно превышают присадки для масел. Всего присадок для топлив производят порядка 1,5 млн т/г. Кроме того, выпускается около 30 млн т/г оксигенатных (кислородсодержащих) компонентов бензинов – МТБЭ, этанола и др. Их фактически нельзя уже отнести к присадкам, т.к. они вводятся в больших количествах и являются компонентами бензинов.
Общий ассортимент присадок для топлив значительно больше, чем для масел. Но большинство из них применяется пока в очень ограниченных количествах и широко распространенных типов присадок не больше, чем для масел. Классификация присадок для топлив по назначению представлена в таблице.
Таблица 1. Ассортимент присадок для топлив
Тип присадки
Топливо
Концентрация, %
Пример активного компонента
Назначение
Модификаторы воспламенения
Антидетонаторы (октаноповышающие)
Бензины
0,01 – 0,1
1 – 2
Металлоорганические соединения свинца, железа и марганца; органические соединения щелочных металлов;
N-метиланилин и композиции на его основе
Оксигенаты
Предотвращают преждевременное воспламенение бензина в двигателях с принудительным воспламенением
Промоторы воспламенения (цетаноповышающие)
Дизельные топлива
0,05 – 0,5
Алкилнитраты, алкилпероксиды
Повышают цетановое число топлива за счет образования свободных радикалов, инициирующих
самовоспламенение
Диспергируют парафины, предотвращая начало их кристалло-образования. Обеспечивают стабильность дизельных топлив в условиях холодного пуска
Антиобледенитель-ные
Бензины и
дизельные
топлива
0,01 – 0,05
ПАВ различного состава, в частности компоненты моющих присадок
Предотвращают обледенение топливной аппаратуры, образуя на поверхности защитную пленку
Противоводокрис-таллизующие
Все виды топлив
0,5 – 2,0
Спирты; целлозольвы
Образуют низкозамерзающие смеси с водой, растворенной в топливе
Модификаторы трения
Противоизносные
Бензины, реактивные и дизельные топлива
0,01 – 0,1
Карбоновые кислоты и их производные, жирные амины
Образуют на поверхности трения пленку, защищающую ее от износа
Антифрикционные (топливосберегаю-щие)
Бензины и дизельные топлива
0,01 – 0,05
Соединения молибдена, поверхностно-активные вещества
Повышают механический КПД двигателя вследствие снижения потерь на трение
Приработочные
Дизельные топлива
0,05 – 0,2
Соединения алюминия, хрома и других металлов, продукты сгорания которых обладают абразивным и полирующим действием
Ускоряют обкатку двигателей и топливной аппаратуры
Маркирующие
Красители
Светлые топлива
0,0005 – 0,001
Топливорастворимые пигменты типа фталоцианинов, азосоединений, производных антрахинона
Свидетельствуют о наличии в бензине свинца, повышенном содержании серы в дизельных топливах. Используются также для различения топлив разных производителей
Тип присадки
Топливо
Концентрация, %
Пример активного компонента
Назначение
Антикоррозионные
Антиржавейные (защитные)
Все виды топлив
0,005 – 0,05
Производные алкенилянтарного ангидрида, амиды и комплексные соли сульфокислот
Уменьшают электрохимическую коррозию металлов на границе paздела фаз топливо-воздух,
топливо- вода
Антикоррозионные (низкотемпературная коррозия)
Все виды топлив
0,0005 – 0,005
Вещества основного характера, нейтрализующие продукты сгорания сернистых соединений (амины, нитраты и карбонаты щелочных металлов); ПАВ, препятствующие попаданию агрессивных продуктов на поверхности
Снижают химическую коррозию, вызванную агрессивными продуктами сгорания топлива или продуктами гидролиза компонентов
топлив и присадок
Антикоррозионные (высокотемператур-ная коррозия)
Остаточные топлива
0,05 – 0,5
Органические и не органические соединения магния
Образуют высокоплавкие продукты сгорания ванадия и натрия, что предотвращает их налипание на нагретые поверхности
Повышающие безопасность применения и улучшающие эргономические характеристики
Антистатические
Бензины
0,00005 – 0,0005
Композиции ПАВ с солями металлов (хрома) высших карбоновых кислот
Снижают пожароопасность при работе с топливом за счет уменьшения статической электризации
Противотуманные
Реактивные топлива
0,05 – 2,0
Полимеры (атактический пропилен, полиизобутилен)
Образуют в топливе структурную систему, что препятствует образованию пожароопасного тумана при авариях
Одоранты
Бензины и дизельные топлива
0,0001 – 0,001
Производные, терпенов, эфирные масла
Придают топливам приятный запах
Отвращающие
Бензины и дизельные топлива
0,0001 – 0,001
Соединения с ярко выраженным неприятным запахом
Придают топливам неприятный запах с целью предотвращения использования их не по назначению
Дезодоранты
Бензины и дизельные топлива
0,0001 – 0,001
Эфирные масла
Маскируют неприятный запах компонентов топлив
Тип присадки
Топливо
Концентрация, %
Пример активного компонента
Назначение
Модификаторы коллоидно-химических свойств
Диспергирующие
Остаточные
топлива
0,05 – 0,2
Диалкилнафталины, ПАВ различной природы
Предотвращают расслоение топлива при хранении и улучшают его распыляемость в топке
Деэмульгаторы
Дизельные топлива
0,005 – 0,01
Оксиэтилированные спирты, кислоты, амины и другие ПАВ
Ускоряют отделение воды от топлива. Требуют отстоя
Эмульгирующие
Котельные топлива
0,05 – 0,2
Все виды ПАВ
Способствуют созданию гомогенной эмульсии и воды в мазуте для улучшения его сгорания в топке
Антипенные
Бензины и дизельные топлива
0,0001 – 0,001
Полисилоксаны, этиленбисамиды карбоновых кислот и другие ПАВ
Уменьшают вспенивание топлива при наливе, что ускоряет налив и уменьшает потери
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление