КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Царизм и модернизация России. Выбор 1917 г. 1 страница
Тема 6 Тема 5
Основные тенденции развития Российской империи в XIX в. Цель: показать основные направления внутренней и внешней политики правления Александра I в России, определить их отличительные черты и влияние политической реакции Николая I на духовную и социальную жизнь общества. Рассмотреть сущность и необходимость великих реформ 60-х – 70-х гг. 19 века и их влияние на дальнейшее развитие России, содержание и характер модернизационных процессов, дать характеристику внешней политики России во второй половине XIX столетия. Раскрыть особенности развития отечественной культуры.
План: 1. Россия на пороге реформ в начале XIX века. Александр I: его внутренняя и внешняя политика. 2. Политическая реакция и реформы при Николае I. Крымская война. 3. Реформы 60 –70 гг. в России. Историческая роль Александра II и демократизация страны. 4. Александр III и контрреформы 80–90 гг.
Понятия и определения: министерства, Государственный совет, Комитет министров, кодификация, бюрократизация, военные поселения, жандармерия, полицейское государство, реформы, буржуазные реформы, либерализация, революция, земства, местное самоуправление, контрреформы.
Основные исторические даты периода: 1801-1825 гг. - царствование Александра I. 30 марта 1801 г. - учреждение «Непременного совета». 1802 г. - учреждение министерств. 1803 г. - Закон о «вольных хлебопашцах». 1805-1807 гг. - участие России в антифранцузской коалиции. 1806-1812 гг. - русско-турецкая война. 1806-1813 гг. - русско-персидская война. 1807 г. - Тильзитский мир с Францией. 1808-1809 гг. - русско-шведская война. Присоединение Финляндии к России. 1809 г. - проект «Всеобщего государственного преобразования» М.М. Сперанского. 1810 г. - учреждение Государственного совета. 1812 г. - Отечественная война. 1815 г. - установление Конституции Царства Польского. 1821—1825 гг. - «Северное» и «Южное» тайные общества декабристов. 14 декабря 1825 г. - выступление декабристов в Петербурге. 1825—1855 гг. - царствование Николая I, 1826 г. - учреждение секретного комитета. 1826—1828 гг. - война России с Персией. 1828—1829 гг. - русско-турецкая война. 1830—1831 гг. - восстание в Польше. 1833 г. - Манифест о введении в действие «Свода законов Российской империи». 1833 г. - указ о запрещении продажи крепостных с публичного торга и с раздроблением семейства. 1835 г. - указ о запрещении помещикам отзывать крепостных, работающих по найму на фабриках и заводах, до окончания срока найма. 1835 г. — новый университетский устав. 1837 г. — открытие в России общедоступной Царскосельской железной дороги. 1839—1843 гг. - денежная реформа Е.Ф. Канкрина. 1840 г. - указ о разрешении владельцам фабрик и заводов отпускать на волю посессионных рабочих. 1841 г. — закон о запрете беспоместным дворянам покупать крестьян «на вывод» (без земли). 1842 г. - указ об обязанных крестьянах. 1851 г. — открытие Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. 1853—1856 гг. - Крымская (Восточная) война. 1855—1881 гг. - царствование Александра II. 1856 г. - дискуссии (в основном в среде либералов) по вопросам аграрной реформы. 1857 г. - начало издания А. Герценом и Н. Огаревым в Лондоне журнала «Колокол». Январь 1857 г. - образование Секретного комитета для составления проекта аграрной реформы. Ноябрь 1857 г. - создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. 1858 г. - Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Освобождение удельных крестьян. 1859 г. - создание редакционных комиссий для изучения материалов губернских комитетов. Октябрь 1860 г. - завершение работы над проектом аграрной реформы. 19 февраля 1861 г.— подписание Манифеста и Положения об освобождении крестьян. Конец 1861 г. - образование тайного общества «Земля и воля». 18 июня 1863 г. - принятие либерального университетского устава, начало реализации реформы в сфере образования. 1 января 1864 г. — провозглашение земской реформы. 14 июля 1864 г. - новый устав начальных школ. ноября 1864 г. — новый устав гимназий. ноября 1864 г.— судебная реформа, 6 апреля 1865 г. - реформа в области цензуры. 16 июня 1870 г. - реформа городского управления. 1 января 1874 г. - военная реформа Д. А. Милютина. Весна—лето 1874 г. — «хождение в народ». 1875г. - образование «Южно-российского союза рабочих». 1876 г. — создание обновленной революционной народнической организации «Земля и воля». 1878 г. – образование «Северного союза русских рабочих». Лето 1879 г. – образование на базе «Земли и воли» новых народнических организаций: «Народной воли» и «Черного передела». 1 марта 1881 г. – подписание Александром II проекта «конституции» М.Т. Лорис-Меликова. Убийство царя народовольцами. 14 августа 1881 г. - принятие закона о чрезвычайном положении. 27 августа 1882 г. - принятие новых, более жестких цензурных правил. 1883 г. - основание в Женеве группы «Освобождение труда». 1884 г. - принятие нового университетского устава, отменившего университетскую автономию. 18 июня 1887 г. - циркуляр министра народного просвещения «о кухаркиных детях». 1890 г. - земская «контрреформа». 11 июня 1892 г. - городская «контрреформа». 1894 г. - смерть Александра III.
Исторические деятели периода: Павел I; Александр I; Николай I; Александр II; М.М. Сперанский; А.А. Аракчеев; Е.Ф. Канкрин; Н.Н. Новосильцев; П.Д. Киселев; С. Уваров; М.И. Кутузов; А.П. Ермолов; И.Ф. Паскевич; П.С. Нахимов; И.Ф. Крузенштерн; Ю.Ф. Лисянский; Ф.Ф. Беллинсгаузен; М.П. Лазарев; П.И. Пестель; Н.М. Муравьев; С.И. Муравьев-Апостол. А.С. Пушкин; Н.В. Гоголь; М.Ю. Лермонтов; Н.М. Карамзин; А.И. Герцен; Н.Г. Чернышевский; Л.Н. Толстой; А.С. Грибоедов; Н.И. Лобачевский; М.И. Глинка; Т.Н. Грановский; Н.А. Некрасов; И.С. Тургенев; М.Е. Салтыков-Щедрин; С.М. Соловьев; Александр III; М.Т. Лорис-Меликов; К.П. Победоносцев; А.В. Го-
Основные положения проблемы: Россия на пороге реформ в начале XIX века. Александр I, его внутренняя и внешняя политика
Власть и реформы — первая четверть XIX века. Александр I В реализации плана либеральных реформ большую роль сыграл «Негласный комитет», в состав которого входили ближайшие сподвижники Александра I (граф П.А. Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и граф А. Чарторыйский). Основными событиями реформаторской деятельности стали: замена в 1802 г. 12 коллегий 8 министерствами, в 1803 г. принятие Указа «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли освободить крепостных с землей за выкуп {всего по этому указу свободу получили менее 1,5% крепостных крестьян), реформа образования в 1804 г. — учреждение уездных училищ, губернских гимназий и новых университетов (в Казани, Харькове и Дерпте). Университеты получили право автономии, то есть право самостоятельно выбирать ректора и составлять учебные программы. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. Развивалась и экономика, в частности, дальнейший импульс получило развитие техники, однако прогресс тормозили устаревшие общественные отношения. Дешевизна крепостного труда не стимулировала введение новых изобретений. В России слабо развивался рынок свободной рабочей силы, мало было свободных капиталов. Условия покупки рабочих для заводов были ограничены. Однако с 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право распоряжения землей. Купцов стали награждать медалями, они получали особые звания, что способствовало формированию купеческого самосознания. К 1810 г. под руководством М.М. Сперанского был разработан проект реформ, в основе которого лежала идея разделения властей. Предполагалось создание представительных органов снизу доверху (волостных, уездных и губернских) и Государственной Думы. Государственная Дума могла одобрять законы, принимать бюджет. Избирательное право имели бы все владеющие землей или капиталами, в том числе государственные крестьяне. Однако из-за сопротивления части дворянства, а также из-за нежелания самой власти в чем-то себя ограничивать проект реформ так и остался нереализованным. В 1810 г. был создан только Государственный Совет, ставший не верхней палатой планируемого Сперанским парламента, а лишь законосовещательным органом. Россия участвовала во всех коалициях против Франции. В 1805 г. под Ульмом Наполеон разгромил австрийскую армию и захватил Вену. В сражении под Аустерлицем австро-русская армия была разбита, потеряв 30 тыс. чел. В 1806 г. потерпела поражение Пруссия. Русские войска в 1807 г. потерпели поражение под Фридландом. В 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мир. В 1812 г. Наполеон, стремившийся к «мировому господству», объявил войну России. Началась Отечественная война. Победа над французской армией была достигнута исключительно благодаря национальному сопротивлению иноземным захватчикам, созданию земского ополчения. Однако эта победа не означала еще национального согласия. Крестьяне ожидали освобождения от крепостного права. Часть дворянства — продолжения либеральных реформ, введения в России конституции. А сам Александр I разочаровался в либеральных ценностях и стал искать «христианский ответ французской революции». Были созданы Теологический институт (1810 г.) и Библейское общество (1813 г.). В Европе большую роль стал играть так называемый «Священный Союз», задуманный как прообраз объединения народов в единую нацию и единое религиозное сообщество. Этот «Союз» должен был противостоять революциям в Европе. Между тем в стране начинались восстания. В 1820 г. произошло выступление в Семеновском полку. Большое недовольство вызывала политика «аракчеевщины», при которой деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства (всего около 400 тыс. крестьян). Восстания военных поселенцев прошли в 1819 г. на Украине в Чугуеве, в 1831 г. в Новгородской губернии. Началась проверка университетов. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с князем А.Н. Голицыным. В частности, за «вольномыслие» были уволены десятки лучших университетских профессоров. Появление декабристского движения стало закономерным результатом отсутствия единства между властью и обществом. Надежды на «реформы сверху» провалились. Идея модернизации и идея самодержавия стали противопоставляться. В России зарождался революционный либерализм. Его приверженцами являлись представители дворянской интеллигенции. На протяжении 1816 — 1820 гг. возникли общества декабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союз благоденствия», носившие полулегальный характер и провозглашавшие формально достаточно мирные задачи повышения нравственности и просвещения. Лишь с 1821 г. сформировались наиболее крупные структуры:
Первые тайные организации: 1816 – 1818 гг. «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов отечества» 1818 – 1821 гг. «Союз благоденствия»
1821 – 1825 гг.:
Северное общество (Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский, К. Рылеев) подготовило проект Конституции (автор Н. Муравьев), согласно которой ограничивалась власть царя. Россия должна была стать конституционной монархией с двухпалатным парламентом (Народное вече). Территориально страна представлялась федерацией из 14 «держав» с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властями. Крестьяне при освобождении получали по две десятины земли на двор (чуть больше 2 га). Программа Южного общества (П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, А. Юшневский) была более революционной. Проект «Русской Правды» (автор П. Пестель) предусматривал создание революционного правительства с диктаторской властью. Упразднялось крепостное право и сословный строй, устанавливалось равенство всех граждан перед законом. Верховная законодательная власть принадлежала Народному вече, а исполнительная — Державной Думе. Крестьяне получали землю в двух формах (коллективной, неотчуждаемой собственности и частной, отчуждаемой собственности) за счет частичного изъятия помещичьей земельной собственности. Главную опору в своих действиях будущие декабристы видели не в народе, а в армии. Для восстания был избран подходящий, как казалось декабристам, момент. В октябре 1826 г. внезапно скончался Александр I. После этого армия и чиновники присягнули Великому Князю Константину Павловичу, а после отказа его занять престол была назначена переприсяга Великому Князю Николаю Павловичу, младшему сыну Павла I. Отказ присягать Николаю и «верность» прежней присяге Константину представлялись солдатам борьбой за воцарение «справедливого царя» Константина. В это же И перед Россией по-прежнему оставалась проблема продолжения реформ, но теперь уже «реформ сверху» по инициативе царской власти.
Политическая реакция и реформы при Николае I. Крымская война.
Восстание декабристов привело к противостоянию власти и духовной элиты. Император Николай I [1825—1855] противопоставил идеалам либерализма идеалы охранительной политики. Укреплена власть, значительно расширены полномочия государственного аппарата. Была создана Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, которой придавались общегосударственные функции: политическая полиция, кодификация законов, управление благотворительными и образовательными учреждениями, а в 1836 г. и государственными крестьянами. Особую роль играло III Отделение, которое преследовало государственных преступников. В 1827 г. в распоряжение ее начальника графа Бенкендорфа был передан корпус жандармов. Отказавшись от попыток изменения государственного строя, Николай I сосредоточил внимание на укреплении порядка внутри страны. Одной из первых мер стала кодификация законов, изданных еще в 1649 г. (этим стал заниматься М.М. Сперанский). В 1830 г. издано «Полное собрание законов Российской Империи», из которого был выделен Свод законов Российской Империи. Благодаря систематизации законодательства удалось ограничить произвол судебных чиновников. Наступили ограничения свобод и в области образования — был введен новый школьный устав, согласно которому в приходских училищах могли учиться только крестьяне, в уездных училищах учили детей купцов и ремесленников, а в семиклассную гимназию имели право поступать дети дворян и чиновников. Только гимназия давала право для поступления в университет. В начальных и средних школах вводились телесные наказания. Новый университетский устав 1835 г. ограничивал университетскую автономию. Была стеснена наука, уничтожен университетский суд, закрыты кафедры философии. Не было значительных изменений ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. В государственной деревне была упорядочена система сбора налогов и введено крестьянское самоуправление (волостной крестьянский сход, волостное правление, сельские сходы, староста, сотские и десятские). Завершилось хозяйственное освоение Юга России (Новороссии). К середине XIX века стали очевидными кризис эффективности помещичьего хозяйства, земельная «теснота» в центре России. В стране была слабо развита банковская система. Фактически основной задачей государственных банков становилось кредитование убыточных помещичьих хозяйств, из-за этого у банков систематически не хватало оборотных средств. Министр финансов граф Е.Ф. Канкрин был противником создания частных банков, считая их деятельность спекуляцией. Россия переживала серьезный кризис металлургической промышленности. Собственного металла не хватало. Единственной отраслью хозяйства, которая получала субсидии от казны, была военная промышленность (на ее финансирование уходила половина бюджета). Николай I все в большей мере чувствовал себя вершителем судеб Западной Европы. В 1830—1831 гг. было подавлено восстание в Польше, взята штурмом Варшава. Николай рассчитывал на разрешение так называемого «восточного вопроса» в интересах России. Была проведена успешная война с Турцией (1828—1829 гг.), началась война за присоединение горских племен Северного Кавказа — первая Кавказская война (1834—1864 гг.). В 1854—1856 гг. прошла неудачная для России Крымская война. Поводом для нее стал спор из-за «палестинских святынь» о том, кому — православным или католикам — будут даны ключи от Вифлеемского храма. Война началась с разгрома турецкого флота в Синопском сражении. Однако вскоре в войну России и Турции вмешались Англия и Франция. Характер войны сразу же изменился, русские войска стали терпеть поражения. В 1855 г. началась осада Севастополя. Николай I умер в разгар боев. В соответствии с Парижским мирным договором 1856 г. Россия потеряла устье Дуная, ей было запрещено иметь флот на Черном море. Поражение в Крымской войне продемонстрировало всю остроту кризиса экономической и политической системы Российской империи и привело к проведению реформ 1860-х гг., отмене крепостного права. После восстания декабристов наблюдался спад революционного движения. Первые годы еще действовали различные революционные кружки, в основном в студенческой среде Московского университета. В 1826—1827 гг. действовал кружок братьев Критских, в 1831 г. — «Сунгуровское общество» — ставка на возможность восстания, подключение к нему армии. Но кружки вскоре были разгромлены полицией. В 1830-е годы наступило время «политической зимы». П.Я. Чаадаевым (1794—1856) в журнале «Телескоп» были опубликованы «философические письма» (1828—1830 гг.). В них Чаадаев отмечал конфликт между творческим духом европейской цивилизации и архаическим характером русской православной традиции. В 1836 г. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Еще одним противостоянием в первой половине XIX века было противостояние славянофилов и западников. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) считали, что противоречия в русской истории берут свое начало только со времени правления Петра I. Главной основой России считалась крестьянская община. Основу политической системы в России они видели как соединение царской власти и восстановленного Земского собора как сословно-представительного органа. Царь должен был подчиняться заветам Русской Православной Церкви. Целью славянофилов признавалось восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Западники (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) считали, что для развития России необходимо возрождение индивидуального самосознания. Историк К.Д. Кавелин подчеркивал тягловый, неправовой, недемократичный характер русской общины. Он считал, что нужно ликвидировать деспотизм как наихудшую форму монархии. Условия для своего развития Россия получила только благодаря реформам Петра I. Реформы 60 –70 гг. в России. Историческая роль Александра II и демократизация страны
Правление Александра II [1855—1881] стало временем значительных перемен в экономической, политической и социальной областях. Вновь возродились идеалы либерализма. Лидер либералов — Великий князь Константин Николаевич. Целями «общественного прогресса» признавались личная свобода граждан, общественное самоуправление, независимость судов, введение подоходного налога, демократизация образования и в конечном итоге конституционная монархия. Чтобы Россия смогла войти в систему европейских ценностей, были необходимы либеральные реформы. Несмотря на сопротивление значительной части дворянства, Россия вступила на путь реформирования. Крестьянская реформа началась 19 февраля 1861 г. В этот день был опубликован «Манифест» и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили теперь личную свободу. Они могли заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия, хотя и надельная земля находилась в собственности общины. При этом оставался нетронутым традиционный уклад жизни деревни. Сохранялись нормы обычного права. Крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование (собственником вместо помещика становилась община), но при этом платили выкуп за свои повинности, которые помещик уже не мог потребовать выполнить. Земская и городская реформы (1864, 1870 годы) вводили всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях, в компетенцию которых входили вопросы развития местного хозяйства, распределения государственных податей и назначения местных сборов, благотворительные заведения, здравоохранение и народное образование. В городах появились выборные городская дума и городской голова. Функции городской власти также сводились к хозяйственным делам — благоустройству городов, развитию городского транспорта, жилищного строительства. В 1864 г. прошла «самая демократическая», как писали о ней современники, судебная реформа. В соответствии с ней вводились бессословность судопроизводства, несменяемость судей, состязательность суда (у обвиняемого появляется право на защиту) и суд присяжных. Финансовые дела в России поправлялись за счет иностранных кредитов. Выкупные платежи были растянуты по времени, росли государственные капиталовложения в сельское хозяйство. Бюджет стал гласным и сведения о его расходах и доходах публиковались в газетах. В 1863 г. был принят новый университетский устав. Снова восстанавливались внутренняя автономия университетов, выборы ректора, распоряжение учебным процессом и университетским судом. Вводились принципы всесословной школы, расширялась сеть государственных, земских, церковноприходских училищ. Создавались также семиклассные средние гимназии и реальные училища с ориентацией на гуманитарное и техническое образование (университеты или институты соответственно). Большое значение имела военная реформа 1874 года. Тогда был принят Устав о всеобщей воинской повинности (призыву подлежали достигшие 21 года). Сокращало срок службы и наличие образования (высшее образование уменьшало его до 6 месяцев), создавалась система обученного резерва (на случай призывали резервистов), а также система подготовки кадров (через кадетские корпуса и военные училища).
Проведение реформ существенно укрепило положение Александра II. Либералы поддерживали реформы, крестьяне верили в «настоящего царя», который «дал волю». Политика Александра II показывает, что можно добиться результатов путем «реформ сверху». Реформы положили начало модернизации российского общества. В 1880 г. министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов добился у царя разрешения на созыв сословно-представительного собрания. Но в тот же день 1 марта 1881 г. Александр II был убит террористами — народовольцами. Движение народовольцев было прямым следствием безусловно позитивных, но незавершенных реформ Александра II. Еще до отмены крепостного права известный русский писатель и общественный деятель А.И. Герцен отмечал, что главное для России — возрождение артельных, общинных традиций, через которые русский кре- Основным террористическим актом стало убийство 1 марта 1881 года Александр III и контрреформы 80 – 90 гг. Правление Александра III (1881—1894) началось с обращений Самарского, Новгородского, Казанского, Тверского, Рязанского земств, требовавших продолжения реформ. Но царь выступил с манифестом, в котором говорилось о вреде либеральных ожиданий. Основой политики нового правительства стало укрепление государственной власти. Страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов, способствовал этому. Александра III поддерживали граф Д.А. Толстой, К.П. Победоносцев, князь В.П. Мещерский. В отношении земств проводилась политика государственного контроля. Губернаторы получали право отменять любое решение Земского собрания. В 1889 г. был создан аппарат земских начальников, контролировавших общинное самоуправление крестьян, рассматривавших судебные дела, земельные споры. Серьезные перемены произошли в высшей и средней школах. В 1884 г. появился новый университетский устав, уничтоживший автономию университетов. Был упразднен университетский суд, а решение о выборе преподавателей принимало Министерство просвещения. Назначался попечитель округа, возросла плата за обучение, увеличился срок военной службы для выпускников вузов. В 1887 году был принят «Циркуляр о кухаркиных детях», в соответствии с которым в гимназии запрещалось принимать лиц «низших сословий», исключая особо одаренных детей. В деревне укреплялись общинные принципы земельных переделов и круговой поруки. Без согласия схода крестьянам запрещалось выходить из общины. Контрреформы нанесли сильный удар по либеральному и революционному движению. Национальные идеи противопоставляли либеральным. Возрождалась теория «официальной народности».
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |