Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические проблемы и основные понятия исторической науки 4 страница




10. Статья предусматривает продажу на рынке несостоятельных должников с тем, чтобы рассчитаться за долги. Кто должен осуществлять эту операцию и как?

11. "Заложившийся работник за побег от хозяина становится полным холопом", - гласит статья. А если у работника уважительные причины (какие?), как тогда давалась управа по закону?

12. Если пахотный наймит теряет походного коня своего хозяина, "он не обязан платить за это". Если же у него пропадут плуг и борона, он обязан платить. Почему ответственность за утерю хозяйского добра неодинакова?

13. "Дети разных отцов, но одной матери (бывшей за двумя мужьями) наследуют то, что каждому оставил его отец", - сказано в "Русской правде". А как быть, если один из отцов растратил имущество другого?

14. Рассмотрите положение женщин в Древнерусском государстве.

Обобщающие задания

1. Кто, какие органы занимались судебными делами на Руси?

2. Какой характер "Русской правды" вы определили бы - религиозный, морально-нравственный, административный, классовый и т.д.?

3. Многие статьи рассматриваемого документа могли быть реализованы только в условиях принятия определёнными сторонами присяги. Неужели воры, беглые, убийцы и т.п. были столь правдивы и честны?

Методические советы для студентов:

При изучении первого вопроса прежде всего необходимо выяснить вопрос о происхождении восточных славян, о месте славянских племён во время «великого переселения народов». Далее необходимо рассмотреть социально-экономические и политические изменения, происходящие в недрах славянского общества на рубеже 8–9 вв. Стоит уделить внимание причинам появления государственной, княжеской власти и её функциям. Выясните причины и основные положения норманнской теории. Обратите внимание на антинорманнскую теорию. Как современная историческая наука оценивает норманнскую теорию?

Далее обратите внимание на особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дайте характеристику правления первых русских князей. Рассмотрите проблему формирования государственно-феодальной системы эксплуатации. Кроме того, необходимо дать характеристику правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Выяснить, почему именно на время их правления приходится период расцвета Киевской Руси. Проведите работу с историческим источником. Ответьте на вопросы, которые находятся после текста документа. Рассмотрите эволюцию восточно-славянской государственности в 11-12 в. Укажите причины, послужившие началом феодальной раздробленности. Покажите её последствия для дальнейшего развития государства. Дайте характеристику социально-политической структуре Руси в период феодальной раздробленности. Рассмотрите особенности основных политических центров Руси.

При рассмотрении третьего вопроса укажите на причины начала монголо-татарского нашествия, дайте характеристику монгольского государства. Рассмотрите два этапа нашествия монгольских войск на Русь. Укажите, какие социально-политические изменения в русских землях произошли в период монголо-татарского ига.

Рассмотрите причины возвышения Москвы, с каким городом Москва вела соперничество, почему именно она становится первым городом Руси. Дайте характеристику правления московской княжеской династии. Выделите этапы складывания единого Московского государства. Как складывались отношения между московскими князьями и русской православной церковью. Рассмотрите подробнее Куликовскую битву. Дайте характеристику сложившемуся единому русскому государству, выделите его особенности.

Назовите специфические особенности древнерусской культуры. Приведите наиболее яркие её примеры.

Сделайте в целом вывод о развитии Русского государствав 8–14 вв.

Темы для докладов и сообщений:

1. Геополитический фактор в истории Руси.

2. Общественный идеал в Древней Руси.

3. Языческие верования древних славян.

4. Полководцы Древней Руси.

5. Первые Рюриковичи.

6. Русские города в период монгольского владычества.

7. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

8. Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют точки зрения на проблему происхождения славян?

2. Под влиянием каких внутренних и внешних условий проходило формирование древнерусского государства?

3. Какие категории свободного и зависимого населения вы можете назвать, опираясь на древние русские летописи?

4. Какие общие и отличительные черты русских земель в XIII–XV вв. вы можете выделить?

5. Что нового в развитии русской культуры произошло в период ига?

6. Можно ли утверждать, что «отставание» Руси в ее развитии от стран Запада сложилось именно в XIII–XV вв. Почему?

 

Основная литература:

1. Арцыбашева Т.Н. Славяне - русы - варяги - кто они? // Вопросы истории. - 2004. - № 1. - С. 24-26.

2. Богданов А. Княгиня Ольга // Вопросы истории. - 2005. - № 2. -
С. 57-73.

3. Бугров А. Зарубить на носу // Родина. - 2005. - № 5. - С. 4-9.

4. Бутрамеев В.Б. Всемирная история в лицах: древний мир. - М., 2000.

5. История России: Учебник для технических вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., переработанное и доп. - М., 2004.

6. История России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник для студентов вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд., исправленное. - М., 2000.

  1. Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней: Справочник по истории России. - М., 2000.
  2. Рыбаков С.В. Осмысление истории в образованном обществе Древней Руси // Вопросы истории. - 2005. - № 7. - С. 112-121.
  3. Тарасов А.Е. Возвышение митрополита Ионы (Из истории церковно-политической борьбы во второй четверти 15 века) // Вестник МГУ. «История». – 2005. - № 2. - С. 97-119.

10. Шахнадаров О.Л. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России // Вопросы истории. - 2005. - № 6. - С. 58-77.

11. Щавелев С.П. Первооткрыватели курских древностей: Очерки, истории археологического изучения курского края. - Курск, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для студентов средних пед. заведений. - М., 1999.

2. Большая детская энциклопедия: История России с древнейших времен до XIX века. - М., 1999.

3. Бутрамеев В. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года. - М., 1999.

4. Греков Б. Киевская Русь. - М., 1986.

5. Груссе Р. Чингисхан. - М., 2000.

6. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. - М., 1992.

7. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

8. История России. В двух томах / Под ред. С.В. Котова. - М., 1997.

9. История России с древнейших времен до конца XVII века (отв. редактор А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев). - М., 1996.

10. Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. - М., 1966.

11. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление государства на Руси. - М., 1988.

12. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и Русские княжества XII – XIII вв. - М., 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.