Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но зато кто их не ищет, тот не находит никогда




Тема 12. «Эффективность

производственной деятельности»

Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит,

О. Бальзак, писатель

Эффективность производства, относится к числу ключевых катего​рий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достиже​нием конечной цели развития производства в целом и каждого пред​приятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное со​отношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности про​изводителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения эффективности производства состоит в увеличении в процессе использования имею​щихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный резуль​тат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов.

Экономическая эффективность — это соотношение между резуль​татами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществ​ленного труда, ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успеш​ность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей (табл. 6).

При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые).

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:

• быстро, качественно и профессионально оценивать результатив​ность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

• определять затраты на производство и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и по​лучения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Понятия экономического эффекта и экономической эффектив​ности относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный ре​зультат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве по​лезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресур​сов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность — это соотношение между резуль​татами хозяйственной деятельности и затратами живого и овещест​вленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вы​звали данный эффект. Таким образом, экономическая эффектив​ность — величина относительная, получаемая в результате сопоставле​ния эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успеш​ность экономической деятельности предприятия, так как по отдель​ности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной оцен​ки деятельности предприятия. Так, на предприятии может сложиться такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли, при относительно низкой эконо​мической эффективности. И наоборот, производство может характе​ризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величи​не экономического эффекта.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффек​тивности невозможно произвести с помощью одного какого-либо по​казателя. Многообразие свойств и признаков различных видов произ​водственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы

судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда
используют систему показателей, которые связаны между собой и оце​
нивают или показывают различные стороны деятельности предпри​
ятия.

Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, его количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разрабо​таны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централи​зованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как относительно их расчета и учета, так и касательно роли в обосновании решений претерпела опре​деленные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяй​ствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место вы​двигаются следующие показатели: объем продаж, прибыль, рентабель​ность и целый ряд оптимизационных. Ориентирование производства на удовлетворение спроса резко усилило значение оценки различных вариантов удовлетворения им спроса.

Все показатели исходя из требований рынка можно разделить:

• на оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;

• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению раз​личных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном слу​чае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достиг​нутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показа​телей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. На​пример, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в ком​пании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придает​ся стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень раз​вития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и ча​стичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.

Важное значение для оценки выполнения производственной про​граммы имеют и натуральные показатели объемов производства (шту​ки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов произ​водства по отдельным видам однородной продукции.

Относительные показатели определяются как отношения абсо​лютных показателей, характеризующие долю одного показателя в дру​гом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановы​ми, средними за предшествующий период, отчетными за предшеству​ющие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основ​ных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондо-вооруженность труда и др.

Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выра​жении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородны​ми показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновре​менно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число конт​ролируемых показателей входят выручка от реализации, объем про​даж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей.

Эффект от любой научной идей, технологии, процесса, продукта может состоять из двух частей:

1. Эффект за счет прироста физического объема продукции.

2. Эффект за счет снижения затрат ресурсов (труда, средств, материалов, энергии).

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обо​снованные и документально подтвержденные затраты, осущест​вленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально под​твержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы — это затраты определенного периода времени, доку​ментально подтвержденные, экономически оправданные (обоснован​ные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

Классификация расходов предприятия. В бухгалтерском учете, со​гласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом: 1) расходы по обычным

видам деятельности; 2) прочие расходы (в том числе операцион​ные, внереализационные (чрезвычайные) расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элемен​там, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты

К прочим расходам относятся: а) представительские расходы, которые включаются в течение отчетного (налогового периода) в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период; б) расходы налого​плательщика на все виды рекламы, которые учитываются в раз​мере, не превышающем 1% выручки, определяемой им в течение налогового (отчетного) периода.

Себе​стоимость продукции — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Делать муху из слона нерентабельно:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.