КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение опасной зоны грузоподъемных машин
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Техническое освидетельствование ГПМ на предприятии проводится согласно Правилам Ростехнадзора и заключается в осмотре и испытаниях. Цель осмотра – проверка технического состояния металлоконструкций (цепей, канатов, осей, блоков, крюков, захватных приспособлений и пр.), состояния сварных, заклепочных, болтовых соединений. Цель испытаний ГПМ – определение стрелы прогиба, работоспособности тормозных устройств и механизма подъема. Для захвата грузов и подвешивания их на крюк грузоподъемного механизма применяют чалки. Для чалок применяют пеньковые и стальные канаты. На рис. 11.5 показана схема захвата груза с помощью чалочного каната. Канат снабжен четырьмя ветвями, каждая из которых наклонена к вертикали под углом α.
Рис. 11.5. Схема натяжения чалочных канатов
Пригодность грузовых стальных канатов к эксплуатации характеризуется наибольшим допустимым натяжением в ветви каната Qтаx, которое определяется по формуле (11.1)
где Рраз – разрывное усилие каната, определяемое по паспорту или сертификату, Н; к – коэффициент запаса прочности (для грузоподъемных машин с ручным приводом к = 4, с механическим приводом и легким режимом работы к = 5, со средним режимом работы к = 5,5, с тяжелым режимом к = 6, с весьма тяжелым режимом к = 6,5; при подъеме людей к = 12-14). Величину натяжения, возникающего в каждой ветви стропа Qс, в зависимости от угла его наклона к вертикали а, рассчитывают по формуле, (Н)
(11.2)
где G – вес груза, Н; п – число ветвей стропа; α – угол наклона ветви стропа к вертикали (рис. 11.5).
Величину натяжения можно определить с учетом коэффициента т, значения которого приведены в табл. 11.1.
Таблица 11.1 – Значения коэффициента т, учитывающего угол наклона стропов
Угол между ветвями стропов не должен превышать 90° [34]. Увеличение угла влечет за собой снижение нагрузки (табл. 11.2).
Таблица 11.1 – Определение натяжения канатов и изменение грузоподъёмности
Канаты необходимо периодически (один раз в 10 дней) осматривать и проводить их браковку. Браковку находящихся в работе стальных канатов (тросов), изготовленных из проволок одинакового диаметра, проводят по числу оборванных проволок на длине одного шага свивки (рис. 11.6)
1– свивка (19, 37, 61 проволок); 2 – пеньковый сердечник
Рис. 11.6. Конструкция стальных канатов
Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в табл. 113, причем число обрывов как норму браковки принимают за условное. При подсчете обрывов обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки за 1,7. Например, если на длине одного шага свивки каната 6x19=144 при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 (односторонняя свивка) имеется шесть обрывов тонких и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6x1+5x1,7 = 14,5, т. е. более 12 (см. табл. 11.3), и, следовательно, канат бракуют.
Таблица 11.3 – Нормы выбраковки канатов
Стальной канат перед установкой на грузоподъемную машину проверяют расчетом на разрывное усилие (11.4)
где Рраз –разрывное усилие, Н; к – коэффициент запаса прочности; Qс – натяжение каната или цепи, Н. Пеньковые канаты рассчитывают только на растяжение по формуле
(11.5)
где S – нагрузка на канат, Н; d –диаметр каната, мм; σ р – допускаемое условное напряжение на разрыв, при расчетах допускаемое условное напряжение на разрыв можно принимать: для несмоленого каната σ р = 1000 Н/мм2, для смоленого каната σ 0 = 900 Н/мм2.
Данные канатов приведены в табл. 11.4,11.5.
Таблица 11.4 – Техническая характеристика стальных канатов [31]
В грузоподъемных механизмах наименьший допускаемый диаметр барабана или блока, огибаемого стальным канатом, определяют по формуле
(11.6)
где D – диаметр барабана или блока, измеренный по дну канавки, мм; d – диаметр каната, мм; е – коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины и режима ее работы (табл. 11.6).
Таблица 11.5 – Технические данные пеньковых канатов [31]
Таблица 11.6 – Значение коэффициента е
Пример 11.1. Для подъема автомобильных двигателей с максимальной массой 500 кг применяют несмоленый пеньковый канат диаметром 30 мм. Определить, достаточна ли прочность этого каната для подъема груза массой 500 кг. Решение. Рассчитаем растяжение, которое будет испытывать канат диаметром 30 мм, по формуле (11.5)
Вывод. Канат выбран правильно и выдержит вес поднимаемого груза 5000Н. Пример 11.2. Для подъема тракторного двигателя КДМ-46 применяют захваты, изготовленные из стального троса диаметром 12,5 мм. (Трос по ГОСТ 3070-88, предел прочности 150 кг/мм2). Захваты по конструкции представляют отрезок троса с закрепленными на концах крючьями, которые продевают в рым-болты на двигателе. За середину трос захватывают крюком мостового крана, причем ветви троса по отношению к вертикали образуют угол 45°. Требуется определить, достаточно ли сечение троса для поднятия двигателя КДМ-46, масса которого 2200 кг. Решение. Величину натяжения, возникающего в каждой ветви стропа (Qс), в зависимости от угла его наклона к вертикали а, рассчитаем по формуле (11.2)
= 15560 H
По табл. 11.4 подбираем разрывное усилие (для диаметра каната 12,5 мм и предела прочности 1500 Н/мм2) Рраз= 731000 Н. Коэффициент К принимаем равным 4,5. Пригодность грузовых стальных канатов к эксплуатации определяем, используя формулу (11.4). Подставив значения Ррт и К в формулу, находим:
73100> 15560 ∙4,5; 73100>70020. Вывод. Выбранный трос обеспечивает безопасность работы. Пример 11.3. Плоская квадратная плита массой 3000 кг с помощью 4 стропов одинаковой длины подвешена к крюку грузоподъемной машины. Каждая стропа наклонена под углом а к вертикали. Рассчитайте натяжение в стропах для значений а, соответственно равных 30, 45, 75 и 90°. Решение. Натяжение в стропах рассчитаем по формуле (П.З), подставляя исходные данные
Для обеспечения безопасности работ необходимо определить опасную зону, которая формируется при работе ГПМ, а также установить принципы ее возникновения для характерных случаев манипулирования. Основополагающим принципом определения опасной зоны является досягаемость подвижных выступающих либо двигающихся частей машин и оборудования в нормальном режиме работы и в случае падения или разрушения их, а также при падении поднимаемых или переносимых (перевозимых) грузов [19]. На рис. 11.8 показан пример определения опасной зоны для грузоподъемного механизма.
Рис. 11.8. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма
Опасная зона будет зависеть от высоты подъема груза H, причем отклонение от проекции груза на горизонтальную плоскость rx будет равным и одинаково вероятным в любую из четырех сторон (кроме случаев резкого ускорения при переносе груза). В плане зона досягаемости представляет собой окружность, но при необходимости ограничения размеров опасной зоны она может отличаться от окружности, так как зона досягаемости будет либо увеличиваться, либо уменьшаться в зависимости от принятой на данном участке переноса груза высоты его подъема. Расстояние возможного отлета груза для определения границы опасной зоны можно подсчитать, используя зависимость от высоты его подъема. Наиболее простое решение состоит в том, что обычно rx принимают равным одной трети H (СНиП дают ограничение не более 10 м), т. е.
rх = 0,3Н. (11.7)
Тогда радиус опасной зоны может быть подсчитан по формуле
R = rс + 0,5lг+0,3Н (11.8)
где rс – вылет стрелы крана или крюка на стреле крана (отсчитывается от оси поворота башни), причем rс может быть равно нулю, при работе с кранбалкой или талью, м;. lг –наибольший размер груза по горизонтальной составляющей (при подъеме длинномерных предметов по вертикали их отлет связан с падением во всю длину), м; Н –высота подъема груза, м. Отлет груза при падении с высоты Н от точки его подвешивания определяется по формуле [34]
S = 0,32 ∙ ω ∙R∙ (11.9)
где ω – угловая скорость вращения стрелы, с -1; R –максимальный вылет крюка, м. Формула применима только для компактных грузов, обладающих низкой парусностью (малым сопротивлением обтекаемому воздушному потоку). Ветер и парусность могут значительно увеличить отлет, поэтому для определения отлета груза следует пользоваться табличными значениями границы опасной зоны Sн (табл. 11.7). Для автомобильных и гусеничных кранов опасной зоной считается площадь, описанная радиусом, равным наибольшему вылету стрелы Rтах с учетом отлета груза на расстояние S1.
R = Rmax +S1 (11.10)
где Rтах – максимальный рабочий вылет стрелы, м; S1 –наибольший отлёт груза при его падении, м;
(11.11)
где h1 – расстояние от земли до поднятого груза, м; т –длина ветви стропа, м; а –расстояние от центра тяжести до его края, м; α1 – угол между ветвью стропа и вертикалью.
Таблица 11.7 – Границы опасных зон в связи с падением предметов (СНиП III-4-80)
Пример 11.4. Требуется определить возможную опасную зону автомобильного крана на максимальном вылете крюка R =11м при подъеме груза массой 2 т на высоту Н = 12м при угловой скорости вращения стрелы ω = 0.1 с-1. Решение. Отлет груза вычислим по формуле (11.9) для компактного груза без учета парусности
Опасная зона с учетом максимального вылета крюка будет равна
L1 =R +S = 1,2 + 11 = 12,2 м
Для ветреной погоды (для плит и панелей высокой парусности) по табл. 11.7 выбираем границу опасной зоны для высоты подъема до 20 м – S = 7 м. Опасная зона с учетом максимального вылета крюка будет равна
L2 =R +Sн = 11 + 7 = 18 м Вывод. Максимальное значение опасной зоны равно 18 м.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |