Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило максимизации полезности




Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

Построение индивидуальной кривой спроса.

Исторически на основе понятия предельной полезности впервые была построена кривая спроса и объяснены ее свойства. Напомним (см. тему 3, объяснение закона спроса): если каждая последующая единица товара обладает для потребителя все меньшей полезностью, он станет приобретать эти единицы лишь при условии снижения цен.

1. Выражаем полезность в денежных единицах. В этом случае предельная или общая полезность – это максимальное количество денег, которые потребитель готов отдать соответственно за одну единицу товара или за некоторое его количество.

2. Сопоставим полезность единицы товара с рыночной ценой товара.

Т.6-2 Спрос потребителя

P Q
   
   
   
   

P – цена, Q – количество товара, приобретаемого по этой цене, т.е. величина спроса.

На рынке установилась цена P =4 денежные единицы. Сколько единиц товара приобретет потребитель исходя из его предпочтений?

1-я единица: платит 4, следовательно, его потери - P =4, приобретение MU =4, следовательно, эта единица товара приобретена (+).

2-я единица: потери - P =4, приобретение - MU =3, следовательно, потребитель эту единицу не приобретет (-).

Итак, по цене 4 потребитель приобретет одну единицу товара.

Пусть на рынке установилась цена P =3

1-я единица: потери P =3, приобретение MU =4 (+).

2-я единица: потери P =3, приобретение MU =3 (+).

3-я единица: потери P =3, приобретение MU =2 (-).

И т.д.

Г.6-2 Кривая индивидуального спроса

Сравним графики 6-1 и 6-2. Сделаем вывод: если полезность, выраженная в денежных единицах, и полезность денежной единицы остается неизменной, то линия предельной полезности является также линией индивидуального спроса. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон спроса.

Как любая модель, модель потребительского выбора содержит цель и ограничения. Цель - удовлетворение потребности, но не только это, но и максимизация полезности. Ограничения при достижении этой цели - доход потребителя и цены на товары.

Какой именно набор товаров и услуг выберет потребитель, исходя из своего бюджета и существующих цен на товары с тем, чтобы максимизировать полезность?

Потребитель максимизирует полезность, распределив денежный доход таким образом, чтобы каждый товар, входящий в набор, приносил полезность строго пропорционально его цене. В формализованном виде:

.

Это правило также называется вторым законом Госсена. При таком условии ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов. Потребитель находится в состоянии равновесия.

Доказательство на примере:

Почему не может существовать равновесие, когда предельная полезность товара А в два раза большее предельной полезности товара В? Для простоты пусть PA = PB. Сокращение покупок товара В увеличивает покупки товара А. При этом потребитель получает разность в полезностях. Будет происходить «перебрасывание» денег с одного товара на другой пока предельные полезности не сравняются.

Задача.

Рассмотрим на примере, как на основе кардиналистского подхода анализируется потребительское поведение и выбор.

Доход потребителя: I =9; цена товара A: PA =2; цена товара B: PB =1.

Определим:

1) Сколько единиц каждого товара следует купить, чтобы максимизировать полезность.

2) Величину общей полезности, которая будет при этом получена.

Предельные полезности товаров А и В представлены следующей таблицей:

Единица товара MUA MUB
     
     
     
     
     
     

Решение представим в таблице:

Варианты выбора MU/P Решение Затраты Остаток
1-я т. A   1-я т. В    
1-я т. В  
1-я т. A   2-я т. В    
2-я т. В  
1-я т. A   3-я т. В    
3-я т. В  
1-я т. A   1-я т. A    
4-я т. В   4-я т. В  
2-я т. A   2-я т. A    
5-я т. B   5-я т. B  

Две единицы товара A и пять единиц товара B нужно приобрести, чтобы максимизировать полезность. При этом правило максимизации полезности соблюдено. Общая полезность, полученная при этом: TU =48.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.