КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория спортивной подготовки 2 страница
Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что мы не можем непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Например, мы не в состоянии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствованно. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее выполнения. Конкретная целенаправленность деятельности спортсмена в тренировке непосредственно зависит от четкой постановки задач на каждое тренировочное задание (задание, поставленное тренером и осмысленное спортсменом), которые планируются в логической последовательности в соответствии с целью, общими задачами и принципами, отражающими закономерности тренировочного процесса. Каждое из них представляет собой системно организованную совокупность тренировочных упражнений, других средств и методов подготовки спортсмена, направленных на выполнение конкретного тренировочного задания. Как относительно выделенная часть тренировочного процесса, отдельное тренировочное занятие практически отграничено от других восстановительным отдыхом (всегда более продолжительным, чем интервалы отдыха между упражнениями внутри занятия) и внетренировочными формами деятельности спортсмена. Длительность интервалов между тренировочными занятиями зависит более всего, во-первых, от общего режима жизнедеятельности спортсмена, обусловленного, в свою очередь, главным образом основной внетренировочной деятельностью (учебной или производственной), ее содержанием и необходимыми для нее затратами времени; во-вторых, от времени, необходимого для восстановительных процессов; и, в-третьих, от сроков, на протяжении которых может быть обеспечена оптимальная преемственность тренировочных эффектов предыдущего и последующего занятий.
Многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния под влиянием разнообразных факторов служат основой для управления процессом спортивной тренировки. Делается это при помощи обратных связей, поступающих от спортсмена к тренеру: 1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т.п.); 2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.п.); 3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой); 4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности спортсмена (В.М. Зациорский, 1969; В.А. Запорожанов, 1982). Термином «тренировочный эффект» пользуются для самого общего обозначения тех изменений в организме, которые являются следствием тренировочных занятий. В действительности он бывает весьма различным в зависимости от исходного состояния организма, содержания занятий, особенностей примененных средств и методов, времени, проходящего между занятиями, и других обстоятельств. Для понимания порядка «развертывания» тренировочного процесса во времени (его временной структуры) особенно существенно, что тренировочный эффект, достигаемый в итоге каждого отдельного занятия и системы занятий в целом, не остается постоянным. Он изменяется в результате взаимного наложения (кумуляции) эффектов предыдущих и последующих занятий. В то же время он меняется в зависимости от продолжительности интервалов между тренировочными занятиями. Иными словами, тренировочный эффект является не только следствием тренировочных занятий, но и функцией (зависимой переменной величиной) от времени между ними. В этой связи надо различать как минимум «ближайший», «отставленный» и «кумулятивный» эффекты тренировки.
Ближайший тренировочный эффект – это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма к моменту завершения данного занятия (или его частей). Если тренировочная нагрузка в занятии была достаточно велика, то ближайший тренировочный эффект характеризуется сниженным уровнем работоспособности, той или иной степенью исчерпания энергетических ресурсов организма, преобладанием диссимиляции в обменных процессах и т.п. Но он никогда не сводится лишь к таким явлениям. Его характеризуют в то же время функциональная активность органов и систем, обеспечивающих развертывание восстановительных процессов (доставку кислорода, устранение молочной кислоты в крови и т.п.), сформированные координационные связи, входящие в состав приобретенных или приобретаемых навыков, и другие сдвиги, важные для дальнейшего развития тренированности. Отставленный тренировочный эффект отдельного занятия – это то, во что преобразуется, трансформируется ближайший эффект в зависимости от времени, проходящего до следующего занятия. По общим признакам восстановления работоспособности он может быть, в принципе, троякого рода: · отставленный тренировочный эффект первого рода характеризуется обобщенно недовосстановлением работоспособности: снизившись в результате тренировочной нагрузки, она еще только достигает исходного уровня (с которого начиналось тренировочное занятие); частные показатели здесь опять-таки могут быть разнообразны (недовосстановленность энергетических ресурсов, остаточная активность обменных процессов и т.д.). При построении тренировки с использованием такого эффекта, выдерживаются сравнительно короткие, жесткие, интервалы отдыха между тренировочными занятиями, что ведет к нарастанию функциональных сдвигов от занятия к занятию · отставленный тренировочный эффект второго рода связан с практически полным «простым» восстановлением работоспособности после тренировочного занятия до исходного уровня («простым» в том смысле, что оно позволяет повторно воспроизвести выполненную работу без существенного прироста ее объема и интенсивности). При построении тренировки с использованием данного эффекта соблюдаются «ординарные» интервалы отдыха между занятиями, что позволяет закрепить и упрочить ряд положительных следствий тренировки (координационные связи, лежащие в основе сформированных или формирующихся навыков, некоторые адаптационные перестройки морфо-функционального характера), но не гарантирует значительного увеличения тренировочных нагрузок;
· отставленный тренировочный эффект третьего рода выражается в феномене «суперкомпенсации», «сверхвосстановления», что позволяет проводить очередное тренировочное занятие с увеличением количества и качества работы; этот эффект связан, таким образом, с «максимизирующими» интервалами отдыха. При построении системы тренировочных занятий используется, как следует из сказанного, отставленный тренировочный эффект всех трех родов, чему соответствует введение между занятиями интервалов отдыха разного типа (жестких, ординарных «максимизирующих»). Каждый из них по-своему обусловливает общую эффективность тренировки и в сочетании с другими используется для оптимального управления развитием тренированности. Кумулятивный тренировочный эффект – это результат соединения ближайших и отставленных эффектов тренировочных занятий (суммарный эффект), воплощенный в приобретении или улучшении состояния тренированности, которая имеет своей основой более или менее существенные адаптационные перестройки биологических структур и функций организма. Степень и направленность этих перестроек зависят от общего содержания, особенностей построения и длительности этапов и периодов тренировочного процесса. Отсюда кумулятивный эффект тренировки бывает различным: при полноценном содержании и построении тренировки он характеризуется всевозрастающим (с каждым новым этапом) уровнем тренированности; хронические же изъяны в тренировке могут привести к противоположному кумулятивному эффекту – «перетренированности». Это ставит ответственную проблему теории и методики спортивной тренировки – оптимальное управление ее кумулятивным эффектом.
Анализируя связи между тренировочными занятиями и их эффектом, принципиально важно иметь в виду, что любой тренировочный эффект не является механическим следствием воздействия тренировки. Организм человека как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система не просто отражает тренировочные воздействия, а активно реагирует на них (тем более когда воздействующим фактором, как в рассматриваемом случае, является деятельность самого организма) и преобразует их эффект по закономерностям своего функционирования, адаптации и развития. Фактически эти закономерности входят в состав основных объективных связей, опосредствующих воздействие тренировки и внутренне обусловливающих ее общий эффект. Ясно, что рациональная тренировка не может строиться безотносительно к внутренним закономерностям ответных реакций организма, закономерностям взаимодействия утомления и восстановления, перехода ближайших тренировочных эффектов в отставленные, а отставленных в кумулятивные и т.д. – все эти закономерности составляют естественную основу ее построения. Рассматриваемые связи, следовательно, неодносторонние, а обоюдосторонние. Совокупность их образует сферу проявления ряда закономерностей спортивной тренировки. Если рассматривать тренировочный процесс в целом, надо перейти к более крупным и сложным его структурам. Для вводной характеристики достаточно будет лишь обозначить их. Здесь важно, что содержание и формы построения тренировочных занятий в ходе тренировочного процесса закономерно изменяются и наряду с этим сохраняют на протяжении определенного времени повторяющиеся черты. Ряд тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, образует «микроцикл» тренировки. Нередко его продолжительность равна неделе или близка к ней (включая промежуточные дни отдыха), но далеко не всегда. Как минимум он состоит из двух тренировочных занятий разного типа. Совокупность нескольких микроциклов преимущественно одного типа составляет средний цикл(«мезоцикл») тренировки. Его продолжительность близка к месячной (но опять-таки не всегда). Система средних циклов разного типа, чередуемых по закономерностям построения долговременного тренировочного процесса, образует основу структуры годичных, полугодичных или близких к ним по длительности циклов – «макроциклов» тренировки. Каждый такой цикл состоит, как правило, из трех периодов: подготовительного (периода фундаментальной подготовки), соревновательного (периода основных соревнований в цикле) и переходного, с которыми закономерно связаны фазы развития спортивной формы как со стояния оптимальной готовности к спортивным достижениям. Годичные и полугодичные циклы составляют этапы многолетней подготовки спортсмена. К числу наиболее важных организационных вопросов процесса тренировки спортсмена относится рациональное комплектование групп. Так, многие тренеры работают с группами, в которых находятся спортсмены различного возраста и подготовленности. Такая организация работы не приносит пользы ни квалифицированным спортсменам, ни способным подросткам и юношам. Работая рядом со спортсменами высокого класса, менее квалифицированные спортсмены, как правило, используют арсенал методов и средств, являющийся наиболее мощным тренировочным стимулом, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям. Отсутствие постоянной конкуренции на тренировочных занятиях расхолаживает высококвалифицированных спортсменов, не позволяет им в должной мере мобилизовать функциональные ресурсы. Современные нагрузки требуют эмоциональной организации занятий, работы в группе равных по силам спортсменов, что позволяет внести в тренировочный процесс элемент соревнований, столь необходимый для успешного выполнения большого объема напряженной и монотонной работы. У спортсменов, тренирующихся в одиночку, быстрее наступает утомление, они не в состоянии переносить большой объем работы, у них менее эффективно протекают процессы восстановления. Спортивная тренировка лишь в абстракции может быть вычленена из всей совокупности разнообразных факторов и условий, влияющих на рост достижений спортсмена. На языке теории систем спортивная тренировка относится не к «закрытым», а к «открытым» системам, содержание и формы организации которых во многом зависят от внешних условий. Особенно органично она связана с системой соревнований и рядом внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена. Система спортивных соревнований включает, как известно, ряд официальных и неофициальных состязаний, имеющих свое самостоятельное значение: собственно-спортивное, подготовительное, классификационное, агитационное и т.д. Официальные соревнования планируются в рамках единого спортивного календаря (общего для определенного контингента спортсменов). Применительно к нему и конкретным особенностям подготовки того или иного спортсмена составляется индивидуальный календарь соревнований. Он практически всегда отличается в тех или иных деталях от общего календаря и гораздо в большей мере зависит от логики тренировочного процесса.
Рисунок 2 – Дополнительные факторы, определяющие эффективность спортивной тренировки
Главенствующее место как в общем, так ив индивидуальном календаре соревнований занимают состязания высшего ранга (абсолютные первенства по видам спорта, чемпионаты, спартакиады или олимпиады с комплексным командным зачетом и т.п.), т.е. наиболее значимые ив личном, и в общественном отношении. Такие основные, или целевые, соревнования особенно существенно влияют на организацию подготовки спортсмена. Применительно к ним рассчитываются сроки, необходимые для достижения оптимальной готовности к высокому спортивному результату, планируются отдельные этапы тренировки. Большинство других соревнований является в значительной мере подготовительными, хотя конкретные задачи, преследуемые в них, могут быть достаточно разнообразными (проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т.д.). В этом качестве подготовительные соревнования органически входят в систему подготовки спортсмена, как незаменимое дополнение к тренировочным занятиям и подчиняются закономерностям построения спортивной тренировки. Мощным фактором, стимулирующим эффективность процесса тренировки, является обеспечение высокого уровня эмоциональности занятий и мотивации спортсменов. Методы и формы работы в этом направлении самые различные: соревновательный метод при выполнении тренировочных заданий, широкое разнообразие и постоянное обновление тренировочных программ, применение наглядных пособий, художественное оформление мест занятий, музыкальное сопровождение и т.п. Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы), специализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапевтические и другие процедуры, специализированное питание, витаминизацию, специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней среды, дополнительные биологические средства повышения спортивной работоспособности и т.д.), а также более широкие, чем тренировка, формы воспитания и самовоспитания спортсмена и многое другое. Частично эти факторы используются в процессе тренировки. Вместе с тем они сливаются с общими условиями жизни и деятельности спортсмена, в том числе с режимом труда и быта, социально-гигиеническими условиями, образом жизни, всей системой воспитания в обществе. Понятно, сколь велико влияние этих общих условий на эффективность спортивной тренировки. От них, кроме всего прочего, зависит лимит времени, выделяемого на спортивную деятельность, и сама возможность занятий спортом. Со своей стороны, спортивные занятия, становясь органической частью жизни и деятельности спортсмена, оказывают более или менее существенное влияние на общий Их режим: он организуется в той или иной мере применительно к требованиям спортивной деятельности. Научное обеспечение подготовки. Для современного спорта характерны исключительно большое влияние достижений науки на результативность подготовки. Анализ показывает, что в основе постоянного роста спортивных рекордов, выдающихся достижений отдельных спортсменов и целых команд, как правило, имеются новые научно обоснованные организационные формы подготовки, интересные методические решения. На эффективность тренировочного процесса исключительно велико влияние современных средств комплексного контроля за уровнем физического, технико-тактического и психического совершенства, возможностей различных функциональных систем организма спортсменов. Оптимизации подготовки способствует внедрение в практику тренажерного оборудования, различного рода управляющих систем и т.п. Бурное развитие спортивной науки привело к выделению в качестве одной из важнейших составляющих подготовки спортсмена ее научного обеспечения с привлечением к этой работе специалистов различного профиля – педагогов, биохимиков, физиологов, психологов, инженеров, математиков и др. Уровень специальных знаний и педагогического мастерства тренера и самоусовершенствования спортсмена. К факторам, в значительной степени влияющим на эффективность спортивной тренировки, относятся уровень специальных знаний и педагогического мастерства тренерского состава и уровень самоусовершенствования спортсмена. Качество работы тренера в равной мере определяется двумя компонентами: знанием теории и методики спортивной подготовки и педагогическим мастерством. Составляющие специальных знаний тренера следующие: овладение общими теоретическими основами подготовки спортсменов и научно-методических положений применительно к специфике данного вида спорта, осведомленность об опыте передовой отечественной и зарубежной практики, опыт личной работы. При рассмотрении составляющих педагогического мастерства тренера следует учитывать его умение внедрять формы идейно-политического воспитания в тренировочный процесс, находить оптимальные формы организации процесса тренировки (в зависимости от контингента спортсменов, их индивидуальных особенностей, функционального состояния в конкретный момент), способность внедрять в практику данные передового отечественного и зарубежного опыта, передовые достижения науки, постоянно вести творческий поиск и т.д. Высокая общая культура, профессиональное отношение к работе, дисциплинированность и организаторские способности, до брожелательное отношение к окружающим и постоянное совершенствование – необходимые качества современного тренера. Современный тренер не может ограничивать свою работу только непосредственно процессом подготовки. Опыт показывает, что эффективная спортивная подготовка, всестороннее образование и воспитание спортсмена возможны лишь в том случае, когда тренер постоянно находится в контакте со школой, родителями, всеми лицами, оказывающими влияние на развитие личности спортсмена. Тренер должен стремиться к расширению круга интересов спортсмена, постоянно анализировать испособствовать устранению сложностей, возникших в его личной жизни. Основными чертами хорошего тренера являются педагогический талант, строгость, энтузиазм и крайняя увлеченность своим делом. Очень важным является умение тренера установить хорошие, доверительные отношения с учениками, сделать их равноправными участниками процесса подготовки. В этом случае создается прочная основа для сотрудничества, способствующая развитию творческих способностей спортсмена и существенно влияющая на качество работы тренера. Дружеские отношения и взаимное уважение тренера и спортсменов помогают сгладить атмосферу напряженности в процессе подготовки, создать в команде микроклимат воодушевления, энтузиазма и взаимопомощи. Составляющими самоусовершенствования спортсмена являются его идейно-политический кругозор, целеустремленность и организованность, знания о закономерностях совершенствования в избранном виде спорта, инициатива и самостоятельность. Характеризуя степень самоусовершенствования спортсмена, нужно также упомянуть его способность к саморегуляции и самоуправлению. В числе черт характера спортсмена, необходимых для достижения спортивных результатов, необходимо выделить увлеченность, трудолюбие и энтузиазм, самообладание, твердость, терпение, объективность, умение стойко переносить трудности и неудачи. Особое значение имеют творческое отношение к своей подготовке, постоянное стремление и желание повышать общеобразовательный уровень и объем знаний по методике подготовки в виде спорта, неустанный анализ выполненной работы, своих возможностей, поиск наилучших путей совершенствования различных составляющих мастерства и т.п. Врачебно-медицинское обеспечение предполагает диспансерный метод наблюдения за спортсменами, врачебные наблюдения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия, санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения тренировочных занятий и соревнований, профилактику спортивного травматизма. Материально-технические условия подготовки. Анализ опыта подготовки и выступлений ведущих спортсменов мира на протяжении последних лет убедительно свидетельствует о том, что рост их спортивных достижений во многом обусловлен уровнем материально-технического обеспечения подготовки и соревнований. Так, прогресс спортивного плавания в большой мере связан с широким применением специального тренажерного оборудования (оборудование для развития силовых качеств, приборы для управления процессом совершенствования старта и поворотов, диагностические комплексы для оценки и управления совершенствованием технического мастерства и др.). Бурный рост результатов спортсменов ГДР в велосипедных гонках на треке в период 1976–1980 гг. во многом был обусловлен конструкцией велосипедов. Успех выдающихся бегунов на короткие и средние дистанции был бы невозможен без применения комплекса тренажерного и диагностического оборудования (лидирующие устройства, позволяющие спортсмену развить скорость, превышающую абсолютную; комплексные установки для оценки эффективности и управления совершенствованием узловых параметров соревновательной деятельности и технического мастерства и др.).
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |