Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория спортивной подготовки 2 страница




Сложность управления в спортивной тренировке заключа­ется в том, что мы не можем непосредственно управлять из­менением спортивных результатов. Например, мы не в состоя­нии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствован­но. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему опре­деленную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее выполнения.

Конкретная целенаправленность деятельности спортсмена в тренировке непосредственно зависит от четкой постановки задач на каждое тренировочное задание (задание, поставленное трене­ром и осмысленное спортсменом), которые планируются в логиче­ской последовательности в соответствии с целью, общими задача­ми и принципами, отражающими закономерности тренировочного процесса.

Каждое из них представляет собой системно организованную совокупность тренировочных упражнений, других средств и методов подготовки спортсмена, на­правленных на выполнение конкретного тренировочного задания. Как относительно выделенная часть тренировочного процесса, от­дельное тренировочное занятие практически отграничено от других восстановительным отдыхом (всегда более продолжительным, чем интервалы отдыха между упражнениями внутри занятия) и внетренировочными формами деятельности спортсмена. Длительность интервалов между тренировочными занятиями зависит более все­го, во-первых, от общего режима жизнедеятельности спортсмена, обусловленного, в свою очередь, главным образом основной внетренировочной деятельностью (учебной или производственной), ее содержанием и необходимыми для нее затратами времени; во-вто­рых, от времени, необходимого для восстановительных процессов; и, в-третьих, от сроков, на протяжении которых может быть обес­печена оптимальная преемственность тренировочных эффектов предыдущего и последующего занятий.

Многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спорт­смена, колебания его состояния под влиянием разнообразных фак­торов служат основой для управления процессом спортивной тре­нировки. Делается это при помощи обратных связей, поступающих от спортсмена к тренеру: 1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т.п.); 2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной рабо­ты, ее выполнение, замеченные ошибки и т.п.); 3) данные о сроч­ном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функ­циональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой); 4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности спортсмена (В.М. Зациорский, 1969; В.А. Запорожанов, 1982).

Термином «тренировочный эффект» пользуют­ся для самого общего обозначения тех изменений в организме, ко­торые являются следствием тренировочных занятий. В действи­тельности он бывает весьма различным в зависимости от исходного состояния организма, содержания занятий, особенностей применен­ных средств и методов, времени, проходящего между занятиями, и других обстоятельств. Для понимания порядка «развертывания» тренировочного процесса во времени (его временной структуры) особенно существенно, что тренировочный эффект, достигаемый в итоге каждого отдельного занятия и системы занятий в целом, не остается постоянным. Он изменяется в результате взаимного наложения (кумуляции) эффектов предыдущих и последующих занятий. В то же время он меняется в зависимости от продолжи­тельности интервалов между тренировочными занятиями. Иными словами, тренировочный эффект является не толь­ко следствием тренировочных занятий, но и функцией (зависимой переменной величиной) от времени между ними. В этой связи надо различать как ми­нимум «ближайший», «отставленный» и «кумулятивный» эффекты тренировки.

Ближайший тренировочный эффект – это вызванные тре­нировочным занятием сдвиги в состоянии организма к моменту за­вершения данного занятия (или его частей). Если тренировочная нагрузка в занятии была достаточно велика, то ближайший тре­нировочный эффект характеризуется сниженным уровнем рабо­тоспособности, той или иной степенью исчерпания энергетических ресурсов организма, преобладанием диссимиляции в обменных процессах и т.п. Но он никогда не сводится лишь к таким явлени­ям. Его характеризуют в то же время функциональная активность органов и систем, обеспечивающих развертывание восстановитель­ных процессов (доставку кислорода, устранение молочной кислоты в крови и т.п.), сформированные координационные связи, входя­щие в состав приобретенных или приобретаемых навыков, и другие сдвиги, важные для дальнейшего развития тренированности.

Отставленный тренировочный эффект отдельного занятия – это то, во что преобразуется, трансформируется ближай­ший эффект в зависимости от времени, проходящего до следующе­го занятия. По общим признакам восстановления работоспособно­сти он может быть, в принципе, троякого рода:

· отставленный тренировочный эффект перво­го рода характеризуется обобщенно недовосстановлением рабо­тоспособности: снизившись в результате тренировочной нагрузки, она еще только достигает исходного уровня (с которого начина­лось тренировочное занятие); частные показатели здесь опять-таки могут быть разнообразны (недовосстановленность энергетических ресурсов, остаточная активность обменных процессов и т.д.). При построении тренировки с использованием такого эффекта, выдер­живаются сравнительно короткие, жесткие, интервалы отдыха между тренировочными занятиями, что ведет к нарастанию функ­циональных сдвигов от занятия к занятию

· отставленный тренировочный эффект второ­го рода связан с практически полным «простым» восстановле­нием работоспособности после тренировочного занятия до исходного уровня («простым» в том смысле, что оно позволяет повторно воспроизвести выполненную работу без существенного прироста ее объема и интенсивности). При построении тренировки с использо­ванием данного эффекта соблюдаются «ординарные» интервалы отдыха между занятиями, что позволяет закрепить и упрочить ряд положительных следствий тренировки (координационные связи, лежащие в основе сформированных или формирующихся навыков, некоторые адаптационные перестройки морфо-функционального характера), но не гарантирует значительного увеличения трениро­вочных нагрузок;

· отставленный тренировочный эффект треть­его рода выражается в феномене «суперкомпенсации», «сверх­восстановления», что позволяет проводить очередное тренировоч­ное занятие с увеличением количества и качества работы; этот эффект связан, таким образом, с «максимизирующими» интервала­ми отдыха.

При построении системы тренировочных занятий используется, как следует из сказанного, отставленный тренировочный эффект всех трех родов, чему соответствует введение между занятиями ин­тервалов отдыха разного типа (жестких, ординарных «максимизи­рующих»). Каждый из них по-своему обусловливает общую эф­фективность тренировки и в сочетании с другими используется для оптимального управления развитием тренированности.

Кумулятивный тренировочный эффект – это результат соединения ближайших и отставленных эффектов тре­нировочных занятий (суммарный эффект), воплощенный в приобретении или улучшении состояния тренированности, которая имеет своей основой более или менее существенные адаптационные перестройки биологических структур и функций организма. Степень и направленность этих пе­рестроек зависят от общего содержания, особенностей построения и длительности этапов и периодов тренировочного процесса. Отсю­да кумулятивный эффект тренировки бывает различным: при пол­ноценном содержании и построении тренировки он характеризует­ся всевозрастающим (с каждым новым этапом) уровнем трениро­ванности; хронические же изъяны в тренировке могут привести к противоположному кумулятивному эффекту – «перетренирован­ности». Это ставит ответственную проблему теории и методики спортивной тренировки – оптимальное управление ее кумулятив­ным эффектом.

Анализируя связи между тренировочными заня­тиями и их эффектом, принципиально важно иметь в виду, что любой тренировочный эффект не является механическим след­ствием воздействия тренировки. Организм человека как саморегу­лирующаяся и саморазвивающаяся система не просто отражает тренировочные воздействия, а активно реагирует на них (тем бо­лее когда воздействующим фактором, как в рассматриваемом слу­чае, является деятельность самого организма) и преобразует их эффект по закономерностям своего функционирования, адаптации и развития. Фактически эти закономерности входят в состав основ­ных объективных связей, опосредствующих воздействие трениров­ки и внутренне обусловливающих ее общий эффект. Ясно, что рациональная тренировка не может строиться безотносительно к внутренним закономерностям ответных реакций организма, за­кономерностям взаимодействия утомления и восстановления, пе­рехода ближайших тренировочных эффектов в отставленные, а отставленных в кумулятивные и т.д. – все эти закономерности составляют естественную основу ее построения. Рассматриваемые связи, следовательно, неодносторонние, а обоюдосторонние. Сово­купность их образует сферу проявления ряда закономерно­стей спортивной тренировки.

Если рассматривать тренировочный процесс в целом, надо пе­рейти к более крупным и сложным его структурам. Для вводной характеристики достаточно будет лишь обозначить их. Здесь важно, что содержание и формы построения тренировочных занятий в ходе тренировочного процесса закономерно изменяются и наряду с этим сохраняют на протяжении определенного времени повторяющиеся черты. Ряд тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировоч­ного процесса, образует «микроцикл» тренировки. Нередко его продолжительность равна неделе или близка к ней (включая про­межуточные дни отдыха), но далеко не всегда. Как минимум он состоит из двух тренировочных занятий разного типа. Совокуп­ность нескольких микроциклов преимущественно одного типа со­ставляет средний цикл(«мезоцикл») тренировки. Его продолжи­тельность близка к месячной (но опять-таки не всегда). Система средних циклов разного типа, чередуемых по закономерностям построения долговременного тренировочного процесса, образует основу структуры годичных, полугодичных или близких к ним по длительности циклов – «макроциклов» тренировки. Каждый такой цикл состоит, как правило, из трех периодов: подготовительного (периода фундаментальной подготовки), соревновательного (пе­риода основных соревнований в цикле) и переходного, с которыми закономерно связаны фазы развития спортивной формы как со стояния оптимальной готовности к спортивным достижениям. Го­дичные и полугодичные циклы составляют этапы многолетней под­готовки спортсмена.

К числу наиболее важных организационных вопросов процесса тренировки спортсмена относится рациональное комплектование групп. Так, многие тренеры работают с группами, в которых нахо­дятся спортсмены различного возраста и подготовленности. Такая организация работы не приносит пользы ни квалифицированным спортсменам, ни способным подросткам и юношам. Работая рядом со спортсменами высокого класса, менее квалифицированные спортсмены, как правило, используют арсенал методов и средств, являющийся наиболее мощным тренировочным стимулом, харак­терным для этапа подготовки к высшим достижениям. Отсутствие постоянной конкуренции на тренировочных занятиях расхолажива­ет высококвалифицированных спортсменов, не позволяет им в дол­жной мере мобилизовать функциональные ресурсы.

Современные нагрузки требуют эмоциональной организации занятий, работы в группе равных по силам спортсменов, что по­зволяет внести в тренировочный процесс элемент соревнований, столь необходимый для успешного выполнения большого объема напряженной и монотонной работы. У спортсменов, тренирующих­ся в одиночку, быстрее наступает утомление, они не в состоянии переносить большой объем работы, у них менее эффективно проте­кают процессы восстановления.

Спортивная тренировка лишь в абстракции может быть вычле­нена из всей совокупности разнообразных факторов и условий, влияющих на рост достижений спортсмена. На языке теории си­стем спортивная тренировка относится не к «закрытым», а к «от­крытым» системам, содержание и формы организации которых во многом зависят от внешних условий. Осо­бенно органично она связана с системой соревнований и рядом внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена.

Система спортивных соревнований включает, как известно, ряд официальных и неофициальных состязаний, имеющих свое само­стоятельное значение: собственно-спортивное, подготовительное, классификационное, агитационное и т.д. Официальные соревнова­ния планируются в рамках единого спортивного кален­даря (общего для определенного контингента спортсменов). Применительно к нему и конкретным особенностям подготовки того или иного спортсмена составляется индивидуальный календарь соревнований. Он практически всегда отли­чается в тех или иных деталях от общего календаря и гораздо в большей мере зависит от логики тренировочного процесса.

 

   
 
 
 

 


Рисунок 2 – Дополнительные факторы, определяющие эффективность спортивной тренировки

 

Главенствующее место как в общем, так ив индивидуальном календаре соревнований занимают состязания высшего ранга (абсолютные первенства по видам спорта, чемпионаты, спартаки­ады или олимпиады с комплексным командным зачетом и т.п.), т.е. наиболее значимые ив личном, и в общественном отношении. Такие основные, или целевые, соревнования особенно су­щественно влияют на организацию подготовки спортсмена. При­менительно к ним рассчитываются сроки, необходимые для дости­жения оптимальной готовности к высокому спортивному результа­ту, планируются отдельные этапы тренировки. Большинство дру­гих соревнований является в значительной мере подготови­тельными, хотя конкретные задачи, преследуемые в них, могут быть достаточно разнообразными (проверка готовности, приобре­тение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т.д.). В этом качестве подготовительные соревнования органически вхо­дят в систему подготовки спортсмена, как незаменимое дополнение к тренировочным занятиям и подчиняются закономерно­стям построения спортивной тренировки.

Мощным фактором, стимулирующим эффективность процесса тренировки, является обеспечение высокого уровня эмоциональнос­ти занятий и мотивации спортсменов. Методы и формы работы в этом направлении самые различные: соревновательный метод при выполнении тренировочных заданий, широкое разнообразие и по­стоянное обновление тренировочных программ, применение нагляд­ных пособий, художественное оформление мест занятий, музыкаль­ное сопровождение и т.п.

Система внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки спортсмена включает специальные меры по ускорению восстановительных процессов после тренировочных и соревнова­тельных нагрузок (спортивно-реабилитационные факторы), специ­ализированные гигиенические, психогигиенические, физиотерапев­тические и другие процедуры, специализированное питание, вита­минизацию, специальные факторы, используемые для усиления либо дополнения эффекта тренировочных нагрузок (естественные и создаваемые искусственно факторы внешней сре­ды, дополнительные биологические средства повышения спортив­ной работоспособности и т.д.), а также более широкие, чем тре­нировка, формы воспитания и самовоспитания спортсмена и мно­гое другое.

Частично эти факторы используются в процессе тренировки. Вместе с тем они сливаются с общими условия­ми жизни и деятельности спортсмена, в том числе с режимом труда и быта, социально-гигиеническими условиями, образом жизни, всей системой воспитания в обществе. Понятно, сколь велико влияние этих общих условий на эффективность спор­тивной тренировки. От них, кроме всего прочего, зависит лимит времени, выделяемого на спортивную деятельность, и сама воз­можность занятий спортом. Со своей стороны, спортивные занятия, становясь органической частью жизни и деятельности спортсмена, оказывают более или менее существенное влияние на общий Их режим: он организуется в той или иной мере применительно к тре­бованиям спортивной деятельности.

Научное обеспечение подготовки. Для современного спорта характерны исключительно большое влияние достижений науки на результативность подготовки. Ана­лиз показывает, что в основе постоянного роста спортивных рекор­дов, выдающихся достижений отдельных спортсменов и целых команд, как правило, имеются новые научно обоснованные организационные формы подготовки, интересные методические решения. На эффективность тренировочного процесса исключительно велико влияние современных средств комплексного контроля за уровнем физического, технико-тактического и психического совершенства, возможностей различных функциональных систем организма спорт­сменов. Оптимизации подготовки способствует внедрение в практику тренажерного оборудования, различного рода управляющих систем и т.п.

Бурное развитие спортивной науки привело к выделению в ка­честве одной из важнейших составляющих подготовки спортсмена ее научного обеспечения с привлечением к этой работе специалис­тов различного профиля – педагогов, биохимиков, физиологов, психологов, инженеров, математиков и др.

Уровень специальных знаний и педагогического мастерства тренера и самоусовершенствования спортсмена. К факторам, в значительной степени влияющим на эффектив­ность спортивной тренировки, относятся уровень специальных зна­ний и педагогического мастерства тренерского состава и уровень самоусовершенствования спортсмена.

Качество работы тренера в равной мере определяется двумя компонентами: знанием теории и методики спортивной подготовки и педагогическим мастерством. Составляющие специальных зна­ний тренера следующие: овладение общими теоретическими осно­вами подготовки спортсменов и научно-методических положений применительно к специфике данного вида спорта, осведомленность об опыте передовой отечественной и зарубежной практики, опыт личной работы.

При рассмотрении составляющих педагогического мастерства тренера следует учитывать его умение внедрять формы идейно-политического воспитания в тренировочный процесс, находить оптимальные формы организации процесса тренировки (в зависи­мости от контингента спортсменов, их индивидуальных особеннос­тей, функционального состояния в конкретный момент), способ­ность внедрять в практику данные передового отечественного и за­рубежного опыта, передовые достижения науки, постоянно вести творческий поиск и т.д.

Высокая общая культура, профессиональное отношение к ра­боте, дисциплинированность и организаторские способности, до брожелательное отношение к окружающим и постоянное совершен­ствование – необходимые качества современного тренера.

Современный тренер не может ограничивать свою работу толь­ко непосредственно процессом подготовки. Опыт показывает, что эффективная спортивная подготовка, всестороннее образование и воспитание спортсмена возможны лишь в том случае, когда тре­нер постоянно находится в контакте со школой, родителями, всеми лицами, оказывающими влияние на развитие личности спортсмена. Тренер должен стремиться к расширению круга интересов спорт­смена, постоянно анализировать испособствовать устранению сложностей, возникших в его личной жизни.

Основными чертами хорошего тренера являются педагогиче­ский талант, строгость, энтузиазм и крайняя увлеченность своим делом.

Очень важным является умение тренера установить хорошие, доверительные отношения с учениками, сделать их равноправны­ми участниками процесса подготовки. В этом случае создается прочная основа для сотрудничества, способствующая развитию творческих способностей спортсмена и существенно влияющая на качество работы тренера. Дружеские отношения и взаимное ува­жение тренера и спортсменов помогают сгладить атмосферу на­пряженности в процессе подготовки, создать в команде микрокли­мат воодушевления, энтузиазма и взаимопомощи.

Составляющими самоусовершенствования спортсмена являются его идейно-политический кругозор, целеустремленность и органи­зованность, знания о закономерностях совершенствования в изб­ранном виде спорта, инициатива и самостоятельность. Характери­зуя степень самоусовершенствования спортсмена, нужно также упомянуть его способность к саморегуляции и самоуправлению.

В числе черт характера спортсмена, необходимых для дости­жения спортивных результатов, необходимо выделить увлечен­ность, трудолюбие и энтузиазм, самообладание, твердость, терпе­ние, объективность, умение стойко переносить трудности и неудачи. Особое значение имеют творческое отношение к своей подготовке, постоянное стремление и желание повышать общеобразовательный уровень и объем знаний по методике подготовки в виде спорта, неустанный анализ выполненной работы, своих возможностей, по­иск наилучших путей совершенствования различных составляющих мастерства и т.п.

Врачебно-медицинское обеспечение предполагает диспансерный метод наблюдения за спортсменами, врачебные наблюдения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, оздоро­вительные и лечебно-профилактические мероприятия, санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения трени­ровочных занятий и соревнований, профилактику спортивного трав­матизма.

Материально-технические условия подготовки. Анализ опыта подготовки и выступлений ведущих спортсменов мира на протяжении последних лет убедительно свидетельствует о том, что рост их спортивных достижений во многом обусловлен уровнем материально-технического обеспечения подготовки и со­ревнований. Так, прогресс спортивного плавания в большой мере связан с широким применением специального тренажерного обору­дования (оборудование для развития силовых качеств, приборы для управления процессом совершенствования старта и поворотов, диагностические комплексы для оценки и управления совершен­ствованием технического мастерства и др.). Бурный рост резуль­татов спортсменов ГДР в велосипедных гонках на треке в период 1976–1980 гг. во многом был обусловлен конструкцией велосипе­дов. Успех выдающихся бегунов на короткие и средние дистанции был бы невозможен без применения комплекса тренажерного и диагностического оборудования (лидирующие устройства, позволя­ющие спортсмену развить скорость, превышающую абсолютную; комплексные установки для оценки эффективности и управления совершенствованием узловых параметров соревновательной дея­тельности и технического мастерства и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.