КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование среды разработки JBuilder
Использование JDK (Java Developer’s Kit). 1. Создание, ввод и сохранение обычного тестового файла, содержащего код программы, имеющего расширение.java (например, Hello.java). Использовать можно любой текстовый редактор, позволяющий работать с файлами, имеющими длинные имена, например Notepad. 2. Компиляция исходного кода Java в машинный байтовый код при помощи компилятора javac. В результате трансляции создаются файлы с расширением.class (Hello.class). 3. Исполнение приложения: передача файла байтового кода интерпретатору java для выполнения приложения. Замечание. Для выполнения компиляции и запуска приложения можно создать командный файл (с расширением.bat) следующего содержания: javac.exe Hello.java java.exe Hello 1. Создание нового Java-проекта с именем Hello (меню “File”, пункт “New Project”) 2. В диалоговом окне “Project Wizard” задаем имя проекта Hello.java в поле “Name”. Нажимаем кнопку “Finish”. В области “Project” появится дерево с именем проекта Hello.java.jpx. 3. Для добавления файла в созданный проект в контекстном меню выбираем “Add Files/Packages”. В диалоговом окне “Add Files or Packeges to Project” в закладке “Explorer” задаем имя файла Hello.java в поле “File name”. Файл Hello.java должен быть включен в проект Hello. 4. Двойной щелчок мыши по имени файла Hello.java в области “Project” открывает рабочую область файла, где в закладке “Sourse” вводится текст программы. 5. Для запуска приложения в области “Project” из контекстного меню файла Hello.java выбираем пункт “Run”. Приложение Hello Приступим к созданию простейшего приложения. Java-файл должен содержать следующий код: /*-------------------- Пример 1. Файл Hello.java ------------------*/ import java.util.*; public class Hello { public static void main(String args[]) { System.out.println("Hello, world"); Date d=new Date(); System.out.println("Date:"+d.toString()); } } /*---------------------------------------------------------------*/ Так как класс Hello объявлен как public, то имя файла, в котором содержится его исходный код, должно совпадать с именем класса. Для классов, не объявленных как public, имена содержащих их исходные тексты файлов могут быть любыми (расширение обязательно.java). Рассмотрим текст приложения примера 1. В строке public class Hello { объявляется новый класс, Hello, тело которого начинается с открывающей фигурной скобки и заканчивается закрывающей фигурной скобкой в последней строке исходного текста. Класс по своей сути является шаблоном, из которого реализуются объекты Hello. Java - объектно-ориентированный язык, в котором основными строительными блоками являются объекты. В Java все выражено в объектах. Язык Java не поддерживает глобальные функции и глобальные переменные, а это означает, что все определяется из шаблонов объектов, называемых классами. Класс содержит весь код состояния (данные) и поведения (методы). Все классы являются производными (или подклассами) от существующих классов. В случае класса Hello не было явно указано, от какого он класса он произошел. В таком случае -если не определен суперкласс - по умолчанию предполагается, что таким суперклассом является Object. Для того, чтобы явно задать суперкласс, используется ключевое слово extends, например: public class Hello extends Object { В классе Hello объявляется метод main() со строковым параметром args, который будет содержать аргументы командной строки, передаваемые при запуске приложения: public static void main(String args[]) { Подобно языку C/C++, в приложение должна быть включена функция main(). Без нее интерпретатор не сумеет понять, откуда начинать выполнение приложение (функция main() является точкой входа приложения). И точно также, как в языках C/C++, Java-приложения могут запускаться с аргументами командной строки. Хотя необходимо обязательно включать параметр args в определение метода main(), но использовать аргументы командной строки необязательно. Ключевые слова public и static, называемые модификаторамидоступа, рассматриваются ниже. Метод main() печатает две строки, одна из них “Hello, world”, вторая содержит текущую дату. МетодSystem.out.println() позволяет выводить информацию на экран. Этот вывод используется обычно в приложениях для текстового вывода, в апплетах же используется графический вывод. Если методу System.out.println() передать строку символов, заключенную в пару двойных кавычек, этот метод выведет данную строку на экран, завершив ее переводом строки. Кроме того, этот метод можно использовать для печати значений переменных - как по отдельности, так и со строками символов, например: System.out.println("Symbol array"); int i=7; System.out.println(i); int j=10; System.out.println("j="+i); 2. Структура Java-программы Познакомимся с основными блоками Java-программы. Все рассматриваемые в данном разделе приложения не относятся к апплетам, но все сказанное ниже в равной степени и к апплетам. Все Java-программы содержат в себе четыре разновидности блоков: классы(classes), методы (methods), переменные (variables) и пакеты (package). Методы есть не что иное как функции или подпрограммы. В переменных же хранятся данные. Данные понятия присутствуют так или иначе во всех языках программирования. С другой стороны, классы представляют собой фундамент объектно-ориентированных свойств языка. Для простоты на данном этапе изучения языка Jаva можно сказать, что класс - это некое целое, содержащее переменные и методы. Наконец, пакеты содержат в себе классы и помогают компилятору найти те классы, которые нужны ему для компиляции пользовательской программы. Классы, входящие в один пакет, особым образом зависят друг от друга, пока же, опять-таки для простоты, можно рассматривать просто как наборы классов. Например, приложение Hello импортирует пакет java.util, в котором содержится класс Date. Вышеперечисленные блоки присутствуют в любой Java-программе. Но программы могут включать в себя составные части и других видов (интерфейсы, исключения, потоки), которые не требуются обязательно для каждой программы, однако во многих программам без них не обойтись. Java-программа может содержать в себе любое количество классов, но один из них всегда имеет особый статус и непосредственно взаимодействует с оболочкой времени выполнения (первичный класс). В таком классе обязательно должны быть определены один (для приложений) или несколько (для апплетов) специальных методов. Для приложений первичный класс должен обязательно содержать метод main(). Рассмотрим подробнее каждый из основных блоков Java-программы: переменных, методов, классов и пакетов. 2.1 Переменные Переменную можно представить как хранилище для единицы данных, имеющее собственное имя. Любая переменная принадлежит определенному типу. Тип переменной определяет, какую информацию в ней можно хранить. Переменные должны быть объявлены с использованием следующего синтаксиса (модификаторы рассматриваются ниже в разделе, посвященном классам): <Модификаторы> ТипПеременной ИмяПеременной; В Java существует два вида переменных. Первый - примитивные типы (primitive types). К ним относятся стандартные, встроенные в язык типы для представления численных значений, одиночных символов и булевских (двоичных, логических) значений. Все примитивные типы имеют предопределенный размер занимаемой ими памяти. Ко второму виду переменных - ссылочные типы (reference type) - относятся типы, определенные пользователем (классы, интерфейсы) и типы массивов. Все ссылочные типы являются динамическими типами, для них выделяется память во время работы программы. Примитивные и ссылочные типы также различаются по тому, как переменные этих типов передаются в качестве параметров методам (то есть функциям). Переменные примитивных типов передаются по значению, тогда как ссылочные переменные всегда передаются по ссылке. Практически самым важным различием между двумя типами переменных является то, что память для ссылочных переменных выделяется динамически, во время выполнения программы. Использование переменных ссылочных типов требует явного запрашивания требуемого количества памяти для каждой переменной прежде, чем можно будет сохранить в этой переменной какое-либо значение. Причина проста - оболочка времени выполнения сама по себе не знает, какое количество памяти требуется для того или иного ссылочного типа. Рассмотрим в качестве примера использования переменных разных типов следующую программу: /*------------- Пример 2. Файл VarTypes.java -------------*/ class VarTypes { public static void main(String args[]) { // переменная примитивного типа int varPrimitive; // сразу после объявления можно в нее записывать данные varPrimitive=1; // переменная ссылочного типа int varReference[]; // или: int[] varReference; // выделение памяти для переменной этого типа varReference=new int[3]; // теперь можно сохранять данные в переменной этого типа varReference[0]=2; varReference[1]=3; varReference[2]=4; System.out.println("varPrimitive="+varPrimitive); System.out.println("varReference[0]="+varReference[0]); System.out.println("varReference[1]="+varReference[1]); System.out.println("varReference[2]="+varReference[2]); } } /*--------------------------------------------------------------*/ Так как тип int относится к примитивным типам, оболочка выполнения знает, сколько места необходимо выделить такой переменной (четыре байта). Однако при объявлении массива переменных типа int, оболочка выполнения не может знать, сколько места потребуется для хранения этого массива. Поэтому прежде, чем разместить что-либо в переменной ссылочного типа, необходимо запросить у системы определенное количество памяти под эту переменную. Этот запрос осуществляется с помощью оператора new. Переменные-массивы и другие ссылочные переменные лишь указывают на то место в памяти, где содержатся собственно данные, тогда как переменные примитивных типов ни на что не указывают, а просто содержат в себе соответствующие данные, имеющие определенный фиксированный размер. Ссылочные переменные, хоть и очень похожи на указатели C/C++, имеют сильное отличие от них. Используя ссылочные типы, нельзя получить доступ к фактическим адресам данным в памяти. 2.1.1 Примитивные типы Всего в Java определено восемь примитивных типов: int (4b), short (2b), byte (1b), long (8b), float (4b), double (8b), boolean (true, false, 1 бит?), char (2b). Первые шесть типов предназначены для хранения численных значений, с ними можно производить арифметические операции. Тип char предназначен для хранения символов в стандарте Unicode. Булевские (логические, двоичные) переменные могут иметь одно из двух допустимых значений: true или false. Двоичные константы являются именно константами, а не строками. Их нельзя преобразовать в строковый тип. Они также не являются целыми значениями нуль или единица, как двоичные значения в языках C/C++. Рассмотрим примеры использования булевских переменных: boolean b1=true, b2, b3; System.out.println(b1); // печать: true b2=(25==25); // b2 равно true b2=(25==10); // b2 равно false b3=(b1&b2); // b3 равно false System.out.println("b1&b2="+b3); // печать: b1&b2=false b3=(b1!=b2); // b3 равно true System.out.println("b1!= b2 - "+b3); // печать: b1!= b2 – true Булевским переменным можно присваивать не только булевские константы, но и результаты сравнения переменных различных типов. Операции!,!=, == работают с булевскими значениями так же, как одноименные операторы работают с целочисленными значениями в языке C/C++. 2.1.2 Ссылочные типы Ссылочные типы отличаются от примитивных тем, что они не определены в самом языке Java, и поэтому количество памяти, требуемое переменных этих типов, заранее знать невозможно. Пример одного из ссылочных типов - это тип массива. Массивы языка Java могут состоять из переменных любых типов, включая типы, определенные пользователем Познакомимся с некоторыми терминами, относящимся к работе с переменными ссылочных типов. Когда для переменной ссылочного типа выделяется память при помощи оператора new, то тем самым этот ссылочный тип реализуется. Таким образом, каждая переменная ссылочного типа является реализацией, объектом или экземпляром соответствующего типа. Язык Java не позволяет просто объявить переменную ссылочного типа и сразу же начать записывать в нее значение. Необходимо сначала запросить у оболочки времени выполнения некоторый объем памяти, а оболочка, в свою очередь, должна сделать запись в своих внутренних таблицах, что активизирована переменная данного ссылочного типа. Весь этот процесс в целом и называется реализацией переменной. После реализации, когда уже имеется экземпляр переменной данного типа, можно использовать этот экземпляр для хранения данных. Важно понимать, что экземпляр переменной и сам ссылочный тип, к которому эта переменная относится, являются качественно различными понятиями - для хранения переменной можно использовать только реализованный экземпляр переменной ссылочного типа. Типы, определенные пользователем Язык Java позволяет определять новые типы помощью новых классов, а также с помощью интерфейсов (речь о них пойдет позже). Для простоты можно сказать, что классы похожи на структуры (или записи) языка С - они тоже позволяют хранить наборы переменных разных типов. Но в отличие от структур, классы помимо переменных могут хранить и методы. Рассмотрим пример определения и использования нового класса (нового типа) MyType: /* ------------- Пример 3. Файл NewClass.java -------------*/ /*------------- 3.1. Объявление нового типа -------------*/ class MyType // объявляется класс { public int myData=5; // переменная-элемент класса public void myMethod() // метод класса { // печать в методе System.out.print("myMethod!"); System.out.println(" myData="+myData); } MyType() // конструктор без параметров { // печать в конструкторе System.out.println("Constructor without parameters"); } MyType(int v) // конструктор с одним параметром { // печать в конструкторе System.out.print("Constructor with one parameter"); System.out.println(" Setting myData="+v); myData=v; } } /*------------- 3.2. Реализация объектов и действия с ними -------------*/ class NewClass // первичный класс { public static void main(String args[]) { // объект obj1 - реализация класса MyType MyType obj1=new MyType(); obj1.myMethod(); // использование метода // доступ к открытой переменной System.out.println("---------obj1.myData="+obj1.myData); // объект obj2 - реализация класса MyType MyType obj2=new MyType(100); // доступ к открытой переменной System.out.println("---------obj2.myData="+obj2.myData); } } /*----------------------------------------------------------------*/ В примере 3.1 определяется новый тип данных, а пример 3.2 иллюстрирует три основных вида действий, которые можно производить с объектом: создание объекта (реализация класса), доступ к переменным-элементам и доступ к методам этого объекта (через оператор “точка” (.)). Поскольку тип myType является ссылочным типом, то для реализации класса необходимо использовать оператор new. Этот оператор запрашивает память у системы для хранения объекта. Кроме того, можно определить, какие еще действия должны выполняться в момент реализации класса, определив так называемый конструктор (constructor) - метод, имеющий такое же имя как и класс. В классе может быть не один конструктор, они должны отличаться списком аргументов. Конструкторы можно использовать для инициализирующих действий, например для присвоения начальных значений. Можно использовать все определенные в классе конструкторы (с параметрами и без них), вызывая их при создании объектов класса. Если в классе отсутствует определение конструктора без параметров, то при использовании следующего оператора MyType obj1=new MyType(); вызывается конструктор без параметров по умолчанию. Нужно отметить, что название “типы, определенные пользователем” не подразумевает, что каждый пользователь сам должен определять для себя типы. В состав интерфейса прикладного программирования (Application Programming Interface) входят десятки стандартных классов, которые можно использовать в своих программах. Такие классы называются стандартными типами, определенными пользователем. Тип String (тип строковых переменных) Данный тип представляет собой гибрид примитивных и ссылочных типов. В основе своей тип String является типом, определенным пользователем, так как он определяется как одноименный класс String, содержащий в себе методы и переменные. Но в то же время этот тип проявляет некоторые свойства примитивного типа, что выражается, в частности, в том, как осуществляется присвоение значение этим переменным при помощи знака операции = (но можно для инициализации создаваемых объектов пользоваться и явным вызовом конструктора), например: // 1-ый способ инициализации строковой переменной String S1="Hello"; // 2-ый способ инициализации строковой переменной String S2=new String("Hello"); Кроме того, строковый тип проявляет свойства примитивных типов в том, что для конкатенации (сложения) двух строк можно использовать знак операции +, например: String S0="Variable "; int myInt=3; // 1-ый способ инициализации строковой переменной String S1=S0+"myInt"+myInt; // 2-ый способ инициализации строковой переменной String S2=new String(S0+"myInt"+myInt); Несмотря на поддержку таких операций с примитивными типами как = и +, строковые переменные типа Strintg являются в то же время и объектами, так что для них можно вызывать методы класса String, например, узнать длину строки: int len=S1.length(); Итак, реализация переменных типа String не требует применения оператора new. Однако при программировании необходимо всегда помнить о том, что тип String является особым - этоединственный определенный пользователем тип, переменные которого могут объявляться и использоваться без применения оператора new. Типы массива Типы массива используются для определения массивов - упорядоченного набора однотипных переменных. Можно определить массив над любым существующим типом, включая типы, определенные пользователем. Кроме того, можно пользоваться и массивами массивов или многомерными массивами. Иначе говоря, если можно создать переменную некоторого типа, значит можно и создать массив переменных этого типа. Создание массивов требует использования оператора new, например: // объявление ссылочной переменной типа массива int intArray[]; // реализация или создание массива переменных целого типа intArray=new int[3]; // объявление ссылочной переменной типа массива MyType objArray[]; // создание массива ссылочных переменных типа MyType objArray=new MyType[3]; Оператор new запрашивает для массива необходимую память. При создании ссылочной переменной типа массив не нужно объявлять размер массива, это делается при реализации типа массива при помощи оператора new. Доступ же к элементам массива ничем не отличается от доступа к элементам массива в C/C++: // доступ к элементам intArray[0]=1; intArray[1]=2; intArray[2]=3; // доступ к переменным и реализация объектов типа MyType objArray[0]=new MyType(); objArray[1]=new MyType(); objArray[2]=new MyType(); // доступ к элементам объектов, объекты - элементы массива objArray[0].myData=0; objArray[0].myMethod(); objArray[1].myData=0; objArray[1].myMethod(); objArray[2].myData=0; objArray[2].myMethod(); Массивы Java имеют три важных преимущества перед массивами других языков. Во-первых, программисту не обязательно указывать размер массива при его объявлении. Во-вторых, любой массив в языке Java является переменной - а это значит, что его можно передать как параметр методу и использовать в качестве значения, возвращаемого методом. И в-третьих, не составляет никакого труда узнать, каков размер данного массива в любой момент времени через специальную переменную length, имеющуюся в каждом массиве, например: int len=intArray.length; 2.2 Методы Метод представляет собой подпрограмму, аналогичную функциям языка C и Pascal. Каждый метод имеет тип возвращаемого значения и может вызываться с передачей некоторых параметров. Объявление метода имеет следующий синтаксис (модификаторы рассматриваются ниже в разделе, посвященном классам): <Модификаторы> ТипВозврЗначения ИмяМетода(<Параметры>) { ТелоМетодаСодержащееОбъявлениеПеременных&Операторы } С каждым методом должен быть соотнесен тип возвращаемого им значения. Например, тип void является специальным способом указать системе, что данный метод не возвращает никакого значения. Методы, у которых возвращаемое значение принадлежит к любому другому типу, кроме void, должны содержать в своем теле оператор return. Возвращаемое значение может принадлежать к любому из типов, включая примитивные типы и ссылочные типы. В качестве параметров в языке Java можно передавать переменные любого типа, включая типы, определенные через классы, и массивы переменных любого типа и размера. Однако в качестве параметров переменные примитивных типов ведут себя иначе, чем переменные ссылочных типов. Все переменные примитивных типов передаются методам по значению (by value). Это означает, что в момент вызова метода делается копия переменной, передаваемой методу. Если метод в своем теле будет изменять значение переданной ему в качестве параметра переменной, то содержимое исходной переменной изменяться не будет, так как все действия будут производится с ее копией. Напротив, значения переменных ссылочного типа, переданных в качестве параметров, можно изменить в теле метода. Когда методу в качестве параметра передается переменная ссылочного типа, то при изменении ее значения явным образом меняется содержимое того, на что указывает эта переменная. Замечание. Несмотря на то, что тип строковых переменных (тип String) является определенным пользователем типом, он не ведет себя как ссылочный тип при передачи параметров. Переменные типа String в качестве параметров всегда передаются по значению, - то есть метод, получив строковую переменную в качестве параметра, в своем теле будет фактически работать с копией этой строковой переменной. Иначе говоря, изменение строковой переменной в теле метода не влияет на значение этой же переменной снаружи метода. Иногда возникает необходимость создавать две или несколько функций, выполняющих по сути, одни и те же действия, но имеющие различные списки параметров. В языке Java можно присвоит одно и то же имя нескольким методам, которые различаются списками своих параметров. Этот процесс называется совмещением методов. Выгоды совмещения методов особенно очевидны в том, вместо запоминания нескольких имен разных методов можно ограничиться запоминанием одного только имени, общего для всех методов с разными параметрами. В обязанности компилятора входит выяснение того, какой именно метод требуется вызвать в каждом случае. Приведем пример, в котором показаны: методы, которые возвращают значение, и не возвращают никакого значения; методы, работающие с переменными различных видов в качестве параметром; совмещенные методы. Все методы и переменная класса объявлены как static для того, чтобы можно было ими пользоваться без создания объекта класса. /* ------------- Пример 4. Файл TestMethods.java -------------*/ class TestMethods { static int v=0; // функция, не возвращающая значение static void setV(int i) { v=i; System.out.println("Void method!"); } // фунция с возвращаемым значением static int getV() { System.out.println("Returning method!"); return v; } // функция для проверки работы с параметрами static int func(int a, int b[]) { a=a+1; b[0]=b[0]+1; System.out.println("a="+a+" b[0]"+b[0]); // a=2 b=2 return a; // return 2 } // сравнение двух целых static String compare(int i,int j) { if(i==j) return ""+i+" and "+j+" are equal"; else if(i>j) return ""+i+" greater than "+j; else return ""+j+" greater than "+i; } // совмещение метода с другим числом параметров static String compare(int i,int j,int k) { String S=""; S=S+compare(i,j)+'\n'; S=S+compare(i,k)+'\n'; S=S+compare(j,k); return S; } // совмещение метода с параметрами другого типа static String compare(double i,double j) { if(i==j) return ""+i+" and "+j+" are equal"; else if(i>j) return ""+i+" greater than "+j; else return ""+j+" greater than "+i; } // главный метод - точка входа public static void main(String args[]) { // вызов метода, не возвращающего значения setV(5); // вызов метода, возвращающего значение int vv=getV(); // передача параметров: примитивные и ссылочные типы int A; int B[]=new int[1]; A=1; B[0]=1; System.out.println("A="+A+" B[0]="+B[0]); // A=1 B[0]=1 int aa=func(A,B); System.out.println("aa="+aa); System.out.println("A="+A+" B[0]="+B[0]); // A=1 B[0]=2 // вызов совмещенных методов String S; S=compare(2,5); System.out.println(S); S=compare(3,1,6); System.out.println(S); S=compare(1.5,2.1); System.out.println(S); } } /*----------------------------------------------------------------------*/ 2.3 Классы Классы лежат в фундаменте объектно-ориентированных свойств языка Java, рассмотрим их подробнее. 2.3.1 Статические и динамические элементы (модификатор static) В Java переменные и методы класса могут быть либо элементами класса, либо элементами экземпляра класса, в котором они объявлены, что определяется присутствием или отсутствием модификатора static. Если при определении элемента не используется ключевое слово static, то это элемент по умолчанию является динамическим (dynamic). Динамические методы и переменные всегда являются элементами экземпляра класса, и доступ к ним осуществляется через переменную-объект. Статические методы и переменные связаны с классом, а не с экземпляром класса, и поэтому имеют название элементов класса. Элементы класса можно использовать без создании объекта этого класса, доступ осуществляется через имя класса. Каждая переменная класса и каждый метод класса уникальны в своем классе; методы и переменные экземпляра уникальны в своем экземпляре класса. Различие между членами класса и экземпляра значительно, в особенности, если дело касается переменных Элементы класса, будучи уникальными в своем классе, используются всеми объектами, созданными из этого класса, - то есть все объекты, созданные из данного класса, разделяют статические переменные и методы, определенные в этом классе (для всех объектов существует только один экземпляр статической переменной). Элементы экземпляра класса, с другой стороны, создаются каждый раз, когда создается объект. Элементы класса могут, таким образом, считаться глобальными относительно класса, несмотря на то, что настоящие глобальные переменные в Java не поддерживаются. Когда какой-нибудь объект класса изменяет значение переменной класса, результат становится видим всем объектам. Благодаря этому переменные класса часто используют в качестве общих данных для всех объектов, созданных из этого класса. Чтобы обратиться к методам и переменным экземпляра (динамическим элементам), объект надо сначала реализовать из класса, после чего можно получить к ним доступ, используя синтаксис (запись с точкой): ИмяОбъекта.ИмяМетодаЭкземпляра(<Параметры>) ИмяОбъекта.ИмяПеременнойЭкземпляра А для использования статических методов и переменных (элементов класса) объект можно не создавать, а пользоваться записью следующего вида: ИмяКласса.ИмяМетодаКласса(<Параметры>) ИмяКласса.ИмяПеременнойКласса Замечание. Нужно отметить, что статические методы класса могут работать только со статическими переменными класса, для которых также не важно наличие реализованного объекта. Рассмотрим пример, в котором сначала определяется класс, включающий статические и динамические методы, а затем его методы используются в функции main(): /* ------------- Пример 5. Файл TestElements.java -------------*/ class StaticAndDynamic { int i=0; // переменная экземпляра static int j=0; // переменная класса // статические методы static void setJ(int k) { System.out.println("Static Method"); j=k; } static int getJ() { System.out.println("Static Method"); return j; } // динамические методы void setI(int k) { System.out.println("Dynamic Method"); i=k; } int getI() { System.out.println("Dynamic Method"); return i; } int summa() { // в динамических методах можно // использовать статические переменные System.out.println("Dynamic Method"); return i+j; } } class TestElements { public static void main(String args[]) { int ii,jj; // для использования элементов класса объект необязателен // использование статической переменной StaticAndDynamic.j=6; jj=StaticAndDynamic.j; System.out.println("Main, jj="+jj); // вызов статических методов StaticAndDynamic.setJ(4); jj=StaticAndDynamic.getJ(); System.out.println("Main, jj="+jj); // перед использованием элементов экземпляра // требуется реализовать объект (экземпляр) StaticAndDynamic obj=new StaticAndDynamic(); // использование динамической переменной obj.i=3; ii=obj.i; System.out.println("Main, ii="+ii); // вызов динамическим методов obj.setI(8); ii=obj.getI(); System.out.println("Main, ii="+ii); // вызов метода, в котором используются // динамическая и статическая переменные ii=obj.summa(); System.out.println("Main, summa="+ii); } } /*----------------------------------------------------------------------*/ Замечание. Теперь понятно, почему при объявлении метода main всегда используется ключевое слово static. Дело в том, что при загрузке первичного класса в память он загружается в виде типа, а не в виде объекта. После этого оболочка времени выполнения просто вызывает статический метод main() этого первичного класса. 2.3.2 Модификаторы доступа Модификаторы доступа используются для управления доступностью элементов класса из других частей программы (в других классах). Применение ключевых слов public (открытый), protected (защищенный), private protected и private (закрытый) к элементам помогает управлять способностью других объектов пользоваться ими. Элемент, объявленный с ключевым словом public, доступен во всех классах как в том пакете (о пакетах классов см. ниже), в котором он был объявлен, так и во всех классах в любом другом пакете. Из всех модификаторов данный накладывает наименьшие ограничения на доступность элемента- он доступен всем, является открытым для всех. Этот модификатор, в отличие от всех остальных, можно использовать и при объявлении класса (класс может иметь этот модификатор или не иметь). Тогда этот класс также доступен для всех других классов невзирая на то, частью какого пакета классов он является. В каждом файле должен содержаться только один открытый класс. Элемент, объявленный с модификатором protected в некоем классе A, доступен во всех классах в данном пакете, а также во всех классах, являющихся подклассами класса A. Иными словами, доступа к этому элементу нет в тех классах, которые не входят в данный пакет и не являются подклассами того класса, в котором этот элемент определена. Если же элемент в классе A объявлен как private protected, то это означает, что к нему можно получить доступ только в подклассах класса A. В других же классах, даже входящих в этот же пакет, этот элемент недоступен. Модификатор private сильнее всего ограничивает доступность элемента. Он его делает невидимым нигде за пределами данного класса. Даже подклассы данного класса не смогут обращаться к элементу, объявленному как private. Модификатор доступа (private, protected и private protected) используется для так называемого скрытия данных (data hiding). Объявление переменных или методов класса с закрывающим их модификатором делает невозможным их использование вне области доступности. Методы же их собственного класса имеют к ним доступ всегда. Поэтому, например, для доступа к закрытым переменным для установки из значений или получения значений, содержащихся в них, можно использовать специально созданные для этого незакрытые методы класса (если они конечно, существуют). Приведем пример, в котором определяется класс, в котором есть открытая и закрытая переменные, и показываются методы доступа к этим переменным вне их класса. /* ------------- Пример 6. Файл TestModificators.java -------------*/ class A { public int k; // тип public - - доступ и в теле класса и по объекту класса private int n; // тип private - доступ только в теле класса A() { k=2; n=11; } // конструктор, инициализация переменных-элементов int summa() { return k+n; } // метод класса, использующий обе переменные // методы для доступа к защищенному элементу n класса A // по объекту класса A вне тела класса A public int getN() { return n; } public void setN(int nn) { n=nn; } } class TestModificators { public static void main(String args[]) { A obj=new A(); // создание объекта класса A // получить значение переменных int kk=obj.k; System.out.println("k="+kk); int nn=obj.getN(); System.out.println("n="+nn); // установить значения переменных и // вызвать метод, использующий //закрытую и открытую переменные obj.k=10; obj.setN(15); int s=obj.summa(); System.out.println("summa="+s); } } 2.3.3 Наследование классов Модификаторы доступа делают классы более устойчивыми и надежными в работе, так как гарантируют, что снаружи класса можно будет получить доступ только к некоторым из методов и переменных. Наследование (inheritance), в свою очередь, упрощает практическое использование классов, так как позволяет расширять уже написанные и отлаженные классы, добавляя к ним новые свойства и возможности. Например, вместо создания класса “с нуля”, можно значительно выиграть во времени, используя механизм наследования переменных и методов, определенных в другом классе, обладающем основными необходимыми свойствами. Таким образом создается то, что называется подклассом первоначального класса. Класс, который при этом наследуется (расширяется), называется суперклассом. При расширении какого-либо класса имеется возможность использования всех написанных и отлаженных методов этого класса - их не нужно создавать заново для подкласса. Это свойство, называемое повторным использованием кода (code reuse), является одним из главных преимуществ объектно-ориентированного програмирования. Для того, чтобы наследовать свойства существующего класса, класс должен быть явно определен с ключевым словом extends(подкласс расширяет суперкласс). Например, объявления класса MyClass подклассом класса SuperClass, можно записать так: class MyClass extends SuperClass {.............. } Если класс явно не объявляется подклассом какого-либо класса, компилятор предполагает по умолчанию его подклассом класса Object. 2.3.4 Специальные переменные Каждый класс Java содержит три заранее определенные переменные, которыми можно пользоваться: null, this, super. Первые две переменные относятся к типу Object. Коротко говоря, null представляет собой несуществующий объект, this указывает на текущий экземпляр, переменная super разрешает доступ к открытым переменным и методам, определенным в суперклассе.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |