Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена




Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в из­бранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эф­фективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состяза­ний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения со­ревновательной борьбы.

4. Формирование тактического мышления и непосредственно связан­ных с ним способностей – наблюдательности, сообразительности, твор­ческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, ре­зультатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Основа спортивно-тактического мастерства, в каком бы виде оно ни проявлялось, – это тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются научно-практические сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта (и вообще в орте), тенденциях их развития, правилах применения и условиях, при которых они оказываются наиболее эффективными, а также обобщенная информация о реальных и потенциальных спортивных соперниках (их сильных и слабых качествах, излюбленной «тактике, особенностях подготовки и т.п.). От широты и глубины таких знаний во многом зависят целесообразность, основательность и гибкость тактических замыслов и планов спортсмена.

Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики, психических и физических возможностей ос­новных соперников и партнеров, особенностей предстоящих сорев­нований. Данный раздел приобретает особое значение в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плот­ностью результатов.

Информация о предполагаемых соперниках может быть полу­чена с помощью просмотра и анализа результатов соревнований, рассказов спортсменов и тренеров, анализа личного опыта встречи с этими соперниками и др. Сбор информации следует вести си­стематически с разбором и анализом технико-тактических, физи­ческих, психических и других возможностей соперника, изучением сильных и слабых сторон его подготовленности, стиля и манеры ведения соревновательной борьбы в различных условиях. Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов и действий, которые могут оказать решающее влияние на ход спор­тивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые формируются в результа­те обучения интеллектуальным операциям и двигательным дейст­виям, составляющим основу спортивной тактики. Это, в частности, умения и навыки выработки тактических замыслов, планов, пере­работки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательные умения и навыки, необ­ходимые для успешного решения тактических задач в процессе состязаний. На основе полученных знаний о состоянии мест соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и со­стояния в момент конкретных соревнований, а также учета сорев­новательной борьбы прогнозируется рациональная тактика спорт­смена или команды. Обычно выделяют два уровня прогнозирова­ния: а) прогнозирование основных форм, средств и видов такти­ки соперников, а также собственных технико-тактических планов; наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков; б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих дей­ствий в отдельные моменты соревновательной борьбы.

В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существен­ную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а глав­ное – кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физи­ческие упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для реше­ния определенных тактических задач.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

1) восприятие и анализ соревновательной ситуации;

2) мысленное решение тактической задачи;

3) двигательное решение тактической задачи.

Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целост­ные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:

а) в облегченных условиях;

б) в усложненных условиях;

в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в дру­гих – к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому и своевременному переключению с одной систе­мы тактических действий на другую.

 

Таблица 4 – Методические приемы, применяемые в процессе тактической подготовки в отдельных видах спорта

 

Задачи тактической подготовки Методические приемы Виды спорта, в которых они преимущественно используются
     
Формирование умений поддерживать определен­ный темп движений; ско­рость, ритм, систему взаимодействий, не­смотря на сбивающие действия противника Задания на точное выпол­нение запланированных раскладок, на четкое про­ведение комбинаций и приемов с преодолением сбивающих факторов Бег, лыжные гонки, гребля, бег на коньках, плавание, велосипедные гонки, спортивные игры
Воспитание способнос­тей мобилизовать все силы в ответственный момент Повышение активности и интенсивности действий по типу промежуточного финиша Гимнастика, фигурное катание на коньках, еди­ноборства, циклические виды спорта
Воспитание способности действовать с максималь­ным напряжением сил независимо от преиму­щества над противником Отдаление финиша, уве­личение времени схват­ки, игры, боя до опреде­ленного результата Бег, плавание, гребля, спортивные единобор­ства, спортивные игры
Совершенствование врабатываемости орга­низма, формирование умений включаться в со­стязания Введение спортсмена в упражнения с режимами, близкими к соревнова­тельным, с последующим снижением нагрузки или расслаблением Фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика, прыжки с трамплина, тяжелая атле­тика, спортивные игры, многоборье
Формирование целесо­образной и устойчивой техники, воспитание уверенности в своих си­лах, смелости и реши­тельности Включение в занятия со­противлений условного противника с ограничен­ной последовательно возрастающей интенсив­ностью Циклические виды спор­та, многоборья, спор­тивные игры и единобор­ства
Апробирование техни­ческих приемов в усло­виях, максимально приближенных к сорев­новательным Учебные состязания с партнерами, действую­щими по наиболее веро­ятному тактическому пла­ну будущего противника Спортивные игры и еди­ноборства
Воспитание способности к самостоятельному так­тическому мышлению Представление спортсме­ну возможности самосто­ятельно творчески решать определенные тактичес­кие задачи В большинстве видов спорта

 

Важным разделом тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особен­ностей конкретных соревнований, возможностей основных соперни­ков и умения реализовывать их в зависимости от хода соревнова­тельной борьбы.

При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться:

– осознанием собственной технико-тактической оснащенности, достоинств и недостатков подготовки;

– пониманием взаимосвязи между подготавливающими дейст­виями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;

– пониманием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные моменты поединка, уме­нием проводить разминку и регулировать психическое состояние;

– способностью противодействовать различным по стилю и си­лам соперникам;

– пониманием психологической и тактической специфики со­ревновательной борьбы;

– четким представлением о целях подготовки, участия в со­ревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели (В.С. Келлер, 1985).

При совершенствовании рациональных моделей ведения так­тической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подго­товительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико-тактической осна­щенности в спортивных играх и единоборствах.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы из­лагаются в тактическом плане.

Тактический план –это программа основных действий отдельных спорт­сменов или команды. Он составляется в процессе подготовки к соревнова­ниям и окончательно уточняется к моменту начала соревнований.

Тактический план имеет основные разделы:

а) главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях;

б) об­щая форма тактической борьбы (наступательная, активно-оборонитель­ная, пассивная, защитная) и ее вариант применительно к условиям данных соревно­ваний. В спортивных играх, кроме того, надо предусматривать систему игры, комбинации, частные приемы во взаимодействии игроков. В ос­тальных видах спорта – возможность применения групповой тактики и от­дельных комбинаций и приемов;

в) распределение сил на соревнованиях с учетом интенсив­ности, продолжительности и характера нагрузок и отдыха – режима соревнований;

г) распределение сил в процессе каждого отдельного выс­тупления (график скорости, условный график, темп игры, длительность и характер разминки);

д) возможные переключения от одной тактики (или системы) к другой тактике (системе) в процессе соревнования в связи с возможными изменениями задач и обстановки тактической борьбы;

е) спо­собы и методы маскировки собственных намерений;

ж) данные о против­нике, слабые и сильные стороны в его подготовке (физической, тактичес­кой, технической и волевой) и соответствующие приемы нападения (индивидуальные и групповые) и противодействия (активно-оборонитель­ные и защитные);

з) данные о местах соревнований, погоде, судействе, зрителях и т.д.

В спортивных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков. В осно­ву такого плана может быть положен анализ соотношения сил, единобор­ствующей пары (нападение и защита).

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тренером совместно, так как рост тактического мастерства спортсмена невозможен без его активного участия в составлении тактических планов соревнований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 8750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.