КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 13техническая подготовка в спорте
1. Задачи и требования спортивной техники. 2. Средства технической подготовки. 3. Формирование двигательных умений и навыков.
«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае – знаний, умений и навыков, относящихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мысленный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Во избежание смешения понятий в первом случае лучше пользоваться термином «модель спортивной техники». Таким образом, техникой называют наиболее рациональный способ выполнения конкретного двигательного действия (упражнения) сопровождающийся наибольшей результативностью решаемой двигательной задачи (например, проплыть дистанцию брассом за минимальное время). Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой. В спорте различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязания спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия». В различных видах спорта понятие совершенной техники имеет разное содержание. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой. 1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д. 2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена. 3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений. 4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются: ♦ Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен. ♦ Разносторонность техники –степень разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Ее показателем является соотношение частоты использования разных игровых приемов (у игроков), соотношение приемов выполняемых в левую и правую сторону (у единоборцев) и т.д. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание. ♦ Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами: а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной; б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации; в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта; г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники. ♦ Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны: а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях; б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях); в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке; г) автоматизированность выполнения действий. В технической подготовке можно выделить общую техническую подготовку и специальную техническую подготовку. Задачами общей технической подготовки являются: 1. Максимальное расширение «запаса» разнообразных и разносторонних навыков и умений, что позволяет правильнее выполнять новые движения и быстрее овладевать ими. 2. Овладение техникой общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке главным образом как средства ОФП. Основная цель специальной технической подготовки – это овладение техникой соревновательного упражнения избранного вида спорта и постоянное совершенствование в ней. Для ее реализации специальная подготовка обеспечивает решение следующих задач: 1. Сформировать знания о технике спортивных действий. 2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена. 3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях. 4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования). 5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, как в свое время появились «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; толкание ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.). Методика обучения технике упражнения во всех видах спорта приблизительно однотипна и осуществляется поэтапно по типу приведенной ниже схеме (таблица 3).
Таблица 3 – Последовательность обучения спортивной технике
В процессе обучения технике по превращению двигательного действия в устойчивый высокорезультативный навык, а также ходе тренировочно-соревновательной деятельности активно решается одна из важнейших задач технической подготовки по устранению и коррекции двигательных ошибок (рис. 3).
Рисунок 3 – Состав ошибок, возникающих в процессе технической подготовки В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: 1. Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся: а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.; б) показ техники изучаемого движения; в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.; г) использование предметных и других ориентиров; д) технические средства: · средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся; · средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры); · регистрирующие приборы и устройства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях; · тренажеры, применяемые для обучения движениям; · тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств; · средства, обеспечивающие страховку. е) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование (подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны и др.) 2. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются: а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта; б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта; в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов; г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений. Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена. Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на 3 стадии: 1. Стадию базовой технической подготовки. 2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства. 3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства. Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия состоит обычно из 4–6 годичных циклов, вторая – 6–8, третья – 4–6. Для достижения высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышения их эффективности в соревновательных условиях, как правило, применяются методы усложнения внешней обстановки и методы упражнения при различных состояниях организма. При решении задач, связанных с частичной перестройкой двигательных навыков, совершенствованием кинематики или динамики отдельных деталей навыка (с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики), чаще применяются методы облегчения условий технических действий и метод сопряженных воздействий. Реализация метода усложнения внешней обстановки выполнения технических действий (методические приемы): 1. Сопротивление условного противника. Используется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности. 2. Применение трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота («аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из положения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории, и т.д. 3. Воспроизведение максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп ударов за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сближение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др. 4. Ограничение пространства для выполнения действий. Позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота определенного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п. 5. Выполнение действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря). Содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обледенелой лыжне. Методические приемы метода воспроизведения техники упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняющих их выполнение. 1. Выполнение действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревновательной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий. 2. Выполнения действий в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику. 3. Периодическое выключение или ограничение зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства». 4. Формирование рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке. Стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах. Методические приемы реализации метода облегчения условий выполнения технических действий. 1. Методический прием вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног. 2. Методический прием снижения мышечных напряжений (усилий). Позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнения в легких тренировочных перчатках. 3. Использование дополнительных ориентиров и срочной информации. Содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег. Методические приемы реализации метода сопряженных воздействий. 1. Выполнение специализированных динамических упражнений. Прием основан на взаимном развитии физических способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д. 2. Выполнение специализированных изометрических упражнений. Предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |