КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание выносливости спортсменов
Лекция 9
1. Виды выносливости и факторы их проявления. 2. Методы воспитания общей выносливости. 3. Методика воспитания скоростной выносливости. 4. Методика воспитания силовой выносливости.
Выносливость, как физическое качество, представляет собой способность человека длительно совершать конкретную механическую работу без снижения результата ее выполнения. Выносливость может определяться и как способность противостоять утомлению в какой-либо мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Выносливость – физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт – длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других – она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, в третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками (метания, прыжки, спринтерский бег, тяжелая атлетика и пр.). В практике различают общую выносливость и специальную выносливость. Общая выносливость – способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности (легкоатлетический бег и бег на коньках на дистанциях 5000 и 10 000 м, плавание на дистанциях 800 и 1500 м, лыжные гонки и т.п.). В перечисленных и некоторых других видах спорта, где специализируемое упражнение характеризуется нагрузкой умеренной и большой мощности, общая выносливость приблизительно на 85–100% определяет спортивный результат, поэтому он может являться довольно точным показателем уровня развития общей выносливости. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – способность к широкому «переносу», т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжных гонках, ходьбе, стайерском беге на коньках. Считается, что общая выносливость является основой для воспитания всех остальных разновидностей проявления выносливости, поэтому не случайно спортсмены высокого класса обычно, независимо от вида спорта, имеют хорошую общую выносливость. Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь – от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена «терпеть», т.е. противостоять наступающему утомлению путем концентрации волевых усилий. Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель аэробных возможностей – максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту. Чем большее количество кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может выработать, а следовательно, и большую работу выполнить. Максимальное потребление кислорода зависит от нескольких биологических факторов, важнейшими из которых являются минутный и ударный объемы сердца, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, жизненная емкость легких, максимальная легочная вентиляция, тканевая утилизация кислорода и др. МПК, как правило, возрастает с ростом квалификации спортсмена и у мастеров плавания, лыжников, конькобежцев достигает значительных величин. Кстати говоря, МПК у мастеров спорта в среднем почти в два раза превышает этот показатель у спортсменов низших разрядов. В большинстве спортивных упражнений результат в большей степени зависит от специальной выносливости – способности проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализируемого упражнения. В различных видах спорта в это понятие вкладывается «свое» содержание. В борьбе, например, специальная выносливость выражается в способности в высоком темпе проводить технические приемы в течение 11-минутной схватки. В пулевой стрельбе специальная выносливость – это способность противостоять нервному (сенсорному) утомлению. Наконец, в беге, плавании и других видах спорта циклического характера специальная выносливость проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции. Таким образом, с пециальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной активности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.). Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. Воспитание общей выносливости. Основным условием воспитания общей выносливости является длительное выполнение тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует работе умеренной и большой мощности. Объем нагрузки должен быть большим, так как все основные факторы общей выносливости требуют длительного воздействия. Интенсивность работы следует поддерживать на уровне критической. Это означает, что работу для развития общей выносливости нужно в основном проводить в аэробных условиях. При тренировке с изменяемой интенсивностью (работа на отрезках или отдельными более или менее короткими «порциями», например, раунды в боксе) последняя должна кратковременно выходить за рамки критической, однако каждая тренировочная серия или занятие не должны приводить к значительному кислородному долгу. В соответствии с этими основными принципами в тренировке, направленной на преимущественное воспитание общей выносливости, могут быть использованы следующие методы. Непрерывный (иногда его называют равномерным или дистанционным) метод заключается в том, что продолжительная нагрузка (не менее 20 мин.) дается в сравнительно равномерном, умеренном режиме, при частоте пульса впределах 140–150 уд/мин. Такая работа выполняется, например, в форме кроссового бега (от 20–30 до 90–120 мин.), бега на лыжах (до 2–4 часов), гребли, плавания на дистанциях 1500 м и более. Так, в тренировке немецких пловцов для воспитания общей выносливости нередко применяется тренировочная программа: 1х5000 м, 2–3x3000 м, 4–6х1500 м и т.п. Непрерывный метод можно использовать на протяжении всех периодов тренировки. Однако наиболее нецелесообразен он в первой половине подготовительного периода. Этот метод имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих его от других методов. Длительная и сравнительно умеренная, «мягкая» работа, во-первых, создает благоприятные условия для гармоничной и постепенной настройки на работу всех систем организма; во-вторых, снижает возможность перетренировки, так как известно, что «убивает не дистанция, а темп»; в-третьих, как никакая другая работа, позволяет вырабатывать экономичную технику, распределять усилия, хорошо расслаблять мышцы. Поскольку непрерывная работа требует значительного времени и, кроме того, сопряжена с определенными трудностями психологического и гигиенического характера (в первую очередь – монотонность работы), многие спортсмены и тренеры более склонны применять для воспитания общей выносливости другие методы тренировки, в частности некоторые варианты прерывистой тренировки (переменную, повторную, интервальную тренировку), проводимые в соответствующем режиме. Прерывистые формы тренировки основаны на том, что нагрузка делится на несколько «порций», чередуемых с промежутками пассивного или активного отдыха, что позволяет применять более интенсивные упражнения, упражнения с определенной долей критической и надкритической интенсивности, более остро воздействующие на организм спортсмена. Эти методы, по мнению некоторых специалистов, имеют преимущество перед непрерывным методом: эффективно развивая общую выносливость, они способствуют параллельному развитию и других физических качеств – быстроты, силы, силовой и скоростной выносливости. Кроме того, они положительно влияют не только на деятельность сердечно-сосудистой системы, но и на другие функции организма. К преимуществам прерывистой работы можно отнести также и то, что сравнительно большая доля упражнений, выполняемых с критической и надкритической интенсивностью, во-первых, вырабатывает у спортсмена умение «терпеть», а во-вторых, позволяет отрабатывать технику в условиях, близких к соревновательным. Повторный метод характеризуется произвольными паузами отдыха между повторениями нагрузки, обычно обеспечивающими субъективное чувство отдыха. «Порции» нагрузки могут иметь различную продолжительность. Переменный метод предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью последнего является «фартлек» («игра скоростей»). «Фартлек» представляет собой тренировку переменной интенсивности. Он применяется для воспитания общей выносливости во многих видах спорта. В беге «фартлек» – это кросс продолжительностью от 45 мин. до 1,5–2 часов, проводимый преимущественно в лесу. Программа бега произвольна и состоит из равномерного бега, чередуемого (по самочувствию спортсменов) с ускорениями на отрезках различной произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. На первом этапе подготовительного периода в «фартлек» включают сравнительно длинные отрезки. Частота пульса при этом должна быть в пределах 150–170 уд/мин. Ближе к соревновательному периоду отрезки становятся более короткими и преодолеваются с большей скоростью. Пульс может подняться до 170–185 уд/мин. Аналогичные нагрузки переменного характера с неравномерными паузами отдыха применяются и в других видах спорта. Интервальный метод – это многократное повторение кратковременных «порций» работы (дистанции 100–200 м в легкоатлетическом беге, 50 м в плавании, 30–45-секундные нагрузки в других видах спорта, в том числе и ациклического характера). Работа, выполняемая этим методом, развивает сердечную мышцу, увеличивает объем сердца и в целом улучшает показатели аэробного обмена в тканях. Интервальная тренировка строится следующим образом. Известно, что наибольший ударный объем сердца достигается при частоте сердечных сокращений в пределах 175–185 уд/мин. Исходя из этого, интенсивность «порций» работы должна быть такой, чтобы пульс во время работы был 160–180 уд/мин. Продолжительность паузы отдыха устанавливается с таким расчетом, чтобы перед началом каждой новой «порции» пульс был 120–130 уд/мин. Отдых может быть активным (бег «трусцой», свободное купание и т.п.) либо пассивным, продолжительностью от 45 до 90 сек. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха частота пульса не будет успевать снижаться до 120–130 уд/мин. Общее число повторений при этом может быть от 10–20 до 20–30. Выполнение кратковременных «порций» нагрузки усиливает анаэробные процессы, которые, в свою очередь, стимулируют аэробный обмен во время пауз отдыха. Именно поэтому наиболее высокие показатели сердечной деятельности и потребления кислорода наблюдаются не во время выполнения упражнений, а в интервалы отдыха. После нескольких повторений, на третьем-четвертом отрезке, обычно достигается некоторый, относительно постоянный уровень аэробного обмена, который и сохраняется до конца работы. Следует учитывать, что интервальная тренировка довольно быстро воздействует на аэробные способности, повышая их до максимального уровня. Однако этот уровень сравнительно легко снижается. Поэтому интервальную тренировку следует применять преимущественно тогда, когда надо повысить уровень аэробной производительности в короткое время. Во всех остальных случаях она должна дополнятьсядругими методами воспитания общей выносливости. Рассмотренная «классическая» форма интервальной тренировки (с продолжительностью нагрузок 30–45 сек.) во многих видах спорта постепенно вытесняется тренировкой с более продолжительными нагрузками (2–3 мин. и более), проводимой по той же принципиальной схеме (пульс вконце отрезка 180–190 уд/мин, в конце паузы отдыха – 120–130 уд/мин), но оказывающей более разностороннее воздействие на организм и дающей лучшие результаты. Следует отметить, что в последние годы появилась тенденция при построении серий интервальной работы исходить не из стандартного времени пауз отдыха, а устанавливать эти паузы в зависимости от быстроты возвращения частоты пульса к уровню 120–130 уд/мин. Практически это заключается в следующем. После каждой «порции» работы спортсмен подсчитывает пульс (иногда для этой цели применяется электронный счетчик пульса) по 10-секундным отрезкам. Как только частота снизится до необходимого уровня (20–21 удар за 10 сек.), спортсмен начинает выполнять очередную «порцию» работы. Часто в спортивной практике все перечисленные методы применяются в комбинациях. Пользуясь методами прерывистой тренировки для воспитания общей выносливости, необходимо учитывать следующие основные характеристики выполняемой работы: 1. Интенсивность (скорость на отрезках плавания, легкоатлетического бега, лыжных гонок, гребли, темп выполнения силовых упражнений) должна быть приблизительно такой, чтобы частота пульса к концу отрезка (упражнения) была 165–180 уд/мин, т.е. чтобы обеспечивался наиболее эффективный с точки зрения развития общей выносливости режим работы сердца. Практически такой интенсивности соответствует в начале подготовительного периода понятие «вполсилы», в конце подготовительного периода и в соревновательном периоде – понятие «в 3/4 силы». 2. Продолжительность (длина тренировочных отрезков, продолжительность выполнения упражнений) определяется в основном в пределах 45–90 сек. Это, однако, не исключает применения более длинных отрезков, работа на которых выполняется в течение нескольких минут. Естественно, в тренировке спринтеров предпочтение следует отдавать более коротким отрезкам. 3. Интервал отдыха обычно определяется исходя из того, что к концу паузы частота пульса должна снизиться до 120–140 уд/мин. В зависимости от уровня тренированности спортсмена продолжительность пауз может быть от 10–15 до 30–45 сек. в тренировке на сравнительно коротких отрезках (50 и 100 м) и до 1–3 мин. на длинных (200–400 м). Обычно паузу отдыха определяют от финиша на одном отрезке до старта на следующем (например, в плавании: 20х100 м, пауза 60 сек.) или только между стартами (20х100 м, старт каждые 2 мин.). 4. Характер отдыха. Отдых между тренировочными отрезками может быть пассивным или активным. Для воспитания общей выносливости первый вариант несколько предпочтительнее. 5. Число повторений подбирается с таким расчетом, чтобы вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме.
Воспитание скоростной выносливости. О скоростной выносливости обычно принято говорить применительно к видам спорта циклического характера и упражнениям, продолжающимся в среднем от 20 сек. до 5–7 мин., где это качество проявляется наиболее остро. Сюда относятся бег на средние дистанции, все дистанции гребли, бег на коньках на дистанциях от 500 до 3000 м, плавание от 100 до 400 м, некоторые упражнения велосипедного спорта. Однако это качество, как уже отмечалось, проявляется также и на других дистанциях, и в других видах спорта. Скоростная выносливость зависит от следующих взаимосвязанных педагогических, биологических и психических факторов: 1. Технической подготовленности, умения выполнять соревновательное упражнение не только наиболее эффективно, но и наиболее экономно, с наименьшей затратой сил, с высоким «коэффициентом полезного действия». 2. «Запаса скорости» (Установлено, что ни один спортсмен не в состоянии поддерживать максимальную скорость в упражнениях, продолжающихся более 10 – 20 сек. Практически это означает, что для достижения определенного результата в упражнениях, выполняемых в зоне субмаксимальной мощности, необходимо уметь развивать на коротких отрезках скорость несколько более высокую, чем средняя скорость соревновательной дистанции, т. е. создавать определенный «запас скорости». Например, спортсмен ставит задачей в беге на 400 м показать результат 48 сек. Его лучший результат на стометровке равен 11,6 сек. Имея такую сравнительно низкую скорость, бегун наверняка не сможет достичь запланированного результата, так как должен в течение 48 сек. поддерживать скорость, граничащую с максимальной, что практически невозможно. Значит, для того, чтобы показать запланированный результат, надо прежде всего поднять скорость на дистанции 100 м до 11 – 11,1, т.е. создать некоторый «запас скорости»). 3. Умения путем максимальной концентрации волевых усилий противостоять наступающему утомлению, «отодвигать» его (этот фактор, представляющий собой особенно ценное свойство, образно называют «умением терпеть»). 4. Функциональных возможностей организма: анаэробной производительности и экономичности энергетических процессов в мышцах. Упражнения для развития скоростной выносливости в зоне максимальной и субмаксимальной мощности выполняются с надкритической скоростью, для развития выносливости к скоростной работе в зоне большой мощности, с надкритической и критической скоростью, для развития выносливости в зоне умеренной мощности – главным образом с субкритической и критической скоростью. ♦ Критическая скорость, при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин кислорода, – развивает аэробно-анаэробные функции (у сильнейших спортсменов – мужчин в плавании составляет 1,6 м/с, в легкоатлетическом беге – 5,92 м/с и т.д.). ♦ Надкритическая скорость, при которой кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и выполнение упражнения происходит в условиях кислородного долга, – содействует совершенствованию анаэробных возможностей. Скоростная выносливость в работе максимальной мощности характерна для упражнений с предельной продолжительностью от 9 до 20 с. К примеру, легкоатлетический бег на дистанции – 30–60 м – у младших, 100 м – у старших школьников, 100–200 м – у квалифицированных бегунов. Основным средством развития скоростной выносливости в зоне максимальной мощности является преодоление отрезков, равных или даже больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекордная скорость человека, а максимальная по отношению к его возможностям в день занятий. В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90–95% от максимальной и продолжительностью 10–20 с. Число повторений упражнения в каждой серии – 3–4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды – 2–3, для хорошо тренированных людей – 4–6. Скоростная выносливость в работе субмаксимальной мощности у людей разного возраста и подготовленности проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более 4–5 мин. Например, для детей 10 лет бег продолжительностью от 9 до 90 с, который соответствует дистанции 50–400 м, для детей 13–14 лет бег в диапазоне от 15 с до 4 мин 30 с на дистанциях 90–1600 м; для взрослых высококвалифицированных спортсменов продолжительность бега находится в пределах от 20 с до 2 мин 16 с. За это время они преодолевают от 200 до 1000 м. Развитие скоростной выносливости при выполнении циклических упражнений в разных диапазонах субмаксимальной мощности имеет определенные различия. При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительности 40–45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивностью при далеко не удовлетворяемом запросе кислорода, несмотря на предельное его потребление. Энергообеспечение мышечной деятельности в этом случае осуществляется преимущественно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду). Скоростная выносливость к такой работе развивается путем повторного прохождения укороченных отрезков дистанции с высокой скоростью, например, 3–5 раз по 200 м – для бегуна на 400 м. Затем постепенно длина отрезков увеличивается. Они могут быть близки к соревновательной дистанции, равны или даже немного превышать. Например, повторное (2–4 раза) прохождение дистанции 350–450 м с возможно большой скоростью – для бегуна на 400 м. При развитии скоростной выносливости на дистанциях, проходимых за 45 с – 4,5 мин, энергообеспечение зависит во многом от анаэробной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распадающегося гликогена) и включает аэробное окисление гликогена. Основной метод выполнения упражнений — повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин. Скорость передвижения 80–85% от максимальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4–6 раз. Интервалы отдыха между повторениями – 4–8 мин, а между сериями – 10–15 мин. Для более глубокого воздействия в одном занятии выполняют 2–4 серии. Скоростная выносливость в работе большой мощности проявляется в упражнениях, длительность выполнения которых может достигать примерно 2–10 мин и более. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы. Эти различия особенно выражены у детей младшего и среднего школьного возраста, что связано с интенсивностью морфологических и функциональных изменений дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, эндокринной и других систем организма, происходящих в результате роста и развития ребенка. У взрослых квалифицированных спортсменов в эту зону относительной мощности попадают, к примеру, в легкоатлетическом беге дистанции 1500–5000 м; в плавании – 400–1500 м; в беге на коньках – 3000, 5000 и 10 000 м. Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, равной ей или немного превышающей ее. Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится или по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковых отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоростью. Например, в беге на коньках непрерывно пробежать 10 кругов по стадиону с переменной скоростью, 1 круг быстро + 1 круг медленно и т.д. При применении повторного метода длительность одного повторения колеблется от 5 до 10 мин. Длина преодолеваемых отрезков может быть равна, несколько больше или меньше, чем соревновательная дистанция. Отрезки большие, чем дистанция, или равные ей проходят на скорости примерно на 10% меньше, чем среднесоревновательная, а отрезки меньшие (на 1/3–1/4 дистанции) – с соревновательной или на 8–12% выше соревновательной. Количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз. Занятия состоят из одной или нескольких серий. Например, общий объем работы на отрезках у юных гребцов превышает соревновательную дистанцию 1000 м примерно в 1,5 раза, у юниоров – в 2–2,5 раза, а у взрослых – в 2,5–3,5 раза. Интервалы отдыха между повторениями упражнения зависят от длительности и интенсивности работы и колеблются от 3 до 10 мин. Они должны обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности организма. Отдых между сериями 10–15 мин. По мере роста подготовленности для развития выносливости применяется интервальный метод, характеризующийся большим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скоростью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха. Скоростная выносливость к работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревновательной деятельности составляет от 9 до 10 мин и до 1–1,5 ч и более. К примеру, у взрослых квалифицированных спортсменов это будет: бег на 10 км; часовой и марафонский бег; плавание на 1500 м; бег на коньках на 10 000 м; бег на лыжах на 10, 15, 30, 50 км и др. У детей различного возраста эти дистанции могут относиться к другим зонам мощности. В частности, у бегунов 9–11 лет дистанция на 5 км относится к зоне большой мощности. Чтобы преодолеть ту или иную дистанцию в этой зоне мощности с лучшим результатом, необходимо поднять уровень соревновательной скорости и обеспечить ее сохранение достаточно длительное время. Основными средствами развития скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях являются: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и другие циклические упражнения, выполняемые с субкритической скоростью (скорость, при которой расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей, т.е. текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности). Совершенствование выносливости осуществляется с помощью методов непрерывного и прерывного упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью, составляющей 75–80% от критической в течение 20 мин и более. Подобный режим работы создает оптимальные условия для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Для повышения выносливости посредством переменного метода важно соблюдать оптимальный уровень скорости передвижения и не завышать его, чтобы излишне не активизировать анаэробные процессы. Она должна изменяться в диапазоне 60–80% от критической. При тренировках повторным методом преодолеваются более короткие отрезки, нежели дистанция в соревнованиях, со скоростью, превышающей соревновательную на 6–10%, с интервалами отдыха 15–25 мин. Например, для бегуна на 5 км – 1000 м х 5. Интервалы отдыха по мере подготовленности уменьшаются. Что касается интервального метода, при его применении целесообразно тренировочные занятия проводить на коротких отрезках, с короткими паузами отдыха, с большим числом повторений (например, у пловцов это будет плавание 50 м х [15–30], пауза отдыха – 30–45 с).
Воспитание силовой (мышечной) выносливости. Силовая выносливость зависит от экономичности энергетических процессов и скорости восстановления энергетических ресурсов в мышцах, от анаэробной производительности организма, а также от так называемого «запаса силы» (Ни один спортсмен не сможет многократно (10 – 12 раз) поднять штангу весом, например, 60 кг, если его личный рекорд в этом движении 62,5 или даже 65 кг. В то же время при личном рекорде 75 – 80 кг десятикратный подъем 60-килограммового снаряда вполне возможен. Этот пример наглядно подтверждает необходимость создания «запаса силы» и показывает, что задача развития силовой выносливости определенным образом связана с развитием максимальной силы). Эффективным средством развития силовой выносливости являются разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые главным образом в форме «круговой тренировки» и методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа». Иногда эти упражнения выполняются к тому же с максимальной скоростью. Число повторений и величина отягощения зависят от специфики вида спорта. Там, где требования к силе сравнительно высоки (борьба, бокс, хоккей, водное поло, гребля), целесообразно небольшое число повторений (8–12) при сравнительно большом отягощении (12–15 ПМ). В таких же видах спорта, как ходьба на лыжах, бег, плавание и др., число повторений в подходе возрастает до 12–20 при соответствующем уменьшении отягощения до 20–25 ПМ. В некоторых упражнениях (например, подтягивание на перекладине) не сразу удается добиться нужного числа повторений. В этом случае на первых порах можно его сократить до 4–6, но делать более короткие паузы отдыха между подходами или несколько упрощать упражнение (например, подтягиваться с поддержкой под спину). Паузы отдыха между подходами колеблются от 30 сек. до 2 мин. Причем более короткие паузы рекомендуются в упражнениях, в которых участвуют мелкие группы мышц, а более длинные – в упражнениях, в которых участвуют крупные группы мышц. При выполнении упражнений с максимальной скоростью тренировочное отягощение несколько уменьшается, однако должно быть таким, чтобы спортсмен мог выполнить от 20 до 30 быстрых движений. Выполнение сравнительно длинных серий однообразных упражнений «до отказа» требует от спортсменов значительных волевых усилий. Поэтому в тренировке юных спортсменов, имеющих небольшой спортивный стаж, есть смысл применять главным образом упражнения с набивными мячами, различного рода акробатические, игровые и прыжковые упражнения, т.е. упражнения более эмоциональные по своему характеру. В подготовке квалифицированных спортсменов широкое распространение получило выполнение специализируемого упражнения в искусственно усложненных условиях, с различного рода дополнительными отягощениями – «тормозами» (бег в гору, по песку, по воде, ходьба на лыжах с буксировкой бревна и др.). Это является своеобразным мостиком, обеспечивающим «перенос» силовых качеств от вспомогательных силовых упражнений к специализируемому упражнению. В искусственно усложненных условиях спортсмен вынужден значительно увеличить прилагаемые усилия, сохраняя в большей или меньшей степени двигательную структуру соревновательного упражнения. Такой прием помимо создания условий, стимулирующих приложение усилий, оказывает определенное психологическое воздействие на спортсмена. Попав на соревнованиях после «тяжелых» условий в обычные, он, безусловно, настраивается на хороший результат. Усложнение условий не должно быть чрезмерным, так как это может вызвать значительные нарушения техники и закрепление неправильных навыков.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 7934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |