КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс и ее структура
Спортивная подготовка как многолетний Лекция 22
1. Общая структура многолетней спортивной подготовки. 2. Факторы, определяющие структуру многолетней спортивной подготовки. 3. Этапы многолетней подготовки спортсмена: Ø начальной подготовки; Ø предварительной базовой подготовки; Ø специализированной базовой подготовки Ø максимальной реализации индивидуальных возможностей; Ø сохранения достижений. 4. Основные направления интенсификации тренировочного процесса. 5. Соотношение различных видов подготовки на разных этапах. 6. Многолетняя динамика тренировочных нагрузок. 7. Соотношение средств различной направленности на этапах многолетней подготовки спортсменов. Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при непрерывной и рационально организованной тренировке в течение ряда лет. Структура многолетней тренировки обусловливается многими факторами. В их числе среднее количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты; индивидуальные способности спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке. Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки – первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (таблица 11). Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.
Таблица 11 – Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта
Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным из-за недостаточно правильного понимания закономерностей многолетней тренировки. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся на различных дистанциях. Это важно учитывать тренерам ДЮСШ, которые должны закладывать у юных спортсменов фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс в пубертатном периоде у спортсменов, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому девиз, распространенный в практике работы тренеров ДЮСШ: «Любой ценой мастер спорта через 1–2 года серьезной тренировки» следует признать вредным. Такой подход, а также стремление наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях детей и подростков, приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов в ДЮСШ широко внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. В связи с этим 11–13-летние пловцы тренируются 2–3 раза в день, проплывают в течение года до 2000 км и более, широко планируют силовую подготовку и т.д., 13–14-летние велосипедисты в течение года «наезжают» до 10 000–12 000 км и стартуют за сезон до 40–60 раз, 13–15-летние лыжники-гонщики имеют 25–30 стартов в сезоне. Действующая программа для ДЮСШ по ряду видов спорта предусматривает при подготовке юных спортсменов двухразовые тренировочные занятия в течение дня, большие объемы тренировочной работы, излишне широкую соревновательную практику. Это приводит к быстрому росту результатов, достижению определенных успехов в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение действительно высоких спортивных результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными срывами в состоянии здоровья у юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В результате наблюдается спортивное недолголетие юных спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте. При планировании многолетней тренировки следует учитывать время, необходимое для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах. Здесь могут быть выделены временные промежутки, необходимые для достижения первых больших успехов (обычно это результаты, находящиеся на уровне нормативов мастера спорта), для достижения наивысших спортивных результатов и для сохранения высоких спортивных достижений. Эти временные промежутки существенно различаются в зависимости от пола спортсмена и длины соревновательной дистанции. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин, пловцы-спринтеры проходят более длительный путь подготовки к высшим достижениям по сравнению со стайерами, в беге отмечается противоположная тенденция. Способные спортсмены, специализирующиеся в циклических видах спорта, достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4–6 лет после начала занятий, высшие достижения приходят через 7–10 лет. Несколько больше времени требуется для достижения максимальных результатов в лыжных гонках, беге на длинные дистанции и спортивной ходьбе. Многолетняя спортивная тренировка может быть подразделена на пять этапов (В.Н.Платонов): 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений. Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах многолетней тренировки. Например, методика тренировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств. В специальной литературе можно встретить и несколько иные деления (и названия) на этапы многолетней спортивной подготовки (таблица 12), путь которой остается всегда неизменным: от базовой подготовки спортсмена к максимальной реализации своих возможностей и сохранению их на более длительный период.
Таблица 12 – Примерная структура многолетнего процесса подготовки (по материалам разных авторов)
Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений. При этом подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала. В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения технических элементов в различных видах спорта – беге, ходьбе на лыжах, гребле, различных спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе. При технической подготовке нужно освоить многообразные подготовительные упражнения. В процессе технического совершенствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, а добиваться стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных результатов, двигательного навыка. Именно в это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Именно такой подход закладывает хорошую базу для последующего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако особо должно учитываться в период начальной подготовки. Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2–3 раз в неделю, продолжительность их – 30–60 мин. Эти занятия должны органически сочетаться с занятиями физической культурой в школе и носить преимущественно игровой характер. Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100–150 ч. Годовой объем работы в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая в свою очередь связана с временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок пришел в бассейн в возрасте 7–8 лет, то продолжительность этапа начальной подготовки обычно составляет 3 года, объем работы в течение каждого года невелик (например, 1-й год – 80 ч, 2-й – 100, 3-й – 120). Если же будущий пловец впервые пришел в бассейн в 10–11-летнем возрасте, то этап начальной подготовки часто сокращается до одного года, а объем работы, с учетом предыдущих занятий в школе, может достичь 200–250 ч в течение года при еженедельных трехразовых занятиях. Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной тренировке. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная тренировка. В то же время стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, погоня за выполнением разрядных нормативов в отдельных номерах программ приводят к быстрому росту результатов в подростковом возрасте, что в дальнейшем неизбежно отрицательно сказывается на становлении спортивного мастерства. На этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном материале вида спорта, избранного для специализации. Например, в велоспорте осваиваются всевозможные навыки езды без управления рулем, езда на велостенке без зрительного контроля, фигурная езда, езда по снегу, техника преодоления крутых спусков и подъемов, различных способов старта и финиширования, прохождения поворотов, виражей, разворотов, смены в парных групповых гонках и др. В плавании осваивается техника различных способов плавания, старта, вариантов выполнения поворота, упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками, ногами, техники дыхания, улучшения согласования движений рук, ног и дыхания и т.п. В результате работы на этом и последующем этапе многолетней тренировки юный спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику нескольких десятков специально-подготовительных упражнений. Такой подход в итоге формирует у него способности к быстрому освоению техники избранного вида спорта, соответствующей его морфофункциональным возможностям, в дальнейшем обеспечивает спортсмену умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функционального состояния при преодолении различных отрезков соревновательной дистанции. Особое внимание нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать на этом этапе остро-воздействующие тренировочные средства – комплексы упражнений с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п. При определении направленности работы на этапе предварительной базовой подготовки, который обычно охватывает возрастной диапазон 11–13 лет, необходимо учитывать двигательные способности у детей различного возраста. Наиболее интенсивное естественное развитие двигательных способностей имеет место в возрасте 8–13 лет. Этим в большой мере объясняется необходимость разносторонней подготовки, естественно сочетающейся с ходом возрастного развития физических способностей. Тренировка на данном этапе при общеподготовительной направленности постепенно специализируется. Основная особенность динамики нагрузок – неуклонное нарастание с каждым большим циклом тренировки их общего объема и интенсивности, особенно к концу этапа. Структура макроциклов характеризуется длительным подготовительным периодом и непродолжительным, нечетко выраженным соревновательным (Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1978). Этап специализированной базовой подготовки. В начале этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы — в беге на более короткие дистанции (Л.П. Матвеев, 1977). На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности. Так, например, исследования, проведенные В.Г. Федотовой (1975), показали, что до 15–17 лет развивать у женщин выносливость в циклических видах спорта (за исключением плавания) необходимо разнообразными средствами, не акцентируя внимания специально на каком-либо одном виде. Затем можно постепенно вводить специализированные занятия, направленные на развитие выносливости. Наиболее напряженные нагрузки специальной направленности следует планировать на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, следует осторожно выполнять большие объемы работы, направленной на развитие общей выносливости. Спортсмены в возрасте 13–16 лет легко справляются с работой аэробного характера, в результате у них повышаются возможности кислород-транспортной системы и на этой основе резко возрастают спортивные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте планируют выполнение больших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью. Годовой объем бега в конькобежном спорте на этом этапе у многих способных спортсменов достигает 5000–6000 км, т.е. до 75–85% того объема, который выполняют спортсмены высокого класса на этапе подготовки к высшим достижениям. Это объясняется еще и тем, что спортсмену, независимо от его будущей специализации, необходимо создать мощную аэробную базу. На этой основе спортсмены будут успешно выполнять большие объемы специальной работы, у них повысятся способности к перенесению нагрузок и восстановлению после них. Опыт последних лет убедительно показывает, что такой подход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположенным к достижениям на средних и длинных дистанциях. Это и естественно, так как такая базовая подготовка соответствует по своей направленности профильным качествам. У будущих спринтеров, предрасположенных как в морфологическом, так и функциональном отношении к спринтерской работе, такая подготовка часто становится непреодолимым барьером в росте их мастерства. В основе этого барьера прежде всего лежит перестройка мышечной ткани, в связи с которой повышаются способности к работе на выносливость и угнетаются способности к проявлению скоростных качеств. Поэтому к планированию функциональной подготовки на этом этапе, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необходимо подходить дифференцированно, с учетом будущей специализации спортсмена. Вполне естественно, что базовая подготовка будущих спринтеров должна строиться в строгом соответствии со спецификой спринтерской работы и прежде всего включать широкий круг средств, прямо или опосредованно способствующих приросту скоростных способностей спортсмена. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика. Основная задача этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15–20 и более, резко возрастает соревновательная практика. Принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности к демонстрации наивысших достижений совпадает с периодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. При таком совпадении спортсмену удается добиться максимально возможных результатов, в противном случае они оказываются значительно ниже. Продолжительность и особенности подготовки к высшим достижениям во многом зависят от специфических особенностей формирования спортивного мастерства не только в различных видах спорта, но и в отдельных номерах программы одного вида. Специфика вида спорта, пол спортсмена в значительной мере определяют темпы роста достижений. Так, обобщение опыта подготовки пловцов высшего класса показало, что имеется существенная разница в темпах роста спортивных достижений у мужчин и женщин. Мужчинам, специализирующимся на дистанциях 100 и 200 м, после выполнения норматива мастера спорта необходимо обычно не менее 3–4 лет напряженной тренировки для успешного выступления на чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. В то же время у женщин этот временной промежуток, как правило, находится в пределах 1–3 лет. За два года, предшествующие крупнейшим соревнованиям, будущие призеры чемпионатов мира или Олимпийских игр в мужском плавании (дистанции 100, 200 м) улучшают свои результаты по отношению к 100-метровой дистанции в среднем на 1,5 с, в женском плавании этот прирост составляет более 3 с. Эта тенденция характерна и для спортсменов, специализирующихся на средних и длинных дистанциях. Указанная зависимость с теми или иными вариациями проявляется и в других видах спорта. Этап сохранения достижений характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Объясняется это следующим. Во-первых, большой тренировочный опыт подготовки конкретного спортсмена помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и за счет этого поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удержание их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы. Для этого этапа многолетней тренировки спортсмена характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической и функциональной подготовленности. Одним из факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена. Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования тренировочного процесса, методами и средствами не удается добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффективным может оказаться планирование «ударных» микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой. Все указанные средства и методические приемы могут оказаться действенным стимулом к активизации адаптационных процессов. При построении многолетней тренировки должна быть обеспечена такая организация тренировочного процесса, которая позволила бы заметно усложнять тренировочную программу от одного этапа многолетней тренировки или от одного макроцикла к другому. Лишь в этом случае можно добиться планомерного роста физических и технических способностей спортсмена, повышения функциональных возможностей основных систем его организма. Основными направлениями, по которым должна идти интенсификация тренировочного процесса в течение всего многолетнего спортивного совершенствования являются: — планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы, выполняемой в течение отдельного тренировочного года или макроцикла; — своевременная узкая спортивная специализация, находящаяся в соответствии с границами этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей; — постепенное, из года в год, увеличение общего количества тренировочных занятий в микроциклах; — планомерное увеличение в микроциклах тренировочных занятий с большими нагрузками; — планомерное увеличение в тренировочном процессе количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию функциональных возможностей организма; — широкое использование жестких тренировочных режимов, способствующих приросту специальной выносливости, а также значительное расширение соревновательной практики на завершающих этапах спортивного совершенствования; — постепенное введение дополнительных средств, стимулирующих работоспособность и ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок; — планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии (таблица 13).
Таблица 13 – Параметры тренировочной работы спортсменов высокого класса (мужчины) на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей
Примечание. У женщин максимальные параметры тренировочных нагрузок несколько ниже: время работы, количество занятий в течение года – на 10 – 15 %, объем работы – на 20 – 30 %.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило часто игнорируется на практике. Стремление многих тренеров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решению частных задач (выполнение классификационных нормативов, участие в юношеских соревнованиях и т.п.) приводит к тому, что спортсмены начиная с 11–13 лет постоянно, нередко по несколько раз в году, выступают в соревнованиях, к которым должна быть организована специальная подготовка. Опасность форсирования подготовки состоит прежде всего в том, что тренировка юных по образцам сильнейших спортсменов мира практически отрезает им пути к дальнейшему росту спортивных результатов. Причин здесь много. Мы отметим лишь две основные. Во-первых, опыт последних лет показывает, что даже исключительно одаренные спортсмены в состоянии не более 2–4 лет переносить исключительно напряженные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для этапа высших достижений. И наблюдается весьма печальный факт: с каждым годом уменьшается продолжительность «спортивной жизни» на уровне высших достижений в видах спорта, связанных с проявлением выносливости. Во-вторых, применение в тренировке юных спортсменов очень напряженных, наиболее мощных тренирующих стимулов приводит к быстрой адаптации к этим средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но, главное, он перестает реагировать и на более легкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов. Разумеется, отказ от форсирования подготовки чреват несколько менее ярким выступлением подростков в детских и юношеских соревнованиях, однако это совершенно необходимо, если тренер ставит перед своими воспитанниками задачу достижения результатов мирового уровня. Рациональное построение многолетней тренировки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных видов подготовки, работы различной преимущественной направленности, динамикой нагрузок. От этапа к этапу изменяется соотношение различных видов подготовки. На этапе начальной подготовки основное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличением объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 80–90% общего объема тренировочной работы. Доля специальной подготовки невелика и обычно не превышает 15% общего объема работы. Этап специализированной базовой подготовки характеризуется значительным изменением соотношения видов подготовки: существенно возрастает доля специальной и уменьшается – общей. На третьем этапе – максимальной реализации индивидуальных возможностей – изменяется соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны, и специальной – с другой, в сторону преобладания последней. Специальная подготовка может достигать 60% и более общего объема работы. На заключительном этапе подготовки – этапе сохранения достижений – не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей. При этом следует уточнить, что соотношение различных видов подготовки (рис. 5) может претерпевать существенные изменения в зависимости от специфики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.
Рисунок 5 – Соотношение основных средств тренировки (%) и годовой объем работы на различных этапах многолетней подготовки: I – этап начальной подготовки; II – этап предварительной базовой подготовки; III – этап специализированной базовой подготовки; IV – этап реализации максимальных достижений; V – этап сохранения достижений (А – период реадаптации; Б - период сохранения результатов)
Огромное значение в процессе планирования многолетней тренировки имеет строгое соблюдение принципа постепенности повышения тренировочных нагрузок. В современной спортивной тренировке чаще всего наблюдается планомерный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. Пути повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть различны: параллельное увеличение объема и интенсивности работы, процента интенсивной работы в ее общем объеме; преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других. Обычно, первый, второй и третий этапы многолетней подготовки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа достигает 70–80% максимальных величин. В дальнейшем, при более медленном увеличении общего объема тренировочной работы, резко возрастают ее интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема работы может колебаться в широких пределах, обычно в диапазоне 15–30%, а увеличение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10–15% (рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика объема (1), интенсивности (2) и процента интенсивной работы в ее общем объеме (3) на различных этапах многолетней подготовки
Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок все чаще применяется в практике подготовки выдающихся спортсменов. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протяжении первых трех этапов многолетней тренировки нагрузки воз растают постепенно. Затем при наступлении этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей резко (часто в 2 раза и более) увеличиваются нагрузки по всем направлениям. Принципиально важным при таком планировании динамики нагрузок является то, чтобы скачок в нагрузках совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстрации наивысших достижений (рис. 7).
Рисунок 7 – Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, характерная для некоторых выдающихся спортсменов
Для построения многолетней тренировки очень важно рационально сочетать на ее этапах работу различной преимущественной направленности. Следует помнить, что в связи с возрастными закономерности физического развития организма у спортсменов различного возраста имеются существенные различия в предрасположенности к работе с той или иной преимущественной направленностью (силового характера, скоростного, на выносливость и т.д.). Это предусматривает одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека. В таблице 14 показаны примерные сенситивные периоды развития ростовесовых показателей и развития физических качеств детей, т.е. годы жизни в которые эти показатели оказываются наиболее чувствительными к воздействиям тренировочного процесса и соответственно, наиболее благоприятными для достижения быстрого, интенсивного прироста их уровня в общей возрастной динамике физического развития.
Таблица 14 – Примерные сенситивные периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста (по данным разных авторов)
Естественно, спортивная специализация будет неуклонно, из года в год повышать требования к объему средств для развития специальных качеств избранного вида спорта (силы – у тяжелоатлетов, быстроты – у спринтеров, выносливости – у лыжников и т.д.). Поэтому наиболее рациональное планирование на этапах многолетней подготовки соотношения средств различной направленности будет определяться соответствующим оптимальным удовлетворением требований специфических закономерностей специальной подготовки и закономерностей природы возрастного развития физических возможностей человека.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |