Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс и ее структура




Спортивная подготовка как многолетний

Лекция 22

 

1. Общая структура многолетней спортивной подготовки.

2. Факторы, определяющие структуру многолетней спортивной подготовки.

3. Этапы многолетней подготовки спортсмена:

Ø начальной подготовки;

Ø предварительной базовой подготовки;

Ø специализированной базовой подготовки

Ø максимальной реализации индивидуальных возможностей;

Ø сохранения достижений.

4. Основные направления интенсификации тренировочного процесса.

5. Соотношение различных видов подготовки на разных этапах.

6. Многолетняя динамика тренировочных нагрузок.

7. Соотношение средств различной направленности на этапах многолетней подготовки спортсменов.

Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при непрерывной и рационально организованной тренировке в те­чение ряда лет. Структура многолетней тренировки обусловлива­ется многими факторами. В их числе среднее количество лет ре­гулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дис­циплинах; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и дости­гаются наивысшие результаты; индивидуальные способности спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке.

Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортив­ные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в про­цессе многолетней подготовки – первых больших успехов, опти­мальных возможностей, поддержания высоких результатов (таблица 11).

Такое деление позволяет лучше систематизировать трениро­вочный процесс, наиболее точно определить период наиболее на­пряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.

 

Таблица 11 – Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта

 

Вид спорта (дистанции) Возраст (лет)
первые большие успе­хи оптимальные возмож­ности поддержание высоких резуль­татов
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Плавание (100, 200, 400 800, 1500 м) 17 – 18 15 – 17 14 – 16 13 – 15 19 – 22 18 – 20 17 – 20 16 – 18 22 – 25 20 – 23 21 – 23 19 – 20
Бег (100-400, 800, 1500, 5000, 10 000 м) 19 – 22 23 – 24 24 – 26 17 – 20 20 – 23 22 – 26 25 – 27 26 – 30 20 – 24 22 – 26 27 – 28 28 – 30 31 – 35 25 – 26 27 – 28
Гребля байдарки каноэ 18 – 20 18 – 21 16 – 18 21 – 24 23 – 26 19 – 23 25 – 28 27 – 29 24 – 26
Велоспорт трек шоссе 17 – 20 17 – 19 16 – 19 21 – 24 20 – 24 20 – 23 25 – 29 25 – 28 24 – 27

 

Бытующее мнение об омоложении спорта является необосно­ванным из-за недостаточно правильного понимания закономерно­стей многолетней тренировки. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта доста­точно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни си­стема отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наи­высший результат спортсмена на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся на различных дистан­циях. Это важно учитывать тренерам ДЮСШ, которые должны закладывать у юных спортсменов фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует пла­нировать тренировочный процесс в пубертатном периоде у спорт­сменов, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что при­водит к ухудшению адаптационных процессов, снижению рабо­тоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому девиз, рас­пространенный в практике работы тренеров ДЮСШ: «Любой ценой мастер спорта через 1–2 года серьезной тренировки» сле­дует признать вредным. Такой подход, а также стремление наи­более простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях детей и подростков, приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов в ДЮСШ широко внедряются самые мощные средства и методы современной тре­нировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. В связи с этим 11–13-летние пловцы тренируются 2–3 раза в день, проплывают в течение года до 2000 км и более, ши­роко планируют силовую подготовку и т.д., 13–14-летние вело­сипедисты в течение года «наезжают» до 10 000–12 000 км и стартуют за сезон до 40–60 раз, 13–15-летние лыжники-гонщики имеют 25–30 стартов в сезоне. Действующая программа для ДЮСШ по ряду видов спорта предусматривает при подготовке юных спортсменов двухразовые тренировочные занятия в течение дня, большие объемы тренировочной работы, излишне широкую со­ревновательную практику. Это приводит к быстрому росту резуль­татов, достижению определенных успехов в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достиже­ние действительно высоких спортивных результатов в оптималь­ном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными сры­вами в состоянии здоровья у юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В результате наблюдается спортивное недолголетие юных спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте.

При планировании многолетней тренировки следует учитывать время, необходимое для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дис­циплинах. Здесь могут быть выделены временные промежутки, не­обходимые для достижения первых больших успехов (обычно это результаты, находящиеся на уровне нормативов мастера спорта), для достижения наивысших спортивных результатов и для сохра­нения высоких спортивных достижений. Эти временные промежут­ки существенно различаются в зависимости от пола спортсмена и длины соревновательной дистанции. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин, пловцы-спринтеры проходят более длительный путь подготовки к высшим достижениям по сравнению со стайерами, в беге отме­чается противоположная тенденция. Способные спортсмены, спе­циализирующиеся в циклических видах спорта, достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4–6 лет после на­чала занятий, высшие достижения приходят через 7–10 лет. Несколько больше времени требуется для достижения максималь­ных результатов в лыжных гонках, беге на длинные дистанции и спортивной ходьбе.

Многолетняя спортивная тренировка может быть подразделе­на на пять этапов (В.Н.Платонов):

1) начальной подготовки;

2) предварительной базовой подготовки;

3) специализированной базовой подготовки;

4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;

5) сохранения достижений.

Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсме­нов на смежных этапах многолетней тренировки. Например, ме­тодика тренировки во второй половине этапа предварительной ба­зовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.

В специальной литературе можно встретить и несколько иные деления (и названия) на этапы многолетней спортивной подготовки (таблица 12), путь которой остается всегда неизменным: от базовой подготовки спортсмена к максимальной реализации своих возможностей и сохранению их на более длительный период.

 

 


 

 

Таблица 12 – Примерная структура многолетнего процесса подготовки (по материалам разных авторов)

 

Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей Спортивного долголетия
Этапы 1. Предва­рительной подготовки 2. Началь­ной специ­ализации 3. Углубленного спортив­ного совершенствования 4. Высших достижений 5. Сохранения достижений 6. Поддержания общей трениро­ванности
Примерная продолжи­тельность этапа в годах 1-3 2-3 2-4 4-5 4-6 -
Преимуще­ственная направлен­ность тре­нировочно­го процесса на каждом этапе Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориента­ция, общая ба­зовая под­готовка Уточнение предмета будущей специали­зации и начало углублен­ной трени­ровки в избран­ном виде спорта, специаль­ная базовая подготовка Увеличение удельного ве­са специальной подготов­ки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адек­ватных возрастным и индивидуальным воз­можностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мас­терства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уров­ня специальной подго­товленности и путей индивидуализации трени­ровочного процесса, освоение максимальных тренировочных и сорев­новательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов Постепенное огра­ничение трениро­вочных нагрузок. Повышение трени­рованности и под­держание ранее достигнутого уров­ня результатов за счет рационализа­ции тренировоч­ного процесса и всей соревнова­тельной деятель­ности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера
Группы обучения в СДЮШОР и ШВСМ Начальной подготовки Учебно-трениро­вочные Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства - -
Зоны спортивных достижений     зона первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта) зона достижения макси­мальных возможностей (выполнение нормативов МСМК) зона поддержания высоких результатов  

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготов­ленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.

При этом подготовка юных спортсменов характеризуется раз­нообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрово­го метода. На этапе начальной подготовки не должны планиро­ваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однооб­разного, монотонного материала.

В области технического совершенствования следует ориенти­роваться на необходимость освоения технических элементов в различных видах спорта – беге, ходьбе на лыжах, гребле, раз­личных спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе. При технической подготовке нужно освоить многообразные под­готовительные упражнения. В процессе технического совершен­ствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизиро­вать технику движений, а добиваться стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных результатов, двигательного на­выка. Именно в это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Именно такой подход закладывает хорошую базу для последую­щего технического совершенствования. Это положение распро­страняется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако особо должно учитываться в период начальной подготовки.

Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2–3 раз в неделю, продолжительность их – 30–60 мин. Эти занятия должны органически сочетаться с заня­тиями физической культурой в школе и носить преимущественно игровой характер.

Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100–150 ч. Годовой объем работы в значительной мере зависит от продолжи­тельности этапа начальной подготовки, которая в свою очередь связана с временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок пришел в бассейн в возрасте 7–8 лет, то продолжитель­ность этапа начальной подготовки обычно составляет 3 года, объем работы в течение каждого года невелик (например, 1-й год – 80 ч, 2-й – 100, 3-й – 120). Если же будущий пловец впер­вые пришел в бассейн в 10–11-летнем возрасте, то этап началь­ной подготовки часто сокращается до одного года, а объем рабо­ты, с учетом предыдущих занятий в школе, может достичь 200–250 ч в течение года при еженедельных трехразовых занятиях.

Этап предварительной базовой подготовки. Основными задача­ми тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического раз­вития и физической подготовленности, создание двигательного по­тенциала, предполагающего освоение разнообразных двигатель­ных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формиро­ванию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправлен­ной многолетней спортивной тренировке.

Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объе­ме специальных упражнений более благоприятна для последую­щего спортивного совершенствования, чем специализированная тренировка. В то же время стремление увеличить объем специ­ально-подготовительных упражнений, погоня за выполнением раз­рядных нормативов в отдельных номерах программ приводят к быстрому росту результатов в подростковом возрасте, что в даль­нейшем неизбежно отрицательно сказывается на становлении спор­тивного мастерства.

На этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном мате­риале вида спорта, избранного для специализации. Например, в велоспорте осваиваются всевозможные навыки езды без управле­ния рулем, езда на велостенке без зрительного контроля, фигур­ная езда, езда по снегу, техника преодоления крутых спусков и подъемов, различных способов старта и финиширования, прохожде­ния поворотов, виражей, разворотов, смены в парных групповых гонках и др. В плавании осваивается техника различных спосо­бов плавания, старта, вариантов выполнения поворота, упражне­ний, направленных на совершенствование техники движений рука­ми, ногами, техники дыхания, улучшения согласования движений рук, ног и дыхания и т.п. В результате работы на этом и после­дующем этапе многолетней тренировки юный спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику нескольких десятков специ­ально-подготовительных упражнений. Такой подход в итоге фор­мирует у него способности к быстрому освоению техники избран­ного вида спорта, соответствующей его морфофункциональным возможностям, в дальнейшем обеспечивает спортсмену умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функциональ­ного состояния при преодолении различных отрезков соревнова­тельной дистанции. Особое внимание нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать на этом этапе остро-воздействующие тренировочные средства – комплексы упражне­ний с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п.

При определении направленности работы на этапе предвари­тельной базовой подготовки, который обычно охватывает возраст­ной диапазон 11–13 лет, необходимо учитывать двигательные способности у детей различного возраста.

Наиболее интенсивное естественное развитие двигательных способностей имеет место в возрасте 8–13 лет. Этим в большой мере объясняется необходимость разносторонней подготовки, есте­ственно сочетающейся с ходом возрастного развития физических способностей.

Тренировка на данном этапе при общеподготовительной направленности постепенно специализируется. Основная особенность динамики нагрузок – неуклонное нарастание с каждым большим циклом тренировки их общего объема и интенсивности, особенно к концу этапа. Структура макроциклов характеризуется длитель­ным подготовительным периодом и непродолжительным, нечетко выраженным соревновательным (Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1978).

Этап специализированной базовой подготовки. В начале этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как пра­вило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы — в беге на более короткие дистанции (Л.П. Матвеев, 1977).

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности. Так, например, исследования, проведенные В.Г. Федотовой (1975), показали, что до 15–17 лет развивать у женщин выносливость в циклических видах спорта (за исключением плавания) необходимо разнообраз­ными средствами, не акцентируя внимания специально на каком-либо одном виде. Затем можно постепенно вводить специализиро­ванные занятия, направленные на развитие выносливости. Наибо­лее напряженные нагрузки специальной направленности следует планировать на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей.

В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, следует осторожно выполнять большие объемы работы, направленной на развитие общей выносливости. Спортсмены в возрасте 13–16 лет легко справляются с работой аэробного ха­рактера, в результате у них повышаются возможности кислород-транспортной системы и на этой основе резко возрастают спортив­ные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте планируют выполнение больших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью. Годовой объем бега в конькобежном спорте на этом этапе у многих способных спортсменов достигает 5000–6000 км, т.е. до 75–85% того объема, который выполняют спортсмены высокого класса на этапе подготовки к высшим до­стижениям. Это объясняется еще и тем, что спортсмену, независи­мо от его будущей специализации, необходимо создать мощную аэробную базу. На этой основе спортсмены будут успешно выпол­нять большие объемы специальной работы, у них повысятся спо­собности к перенесению нагрузок и восстановлению после них.

Опыт последних лет убедительно показывает, что такой под­ход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположен­ным к достижениям на средних и длинных дистанциях. Это и есте­ственно, так как такая базовая подготовка соответствует по своей направленности профильным качествам. У будущих спринтеров, предрасположенных как в морфологическом, так и функциональ­ном отношении к спринтерской работе, такая подготовка часто становится непреодолимым барьером в росте их мастерства. В основе этого барьера прежде всего лежит перестройка мышеч­ной ткани, в связи с которой повышаются способности к работе на выносливость и угнетаются способности к проявлению скоро­стных качеств. Поэтому к планированию функциональной подго­товки на этом этапе, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необходимо подходить дифференцированно, с учетом будущей специализации спортсмена. Вполне естественно, что ба­зовая подготовка будущих спринтеров должна строиться в стро­гом соответствии со спецификой спринтерской работы и прежде всего включать широкий круг средств, прямо или опосредованно способствующих приросту скоростных способностей спортсмена.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значи­тельно увеличивается доля средств специальной подготовки в об­щем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревнова­тельная практика.

Основная задача этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные ве­личины объема и интенсивности тренировочной работы, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество заня­тий в недельных микроциклах может достигнуть 15–20 и более, резко возрастает соревновательная практика.

Принципиально важным моментом является обеспечение усло­вий, при которых период максимальной предрасположенности к демонстрации наивысших достижений совпадает с периодом самых интенсивных тренировочных нагрузок. При та­ком совпадении спортсмену удается добиться максимально воз­можных результатов, в противном случае они оказываются зна­чительно ниже.

Продолжительность и особенности подготовки к высшим дости­жениям во многом зависят от специфических особенностей фор­мирования спортивного мастерства не только в различных видах спорта, но и в отдельных номерах программы одного вида. Спе­цифика вида спорта, пол спортсмена в значительной мере опреде­ляют темпы роста достижений. Так, обобщение опыта подготовки пловцов высшего класса показало, что имеется существенная раз­ница в темпах роста спортивных достижений у мужчин и женщин. Мужчинам, специализирующимся на дистанциях 100 и 200 м, пос­ле выполнения норматива мастера спорта необходимо обычно не менее 3–4 лет напряженной тренировки для успешного выступле­ния на чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. В то же время у женщин этот временной промежуток, как правило, на­ходится в пределах 1–3 лет. За два года, предшествующие круп­нейшим соревнованиям, будущие призеры чемпионатов мира или Олимпийских игр в мужском плавании (дистанции 100, 200 м) улучшают свои результаты по отношению к 100-метровой дистан­ции в среднем на 1,5 с, в женском плавании этот прирост состав­ляет более 3 с. Эта тенденция характерна и для спортсменов, спе­циализирующихся на средних и длинных дистанциях.

Указанная зависимость с теми или иными вариациями прояв­ляется и в других видах спорта.

Этап сохранения достижений характеризуется сугубо индиви­дуальным подходом. Объясняется это следующим. Во-первых, большой тренировочный опыт подготовки конкретного спортсмена помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффек­тивные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффек­тивность и качество тренировочного процесса и за счет этого под­держать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адап­тационных возможностей, обусловленное как естественными воз­растными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тре­нировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удержание их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы.

Для этого этапа многолетней тренировки спортсмена характер­но стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организ­ма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременно большое внимание уделяется совершенствова­нию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической и функцио­нальной подготовленности. Одним из факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнооб­разным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования тренировочно­го процесса, методами и средствами не удается добиться не толь­ко прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует стре­миться к изменению средств и методов тренировки, применению комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тре­нажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффек­тивным может оказаться планирование «ударных» микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой. Все указанные средства и методические приемы могут оказать­ся действенным стимулом к активизации адаптационных про­цессов.

При построении многолетней тренировки должна быть обеспе­чена такая организация тренировочного процесса, которая позво­лила бы заметно усложнять тренировочную программу от одного этапа многолетней тренировки или от одного макроцикла к дру­гому. Лишь в этом случае можно добиться планомерного роста физических и технических способностей спортсмена, повышения функциональных возможностей основных систем его организма.

Основными направлениями, по которым должна идти интенсификация тренировочного процесса в течение всего многолетнего спортивного совершенствования являются:

— планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы, выполняемой в течение отдельного тренировочного года или макроцикла;

— своевременная узкая спортивная специализация, находя­щаяся в соответствии с границами этапа максимальной реализа­ции индивидуальных возможностей;

— постепенное, из года в год, увеличение общего количества тренировочных занятий в микроциклах;

— планомерное увеличение в микроциклах тренировочных заня­тий с большими нагрузками;

— планомерное увеличение в тренировочном процессе количе­ства занятий избирательной направленности, вызывающих глубо­кую мобилизацию функциональных возможностей организма;

— широкое использование жестких тренировочных режимов, способствующих приросту специальной выносливости, а также значительное расширение соревновательной практики на завер­шающих этапах спортивного совершенствования;

— постепенное введение дополнительных средств, стимулирую­щих работоспособность и ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок;

— планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии (таблица 13).

 

Таблица 13 – Параметры тренировочной работы спортсменов высокого класса (мужчины) на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей

Вид спорта Параметры За недельный микроцикл За год
Бег (на средние дистанции) Время работы, ч 25–30 1100–1200
Объем работы, км 300–340 6500–7500
Количество дней занятий 6–7 320–340
Количество тренировочных занятий 12–15 500–550
Бег (на длинные дистанции) Время работы, ч 30–35 1200–1300
Объем работы, км 360–420 8500–9500
Количество дней занятий 6–7 320–340
Количество тренировочных занятий 12–18 550–600
Плавание Время работы, ч 30–35 1300–1400
Объем работы, км 110–120 3200–3600
Количество дней занятий   300–320
Количество тренировочных занятий 15–20 550–600
Гребля на байдарках и каноэ Время работы, ч 30–35 1100–1200
Объем работы, км 220–250 5500–6000
Количество дней занятий 6–7 290–310
Количество тренировочных занятий 12–18 500–550
Гребля академическая Время работы, ч 30–35 1200–1300
Объем работы, км 300–350 9000–10000
Количество дней занятий   300–320
Количество тренировочных занятий 15–20 550–600
Велосипедный (трек) Время работы, ч 30–40 1300–1400
Объем работы, км 800–900 20 000–25 000
Количество дней занятий 6–7 310–330
Количество тренировочных занятий 12–18 550–600
Велосипедный (шоссе) Время работы, ч 30–40 1300–1400
Объем работы, км 1300–1500 40 000–45 000
Количество дней занятий 6–7 320–340
Количество тренировочных занятий 12–18 500–550
Лыжный Время работы, ч 30–40 1200–1300
Объем циклической работы, км 400–450 11000–12 000
Количество дней занятий 6–7 300–310
Количество тренировочных занятий 12–15 500–550
Конькобежный Объем работы, ч   1200–1300
Объем циклической работы, км 280–320 8000–9000
Количество дней занятий 6–7 300–320
Количество тренировочных занятий 12–15 500–550

Примечание. У женщин максимальные параметры тренировочных нагрузок несколько ниже: время работы, количество занятий в течение годана 1015 %, объем работына 2030 %.

 

Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям, необ­ходимо постепенно, на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило часто игнорируется на практике. Стремление многих тре­неров и организаторов спорта любыми путями добиться высоких результатов у юных спортсменов в угоду решению частных задач (выполнение классификационных нормативов, участие в юноше­ских соревнованиях и т.п.) приводит к тому, что спортсмены начи­ная с 11–13 лет постоянно, нередко по несколько раз в году, вы­ступают в соревнованиях, к которым должна быть организована специальная подготовка.

Опасность форсирования подготовки состоит прежде всего в том, что тренировка юных по образцам сильнейших спортсменов мира практически отрезает им пути к дальнейшему росту спор­тивных результатов. Причин здесь много. Мы отметим лишь две основные. Во-первых, опыт последних лет показывает, что даже исключительно одаренные спортсмены в состоянии не более 2–4 лет переносить исключительно напряженные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для этапа высших до­стижений. И наблюдается весьма печальный факт: с каждым го­дом уменьшается продолжительность «спортивной жизни» на уров­не высших достижений в видах спорта, связанных с проявлением выносливости. Во-вторых, применение в тренировке юных спорт­сменов очень напряженных, наиболее мощных тренирующих сти­мулов приводит к быстрой адаптации к этим средствам и к ис­черпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или трениро­вочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но, главное, он перестает реагировать и на более легкие нагруз­ки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тре­нер ранее самых жестких режимов.

Разумеется, отказ от форсирования подготовки чреват несколько менее ярким выступлением подростков в детских и юношеских со­ревнованиях, однако это совершенно необходимо, если тренер ставит перед своими воспитанниками задачу достижения резуль­татов мирового уровня.

Рациональное построение многолетней тренировки во многом обусловлено целесообразным соотношением различных видов под­готовки, работы различной преимущественной направленности, ди­намикой нагрузок. От этапа к этапу изменяется соотношение раз­личных видов подготовки. На этапе начальной подготовки основ­ное место занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной базовой подготовки характеризуется увеличени­ем объема вспомогательной подготовки, которая в сумме с общей составляет до 80–90% общего объема тренировочной работы. Доля специальной подготовки невелика и обычно не превышает 15% общего объема работы. Этап специализированной базовой подготовки характеризуется значительным изменением соотноше­ния видов подготовки: существенно возрастает доля специальной и уменьшается – общей. На третьем этапе – максимальной реа­лизации индивидуальных возможностей – изменяется соотноше­ние между общей и вспомогательной подготовкой, с одной сторо­ны, и специальной – с другой, в сторону преобладания последней. Специальная подготовка может достигать 60% и более общего объема работы. На заключительном этапе подготовки – этапе со­хранения достижений – не происходит существенного изменения соотношения видов подготовки: остается исключительно высокой доля специальной, до минимума сводится доля общей. При этом следует уточнить, что соотношение различных видов подготовки (рис. 5) может претерпевать су­щественные изменения в зависимости от специфики конкретного вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, состава средств и методов тренировки.

 

 

Рисунок 5 – Соотношение основных средств тренировки (%) и годовой объем работы на различных этапах многолетней подготовки: I – этап начальной подготовки; II – этап предварительной базовой подготовки; III – этап специализированной базовой подготовки; IV – этап реализации максимальных достижений; V – этап сохранения достижений (А – период реадаптации; Б - период сохранения результатов)

 

Огромное значение в про­цессе планирования многолет­ней тренировки имеет строгое соблюдение принципа посте­пенности повышения трениро­вочных нагрузок. В современ­ной спортивной тренировке чаще всего наблюдается пла­номерный рост нагрузок от этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе. Пути повышения тренировочных нагрузок от года к году и от этапа к этапу могут быть различны: параллельное увеличение объема и интенсивности работы, процента интенсивной работы в ее общем объеме; преимущественное возрастание отдельных из указанных параметров при стабилизации или даже уменьшении других.

Обычно, первый, второй и третий этапы многолетней подготов­ки характеризуются преимущественным увеличением объема тренировочной работы, который часто в конце третьего этапа до­стигает 70–80% максимальных величин. В дальнейшем, при бо­лее медленном увеличении общего объема тренировочной работы, резко возрастают ее интенсивность и процент интенсивной работы в ее общем объеме. При этом ежегодное увеличение объема ра­боты может колебаться в широких пределах, обычно в диапазоне 15–30%, а увеличение интенсивной работы в ее общем объеме может достигать 10–15% (рис. 6).

 

 

Рисунок 6 – Динамика объема (1), интенсивности (2) и процента интенсивной работы в ее общем объеме (3) на различных этапах многолетней подготовки

 

Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок все чаще применяется в практике подготовки выдающихся спортсменов. Наиболее эффективным является вариант, при котором на протя­жении первых трех этапов многолетней тренировки нагрузки воз растают постепенно. Затем при наступлении этапа макси­мальной реализации индиви­дуальных возможностей резко (часто в 2 раза и более) уве­личиваются нагрузки по всем направлениям. Принципиаль­но важным при таком плани­ровании динамики нагрузок является то, чтобы скачок в нагрузках совпал с переходом спортсмена в возрастную зону, оптимальную для демонстра­ции наивысших достижений (рис. 7).

 

 

 

Рисунок 7 – Скачкообразная динамика тренировочных нагрузок на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, характерная для некоторых выдающихся спортсменов

 

Для построения многолетней тренировки очень важно рацио­нально сочетать на ее этапах работу различной преимущественной направленности. Следует помнить, что в связи с возрастными закономерности физического развития организма у спортсменов различного возраста имеются существенные различия в предрасположенности к работе с той или иной преимущественной направленностью (силового характера, скоростного, на выносливость и т.д.).

Это предусматривает одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

В таблице 14 показаны примерные сенситивные периоды развития ростовесовых показателей и развития физических качеств детей, т.е. годы жизни в которые эти показатели оказываются наиболее чувствительными к воздействиям тренировочного процесса и соответственно, наиболее благоприятными для достижения быстрого, интенсивного прироста их уровня в общей возрастной динамике физического развития.

 

Таблица 14 – Примерные сенситивные периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста (по данным разных авторов)

 

Ростовесовые показатели и физические качества Возраст, лет
                     
Рост           + + + +    
Вес           + + + +    
Сила максимальная             + +   + +
Быстрота   + + +         + + +
Скоростно-силовые качества     + + + + + + +    
Выносливость (аэробные возможности)   + +           + + +
Скоростная выносливость                 + + +
Анаэробные возможности (гликолитические)                 + + +
Гибкость + + + +   + +        
Координационные способности     + + + +          
Равновесие + + + + + + + +      

 

Естественно, спортивная специализация будет неуклонно, из года в год повышать требования к объему средств для развития специальных качеств избранного вида спорта (силы – у тяжелоатлетов, быстроты – у спринтеров, выносливости – у лыжников и т.д.). Поэтому наиболее рациональное планирование на этапах многолетней подготовки соотношения средств различной направленности будет определяться соответствующим оптимальным удовлетворением требований специфических закономерностей специальной подготовки и закономерностей природы возрастного развития физических возможностей человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.