Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аварии на транспорте




Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и пефтегазопроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы. Температура внутри такого смерча настолько велика, что плавятся стальные буровые вышки и другие конструкции. Особенно велика опасность, когда все это случается на буровой платформе, находящейся в прибережье моря или океана (привести пример).

Наиболее опасны пожары в административных зданиях,так как внутренние стены облицованы панелями из горючих материалов, а потолочные плиты нередко из горючих древесных плит (горение ПВХ, ПС-плит, поролон, микропора, продукты горения).

Довольно часто взрывы емкостей с газообразными и сжиженными веществами, которые могут быть отнесены к категории ХОВ, приводят к загрязнению токсичными веществами воздушного, водного басейнов и значительных территорий местности, а также заболеваниям и гибели людей, животных, птиц и растений.

Пожаро- и взрывоопасными объектами (ПВОО) называются предприятия, на которых производятся, хранятся, перерабатываются и транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие в определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним прежде всего относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий – А,Б,В,Г,Д, из которых особенно опасны первые три категории. Категория А включает нефтеперерабатывающие и химические заводы, трубопроводы и склады нефтепродуктов (вспомним например трагедию в Башкирии с двумя встречными поездами «Адлер-Новосибирск» вблизи станции Улу-Теляк 3 июня 1989 года). Вторая категория –цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц. Категория В – деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства. Следующая категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива. И, наконец, категория Д – все остальное, склады и предприятия по хранению и переработке несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например, мясных, рыбных и подобных продуктов.

Все строительные материалы и конструкции из них подразделяются на три группы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые. Несгораемые – материалы, которые под воздейсвием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются. Трудносгораемые – это материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть при наличии источника огня. Сгораемые – материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые. Отдельные – пожары в здании или сооружении. Массовые – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.

Теперь остановимся на характеристике аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. К авария на ПВОО относятся пожары с последующим взрывом газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов, топливо-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ и взрывы чаще всего в результате свободного истечения легковоспламеняющихся взрывоопасных жидкостей или газов, приводящие к возникновению многочисленных очагов пожаров. Особым случаем взрыва является объемный взрыв, когда подрывается газообразная или аэрозолная смесь, занимающая значительный объем характерный пример такого взрыва – взрыв при утечке бытового газа. При этом взрывоопасное облако способно проникать в закрытые помещения через окна, люки и т.п. и взрыв может поражать и причинять разрушения в местах, защищенных стенами (пример вакуумная бомба, почему взрыв бытового газа на 1 этаже и в подвале опаснее взрыва на верхних этажа, складывание зданий).

ЧС-ии, создающиеся на ПВОО, часто осложняются тем, что многие взрывоопасные вещества ядовиты или образуют при сгорании химически опасные вещества (ХОВ).

Поражающие факторы при авариях на пожаро- и взрыво-опасных объектах к ним относятся воздушная ударная волна с образованием осколочных полей, тепловое и световое излучение и, как следствие, загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ХОВ.

Характер воздействия аварии на пожаро- и взрыво-опасном объекте на население и окружающую среду. При взрыве на ПВОО поражение людей и повреждения различной степени могут происходить как от прямого воздействия ударной волны, так и косвенно – от летящих осколков, камней, осколков стекла и т.п. Характер и степень поражения людей зависит от степени их защищенности.

Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пластмасс и некоторых синтетических материалов – к образованию различных концетраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода, сернистого газа и др. Чаще всего на пожарах людей поражают окисит углерода(при содержании в воздухе 1% окиси углерода наступает почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже – цианистые соединения, бензол, окислы азота углекислота и другие токсичные продукты. К поражающим факторам пожаров относят также задымление, затрудняющее ориентирование, и сильный морально-психологический эффект.

При планировании мероприятий по борьбе с авариями на ПВОО надо учитывать, что они проходят пять фаз:

Стадии борьбы с авариями на ПВОО
первая накопление отклонений от нормального процесса
вторая инициирование аварии
третья развитие аварии, во время которой оказывается воздействие на людей, природную среду и объекты народного хозяйства
четвертая проведение спасательных и других неотложных работ, локализация аварии
пятая восстановление нормальной жизнедеятельности после ликвидации последствий аварии

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Первое, что мы с Вами рассмотрим – это транспортная авария (ТА), что соответствует аварии на любом виде транспорта, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза. Всего видов транспорта семь.

Начнем с первого – железнодорожный транспорт, железнодорожная авария. ЖД транспорт обеспечивает около половины пассажирских и грузовых перевозок в стране. Поэтому он является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Анализом статистических данных за последние десятилетия было установлены основные причины аварий и катастроф на данном транспорте:

-неисправности путевого хозяйства;

-поломки подвижного состава;

-выход из строя средств сигнализации и блокировки;

-ошибки диспетчеров;

-невнимательность и халатность машинистов;

-сход подвижного состава с рельсов;

-столкновения;

-наезды на препятствия на переездах;

-пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

-повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений и проседаний почвы;

-изношенность технических средств;

-терроризм.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на ЖД в последние годы существенно сократилось.

В отдельный и распространенный в городах-миллионниках Росии можно выделить скоростные линии метрополитенов. Учитывая большое количество пассажиров, данный вид транспорта чрезвычайно широко насыщен всевозможными средствами электроники и автоматики, элетротехнических машин и установок, вентиляционными системами, токоведущими линиями и кабелями электроэнергии и связи.

В качестве основных причин, происходящих на линиях метрополитенов можно выделить следующие:

- человеческий фактор;

- недостатки и просчеты при проведении ремонтных и профилактических работ;

- проседание грунта и грунтовые воды;

- терроризм (взрывы в Московском метрополитене и транспортных коммуникациях, подземных переходах) и др.

В гражданской авиации России также случаются авиационные аварии и катастрофы, влекущие за собой гибель и травмирование людей, разрушения воздушных судов и немалые экономические потери на поверхности земли и водоемов. Основные причины авиакатастроф являются:

-ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;

-распад единой системы Аэрофлота на многочисленные авиакомпании;

-стремительный рост мелких коммерческих организаций-перевозчиков;

-снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;

-ошибки пилотов и штурманского состава;

-неисправности авиационной техники (старение авиасудов, выработка авиаресурсов, низкие темпы замены на новые виды техники, ремонтные работы некондиционными материалами и оборудованиеми т.д.);

-плохая техническая обеспеченность новой современной техникой аэродромов;

-военные действия;

-терроризм, захват судов;

-погодные условия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.