КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Понятия рост и развитие организма
Безопасность жизнедеятельности, ч.1,2 Конспект лекций. М., 1992, 1995.
Возрастная физиология изучает возрастные особенности функций организма, их становление, сохранение, угасание, утрату, компенсацию и восстановление на протяжении всего жизненного цикла. Иными словами, возрастная физиология — это физиология онтогенеза. При изучении онтогенеза человека прежде всего используются показатели роста и развития. Последние два понятия — основные для возрастной физиологии, между ними имеются существенные различия. Ростом обычно называют либо в точном смысле процесс увеличения размеров и массы организма (или его частей) за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных структур в результате преобладания процессов анаболизма в обмене веществ и энергии, либо, упрощенно говоря, — показатель длины тела от макушки головы до подошвенной опоры стопы. Таким образом, рост - это количественная характеристика возрастных изменений. Развитие организма представляет собой необратимый, закономерно направленный, непрерывно протекающий процесс не только количественных, но и качественных изменений в организме, выражающийся в усложнении структуры, функциональной специализации, совершенствовании и появлении новых функций, имеющий в своей морфологической основе три составляющих: рост тела, дифференцировку клеток, тканей и органов, формообразование (морфогенез). Индивидуальное развитие организма имеет вначале прогрессивное (эмбриональное и постэмбриональное развитие до достижения зрелого возраста), а затем регрессивное течение (старение). Следовательно, развитие включает в себя преимущественно качественные изменения организма на протяжении жизненного цикла. Процессы роста и развития находятся в определенной зависимости друг от друга, обусловлены обменными процессами и функциональными изменениями в клетках и тканях тела и протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. До 20— 22 лет оба процесса непрерывны, но скорость их течения не всегда постоянна: периоды усиления и ускорения роста и развития сменяются периодами ослабления и замедления, и наоборот. Развитие человека не останавливается с прекращением роста, оно приобретает новые возрастные особенности. Среди прочих живых существ человек имеет наибольшую продолжительность роста и развития. В современном понимании онтогенез — это не только рост и развитие до наступления периода зрелости организма, а вся последовательность жизненных процессов, начиная с момента возникновения оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и кончая старостью и смертью. Значительную часть жизни занимает процесс созревания. Созревание — это приобретение в ходе развития такого совершенства функций, которое обеспечивает адекватные и эффективные реакции и формы поведения, необходимые для сохранения жизни и здоровья, осуществления общественно полезной деятельности, создания семьи и воспроизведения потомства. Рост, развитие и созревание -- разные стороны единого процесса жизнедеятельности организма, в основе которого лежат обмен веществ и энергии, совершенствование механизмов гомеостаза и повышение адаптивности (приспособляемости) организма при изменениях окружающей среды и требований социума. Онтогенез есть ряд качественных преобразований в организме, наследственно обусловленных и осуществляющихся под влиянием внешней среды. Наследственность -- это передача родительских признаков и качеств детям. Одни из этих качеств обнаруживаются без каких-либо специальных исследований (внешние данные, осанка, походка, голос, особенности поведения, способности)^ другие могут быть обнаружены только посредством лабораторной диагностики (набор хромосом, группа крови, обменные процессы и др.). Наследственность может быть благоприятной или отягощенной (неблагоприятной), но и то и другое имеет относительный характер. Так, задатки, обеспечивающие развитие способностей, при благоприятных условиях ярко проявляются, а при неблагоприятном стечении обстоятельств угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Отягощенная наследственность, хотя и ограничивает развитие ребенка, но не является «окончательным приговором», она может быть управляемой, поддающейся коррекции. Тем не менее, наследственные признаки устойчивы и прослеживаются на протяжении многих поколений. Развитие человека немыслимо без влияния той среды, в которой он находится. Многочисленные факторы внешней среды можно условно разделить на физические, химические, биологические, социальные, но реально на организм всегда действует комплекс факторов. Подчеркивая роль среды в развитии человека, И.М. Сеченов утверждал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [8, с. 19]. Рассматривая значение наследственности и среды для развития человека, нельзя отдавать предпочтение одному из двух, либо пренебрегать чем-то из них. На основе многочисленных исследований развития детей Л.С. Выготский сделал следующие обобщения, сформулированные в виде законов и применимые к любому возрасту. Первый закон, или первая особенность детского развития, заключается в том, что «это есть процесс, протекающий во времени, но протекающий циклически... Второй основной закон детского развития гласит, что отдельные стороны ребенка развиваются не равномерно и не пропорционально» [1, с.18]. Цель возрастной физиологии, как ее определил А.А. Маркосян, — это изучение закономерностей «становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни» [5, с. 3]. Основными задачами возрастной физиологии в настоящее время являются изучение особенностей функций органов, систем и целого организма в онтогенезе; выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды; установление объективных критериев каждого возрастного периода (возрастных стандартов).
Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов: ü Неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода); ü Факторы органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые человеку другими живыми существами); ü Социальных факторов 9мать, семья, ясли, д/с, школа и т.д.) Из среды организм получает все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные продукты обмена. Наследственность - способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства. Это свойство живой природы. Генотип человека определяет его фенотип (внешние свойства). 1) Пренатальное развитие (эмбриональное). Формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе эмбриогенеза находится под контролем генотипа, но факторы внешней среды играют не последнюю роль. Для зародыша - первичной средой является материнский организм. Многие факторы влияющие на материнский организм, сказываются на развитии зародыша. Критические периоды - наибольшая чувствительность к действию внешних факторов: начало пренатального развития первые 3 недели (закладываются все важнейшие органы), 4-7 недели (дальнейшее развитие всех органов). К моменту рождения - все органы сформированы в общих чертах. 2) Постнатальное развитие ребенка (после рождения). Методы изучения удельного значения среды и наследственности: выделяют 2 группы одинаковых по генотипу и помещают в различные условия, близнецовый - изучают морфологическое сходство, влияние различных условий жизни. С помощью метода было установлено важное значение среды в развитии многих морфологических свойств - рост, вес, физическое развитие, и для развития психических способностей человека - свойств памяти, силы произвольного внимания, мыслительной деятельности, особенности характера. У новорожденных мозг незрелый в морфологическом и функциональном отношении (80-90% нервных клеток созревают после рождения). В специальных опытах было показано, что способность ребенка решать сложные задачи зависит от его опыта и тренировки. Одаренность наследуется, но степень развития его способностей будет целиком зависеть от воспитания. Наследственность определяет лишь потенциальные пределы физического и психического развития детей и подростков, степень развития физ. И псих. особенностей ребенка зависит от факторов внешней среды.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |