Особенности развития количественных представлений у детей
| Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ
|
Трудно определяют «один» и «много» в свободной обстановке
| Учим понятиям «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т. п.), затем в свободной обстановке
|
Детей увлекает сравнение множеств по количеству
| Учим устанавливать правильно взаимно однозначные соответствия («один к одному»)
|
Легче сравнивают множества из одинаковых элементов
| Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы — морковки» и т. п.)
|
Раскладывают предметы обеими руками, от середины к краям, от края к середине, справа налево и пр.
| Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева направо, беря по одному предмету
|
Наблюдается тенденция к уравниванию множеств по количеству
| Сначала рассматриваем равночисленные множества («поровну», «столько — сколько», «одинаково»), затем неравночисленные («больше — меньше»), потом учим их уравнивать по количеству («как сделать поровну?»)
|
При сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложения
| Начинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложению
|
При сравнении множеств путем приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр.
| Сначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок — одна бабочка, один цветок — одна бабочка,...». Раздаточные карточки сначала можно разделить наквадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе
|
Счетная деятельность
|
Легче считают предметы в линейном расположении
| Начинаем обучение со счета одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение)
|
Не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр.
| Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполнения
|
Не понимают значение итогового числа («безытоговый счет»)
| Вводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметов
|
Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4, 7 и 8)
| Применяем наглядность на нескольких примерах и упражняемся в сравнении
|
Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже)
| Упражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем это
|
Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения
| Упражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии (далеко — близко), в разной конфигурации (в ряд, по кругу и др.) и обсуждаем это
|
Трудно дается счет на слух, на ощупь, счет движений
| Вводим упражнения в счете на слух, на ощупь, в счете движений только после усвоения счета предметов
|
Путают количественные и порядковые числительные
| Мотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?» и «который?»
|
Не используют счет для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения
| Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счета. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше — меньше)
|
Вычислительная деятельность
|
Дети могут не понимать связей между числами
| Учим сначала образованию соседних чисел друг из друга (n ± 1), затем их отношениям («больше на 1», «меньше на 1») на наглядной основе
|