Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностный, эмоциональный и познавательный контакты




Для оратора важно установление личностного контакта со слушателями. Этот тип об­щения предполагает при работе с аудиторией строить речь так, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте, одновременно четко обозначая свою позицию. Доброжелательное, уважительное отношение к слушателям вызывает, как правило, ответные чувства.

Если выступление намечено на конец напряженного рабочего дня, когда люди уже устали, если накануне выступления произошло какое-то неординарное событие, взволновавшее будущую аудиторию, может возникнуть барьер отрицательных эмоций [3, с. 93]. Чтобы этого не произошло, оратору следует заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Можно сказать несколько слов по поводу произошедшего накануне или рассказать подходящую к данному случаю историю. Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить об эмоциональном сопереживании.

Тема выступления должна быть интересна аудитории. В этом случае не появятся познавательные барьеры [3, с. 94], а возникнет познавательный контакт. Если оратор и аудитория заинтересованы одной и той же проблемой, решают одни и те же вопросы, они заняты совместной мыслительной деятельностью, которую ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Таким образом, «контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания» [17, с. 220].

Оратор способен организовать совместную со слушателями мыслительную деятельность, когда он ведет мысль аудитории за собой. Это возможно при логической организации речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушате­лей привлекает такое изложение, при котором возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Важнейшее условие поддержания внимания аудитории — содержательность выступления, подача новой информации. Выступление должно быть понятным, доходчивым, т.е. доступным для данной аудитории. Хорошо действует на слушателей непринужденная манера изложения, которая проявляется в позе, жестах, мимике, звучании голоса.

Внимание слушателей привлекает выразительная речь: яркие образы, меткие выражения, меняющаяся интонация, четкая дикция. В речи обязательны паузы, во время которых идет осмысление сказанного.

«Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам» [3, с. 103].

Очень важна убежденность оратора в предмете речи.

Каждая речь — это проявление индивидуальности, и чем крупнее фигура оратора, тем ярче проявляется эта индивидуальность. Имеется в виду не экстравагантное поведение, а взвешенный подход к делу, к использованию слова, к своему поведению на трибуне.

Начинающие ораторы нередко допускают ошибки. Одни ораторы недостаточно тщательно готовятся к выступлению и с точки зрения содержания, и с точки зрения коммуникации речи, говорят расплывчато, слушателю трудно уловить главное в вы­ступлении. Другие говорят штампами, не чувствуют аудитории, не задаются вопросом, как выглядит их речь со стороны, как она воспринимается. Третьи не умеют себя вести во время выступления, держатся скованно, не могут перестроиться, теряются, если надо ответить на вопросы.

Выработке успешной стратегии поведения оратора могут помочь советы специалистов в области речевой коммуникации. Так, в книге Бербеля и Хайнца Швальбе «Личность, карьера, успех» приведены советы выступающему с публичной речью.

____________________________________________________________________________

Советы выступающему с публичной речью

1. Настройтесь на аудиторию.

2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести «мосты» взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого обращение к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто бы вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начинайте говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, все же не теряйте самоконтроля.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, с акцентированием каждого слова.

17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места выступления подкреплять примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.

18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.

19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь вам дается с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.

И самое последнее. Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят, тогда в следующий раз к вам придут с удовольствием.

 

7.2. Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала

 

Мастерство устной речи обеспечивается различными факторами, среди которых важная роль отводится подготовке и проведению выступления.

Работа по подготовке речи — сложный и длительный процесс. В нем выделяют несколько этапов:

(1) определение темы и цели речи;

(2) подбор, анализ и отбор материала;

(3) композиция, план выступления;

(4) аргументы и пути доказательства;

(5) работа над языком выступления.

Тема и цель речи. Итак, на первом этапе необходимо определить и четко сформулировать тему выступления. Она может быть заданной, когда оратору предлагают выступить на определенную тему. Тема может предлагаться самим выступающим исходя из его личного опыта и знаний. Оратор должен уметь выбирать достойные темы, накапливать интересный и полезный материал, выбирать актуальную информацию, находить главное, ярко и доступно подавать его слушателям.

Выбрав тему, следует подумать о ее формулировке. Любая тема является частью большой проблемы и представляет собой одну из ее сторон. Важно осознать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Формулировка темы должна от­ражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей, т.е. «в лаконичной форме выражать основную идею выступления и носить рекламный характер: быть занимательной, затрагивать интересы тех, для кого предназначена, будить воображение» [3, с. 66—67]. Название темы должно быть конкретным, четким и, по возможности, кратким. Если оратор избирает слишком общую формулировку темы, ее можно конкретизировать с помощью подзаголовков. Например: «Взгляд в будущее (о по­следствиях глобального потепления климата на Земле)». Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулируя тему, оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них представления, убеждения, определяющие их дальнейшее поведение. В зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей:

• информационные (повествовательные, описательные, объяснительные);

• агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию);

• развлекательные.

В любом виде речи желательно реализовывать воспитательные цели, ориентированные на приобщение к нравственным идеалам.

Сформулировав цель, нужно постоянно помнить о ней — это облегчает дальнейшую работу над речью, так как оратор в таком случае будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию дальнейшей подготовки речи. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой (некоторые авторы называют это «целевой установкой»). Например: Рассказать о том, что... Объяснить, что (как)... Убедить в том, что... Заинтересовать в том, что... (тем, что...).

Когда определена тема, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала.

План выступления. План выступления составляется заранее, а в процессе подготовки речи он корректируется. В зависимости от вида речей план выступления может строиться по-разному. Информационные речи могут включать, в зависимости от целесообразности и характера аудитории, простое информирование (что? где? когда?), комментирование (как? каким образом?) и анализ (почему?). Анализ и последующий синтез подводят слушателей к практическим выводам и рекомендациям.

План выступления, содержащего анализ проблемы, может включать:

(1) описание рассматриваемой проблемы или явления;

(2) объяснение причины возникновения проблемы или явления;

(3) место данного явления в системе других явлений — закономерно оно или случайно;

(4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

(5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;

(6) практический вывод или предложение.

План агитационных видов речи может содержать:

(1) информирование о том, в чем следует убедить аудиторию;

(2) аргументацию в пользу данного убеждения (а если нужно переубедить аудиторию, то и опровержение противоположных взглядов);

(3) вывод о значимости данного явления;

(4) решение о необходимости каких-либо действий.

Поиск и подбор материала. Споиска иподбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из таких источников:

• специальная литература (научная, научно-популярная);

• официальные документы;

• справочная литература (справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, карты);

• периодическая печать (журналы, газеты);

• передачи телевидения и радио;

• художественная литература;

• беседы, интервью, личные контакты и др.

Для успешной подготовки выступления желательно использовать не один, а несколько источников. При этом главным источником остается литература различных стилей и жанров. Навыки работы с литературой вырабатываются постепенно. Для выработки этих навыков методисты рекомендуют выполнять следующие действия:

• припомнить ранее читаемую по выбранной теме литературу;

• просмотреть личную библиотеку и каталог;

• просмотреть каталоги (систематический и алфавитный) в библиотеках;

• просмотреть в последних номерах журналов за истекший год (декабрь) списки опубликованных за год статей;

• просмотреть библиографические издания (в т.ч. тематические планы выпуска литературы различных издательств);

• просмотреть справочники.

Работа с литературой. После подбора литературы оратор начинает работу с ней. Здесь рекомендуются следующие этапы:

• чтение-отбор;

• чтение-ознакомление;

• чтение-изучение.

Чтение-отбор ставит своей целью подготовку списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник, методические ре­комендации и т.п.), даются сведения об авторах. При наличии предисловия и послесловия — прочитать их. В предисловии обычно представлена история написания книги, дано ее краткое содержание, перечисляются основные проблемы. В послесловии содержатся итоги изложенного, кратко повторяются главные положения работы (резюме). Далее следует просмотреть оглавление, дающее представление об основных вопросах книги, обратить внимание на таблицы, схемы, рисунки. Важен год издания книги — желательно использовать источники, изданные в последние годы, так как сведения, опубликованные в них, еще не устарели.

Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально.

Чтение-ознакомление — это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план выступления на данном этапе работы уточняется, конкретизируется.

Чтение-изучение — это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках (стандартного размера, как библиографические карточки в каталогах). Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил:

• используются карточки одинакового размера;

• записи ведутся только на одной стороне листа;

• на каждой карточке делается не более одной записи;

• в верхней части карточки указывается тема (вопрос плана), к которой относится выписка, в нижней — выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;

• если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, название сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал.

Текст выступления, конспект, тезисы. Изучив, проанализировав и обобщив материал, оратор, в зависимости от своей теоре тической подготовленности, пишет или полный текст выступления, или конспект, или тезисы, или развернутый план.

Назначение полного текста выступления — помочь сохранить его в памяти, запомнить детали содержания, что особенно важно для недостаточно опытных ораторов. В полностью написанном тексте выступления ярче видны композиционные особенности и структурное деление.

Конспект — краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным (передача содержания текста своими словами), оценочным (критический анализ прочитанного или услышанного с вы­ражением позиции оратора), творческим (развитие и обобщение пишущим мысли автора), лекторским (преобразование на бумаге письменной речи в устную — так, как она будет звучать в аудитории).

Конспект составляется на стандартных листах бумаги на одной стороне. Следует оставлять широкие поля: справа — для фиксации своего отношения к прочитанному (услышанному), для дополнений по теме, цитат и проч., слева — для обозначения (нумерации) частей текста. Обозначение частей текста, согласно последним ГОСТам, производится таким цифровым способом: 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. и т.д. В конспект не рекомендуется включать спорные, нерешенные вопросы, поскольку данный вид записи предназначен не для дискуссии с аудиторией, а для подкрепления суждений оратора.

Тезисы — краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом важные в принципиальном отношении положения сопровождаются нужной аргументацией, необходимыми доводами. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому ее выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора.

Развернутый план выступления — это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Составление развернутого плана заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку.

Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации (в виде рисунков, фотографий, схем).

«Главное правило использования вспомогательного материала — включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль» [3, с. 76].

Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела.

Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны цифровые данные об урожайности, надоях, валовом продукте, спортивных достижениях и т.п. В выступлении для специалистов той или иной отрасли цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро.

Иногда цифры следует округлять для более доступного восприятия и запоминания. Например: Собрано около 80% урожая зерновых; На митинг собрались около пяти тысяч жителей города. В то же время нежелательно округлять в сообщении данные о числе жертв, размере нанесенного ущерба.

Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующими критериями:

• насколько данный пример нужен;

• является ли он типичным;

• уместен ли в данной аудитории;

• какие чувства вызывает у зрителей.

Цитаты — это высказывания авторитетных людей. Назначение цитат может быть различным. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл. Независимо от типа цитаты и ее назначения она обязательно должна быть проверена по источнику. По объему цитата должна быть достаточна для того, чтобы ее смысл был относительно самостоятельным и устойчивым. При малом объеме речевого материала следует разъяснять слушателям смысл цитируемых слов. «Усеченное цитирование — один из способов манипулирования общественным мнением» [93, с. 101].

Оратору следует вести постоянную работу по подбору цитат, их систематизации и обновлению.

Наглядный материал — диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы — используется в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Им не следует злоупотреблять, он предъявляется лишь тогда, когда действительно нужен. Размер наглядных пособий (схем, диаграмм, фотографий) должен соотноситься с аудиторией. Не следует развешивать плакаты, рисунки заранее, как на защите дипломной работы или диссертации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.