Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного управления




Государственная служба в российской системе

Для того, чтобы эффективно функционировать, государственная служба должна носить системный характер.

Еще в конце XIX века были выделены основные характеристики системы государственного управления (равно как и ее подсистем):

· наличие единого управляющего центра в любой системе управления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;

· структурная схожесть современных правительств;

· отделение управления от политики;

· профессионализм государственных служащих;

· организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;

· наличие «доброй» администрации как необходимое условие развития цивилизации и достижения благосостояния.

В общем виде система государственной службы – это совокупность компонентов (подсистем и элементов) государственной службы, взаимодействующих между собой для достижения определенных целей государственного управления. В результате взаимодействия этих элементов государственная служба приобретает новые свойства: целостность, единство, структурность, функциональность, иерархичность, стабильность, эффективность.

Ключевую роль в характеристике российской государственной службы как системы сыграл федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

В данном нормативном акте законодатель впервые зафиксировал системный характер государственной службы, указав в качестве ее компонентов виды и уровни госслужбы.

Как уже указывалось выше, структурно российская система государственного управления построена в соответствии с концепцией дихотомии государственной власти, вследствие чего справедливо будет указать, что система государственной службы является одновременно подсистемой системы более высокого уровня – персонала государственного управления (наряду с подсистемой должностных лиц государства).

Следует, однако, признать, что поддержка системного характера построения российской государственной службы до недавнего времени не осознавалась в качестве приоритета ее развития и функционирования. Задачи создания полноценной системы государственной службы ставились еще в 2001 году в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, однако после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» работа по созданию и совершенствованию именно системных характеристик приостановилась (см. § 4.5.). Вновь вопрос был поднят про разработке Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

При этом в российском государственном строительстве роль системы государственной службы трудно переоценить. Именно единство системы государственной службы обеспечивает единство исполнительной власти в федеративном государстве, единство исполнения и обеспечения исполнения законов, государственное администрирование на основе единых в масштабе всей страны правовых и процессуальных норм, что является фундаментом единого правового пространства Российской Федерации. Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Система законодательства о государственной службе является двухуровневой.

Первый из уровней - федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, тематических федеральных законах, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Второй уровень - законодательство субъектов Федерации: их конституции, законы, уставы и т. п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентирует Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Основным источником тематического законодательства явяется, в первую очередь, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ.

Закон был принят в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2001 – 2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. В нем определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, даны определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В главе 2 “Общие условия государственной службы” определены общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Законом введено понятие “контракт (служебный контракт)”, заключаемый при поступлении гражданина на государственную службу; отражены вопросы ведения реестра государственных служащих и учет их персональных данных; определены цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет, в том числе правовые и организационные основы системы управления государственной службой Российской Федерации.

К сожалению, данный закон лишь определяет общие положения видов государственной службы и дает только определения военной и правоохранительной службы, отнеся остальное их регулирование к компетенции соответствующих законов, которые в настоящее время еще не приняты.

В рамках работы по созданию нормативной базы функционирования системы государственной службы (в частности, регулирования ее отдельных видов) 27 июля 2004 года был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от N 79-ФЗ.

Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

К сожалению, до настоящего времени не принято единых базовых законов для таких видов государственной службы как военная и правоохранительная. Данная служба регламентируется законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, а также регламентирующие норма содержатся в следующих нормативных актах:

- для военной службы: в законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др.

- для правоохранительной службы: в законах, описывающих деятельность соответствующих органов, в которых проходят правоохранительную службу, например, «О Прокуратуре РФ» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.