Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, особенности социально-правового статуса




Основы организации государственной гражданской службы в Российской Федерации

Особенности различных видов государственной службы Российской Федерации

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в:

1. Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках,

2. воинских (специальных) формированиях,

3. органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Соответственно перечисленным категориям, конкретными органами прохождения военной государственной службы являются:

1. Министерство обороны Российской Федерации,

2. Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, органы ФПС РФ, Внутренние войска МВД РФ, войска ФАПСИ при Президенте Российской Федерации, органы ФАПСИ, инженерно - технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти,

3. Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ.

Главная цель военной службы - практическое осуществление функций и решение задач в сфере безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими, их особый социально-правовой статус регулируется федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Этим гражданам присваиваются воинские звания.

Отличительные особенности военной службы:

· Особый правовой статус служащих

· Большее поле регулирования административным правом (по сравнению с гражданской и правоохранительной службой)

· Обязанность поддерживать боевую готовность

· Уголовная ответственность за нарушение устава

· Особая система чинов (воинских званий)

· Наличие военной присяги при поступлении на службу

· Право служащих на ношение оружия и применение его в ряде случаев

· Особая система знаков отличия и форма

К военнослужащим относятся:

− офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

− офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

− сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Таким образом, в отличие от других видов государственной службы, военная служба имеет смешанный способ пополнения кадрового состава, включающий обязательный призыв.

Военную службу по призыву проходят: а) солдаты и матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву; б) офицеры, призванные на военную службу из запаса. Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Военную службу по контракту проходят военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы. Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками и капитанами I ранга и выше, утверждаются президентом РФ. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ (или руководителем органа, в котором осуществляется военная служба).

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляется в порядке, определённом Федеральным законом «О воинской службе и военной обязанности» и разделом III Положения о порядке прохождения военной службы.

При назначении на воинские должности соблюдаются следующие условия:

а) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящих составов в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) военнослужащие женского пола назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей;

в) комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учёбу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учёбу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Увольнение военнослужащих производится:

- в запас, если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен (или ограниченно годен) к военной службе;

- в отставку, если военнослужащий достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья негоден к военной службе, а также, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительная служба осуществляется в:

· Министерстве внутренних дел РФ

· Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний.

· Прокуратуре РФ, Следственном комитете РФ

· Госнаркоконтроле РФ (ФСКН РФ);

· Таможенных органах РФ;

· МЧС РФ (государственная противопожарная служба)

Отличительной особенностью правоохранительной службы является обеспечение осуществления государственных функций особого рода – обеспечения общественного порядка, безопасности, законности, правопорядка, борьбы с преступностью.

Правоохранительная служба характеризуется несколькими отличающими ее от гражданской службы чертами:

- профессиональной обязанностью служащих являются защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан, основных прав и законных интересов граждан, охрана материальных ценностей, общественного порядка и правопорядка;

- наличие специальных дисциплинарных уставов, обусловленных спецификой должностных функций;

- служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения званий, проведения аттестации и прекращения службы;

- наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных акта особенного правового статуса служащих.

Основным пробелом законодательства в области регулирования видов государственной службы в России остается отсутствие закона о правоохранительной службе. Регулирование осуществляется в соответствии с нормативными актами, описывающими деятельность соответствующих органов, в которых проходят правоохранительную службу (законы «О полиции», «О прокуратуре РФ» и т.д.).

Российским законодательством предусматривается возможность наличия в рамках одного государственного органа государственной службы различных видов. К примеру, в МВД сосуществуют правоохранительная служба (основной вид), военная (внутренние войска), а также гражданская.

Государственная гражданская служба, в отличие от военной и правоохранительной, в соответствии с принципом федерализма подразделяется на два уровня – на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (см. приложение 2).

Федеральные государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, Управлении делами Президента Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, Аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, Аппаратах арбитражных судов Российской Федерации, Прокуратуре Российской Федерации, Аппарате Счетной палаты Российской Федерации, Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, государственных органах Правительства Российской Федерации, государственных органах при Правительстве Российской Федерации.

Государственные гражданские служащие субъектов РФ осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы в органах государственной власти, создаваемых субъектами РФ.

Государственные гражданские служащие получают денежное содержание из разных государственных бюджетов: федеральные – из федерального, служащие субъекта – из регионального.

 

Глава 4. Государственная гражданская служба

Российской Федерации

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и функционирование института государственной гражданской службы в Российской Федерации является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 2004 года.

В соответствии с законом под государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба подразделяется по уровням на федеральную государственную гражданскую службу (в федеральных органах власти) и государственную гражданскую службу субъектов Федерации (в органах власти субъектов Федерации).

Принципами российской гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Как очевидно из определения гражданской службы, само это понятие находится в жесткой связи с понятием «должность государственной гражданской службы». Для того, чтобы считаться государственным гражданским служащим, гражданин должен занимать должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Существуют исчерпывающие перечни должностей, занимая которые, гражданин получает правовой статус государственного служащего т.н. реестры должностей государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Должность является частью организационной структуры государственного органа, охватывая часть его компетенции.
Должность государственной службы не зависит непосредственно от конкретного лица, который ее занимает. Она определяет границы деятельности гражданского госслужащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность. Должности государственной гражданской службы разделены на категории (их четыре) и группы (их пять).

Категории должностей гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы должностей гражданской службы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Для каждой из категорий должностей возможно подразделение на определенные группы из данного перечня. Соотношение категорий и групп должностей приведено в таблице 3.

В соответствии с должностью гражданской службы служащему присваивается классный чин.

Таблица 3

Соотношение категорий и групп должностей

государственной гражданской службы

Категории Группы Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшие        
Главные        
Ведущие        
Старшие        
Младшие        

 

 

Классный чин гражданского служащего – это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определённому ведомству и заслугам.

Классный чин характеризует в большей степени самого служащего, а не является простым дополнением к должности. В таблице 4 приведены основные сведения о классных чинах, присваиваемых тем или иным группам должностей гражданской службы.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (см. прил. 3).

 

Таблица 4

Классные чины государственных служащих

Группа Классные чины Порядок присвоения
высшие действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса Президентом Российской Федерации В субъектах РФ – в соотв. с законом субъекта
главные государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса В федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ В иных федеральных государственных органах - руководителем органа. В субъектах РФ – в соотв. с законом субъекта
ведущие советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя
старшие референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя
младшие секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3-го класса представителем нанимателя

Указом Президента РФ от 07.06.2011 № 720 было утверждена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции (см. приложение 4)

Законодательством установлены квалификационные требования к каждой из категорий и групп должностей государственной гражданской службы, необходимые для лица, претендующего на занятие соответствующей должности. Квалификационные требования устанавливаются в зависимости от функциональных особенностей должности и специфики предмета ведения органа власти.

Квалификационные требования предъявляются:

1) к уровню профессионального образования;

2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или опыту работы по специальности;

3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности устанавливаются в соответствии с группами должностей для федеральных служащих – Указом Президента (см. приложение 5), для служащих субъекта Федерации – законом субъекта. Требования к уровню образования устанавливаются в соответствии как с категориями, так и с группами должностей и закреплены в федеральном законе № 79-ФЗ (см. приложение 5). Требования к профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются нормативным актом государственного органа и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

На основании оценки соответствия квалификационным требованиям проводится отбор претендентов на вакантные должности гражданской службы.

§ 4.2. Государственный гражданский служащий:

Государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы[2].

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание исключительно за счет средств бюджета (федерального или бюджета субъекта Федерации).

Нанимателем для федерального государственного гражданского служащего является Российская Федерация, для государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ. В рамках государственного органа полномочия нанимателя осуществляет т.н. представитель нанимателя - руководитель соответствующего государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность.

Для уточнения отличительных признаков государственного гражданского служащего можно воспользоваться более развернутым определением:

Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и исполняющий обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение[3]. В данном определении перечислены основные признаки сотрудника, позволяющие считать его государственным гражданским служащим.

Особые характеристики гражданского служащего по сравнению с прочими работниками определяются наличием у него специфического социально-правового статуса, закрепленного в законодательстве и возникающего при занятии должности государственной гражданской службы. Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется самостоятельность и независимость гражданских служащих от воли руководителя в осуществлении своих прав и обязанностей.

Социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

Составляющие социально-правового статуса государственного гражданского служащего представлены на рисунке 3.

Различаются общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих, а также права и обязанности, связанные с конкретной должностью.

Общие права гражданских служащих определяются законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», глава 3, ст 14 (см. приложение 6). К ним относятся права на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности; получение информации; посещение предприятий; принятие решений и участие в их подготовке; участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности; продвижение по службе; переподготовку и повышение квалификации за счёт средств соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учётом стажа государственной службы; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; требование служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство; на объединение в профсоюзы для защиты своих прав; обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

 

 

 


Рисунок 3 – Составляющие социально–правового статуса

государственного гражданского служащего

 

К основным (общим) обязанностям относятся: соблюдение и обеспечение исполнения действующего законодательства; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; исполнение поручений соответствующих руководителей; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций; неразглашение государственной и иных охраняемую тайн, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; предоставление предусмотренных законом сведений о себе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретении иного гражданства; соблюдение ограничений, обязательств и требований к служебному поведению гражданских служащих, не нарушение запретов; соблюдение служебного распорядка; поддержка необходимого уровня квалификации и т.д. (см. приложение 6)

Отдельно подчеркнем обязанность гражданского служащего сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Также важно, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, а при получении такового (по мнению гражданского служащего) обязан представить обоснование неправомерности данного поручения, получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и в письменной форме отказаться от его исполнения.

Поступающий на государственную гражданскую службу добровольно принимает на себя установленные законом запреты -статья17 закона № 79-ФЗ, к примеру:

1. запрет участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

2. замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских союзов) и религиозных объединений и т.д. (см. приложение 6)

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой описывают случаи, в которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может на ней находиться:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (см. приложение 6).

Государственному служащему предоставляются государственные гарантии (см. приложение 6): соответствующие условия работы, денежное содержание, медицинское обслуживание работника и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию, систематическое повышение квалификации (с сохранением денежного содержания в период обучения), повышенное пенсионное обеспечение, особые условия социального страхования, защита работника и членов его семьи от насилия, угроз. Государственному служащему часто предоставляется жилая площадь, транспорт (или компенсируются расходы на транспорт).

Закон выдвигает ряд требований к служебному поведению гражданского служащего (см. приложение 6), среди которых требования: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл его профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных интересов препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения для гражданских служащих; соблюдать нейтральность; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию и т.д.

Специфическим для государственной служебной деятельности является понятие конфликта интересов, который по преимуществу относится к внутриорганизационным конфликтам.

Конфликт интересов проявляется в ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организацией, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы. (см. приложение 6)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.