Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Административно-правовые режимы




 

Семинарское занятие 11.1 (очная форма обучения – 2 часа)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и структура правового режима. Особенности административно-правовых режимов. Классификация административно-правовых режимов

2. Характеристика режима чрезвычайного положения

3. Понятие, особенности военного положения

4. Режим закрытого административно-территориального образования

5. Режим охраны государственной границы

 

Знать следующие понятия:

Правовой режим, административно-правовой режим, носитель правового режима, специальный административно-правовой режим, ординарный административно-правовой режим, экстраординарный административно-правовой режим, военное положение, чрезвычайное положение, закрытое административно-территориальное образование, государственная граница

 

1. В рамках данного вопроса следует остановиться на понятии правового режима, его сущностных характеристиках, а также раскрыть его элементы: носитель режима, режимные правила, режимные правовые средства, участники режима, их права и обязанности, гарантии

Административно-правовой режим, выступая разновидностью правового режима, обладает присущими ему признаками, при ответе на первый вопрос следует на них остановиться. Видовую характеристику административно-правового режима целесообразно раскрыть через его классификацию по различным основания (по объекту – носителю режима, по предмету регулирования, по юридическим свойствам, по территории действия и т.п.)

2. При подготовке по второму вопросу необходимо учитывать, что основным правовым источником является Федеральный конституционный закон от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». При работе с этим документом необходимо проанализировать такие вопросы как:

− понятие «Чрезвычайное положение»;

− основания введения чрезвычайного положения;

− порядок введения чрезвычайного положения (правомочный субъект, официальный документ, содержание данного документа);

− сроки чрезвычайного положения;

− меры, которые могут применяться при чрезвычайном положении;

При этом необходимо учитывать, что основания введения можно подразделить на две группы: природно-техногенного и социального характера. В соответствии с такой классификацией законодатель закрепляет три группы мер, вводимых при чрезвычайном положении: вводимые независимо от вида оснований, вводимые при основаниях природно-техногенного характера, вводимые при основаниях социального характера.

3. Военное положение также как и чрезвычайное является разновидностью экстраординарных административно-правовых режимов, но имеет свои особенности, которые закреплены в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

В рамках третьего вопроса семинарского занятия необходимо проанализировать такие положения как:

− определение «Военное положение»;

− основания введения военного положения;

− порядок введения военного положения (правомочный субъект, официальный документ, содержание данного документа);

− меры, которые могут применяться при военном положении.

Обязательно при характеристике оснований введения военного положения следует остановиться на раскрытии содержания такого понятия как агрессия в отношении Российской Федерации.

Для закрепления материала по первым двум вопросам целесообразно заполнить следующую таблицу:

Чрезвычайное положение Военное положение
понятие
   
основания введения
   
порядок введения
   
сроки введения
   
вводимые меры
   

4. Закрытое административно-территориальное образование и режим охраны государственной границы относятся к ординарным административно-правовым режимам и регулируются следующими нормативными правовыми актами: Закон РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Закон РФ от 01.04.1993г. № 4730-1 «О государственной границе».

При ответе на четвертый вопрос следует дать понятие закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), порядок присвоения территории данного статуса, особенности, которые определяют специфику ЗАТО, а также указать меры ограничительного характера, вводимые на территории ЗАТО. Раскрывая данный вопрос, уместно будет остановиться на таких понятиях как: «запретная территория», «контролируемая территория».

5. Для того чтобы раскрыть пятый вопрос необходимо первоначально дать определение государственной границы в соответствии с законодательством. Далее остановиться на характеристике элементов режима охраны государственной границы

- режим границы

- пограничный режим

- режим в пунктах пропуска через границу

Давать характеристику следует, перечисляя установленные режимные правила. А также указать субъектов, наделенных в установленном порядке государственно-властными полномочиями в рамках обеспечения режима охраны государственной границы.


Самостоятельная работа (очная форма обучения – 4 часа, заочная форма обучения – 6 часов)

Задания:

1. Осуществить поиск в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт», иных интернет-ресурсах, библиотечном фонде необходимых нормативных правовых актов, актов судебной практики, специальной литературы, осуществить их анализ применительно к заданиям темы.

2. Сделать письменный конспект вопросов семинара, которые не были охвачены в рамках лекционного занятия.

3. Выполнить задания (задачи), указанные в Практикуме по административному праву: Методические материалы по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России.

Вопросы (задания) для самоконтроля

1. Специальные правовые режимы (САПР) по юридическим свойствам делятся на... режимы

A.экстраординарные

B. объектные

C. ординарные

D.чрезвычайные

E. функционально-деятельностные

2. Экстраординарные режимы делятся на …

A.функционально-деятельностный режим

B. чрезвычайное положение

C. объектный режим

D.военное положение

3. Отличительные особенности экстраординарных режимов предполагают:

A.использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций

B. заявительный порядок государственной регистрации предприятий

C. введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов

D.предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима

4. Режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) устанавливается в целях:

A.мобилизации сил и средств для отражения агрессии

B. обеспечения государственной и общественной безопасности

C. защиты сведений, составляющих государственную тайну

D.защиты основных прав и свобод личности

E. защиты окружающей среды

5. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации включает:

A.режим государственной регистрации предприятий

B. режим границы

C. пограничный режим

D.режим в пунктах пропуска через границу

E. режим особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и ВМФ

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648

6. Закон РФ от 01.04.1993г. № 4730-1 «О государственной границе» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

7. Закон РФ от 14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915

Литература

1. Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2008.

2. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. – М., 2010.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учеб. для вузов. – М., 2009.

4. Бахрах Д. Н., Татарян В.Г. Административное право России: учебник. – М.: Эксмо, 2009.

5. Брежнев О.В. Судебная защита конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного и военного положения // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12.

6. Власенко А.А. О совершенствовании правового статуса закрытых административно-территориальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18.

7. Глушаченко С.Б., Померлян А.Н. Специфика режима военного положения в современной России // Военно-юридический журнал. 2008. № 6.

8. Громов М.А. Чрезвычайные правовые режимы в системе административно-правовых режимов // Российский следователь. 2008. № 1.

9. Гурьянов А.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты статуса Государственной границы Российской Федерации // Миграционное право. 2010. № 2.

10. Долгополов А.А. Сущность режимного административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 18 – 22.

11. Калина Е.С. Административно-правовой режим чрезвычайной ситуации и категория безопасности в административном праве // Административное право и процесс. 2011. № 12. С. 31 – 34.

12. Кутьин Н.Г. Основные принципы и содержание административно-правового режима промышленной безопасности // Современное право. 2012. №N 8. С. 65 – 70.

13. Лермонтова Н.В. Понятие и признаки административно-правового режима // Административное и муниципальное право. 2009. № 3.

14. Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела // Административное право и процесс. 2009. № 1.

15. Павлов П.В. Административно-правовое регулирование режима особых экономических зон в России // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 74 – 81.

16. Померлян А.Н. Чрезвычайный правовой режим: проблема интерпретации и правового регулирования // Юридический мир. 2008. № 8.

17. Стахов А.И. Административно-правовой режим в России: понятие, сущность, классификация // Административное право и процесс. 2012. № 7. С. 19 – 21.

18. Черепанов И.З. Классификация административно-правовых режимов иммиграции // Административное право и процесс. 2010. № 5. С. 40 – 41.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.