Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 28. Особенности государственного управления в социально-культурной сфере




Семинарское занятие 28.1 (очная форма обучения – 2 часа, заочная форма обучения – 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Организационно-правовая система государственного управления в сфере образования и науки.

2. Организационно-правовая система государственного управления в сфере культуры.

3. Организационно-правовая система государственного управления спортом, туризмом и молодежной политикой.

Самостоятельная работа (очная форма обучения – 4 часа; заочная форма обучения – 4 часа)

1. Осуществить поиск в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Референт», иных интернет-ресурсах, библиотечном фонде необходимых нормативных правовых актов, актов судебной практики, специальной литературы, осуществить их анализ применительно к заданиям темы.

2. Подготовить конспект вопросов семинарского занятия, используя положения нормативных правовых актов в каждой из заявленных сфер управления, а также учебную и периодическую литературу.

3. Выполнить задания (задачи), указанные в Практикуме по административному праву: Методические материалы по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России.

4. Подготовиться к контрольно-практической работе по темам с 20 по 28.

Вопросы (задания) для самоконтроля

Решите тест:

1. Установите соответствие между федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и их функциями

1. ФМБА России А. функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
2. Росздравнадзор В. функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения
3. Минздрав России С. функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.  

2. Установите соответствие между федеральными органами исполнительной власти в сфере образования и их функциями

1. Минобрнауки России А. функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики
2. Рособрнадзор В. функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
3. Росмолодежь С. функции по контролю и надзору в области образования и науки.

3. Президент РФ утверждает положение о деятельности министерства

A.образования и науки РФ

B. труда и социального развития РФ

C. иностранных дел РФ

D.финансов РФ

4. Председатель Правительства РФ утверждает положение о деятельности министерства

A.образования и науки РФ

B. труда и социального развития РФ

C. внутренних дел РФ

D.финансов РФ

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712

3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754

4. Указ Президента РФ от 09.03.2005 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945

5. Федеральный закон от 22.12.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.

6. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

7. Федеральный закон от 22.10.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4136

8. Федеральный закон от 29.12.1994. № 78-Ф3 «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2

9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

10. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137

11. Федеральный закон от 7.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750

12. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591

13. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1

14. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965

15. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799

16. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // СЗ РФ. 1999. №2. Ст. 234.

17. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242

18. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615

19. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-I «О ввозе и вывозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

20. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3526

21. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.

22. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» // СЗ РФ. 2005. № 16. Ст. 1456

23. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3902

24. Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4758.

25. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 290 «О Федеральном архивном агентстве» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2572

26. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» // СЗ РФ. 2005. № 2. Ст. 159

27. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1057

28. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.

29. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2586.

30. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3525.

31. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 №610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3528

32. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.

Литература

1. Административное право: Учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2008.

2. Административное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. – М., 2012.

3. Бахрах Д. Н., Татарян В. Г.Административное право России: учебник. – М.: Эксмо, 2009.

4. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФГУ «ФЦОЗ». 2008. Т. 3, вып. 2(декабрь). С. 5 – 30.

5. Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: автореф. дисс. … докт. юрид. наук. – М., 2009.

6. Каплюк М.А. Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2007.

7. Кирилловых А.А. Развитие механизмов автономии в современном административно-правовом регулировании учреждений высшей школы. // Административное и муниципальное право. 2009. № 5.

8. Кирилловых А.А. Федеральные университеты в образовательном законе. // Право и экономика. 2009. № 6.

9. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2009.

10. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.

11. Мацкевич И.М. Системный кризис в подготовке научно-педагогических кадров // Юридическое образование и наука. 2009. № 4.

12. Мацкевич И.М. Подготовка научно-педагогических кадров в области юриспруденции // Юридическое образование и наука. 2010. № 1.

13. Материалы 1-го координационного совещания руководителей диссертационных советов по юриспруденции // Юридическое образование и наука. 2010. № 2.

14. Сибиряков С.Л. О повышении качества подготовки научных и научно-педагогических кадров юристов в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 3.

15. Зайцева Л.А. Генезис присуждения ученых степеней в России // Lex Russica. 2006. № № 2, 3.

16. Носов С.И., Степанова И.В.Гарантии реализации прав граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2009. № 1.

17. Лабоськин М.А. Конвенционное регулирование предоставления таможенных и налоговых льгот культурным центрам // Налоги. 2009. № 31. С. 9 – 14.

18. Ивлиев Г.П. Законодательство РФ о разграничении полномочий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: история становления, современное состояние и проблемы реализации // Культура: управление, экономика, право. 2010. № 2. С. 2 – 6.

19. Дубровская Ю.В. Культурный потенциал муниципального образования как важнейший фактор его развития // Культура: управление, экономика, право. 2009. № 4. С. 8 – 11.

20. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.

21. Выступление Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко на Коллегии Департамента физической культуры и спорта г. Москвы (Редакционный материал) // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 1.

22. Ярочкин А.И. Основные направления деятельности Ростуризма по реализации государственных услуг и правоприменительных функций в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2009. № 4.

23. Писаревский Е.Л. Актуальные вопросы развития туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2009. № 3.

24. Давидсон Л.Е.: Система органов государственного руководства физической культурой и спортом в Российской Федерации. // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 1.

25. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации: Моногр. М., 2003.

26. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

27. Ерохина Т.В. Структура административно-правового статуса медицинских учреждений // Журнал Административное право. 2010. № 1.

28. Шилюк Т.О. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения // Журнал Административное право и процесс. 2009. № 3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

 

Абсолютные обязанности — это обязанности, которые возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств

Абсолютные права — это права, которыми лицо пользуется по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административных правоотношений

Административная ответственность — это административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение

Административная правоспособность — это установленная государством возможность лицу иметь права и обязанности в сфере государственного управления

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства – это вид административного наказания, представляющий собой принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан или лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения

Административное право как отрасль — это система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия), а также, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными организациями некоторых функций органов государственного управления исполнительной власти.

Административное право как учебная дисциплина — это юридическая дисциплина, преподаваемая в учебных заведениях, представляющая собой процесс передачи знаний, которыми необходимо овладеть для дальнейшего применения в практической деятельности.

Административное правонарушение —это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)

Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и близкого к нему негосударственного управления.

Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности

Административно-правовое принуждение — это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями

Административно-правовой статус гражданина — это совокупность прав и обязанностей гражданина в сфере государственного управления, а также гарантии их реализации

Административно-правовой статус коллективного субъекта — это совокупность трех блоков: целевого, структурно-организационного и компетенционного.

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые возникают в сфере государственного управления и близкого к ними негосударственного управления

Административно-предупредительные меры это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждение и предотвращение возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Административные гарантии — это гарантии, реализуемые во внесудебном порядке, т.е. в рамках управленческой деятельности должностного лица

Административный арест — это вид административного наказания, представляющий собой содержание лица, совершившего административное правонарушение, в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных прав или обязанностей

Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности

Административный штраф — это вид административного наказания, представляющий собой денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение (ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию (ст.3 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (ст.6 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид административного наказания, представляющий собой принудительное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и последующая их реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (ст. 3.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (ст. 5 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. (ст. 5 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Государственная должность — это структурная единица государственного органа, предполагающая установленный круг обязанностей по исполнению полномочий данного государственного органа, денежное содержание и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей

Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий Российской Федерации, федеральных государственных, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. (ст. 1 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Государственное управление в узком смысле — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственное управление в широком смысле — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.).

Государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №14−ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор —деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №14−ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета и бюджета субъекта РФ

Гражданство — это устойчивая связь лица с государством, выраженная в наличии взаимных прав и обязанностей (ст.3 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства (ст.3 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Дисквалификация — это вид административного наказания, представляющий собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Заявление — это устное или письменное обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, не связанное с их нарушением.

Индивидуальный акт управление – это решение, принимаемое уполномоченным органам (должностным лицом) на основании норм права в отношении конкретного лица по поводу определенного случая.

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст.3 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Исполнение — это точное следование участниками регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, которые в них содержатся (предполагает активные действия участников)

Использование — это добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления

Источники административного права — это нормативные правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид административного наказания, представляющий собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)..

Крайняя необходимость — это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Федерального закона от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу — это вид административного наказания, представляющий собой лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Межрегиональное общественное объединение — это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения

Меры административного пресечения — это меры, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий.

Местное общественное объединение — это объединение, которое работает в пределах территории органа местного самоуправления

Метод реализации исполнительной власти — это способ осуществления управленческих функций и средство воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Невменяемость — это состояние физического лица во время совершения противоправного деяния, при котором оно не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)

Неосторожность — это форма вины, при которой лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)

Неправовая форма исполнительной власти — форма реализации исполнительной власти, которая не влечет за собой юридически значимые последствия

Общероссийское общественное объединение — это объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения, филиалы и представительства

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией

Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения

Общественное объединение — объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

Общественное учреждение — это общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение

Орган исполнительной власти — это государственная организация, которая является частью государственного аппарата, имеет организационную структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образованна в соответствии с законодательством, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Органом общественной самодеятельности — это не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы

Относительные обязанности — это обязанности, которые возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими

Относительные права — это права, для реализации которых необходим акт государственного органа

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (ст. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Политическое общественное объединение — это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов

Правовая форма исполнительной власти — форма реализации исполнительной власти, которая влечет за собой юридически значимые последствия

Правовой акт управления — это подзаконный, официальный юридический акт, принимаемый субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленный в соответствии с нормами права и влекущий юридические последствия

Правовой режим — это официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. (ст.7 ФЗ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Предложение — это устное или письменное обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли

Предупреждение — это вид административного наказания, представляющий собой официальное порицание физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, выносимое в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ).

Применение — это издание уполномоченным государственным органом (должностным лицом) индивидуального акта в отношении определенного субъекта по поводу конкретной ситуации

Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Реализация норм административного права — процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выраженной в нормах

Регионального общественного объединения − это объединение, которое осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ

Религиозная группа — это религиозное объединение, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации и приобретения статуса юридического лица

Религиозная организация — это религиозное объединение, зарегистрированное в качестве юридического лица

Религиозное объединение — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. Федерального закона от 30.03.1999 г. №14−ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

С анитарные правила — нормативные правовые акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №14−ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Соблюдение — это самостоятельная форма реализации административно-правовых норм, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты (предполагает воздержание от активных действий участников)

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Социально – гигиенический мониторинг — документ, ведение которого предусматривает оценку, выявление изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установление и устранение вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. №14−ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Стадия производства по делам об административных правонарушениях — это самостоятельно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, круг участников, сроки, процессуальные документы

Субъект административного права — это лицо, наделенное правами и обязанностями в сфере государственного управления

Субъект административных правоотношений — это лицо, которое в соответствии с законодательством реализует свои права и несет обязанности в сфере государственного управления

Судебные гарантии — это гарантии реализуемые судами в процессе осуществления правосудия

Умысел — это форма вины, при которой лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ)

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. (ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы»)

Федеральная служба (служба) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Форма реализации исполнительной власти — это внешнее выражение действий, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции

Чрезвычайное положение — это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст.1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).


ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧЕНИ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.