Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика контрольных и курсовых работ 1 страница




 

  1. Русь и Византия: влияние русско-византийских отношений на государственно-политическое и культурное развитие русских земель.
  2. Люди и нравы Древней Руси - XI-XIII вв.
  3. Москва и Орда: характер взаимоотношений в XIV – XV вв.
  4. Василий I – отцовская стратеги и собственная тактика
  5. Великое княжество Литовское и объединение русских земель.
  6. Феодальная война второй трети XV века – историографические подходы к проблеме.
  7. Москва и Новгород – история взаимоотношений (1472 – 1570 гг.).
  8. Программа преобразований русского общества в сочинениях Ивана Пересветова
  9. Б.Ф. Годунов – исторический портрет эпохи средневековья.
  10. Феномен самозванчества в период Смутного времени в России начала XVII в.
  11. Церковь и власть в России XVII в.
  12. Царевна Софья – трагическая судьба женщины на переломе эпох.
  13. Преобразовательные планы В.В. Голицына и их реализация на рубеже 17 – 18 вв.
  14. Масонство в России XVIII в. – общественное движение или светская забава.
  15. Вольное экономическое общество и либерализм в России второй половины XVIII в.
  16. Г.А. Потемкин и фаворитизм в России.
  17. Дворянская усадьба в России XVIII в.
  18. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII в.
  19. Старообрядчество и власть в России в XVIII-XIX вв.
  20. М.М. Сперанский и российский конституционализм начала 19 в.
  21. История создания государственных гимнов Российской империи.
  22. Политика России на Кавказе в первой четверти XIX в.
  23. С.С. Уваров и образование в России второй четверти XIX в.
  24. Мещанство в России XIX века.
  25. Пореформенный либерализм в России 60-70-х гг. XIX в.: Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин.
  26. Братья Милютины – жизнь и реформы.
  27. Национальная политика царского правительства 80-90-х гг. XIX в.
  28. Монархические организации в России н. ХХ в. - идеология и политика.
  29. I Государственная Дума России: история становления и деятельности.
  30. Л. Г. Корнилов – исторический портрет на фоне эпохи.
  31. Октябрь 1917 г. в историографических концепциях ХХ-XXI вв.
  32. Повстанческое движение Н.И. Махно и политика большевиков в отношении крестьянских волнений 1918-1921 гг.
  33. А.В. Колчак – ученый и диктатор.
  34. Новая экономическая политика и идеология «смены вех».
  35. Становление и механизмы действия советской номенклатурной системы.
  36. От Соловков к ГУЛАГу – формирование советской лагерной системы.
  37. Н.И. Ежов – триумф и трагедия «железного наркома».
  38. СССР и гражданская война в Испании.
  39. Трагедия народного ополчения в первые годы Великой Отечественной войны.
  40. ХХ съезд КПСС в судьбе страны.
  41. А.Н. Косыгин и попытки реформирования советского социализма.
  42. Межрегиональная депутатская группа – история формирования и деятельности в период «перестройки».

РАЗДЕЛ 4. МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ

Практические задания к лекции №1

Задание 1. Ответьте на вопрос

1) В чем состоит специфика линейной интерпретации социальной истории? Охарактеризуйте ее истоки и назовите ее последователей.

2) Следует ли формационный и цивилизационно-культурологический подходы по отношению к крупномасштабному членению исторического процесса как взаимоисключающие? Обоснуйте свой ответ.

3) В чем заключается отличие исторического познания от естественнонаучного и художественного?

4) Какова роль исторической науки в формировании мировоззрения?

5) Что такое «андроцентристкий подход к истории»?

 

Задание 2. Ответьте на вопросы теста

 

a. В чем заключаются принципы исторического познания

1) В их качестве выступают исходные понятия науки

2) Это основные способы решения научных проблем

3) Они заключаются в определенных требованиях, которыми должен руководствоваться ученый

4) Это категории – общие понятия, в которых концентрируются важнейшие знания истории

 

b. Какой метод из числа традиционных, на ваш взгляд, чаще других используется историками?

1) Генетический

2) Сравнительный

3) Типологический

4) Системный

 

c. Чем вызвана потребность в инновационных методах исторического исследования?

1) Информатизацией общества

2) Введением в научный оборот новых источников

3) Недостаточностью объяснительных функций исторической науки

4) Интеграцией наук

Практические задания к лекции №2

Задание 1 Ответьте на вопросы теста

 

1. Для российской цивилизации характерно

A. Раннее формирование гражданского общества

B. Ранее формирование правового государства

C. Ведущая роль экономики в обществе

D. Сильное влияние государства на жизнь общества

 

2. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерно:

A. сакральное отношение к власти, обожествление ее

B. уважительное отношение к личности, как цели развития общества

1) только А

2) только В

3) и А, и В,

4) ни А, ни В

 

3. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерен

A. экстенсивный путь развития

B. коллективизм, общинность

1. только А

2. только В

3. и А, и В

4. ни А, ни В

4. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерна ведущая роль

A. экономического фактора

B. политического фактора

1. только А

2. только В

3. и А, и В

4. ни А, ни В

 

Задание 2 Темы для творческих работ

1. Историк С.М. Соловьев, характеризуя природу Руси и ее влияние на историю, отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный». Как вы расцениваете эти суждения? Какие примеры могли бы привести в доказательство позиции историка.

 

2. Как соотносится в истории России наследие восточной и западной цивилизации?

 

1. Охарактеризуйте геополитическую ситуацию Руси. Как она повлияла на историю российского государства.

 

Практические задания к лекции №2

Задание 1. Объясните, что означают следующие понятия: язычество, соседская община, родоплеменные отношения, патриархальные традиции, вечевые порядки, полюдье, подсечное земледелие, смерд, «Русская правда», князь, дружина, военная демократия, вече, раннефеодальное государство, вотчина.

 

Задание 2. Темы для творческих работ

1. В чем выразилась византийская традиция в русской культуре?

2. Оцените «дела и помыслы» правителей Древнерусского государства, раскройте критерии этой оценки.

3. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу о происхождении русского государства вам известны?

Какова точка зрения современной исторической науки о роли варяжского элемента в образовании древнерусского государства?

Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

4. Какие изменения произошли в экономической, духовной, культурной жизни общества в условиях ордынского ига?

Задание 3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из "Слова о полку Игореве"

"...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: "О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: "Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а буду­щую сами поделим"...

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издале­ка, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу вес­лами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Иго­ря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престо­ла салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!"

Какое историческое событие легло в основу "Слова..."? К какому времени относится это событие?

Что послужило автору "Слова..." поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?

В чем суть призыва автора ко всем князьям?

 

Из "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева.

"В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной... Он умел вос­пользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказатель­ством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмит­рия современниками, служит существование особого сказания о под-, вигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его.

В его духовном завещании встречаем неслыханное прежде рас­поряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставалось еще пять сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.

Мы не должны забывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, ко­торым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не ос­тался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: "Бояр своих люби­те, честь им достойную воздайте против их службы, без воли их

ничего не делайте".

С каким периодом в истории России совпало княжение Дмитрия Ивановича? Какое событие этого периода просла­вило имя князя?

В чем видит историк главные заслуги князя? Почему ис­торик придает особое значение духовному завещанию Дмит­рия Ивановича?

На чем основано суждение историка о том, что Дмит­рий Иванович не боится соперников для своих сыновей из дру­гих княжеств? Какой завет он оставил своим сыновьям?

Задание 4.

Составьте перечень важнейших событий, отражавших процесс образования древнерусского государства

Задание 5.

Наиболее важными процессами развития восточнославянского общества, свидетельствующими о становлении государственности, являлись

1. Новые явления в хозяйстве и общественном строе

2. Разрушение родового уклада

3. Образование племенных союзов

4. Огосударствление власти князя

Продолжит ответ ____________________________________________________

 

Задание 6. Ответьте на вопросы теста

 

1. Община у восточных славян называлась

A. верьвь

B. вира

C. волость

D. стан

 

2. В XI в. в Древней Руси появляются земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах полной наследственной собственности. Это были

A. вотчины

B. поместья

C. детинцы

D. волости

 

3. Произошло раньше

A. поход Святослава в Хазарию

B. поход князя Олега на Византию

C. убийство князя Игоря древлянами

D. принятие Русью христианства

 

4. На Руси IX-XI вв. старший дружинник назывался

A. боярин

B. отрок

C. закуп

D. рядович

 

5. Основными товарами, которые в IX-XI вв. Русь экспортировала в Европу

A. хлеб, лес, пенька

B. меха, воск, рабы

C. сало, мясо, икра

D. серебро, украшения, оружие

 

6. Одна из категорий зависимого населения по «Русской правде» называлась

A. крепостные крестьяне

B. черносошные крестьяне

C. закупы

D. бояре

 

7. Своды законов «Русская правда был создан на основе

A. обычного права

B. законов Хаммурапи

C. римского права

D. всего перечисленного

 

8. Укажите неверное утверждение

Княгиня Ольга (945-964)

A. ввела полюдье

B. стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)

C. установила размер дани (уроки)

D. указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

 

9. Расцвет Киевской Руси приходится на время князя

A. Игоря

B. Святослава

C. Владимира Святославовича

D. Ярослава Мудрого

 

10. Съезд древнерусских князей 1097 г., где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в

A. Киеве

B. Чернигове

C. Любече

D. Переяславле

 

11. Народное собрание у восточных славян называлось

A. агора

B. дума

C. вече

D. собор

 

12. Согласно летописи, в 882 г

A. произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева

B. войска князя Олега взяли Константинополь

C. был заключен мир между князем Игорем и императором Византии

D. произошло убийство князя Игоря

 

13. Ослабление Киева и перемещение центров на окраины было вызвано

A. Усилением бояр, превращавшихся в феодалов землевладельцев

B. Политическим усилением киевского князя

C. Установлением «уроков» и «погостов»

D. Увеличением поборов, налогов центра

 

14. Новгородский вариант цивилизационного развития предполагал усиление роли

A. Князя

B. Дружины

C. Вече

D. Боярской думы

 

15. Первый князь пожелавший стать «самовластцем» в Суздальской земле, - это

A. Андрей Боголюбский

B. Владимир Мономах

C. Юрий Долгорукий

D. Иван Калита

 

16. Для хозяйственного развития Новгорода главным было

A. Земледелие

B. Скотоводство

C. Торговля

D. Каменное строительство

 

17. Русь вступила в полосу феодальной раздробленности в

A. 30-е гг. XII в.

B. начале Х в.

C. конце XIII в.

D. середине XI в.

 

18. Особенностью правления во Владимиро-Суздальской земле заключалось в том, что в нем

A. Формировалась наследственная монархия

B. Княжеская власть была ограничена боярской знатью

C. Сложилась республиканская форма правления

D. Княжеская власть была существенно ограничена древними вечевыми традициями

 

19. Период феодальной раздробленности стал для русских земель временем

A. Экономического и культурного подъема

B. Усиления власти киевского князя

C. Хозяйственного упадка

D. Упадка культуры

 

20. Важнейшим признаком феодальной раздробленности было

A. Крепостное право

B. Строительство засечных черт на границе со степью

C. Приказная система

D. Натуральное хозяйство

 

Задание 7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью

 

Имена События
1. Владимир Мономах А. Разгром половцев
2. Владимир Святославович Б. Объединение Киева и Новгорода
3. Олег Вещий В. Крещение Руси
4. Игорь Старый Д. Подавление восстания древлян

 

 

Задание 8.

На какие вопросы надо ответить, чтобы составить характеристику крупнейших политических центров Удельной Руси (написать эти вопросы и ответить на них)?

Практические задания к лекции № 4

 

 

Задание 1. Укажите правильное соответствие

 

год событие
1) 1382 2) 1242 3) 1480 4) 1223 A. битва на Калке B. стояние на Угре C. разорение Москвы Тохтамышем D. Ледовое побоище  

 

Установите соответствие между именами известных исторических личностей и сферами их деятельности

 

Имена События
1. Иосиф Волоцкий А. Государственный деятель
2. Иван Пересветов Б. первопечатник
3. Иван Федоров В. монах писатель
4. Алексей Адашев Г. публицист
  Д. иконописец

Соотнесите понятия и определения

 

1. Верхушка купечества А. Жители белых слобод
2. Поземельно зависимые крестьяне, не имеющие права покидать владельца Б. Двор
3. Совокупность государственных налогов В. Бояре
4. Лично зависимые крестьяне Г. Крепостные
5. Ремесленники, принадлежащие частным лицам и не платящие налогов Д. Тягло
6. Высший чин служилых людей Е. Гости
7. Единица налогообложения в к. 17 в. Ж. холопы

 

Задание 2 Ответьте на вопросы теста

 

1. Поэма «Задонщина» была написана в....

A. XIII в.

B. XIV в.

C. XV в.

D. первой половине XVI в.

 

2. Превращение Москвы в центр объединения русских земель связано с деятельностью...

A. Владимира Мономаха и Мстислава Удалого

B. Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского

C. Ивана Калиты и Дмитрия Донского

D. Ярослава Всеволодовича и Александра Невского

 

3. Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси при князе...

A. Иване Калите

B. Юрии Долгоруком

C. Дмитрии Донском

D. Андрее Боголюбском

 

4. В результате Куликовской битвы (1380 г.)

A. усилилась ведущая роль Москвы в образовании единого Русского государства

B. Русь перестала платить дань Золотой Орде

C. размер дани был значительно уменьшен

D. Золотая Орда окончательно распалась на отдельные ханства

 

5. В Московском государстве XV-XVI вв. поместьем называлось....

A. место постоянного проживания дворянства

B. земельное владение, предоставленное на условии службы

C. земельная собственность служивого человека, передаваемая по наследству

D. форма церковной собственности на землю

 

6. В XV в. на Руси сборник юридических норма назывались.....

A. Судебником

B. Кодексом

C. Уложением

D. Сводом

 

7. Современниками были

A. Василий III и Ягайло

B. Иван III и Ахмат

C. Дмитрий Донской и Казимир IV

D. Иван IV и Дмитрий Шемяка

 

8. Основной причиной феодальной войны в XV в. было (а)....

A. борьба за владимирский великокняжеский стол

B. неясность системы наследования московского престола

C. невыполнение долговых обязательств московским князем

D. борьба за Новгород

 

9. Судебник 1497 г. устанавливал.

A. единообразную систему судоустройства и судопроизводства

B. запрет выхода крестьян в Юрьев день

C. «урочные лета»

D. время перехода крестьян от владельца к владельцу двумя неделями

 

10. Появление постулата «Москва - третий Рим» было вызвано необходимостью..

A. обоснования невмешательства церкви в политику государства

B. закрепления традиций древнерусской государственности

C. заимствования западноевропейских теорий сословно-представительной монархии

D. идеологического обоснования самодержавия

 

11. Местничество устанавливало

A. фамильную наследственность служебных должностей

B. право каждого человека на занятие государственных должностей

C. круг лиц, которым разрешалось занимать государственные должности

D. право на занятие государственных должностей в соответствии с личными заслугами и способностями

 

12. Денежный сбор с крестьян в XV-XVI вв. при уходе от феодала в Юрьев день назывался

A. пожилое

B. подушная подать

C. полюдье

D. кормление

 

13. Последователями церковно-политического течения XV - середины XVI вв. во главе с Иосифом Волоцким были

A. иосифляне

B. нестяжатели

C. стригольники

D. старообрядцы

 

14. Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при

A. Дмитрии Донском

B. Семене Гордом

C. Иване Красном

D. Иване III

E. Иване IV

 

15. Властные органы в России в 16-17 вв. носили сословно-представительный характер. Назовите государственный механизм управления этого периода.

a) Монарх, Дума, местное управление

b) Царь, Земский собор, Боярская дума, Приказа, органы местного самоуправления, духовенство.

c) Царь, Боярская дума, Дворянский совет, губные учреждения

d) Царь, Боярская дума, Боярские приказы, высшие органы духовенства, чети, земские избы

e) Царь, Боярская дума, судебная система, кормление, волостетели, Посольский приказ, губные избы

16. В Соборном Уложении 1649 г. получило дальнейшее закрепление право феодальной собственности на землю. Назовите три основных вида феодального землевладения существующих в этот период

a) Земли черных волостей, родовые военные

b) собственность государства, вотчинное, поместное

c) родовые жалованные купленные

d) дворцовые, боярские, поместные

e) царя, волостные, крестьянские, боярские

 

17. Назовите какие основные проблемы старалось решить государство с введением Новоторгового устава 1667 г.?

a) поставить под контроль государства внутреннюю и внешнюю торговлю, защитить национальное хозяйство от иностранной конкуренции

b) контролировать оборот денежных капиталов в государстве, дать возможность дворянам вести внешнюю торговлю

c) дать возможность церкви приобретать новые земли

d) все выше указанные проблемы

e) решить вопрос о статусе поместий, о возможности разрешения торговать дворянам и о сборе пятинных денег

 

18..В правление Алексея Михайловича все большее значение в жизни страны принадлежало

a) Боярской Думе

b) Приказам

c) Земским соборам

d) Народному ополчению

 

19.В результате русско-турецкой войны 1676-1681 гг. Россия

a) получила выход в Черное море

b) добилась признания Турцией условий Андрусовского перемирия

c) отбила нападение турецких армий, но не добилась никаких дипломатических успехов

d) захватила Азов

 

20. Какой ряд отражает вехи формирования политического строя России в 17 в.

a) 1654-1667, 1686

b) 1668-1676, 1670-1671

c) 1667, 1671

d) 1649, 1653

 

21. Раскол русской православной церкви произошел в царствование

a) Годунова

b) Шуйского

c) Михаила Федоровича

d) Алексея Михайловича

e) Федора Алексеевича

 

22. Определяющая тенденция государственно-политического развития России в 17 в. состояла в

a) начале формирования абсолютизма

b) развитии представительных органов власти

c) принятии законов, ограничивающих власть царя

d) усиление зависимости власти от общества

 

23. Принятие Соборного уложения 1649 г. привело к

a) оформление сословной структуры Российского общества

b) усилению роли сословного представительства

c) расширению прав посадских людей

d) делению населения на привилегированные и непривилегированные сословия.

Задание 3. Объясните, что означают следующие понятия: самодержавие, вотчина, поместье, сословие, приказ, «Юрьев день», Боярская Дума, Земский собор, местничество, тягло, опричнина, земщина, заповедные лета, сословно-представительная монархия.

Задание 4. Темы для творческих работ

1. В 16 в. Россия стала сословно-представительной монархией. Обоснуйте это положение. Какие органы представительной власти были в России и чем они отличались от западноевропейских?

2. Почему образование единого централизованного государства в России сопровождалось становлением самодержавия и закрепощения крестьян?

3. Сравните эпоху Ивана III и эпоху Ивана IV, что их объединяет, и чем они отличаются?

4. Приведите известные вам оценки личности Ивана Грозного и выскажите собственное мнение. В чем состояла эволюция взглядов историков на личность и деятельность Ивана IV?

5. В чем состояли особенности перехода России к новому времени

6. Какова была главная тенденция политического развития России в 17 в.? В чем выразился переход России к абсолютизму?

7. Определите, что сближало русское самодержавие и европейский абсолютизм? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 5.

Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства.

Какие другие суждения о сущности опричной политики Ивана Грозного Вы знаете?

Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты и положения подтверждающие избранную вами точку зрения.

 

Задание 6. Составьте таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»

 

Век, год Документ Основное содержание
     
     

 

 

Практические задания к лекции №5

Задание 1. Объясните, что означают следующие понятия: абсолютизм, Российская империя, Сенат, Синод, Табель о рангах, коллегии, меркантилизм, подушная подать, государственные крестьяне, приписные и посессионные крестьяне, рекруты.

Задание 2. Темы для творческих работ

 

1. В чем суть процесса модернизации? Что означала модернизация в процессе производства, социальной, политической, духовной сферах? Каким образом модернизационные процессы изменяли мировосприятие человека, его ценностные ориентации?

2. Раскройте причины и истоки реформ Петра Великого? Чем были вызваны петровские преобразования? Какие факторы подталкивали их форсированное проведение?

3. Петровская эпоха - одна из дискуссионных проблем отечественной истории. Ряд историков, отказывая преобразованиям Петра в принципиальной новизне, считал их продолжением ранее начавшихся процессов. Другие утверждают, что Древнюю Русь и петровскую Россию разделяет пропасть. Петровская, новая Россия представляется ими исключительно как результат волевых усилий царя. Средняя линия сводится к тому, что предпосылки реформ лишь зародились в 17 столетии, но нововведения того же времени были крайне ограничены и не получили достаточного проявления. С какой из позиций вы согласны и почему? Ответ обоснуйте.

4. Дайте оценку точке зрения Н.М. Карамзина: «...мы стали, гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Какая идея выражена в этих словах?

5. В чем суть попечительного идеала царствования Павла 1? Какие факторы обусловили те или иные его действия? Что было главным двигателем его нововведений?

6. Карамзин так оценивал деятельность Екатерины II: «Главное дело сей незабвенной монархини в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив при этом своей силы». Согласитесь ли вы с подобным утверждение. Аргументируйте свой ответ.

7. Как общение Екатерины II отразилось на духовной жизни России. Какие новые культурные ценности вносила императрица в русское общество?

8. В чем состояла преемственность культурно-исторического развития России во второй половине 18 в. с петровской эпохой? Какие процессы, явления получили свое дальнейшее развитие и почему? Какую роль сыграли в этом процессе личные качества тех или иных правителей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.