КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О формах систематизации материала по обучению грамоте дошкольников с ОНР
Занятие Рь — 3. Занятие Рь — 2. Занятие Рь — 1. Занятие Р — 3. 1. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы. а) Рыбак. Рыбак жил у красивого озера. Там водились рыбы и раки, летали комары. Рыбак ловил рыбу и раков. Но ему мешали злые комары. Они отвлекали его от рыбалки. Рыба уплывала и скрывалась в зарослях водорослей. Раки зарывались в песчаные норки. Каждый раз рыбак уходил домой без рыбы и без раков. Где жил рыбак? Кого ловил рыбак? Кто мешал рыбаку? Что делала рыба? Куда зарывались раки? Картинки: рыбак, озеро, рыбы, раки, комары, водоросли, норки. б) Рома и Рая. Рома и Рая читали. Рома читал о пароходе, трамвае, троллейбусе и грузовике. Рома читал о транспорте. Рая читала рассказ про тигра, про зубра, про зебру и про крокодила. Рая читала книгу о жизни животных жарких стран в зоопарке. Что делали Рома и Рая? О чем читал Рома? О ком читала Рая? 1. Медленно и четко произноси звук Рь — "Тигренок рычит". 2. Повтори слоги: ря — ре — рю — ри ре — рю — ри — ря рю — ри — ря — ре ри — ря — ре — рю 3. Повтори слова со звуком Рь: Рита, грядки, репа, редька, редиска. Рисуют, Ренат, варежки, стрекоза, кастрюля, тарелка, ирисы, электричка. Пришли, орешник, береза, орехи, сережки. 4. Составь с любыми двумя словами предложения. Слова подбери из упражнения 3. 1. Составь рассказ с опорой на картинки. Рома, Рая и Роберт. Рома, Рая и Роберт рисуют. Рома нарисовал сковородку и сахарницу. Рая нарисовала чернику и смородину. Роберт нарисовал картошку и морковь. Рома рисовал посуду, Рая — ягоды, а Роберт — овощи. 2. Послушай и повтори рассказ. (По сюжетной картинке). На огороде. Рита и Рома идут на огород. Там грядки. На грядках растут огурцы, репа, редиска, редька, картофель, помидоры и укроп. Рита и Рома несут в корзине картофель. Дети собрали хороший урожай овощей! 1. Составь рассказ по опорным картинкам. Рита, Ренат и Рима. Рита, Ренат и Рима рисуют. Рита рисует кастрюлю и тарелку. Ренат рисует электричку и корабль. Рима рисует ирисы и розы. Рита нарисовала посуду, Ренат — транспорт, а Рима — цветы. 2. Послушай и повтори рассказ. В лесу. Рита, Ренат, Рома и Дружок пришли в лес. Там растут дубы, орешники и березы. На дубе прыгает белка — рыжуха. На орешнике растут орехи, на березах — сережки. Хорошо в лесу!
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы", — писала Т.Г. Визель в работе "Аномалии речевого развития ребенка" (М., 1995 г.). Для детей с ОНР, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, JI.H. Ефименкова, Е.М. Мастюкова). Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР является обучение грамоте. Многие авторы (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко) разработали свои системы обучения грамоте детей с ОНР, которые широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе. Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе). Вместе с тем, опыт нашей многолетней работы показывает, что обучение грамоте детей с ОНР второго года обучения целесообразнее начинать не со второго периода коррекционного обучения, как рекомендовано программой обучения детей с ОНР, а в начале первого периода сразу же после обследования (начало октября). Более ранние сроки начала обучения грамоте дошкольников с ОНР становятся возможными благодаря уже имеющейся у детей готовности к обучению грамоте (сформированному фонематическому восприятию, навыку звукового анализа и синтезу слов, знанию ритмико-слогового строения слова), сформированной в процессе первого года коррекционного обучения (в старшей группе). В основу разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. При разработке методических рекомендаций мы учитывали ряд особенностей: а) звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряет процесс формирования навыка послогового чтения; б) последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе и предполагает уже с третьего занятия чтение слогов (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч); в) в предлагаемой последовательности отсутствуют буквы й, е, е, ю, я и знаки ь и ъ (в связи с тем, что произношение гласных второго ряда расходится с их написанием; й — в русском языке может выступать как самостоятельный звук в конце слова (пой, май, дай), а также как неслоговой перед гласным (яма, елка, юла, ели); ь и ъ не имеют звукового обозначения); г) при знакомстве с буквой необходимо называть не ее "официальное" алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который эта буква обозначает (м, б); д) графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте; е) при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников; ж) для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа необходимо использовать символику (графические схемы слогов и слов); з) материал по обучению грамоте предлагается нами в следующей последовательности: — сочетание из двух букв, обозначающих гласные звуки; — сочетание гласного с согласным в обратном слоге; — сочетание согласного с гласным в прямом слоге; — односложные слова по типу СГС; — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов; — двухсложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов; -— двухсложные слова со стечением согласных; — трехсложные со стечением согласных; — просто.е двусоставное предложение без предлога; — простое предложение из 3-4 слов без предлога; — простое предложение из 3-4 слов с предлогом; и) печатание слогов, слов и предложений предлагается в той же последовательности с постепенным усложнением материала, что и для чтения. Методические рекомендации по обучению грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения обобщены и представлены в форме карточек с заданиями, которые могут быть использованы при проведении фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий начинающими логопедами, студентами, воспитателями, родителями в процессе обучения грамоте дошкольников с ОНР. Очередность заданий в карточке дана в соответствии с учетом принципа поэтапности и последовательности (от простого к сложному, от звука к букве и т. д.). Количество заданий в карточке колеблется от 9 до 12 в зависимости от количества пройденных звуков и букв. Содержание карточек включает в себя следующие задания: 1) называние слов с изучаемым звуком; 2) определение позиции данного звука в словах; 3) знакомство с буквой посредством художественного слова; 4) закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т. п.; 5) печатание буквы (слогов, слов, предложений); 6) звукобуквенный анализ слов с выкладыванием схем и с последующей заменой фишек уже знакомыми буквами; 7) подбор слов к предложенным схемам с частично вписанными буквами; 8) упражнение на преобразование слов путем замены одной буквы; 9) составление и печатание слов с данным слогом; 10) составление и печатание слов из разрозненных слогов; 11) дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы. Решая задачу обучения грамоте дошкольников с ОНР второго года обучения в комплексном процессе коррекционного воздействия, мы на протяжении ряда лет успешно применяем на практике данные методические рекомендации, которые предупреждают возникновение дисграфий и дислексии. Опыт работы показал, что использование разработанных нами методических рекомендаций по обучению грамоте дошкольников с ОНР в процессе коррекционного воздействия позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму, а также способствует более успешному обучению детей с ОНР в школе.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |