КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия 4 страница
(59стр) Гурурумба держат и свиней, которых, однако, не едят, а используют в качестве предметов для дарения, если желают приобрести себе положение в общине. Раз в несколько лет проводится грандиозный пир, для которого закалывают сотни свиней. Их готовят и приносят в дар. У Гурурумба. как и у скотоводов, неравенство выражено гораздо сильнее, чем у охотников и собирателей. Важную роль играют вожди племени и предводители. Существуют также значительные различия в отношении материальных богатств, которыми владеют люди. Неиндустриальные цивилизации, или традиционные государства Первые свидетельства существования обществ, гораздо более крупных и совершенно непохожих на первобытные, относятся к шестому тысячелетию до нашей эры22). С этими обществами связано появление городов, для них характерно ярко выраженное неравенство, с ними связано правление царей и императоров. Общества эти часто называют цивилизациями, так как в них существовала письменность, процветали науки и искусства. Однако, поскольку там впервые появились упорядоченные формы правления, для обозначения таких обществ часто используют термин традиционные государства. Большинство традиционных государств одновременно являлись империями. Их территории увеличивались в результате завоеваний или присоединения других народов23). Так было, например, в Китае и в Риме. В пору наивысшего расцвета, в I веке нашей эры. Римская империя простиралась от Британии до Ближнего Востока. Китайская империя, существовавшая более двух тысяч лет, вплоть до начала нынешнего века, охватывала большую часть Восточной Азии — территории, занимаемой современным Китаем. В современном мире традиционных государств не осталось. Некоторые из них, подобно Китаю и Японии, сохранились более или менее нетронутыми вплоть до начала двадцатого века, но, тем не менее, все они либо были разрушены, либо преобразовались в более современные системы.
Самые первые традиционные государства появились на Ближнем Востоке, располагаясь обычно в плодородных речных долинах24). Китайская империя образовалась примерно во втором тысячелетии до нашей эры. В это же время мощные державы существовали в Индии и Пакистане. Ряд крупных традиционных государств, например, государства ацтеков и инков, существовал в Мексике и в остальной Латинской Америке. Государство инков было основано примерно за столетие до появления испанского искателя приключений Писарро, высадившегося в Южной Америке в 1535 году с очень небольшим отрядом солдат. Однако, благодаря союзу с враждебными инкам местными племенами, ему удалось покорить это государство и утвердить на захваченной территории испанское владычество. Завоевание Писарро было первым эпизодом в череде столкновений Запада с традиционными культурами, в результате которых эти культуры полностью исчезли. Цивилизация майя В качестве примера традиционного государства мы рассмотрим еще одну американскую цивилизацию — майя, населявших полуостров Юкатан в Мексиканском (60стр) заливе. Расцвет цивилизации майя приходится на IV-VIII века нашей эры. Майя строили сложные культовые сооружения, вокруг которых размещались жилые дома. Все здания делались из камня. Сооружения имели форму пирамид, с храмом на вершине. Тикаль, крупнейшую из пирамид, окружал город, насчитывавший 40000 жителей. Это был главный административный центр (фактически столица) государства майя. Обществом майя управлял аристократический класс воинов-священников. Они были высшими религиозными сановниками майя, а также военачальниками, и вели постоянные войны с соседними сообществами. Большинство населения составляли крестьяне, которые должны были отдавать часть своего урожая правителям-аристократам, жившим в условиях своеобразной роскоши.
Почему исчезла цивилизация майя, точно неизвестно, но вероятнее всего, что она была покорена соседними племенами. К тому времени, когда прибыли испанцы, государства майя уже давно не существовало. Основные черты традиционного государства До начала современной индустриальной эпохи традиционное государство было единственным в истории типом общества, в котором значительная часть населения не была непосредственно занята производством продовольствия. В племенах охотников и собирателей, а также в земледельческих и скотоводческих обществах разделение труда было весьма примитивным. Главным образом занятия подразделялись на мужские и женские. В традиционных государствах уже существовала более сложная система профессиональных занятий. Деление по половому признаку по-прежнему неукоснительно соблюдалось, и на долю женщин приходилась в основном работа по дому и в поле. Однако у мужчин появились такие специализированные занятия, как ремесло купца, придворного, правительственного чиновника и солдата. Существовало также упрощенное деление на классы между группами аристократии и остальным населением. Правитель стоял во главе “правящего класса”, сохранявшего исключительное право на высшее социальное положение. Члены этого класса, как правило, жили в относительном материальном комфорте и роскоши. С другой стороны, условия жизни основной массы населения нередко были чрезвычайно тяжелыми. Типичным для данных обществ было рабовладение. Лишь немногие традиционные государства были основаны в результате развития торговли и управлялись купцами. Большая их часть либо возникла в результате завоеваний, либо наращивала мощные вооруженные силы25). Традиционные государства заботились о развитии профессиональных армий — предшественников современных типов военной организации. Римская армия, например, представляла собой организацию с прекрасной дисциплиной и интенсивной подготовкой воинов и была той основой, на которой строилась имперская экспансия. В культуре традиционных государств видны уже зачатки механизации войны. Мечи, копья, шлемы и осадное оборудование римской армии было изготовлено ремесленниками-профессионалами. Количество потерь в войнах между традиционными государствами и в их стычках с “варварскими” племенами увеличилось по сравнению с предшествовавшими периодами во много раз.
(61стр) Общества в современном мире К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах — и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация — появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины. Индустриальные общества Современная индустриализация возникла в Англии, в результате “промышленной революции”, начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях. Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.
По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас. Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами — гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции “национальных” сообществ. Индустриальные (63стр) общества явились первыми национальными государствами. Национальные государства — это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ. (62стр)
(64стр) Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет. Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был “низшим”. Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах. Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся. Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои' действия тем, что они якобы несли “цивилизацию” “языческим” народам, с которыми вступали в контакт. Три “мира” В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Страны третьего мира К странам третьего мира относятся Китай, Индия, большая часть африканских государств (таких, как Нигерия, Гана и Алжир) и государств Южной Америки (например, Бразилия, Перу и Венесуэла). Уровень индустриализации стран третьего мира низкий, большинство населения занято в сельском хозяйстве. Поскольку многие из этих обществ расположены южнее США и Европы, их часто объединяют под понятием “Юг”, в противоположность богатому индустриальному “Северу”. Хотя некоторые народности.проживающие в странах третьего мира, и сохраняют традиционный уклад, все же эти страны чрезвычайно отличаются от существовавших ранее форм традиционных обществ. Их политические системы родственны формам, возникшим на Западе, или смоделированы по образцу последних, — иными словами, это национальные государства. Большая часть их населения по-прежнему живет в сельской местности, однако, эти (65стр) общества переживают весьма бурный процесс урбанизации. Сельскохозяйственное производство остается доминирующей формой экономической деятельности, но продукция выращивается в основном для продажи на мировом рынке, а не для внутреннего употребления. Страны третьего мира — не просто общества, которые “тащатся” за индустриальными державами. Условия, в которых живет многомиллиардное население третьего мира, в значительной мере сформировались благодаря контактам с Западом, разрушившим ранние, более традиционные системы. Общества первого и второго мира Термином первый мир обозначают индустриальные страны Европы, Австралазии, а также Соединенные Штаты и Японию. Практически во всех странах первого мира принята многопартийная парламентская система правления. Страны второго мира — это индустриальные общества, управляемые правительствами, стоящими на коммунистических позициях. В их число входили Советский Союз, а также страны Восточной Европы — такие, как Чехословакия, Польша и Венгрия. Политические и экономические различия между странами первого и второго мира чрезвычайно значительны. Если экономическая система стран первого мира основана на принципах рыночной экономики и признает важнейшую роль свободного предпринимательства, то в государствах второго мира принято централизованное планирование. Но, несмотря на это, наибольшие различия обнаруживаются между индустриальными странами в целом, с одной стороны, и странами третьего мира — с другой. По сравнению с индустриальными государствами страны третьего мира очень бедны. Многие из них пережили резкое увеличение темпов роста населения, что явилось весьма серьезным испытанием их способностей в обеспечении своих граждан хотя бы минимальным уровнем жизни. В главе 1 отмечалось, что основной целью социологии является изучение индустриальных обществ — первого и второго мира. Но можем ли мы со спокойной совестью игнорировать третий мир, оставляя его своеобразной вотчиной антропологии? Разумеется, нет. Все три мира развивались в тесной взаимосвязи друг с другом, и сегодня они связаны еще сильнее. Мы, живущие в индустриальных обществах, нуждаемся в сырье и продуктах стран третьего мира, необходимых для поддержания нашей жизни. В свою очередь, экономика большей части стран третьего мира построена на торговых отношениях с индустриальными странами. Мы можем до конца понять индустриальное общество лишь на фоне обществ третьего мира, к которым фактически относится сейчас большая часть живущих на земле (для дальнейшего обсуждения см. главу 16, “Глобализация социальной жизни”). Заключение Общества первого, второго и третьего мира отличаются от традиционных типов социального устройства, господствовавших на протяжении многих тысячелетий вплоть до восемнадцатого века. Экспедиции путешественников Запада положили начало процессам, которые уничтожили многие из традиционных культур. Однако и сегодня сохраняется огромное культурное многообразие — как внутри одного общества, так и между различными обществами. Как человеческие существа, все мы имеем общие черты, но на всех нас оказывают влияние также обычаи и ценности обществ, к которым мы принадлежим. В следующей главе мы рассмотрим процессы, (66стр) воздействующие на индивидуальное развитие человека на всех этапах жизни, начиная с младенчества. _____________________________________________________________________________________ Краткое содержание 1. Культура состоит из ценностей, которых придерживается данная группа, норм, которым следуют ее члены, и материальных благ, которые они создают. 2. Человеческий род появился в результате длительного процесса биологической эволюции. Люди являются частью группы высших млекопитающих — приматов. Имеются серьезные основания полагать, что культурное развитие предшествовало и, вероятно, определило эволюцию человеческого рода. 3. Социобиология важна преимущественно своими открытиями в области поведения животных; идеи социобиологов относительно общественной жизни людей в высокой степени спекулятивны. Наше поведение подвержено генетическим воздействиям, но генетические свойства определяют, вероятно, только потенциальные возможности нашего поведения, а не действительное содержание нашей деятельности. 4. У людей нет инстинктов в смысле сложных врожденных поведенческих систем. Некоторый набор простых рефлексов плюс естественные потребности и есть врожденные свойства человека. 5. Формы поведения, обнаруживаемые во всех, или почти во всех, культурах, называются культурными универсалиями. Основными типами культурных универсалий являются язык, запрет инцеста, институты брака, семьи, религии и собственности, но в рамках этих общих категорий способы поведения и ценности различных обществ существенно варьируются. 6. Можно выделить несколько типов досовременных обществ. Общины охотников и собирателей не занимаются земледелием и не держат скота, а живут за счет охоты и сбора растений. В обществах скотоводов основным источником средств к существованию служит разведение домашних животных. Земледельческие общества зависят от регулярной обработки одних и тех же участков земли. На основе наиболее крупных и развитых из них образуются традиционные государства, или цивилизации. 7. Бурное развитие и экспансия Запада привели к захвату многих областей земного шара, радикально изменив устоявшиеся социальные системы и культуры. 8. В индустриальных странах основой экономики является промышленное производство (средства и методы которого также используются для производства продовольствия). К индустриальным странам первого мира относятся страны Запада, а также Япония, Австралия и Новая Зеландия. Страны второго мира — это индустриальные общества, управляемые коммунистическими правительствами. Страны третьего мира, в которых живет большая часть населения земли, практически все были ранее колониями. Большинство их населения занято производством сельскохозяйственной продукции, часть которой поступает на мировой рынок. (67стр)
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |