Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организаторов торговли 5 страница




--------------------------------

<1> См.: Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 5; Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 2000; Сумской Д.А. Статус юридических лиц. М., 2006.

<2> См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007; Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007.

<3> См.: Романовская О.В. Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспективы определения правового статуса // Реформы и право. 2011. N 2. С. 9.

<4> Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 12 августа.

<5> См.: Примаков Е.М. Доклад на IV съезде ТПП России // СПС "Гарант".

 

В настоящее время не усматривается серьезных оснований для признания ТПП РФ в качестве публичного юридического лица, в силу того что выполнение ею публичных функций существенно ограничено. Вместе с тем в последнее время наметилась определенная тенденция в формировании более широкого публичного участия ТПП РФ в предпринимательском обороте, которая, в частности, выражается в предоставлении ее прав на: оформление документов для осуществления внешнеэкономической деятельности (удостоверение сертификатов происхождения товаров, выдача карнетов АТА для временного вывоза товаров <1>, удостоверение обстоятельств "форс-мажора"); аккредитацию представительств иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации; удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности <2>.

--------------------------------

<1> См.: приложение N 3 к Приказу ФТС России от 25 июля 2007 г. N 895 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА" (вместе с Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров, Конвенцией о временном ввозе (заключенной в Стамбуле 26 июня 1990 г.)) // Таможенный вестник. 2007. N 16.

<2> См.: п. "д" ч. 1 ст. 12 Закона о ТПП РФ.

 

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1> ТПП является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона "О торгово-промышленных палатах" торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

 

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

1) оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

2) содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

3) организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

4) содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

5) оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

6) содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

7) принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

8) содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

9) обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации.

Важной структурой при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ является Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС). Приказом ТПП РФ от 18 октября 2005 г. утвержден новый Регламент <1> МКАС при ТПП РФ. Регламент вступил в силу с 1 марта 2006 г. и применяется к спорам, разбирательство которых начато с этой даты. МКАС является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" <2>. В МКАС могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Приказ ТПП РФ от 18 октября 2005 г. N 76 "О Регламенте международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации".

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

 

6.2. Условия и формы привлечения

некоммерческих юридических лиц, объединяющих субъектов

коммерческой деятельности, к ее организации

 

Часть 1 ст. 7 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" <1> (ФЗ о ГРТД) регламентирует условия привлечения некоммерческих организаций к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности и устанавливает несколько императивных требований к возможности участия некоммерческих организаций в этом процессе.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

 

В данном случае имеются в виду только те виды некоммерческих организаций, которые являются объединениями хозяйствующих субъектов товарных рынков. Законодатель предполагает, что интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, не совпадают. В связи с этим с целью обеспечения корпоративных интересов хозяйствующие субъекты - поставщики и хозяйствующие субъекты - продавцы товаров могут объединяться в различные формы некоммерческих организаций для удовлетворения своих совпадающих интересов. Согласно п. 3 ст. 50, п. п. 1, 2 ст. 121 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законом. Пункт 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предполагает существование иных видов некоммерческих организаций - казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, а также некоммерческих организаций в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Из нормы ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД следует, что некоммерческие организации, которые не являются объединениями коммерческих юридических лиц, не могут принимать участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности на основании ФЗ о ГРТД и в предусмотренном им порядке. Отсюда очевидно, что положение об участии в формировании и реализации государственной политики в сфере торговой деятельности не распространяется, например, на товарные биржи, которые являются коммерческими организациями (товарная биржа как организатор торговли должна быть представлена в коммерческом обороте только в организационно-правовой форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ)), организуя товарный оборот. С другой стороны, торгово-промышленная палата, являющаяся негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей <1>, подпадает под действие данной нормы. Систематическое толкование ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД позволяет заключить, что под некоммерческими организациями, деятельность которых подлежит регулированию указанным Законом, законодатель понимает прежде всего ассоциации и союзы, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Это, однако, не исключает возможность существования некоммерческих организаций, удовлетворяющих требованиям нормы ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД, в иных формах, например в виде фондов, гильдий, профессиональных союзов <2>, финансируемых собственниками учреждений, благотворительных организаций <3>, саморегулируемых организаций <4>, обществ взаимного страхования и др.

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

<2> Пункт 7 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148 (с послед. изм.).

<3> Пункт 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340 (с послед. изм.).

<4> Например, о саморегулируемых организациях оценщиков см.: ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813 (с послед. изм.).

 

Главным признаком всех некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит правовому регулированию при помощи ч. 1 ст. 7 ФЗ о ГРТД, является то, что они должны иметь характер некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов торговой деятельности. Объединения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не имеющих отношения к торговой деятельности, не подпадают под действие норм данной статьи.

Привлечение указанных некоммерческих организаций к процессу формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности возможно только при условии, что они привлекаются к этой деятельности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, т.е. Минпромторгом России. Поэтому данные некоммерческие организаций не могут осуществлять такую деятельность как самостоятельно, так и по поручению иных государственных органов, кроме Минпромторга России.

Привлечение некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики в области торговой деятельности возможно только в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, являющихся их учредителями. Целевой признак деятельности некоммерческих организаций необходим. Некоммерческие организации в виде союзов, ассоциаций и иных видов объединений в силу своей правовой природы призваны удовлетворять интересы своих учредителей, поэтому такой признак должен учитываться при осуществлении ими деятельности по реализации государственной политики в сфере торговли. Подобный прием государственного регулирования использования некоммерческих организаций применяется законодателем не впервые: ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" <1> содержит норму, в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в целях согласования общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, привлекает на добровольной основе союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании и реализации государственной аграрной политики.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27 (с послед. изм.).

 

Важным условием привлечения некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики в области торговой деятельности является добровольный характер их участия в этом процессе, отражающий гражданско-правовую направленность данной правовой нормы, базирующейся на принципе диспозитивности.

Часть 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД определяет содержание деятельности некоммерческих организаций, которая имеет три основных направления: законодательное, аналитическое и информационное.

Участие некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов торговой деятельности в законодательном процессе в этой сфере может выражаться в следующих формах: привлечение их к разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности с учетом богатого опыта их учредителей в процессе коммерции (п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД); привлечение их к разработке проектов региональных и муниципальных программ развития торговли с целью использования их знаний и опыта торговли с учетом местных специфических условий товарных рынков (п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД); привлечение их к подготовке предложений о совершенствовании торговой деятельности для органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД).

Участие некоммерческих объединений хозяйствующих субъектов торговой деятельности в анализе торговой деятельности в региональном или местном секторе товарного рынка осуществляется путем: использования некоммерческих объединений в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований; привлечения их к оценке эффективности применения мер по поддержке торговли в регионе или в пределах муниципального образования; составления ими прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований (п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД).

Информационное участие некоммерческих объединений в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности заключается в распространении российского и иностранного опыта в области торговой деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД) и предоставлении ими необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности (п. 4 ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД).

Соглашения (договоры) некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, которые принимают участие в формировании и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере внутренней торговли в целях согласования общественно значимых интересов этих хозяйствующих субъектов, являются предметом правового регулирования ст. 12 ФЗ о ГРТД. В соответствии с этим подобные соглашения некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов торговой деятельности, с федеральными государственными органами, государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления, правовой целью которых является достижение социально полезных эффектов развития конкретной территории, не могут быть предметом соглашений, подлежащих регулированию данной правовой нормой.

Целью подобных соглашений является защита интересов учредителей соответствующих некоммерческих организаций. Такая защита направлена не только на обеспечение исполнения заключаемых хозяйствующими субъектами торговой деятельности договоров поставки товаров. Эти соглашения также рассматриваются их сторонами как основа для переговоров по заключению коллективных договоров в организациях для обеспечения соблюдений требований трудового законодательства. Обязательства и гарантии, включенные в эти соглашения, должны быть минимальными и не снижать уровень социальной и экономической защищенности работников коммерческих организаций, являющихся их учредителями.

Подобные соглашения прежде всего имеют характер горизонтальных соглашений, под которыми в антимонопольном законодательстве принято понимать соглашения между конкурентами, работающими на рынке одного и того же товара либо взаимозаменяемых товаров. Сторонами этих соглашений являются не государственные или муниципальные органы, исполняющие функции государственного регулирования в сфере торговли, и не хозяйствующие субъекты торговой деятельности, интересы которых представляют некоммерческие организации. Обеими сторонами таких соглашений являются сами некоммерческие организации, представляющие интересы хозяйствующих субъектов торговли. Целью таких соглашений в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД является формирование принципа добросовестности при заключении между ними договоров (поставки) и исполнении ими этих договоров. Такого рода условия могут включаться в текст договоров поставки между конкретными хозяйствующими субъектами. Основной смысл соглашений, заключаемых некоммерческими организациями, состоит в возможности установления равных для всех поставщиков и покупателей товаров условий в пределах всего рынка товаров. Масштаб охвата такого рынка зависит от состава учредителей некоммерческих организаций, заключающих такие соглашения, поэтому действие этих соглашений может распространяться как на отдельное муниципальное образование, район или на территорию субъекта РФ, так и на всю территорию Российской Федерации и даже на межгосударственные отношения (например, между некоммерческими организациями, представляющими интересы хозяйствующих субъектов разных государств СНГ).

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Дайте определение понятия "саморегулирование".

2. В чем состоит отличие горизонтального договорного саморегулирования от вертикального договорного саморегулирования?

3. Приведите пример вертикального договорного саморегулирования.

4. Что такое коллективное (корпоративное) саморегулирование в торговой деятельности и какие бывают его основные виды?

5. Какие можно выделить типы управления коллективным образованием в торговле?

6. Приведите пример универсального корпоративного саморегулирования.

7. Назовите условия и основные формы привлечения некоммерческих организаций, объединяющих субъектов торговой деятельности, к ее организации.

8. Назовите антимонопольные требования, предъявляемые законодателем к договорному саморегулированию в сфере торговли.

 

Рекомендуемая литература

 

Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций - на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография. М.: Статут, 2012.

Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. N 1.

Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс".

Кепов В. О некоторых аспектах ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам их членов // Хозяйство и право. 2012. N 1.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010.

Романовская О.В. Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспективы определения правового статуса // Реформы и право. 2011. N 2.

Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2.

Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М.: Статут, 2011.

 

РАЗДЕЛ III. ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Глава 7. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ДОГОВОРА И




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.