Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольная власть, ее источники и измерение




Монопольная (рыночная) власть заключается в том, что фирма может влиять на цену (повышать) и получать экономическую прибыль путем ограничения объема производства и сбыта. Однако следует иметь в виду, что фирма, обладающая монопольной властью, не мо­жет бесконечно повышать цену своей продукции.

Степень (сила) монопольной власти ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы, которая зависит от следующих факторов: ценовой эластичности отраслевого спроса, количества фирм на рын­ке, характера взаимодействия между фирмами.

Ценовая эластичность отраслевого спроса – спрос на продукцию от­дельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный (от­раслевой) спрос. Монопольная власть является величиной, обратной ценовой эластичности спроса.

Количество фирм на рынке – чем больше фирм, тем более эла­стичным будет спрос на продукцию каждой из них и тем меньшая мо­нопольная власть. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о степени монополизации рынка. Для такой оценки ис­пользуются определенные показатели: коэффициент Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Характер взаимодействия между фирмами – при жесткой кон­куренции цены могут приблизиться к конкурентному уровню; при сго­воре о ценах, ограничении производства, разделе рынка цены будут близки к монопольным.

Монополист на рынке обладает наиболее сильной экономиче­ской властью, так как он полностью контролирует весь объем выпуска товара и вследствие этого может повышать цену на свою продукцию. В связи с этим государство берет под контроль деятельность монополий, сдерживает их произвол.

Спрос на продукцию монополиста совпадает с рыночным (отраслевым), поэтому эластичность спроса является объективным фактором, ограничивающим рост цен.

В реальной экономике преобладающими рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Фирмы, действующие в рамках этих структур, в той или иной степени обладают монопольной властью и могут, изменяя объем производства, влиять на рыночные цены. Однако степень (сила) этой власти меньше, чем у чистых монополистов.

Степень монопольной власти можно измерить раз­личными способами.

Коэффициент Лернера (L). В 1934 г. А.П.Лернер предложил измерять силу монопольной власти с помощью следующего коэффициента:

 

p – МС L = ————, p   (7.1)

 

где p – цена продукции;

МС – предельные издержки.

Числовое значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для фирмы – совершенного конкурента p = МС, следовательно, L = 0. Чем больше L, тем выше монопольная власть.

В связи с трудностями определения на практике реальных предель­ных издержек их заменяют средними издержками (АС). В этом случае формула может быть записана следующим образом:

 

p – AС L = ————. p   (7.2)

Если умножить числитель и знаменатель на количество продукции (q), получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе валовой до­ход (TR):

 

(p – AС) x q π L = ——––––—— = –––––. p x q TR   (7.3)

Следовательно, чем выше удельный вес прибыли в валовом доходе, тем выше степень монополизации.

Коэффициент концентрации показывает удельный вес (в процен­тах) выручки определенного количества фирм к общеотраслевому объ­ему продаж.

Фирма занимает доминирующее положение на рынке, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего отраслевого оборота, или 3 и менее предприятий производят свыше половины продукции отрасли, либо 5 и менее фирм имеют свыше 2/3 всего отраслевого оборота.

Рынок считается немонополизированным, если в отрасли функционируют более 10 конкурирующих фирм, причем доля крупнейшей из них не должна быть более 31%, двух крупнейших – 44, трех – 54, четырех – 63%.

Чаще всего коэффициент концентрации рассчитывается для четырех или восьми крупнейших фирм отрасли (табл. 7.1).

Коэффициент имеет ряд недостатков:

во-первых, он характеризует позиции лишь крупнейших производи­телей, а не всю совокупность фирм в отрасли и ее структуру;

во-вторых, коэффициент не показывает разницы между отраслями, где рынок разделен относительно равномерно, и отраслями, в кото­рых доминирует одна крупная фирма.

Например, если одну отрасль представляют пять фирм с одинаковым объемом выпуска продукции (т. е. по 20 %), а другую – 44 фирмы, на четыре крупнейшие из которых приходится 75 %, 2, 1,5 и 1,5 % объема производства отрасли, а на остальные 40 фирм – по 0,5 %, то коэффициент концентрации для четырех крупнейших фирм в обоих случаях будет равен 80 %.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirshmfn) определяется по формуле

 

Iнн = Sl2 + S22 + S32 +...+ Sn2, (7.4)

 

где S – доля фирмы в общеотраслевом объеме продаж, %;

n – общее число фирм в отрасли.

Таблица 7.1

Удельный вес продаж крупнейших промышленных компаний США

в отраслевом объеме продаж, % *

 

Отрасль   4 круп­нейшие   8 круп­нейших
Нефтепереработка      
Производство двигателей и кузовов автомашин      
Доменные печи и заводы по производству стали      
Авиастроение      
Мясокомбинаты      
Молоко      
Газеты      
Лесопильная      
Пластмассы и смолы      
Мыло и моющие средства      

* Хейне П. Экономиче­ский образ мышления. – М.: «Дело», «Catallaxy», 1993. – С.245.

 

Его числовые значения могут изменяться от величины, близкой к 0 (при множестве мелких предприятий в отрасли), до 10000 (в случае чистой монополии). Безопасным с точки зрения монополизации счи­тается рынок, где индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000.

В приведенном выше примере с двумя отраслями, коэффициенты

концентрации которых для четырех крупнейших фирм совпали, ин­декс Херфиндаля-Хиршмана для первой отрасли составит 2000:

Iнн = 202 + 202 + 202 + 202 + 202 = 2000,

а для второй – 5643,5:

Iнн = 752 + 22 + 1,52 + 1,52 + 40 x (0,5) 2 = 5643,5.

Во второй отрасли Iнн значительно больше. Сопоставление значений индекса Херфиндаля-Хиршмана для этих двух отраслей позволяет сделать вывод, что наличие на рынке одной доминирующей фирмы делает этот рынок менее конкурентным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.