КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация (разделение) – это продажа одного товара (услуги) разным потребителям по различным ценам
Ценовая дискриминация (разделение) – это продажа одного товара (услуги) разным потребителям по различным ценам. Ценовая дискриминация применяется монополией для расширения рынка сбыта своей продукции. Для ценовой дискриминации необходимы два условия: 1) наличие возможности выделения различных сегментов рынка в зависимости от эластичности спроса покупателей; 2) невозможность перепродажи товара (услуги) первичным покупателем другому потребителю. На дорогом рынке спрос низкоэластичен и повышение цен позволит увеличить прибыль. На дешевом рынке спрос высокоэластичен и увеличить прибыль можно за счет снижения цен и продажи большего количества продукции. Примером ценовой дискриминации может быть установление различных цен на железнодорожные билеты в зависимости от социальной группы пассажиров (взрослые, дети, студенты и др.), на авиабилеты – в зависимости от дня недели, тарифов на междугородные телефонные разговоры – в зависимости от времени суток и др. Графически это можно представить следующим образом (рис. 7.7):
Рис. 7.7. Ценовая дискриминация на рынке телефонных услуг. На рис. 7.7 первый рынок представлен бизнесменами, для которых важна быстрота передачи деловой информации в течение рабочего дня, а не размер тарифа. Спрос с их стороны неэластичен. Второй рынок – это небогатые люди, которые при высоких тарифах на телефонные разговоры предпочтут воспользоваться почтой. Их спрос высокоэластичен. В обоих случаях предельные издержки фирмы одинаковы, но на различных рынках эластичность спроса неодинакова. При тарифе 400 руб. за 1 минуту потребители первого рынка используют 100000 минут в месяц. Снижение тарифа в ночное время (с 2100 до 900 ч) в 2 раза привлечет потребителей и увеличит доход компании на 20 млн. рублей ежемесячно. В результате ценовой дискриминации увеличиваются доходы монополиста, а с другой стороны, расширяется доступ потребителей к товарам (услугам) данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна и производителям и потребителям. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как нарушение конкуренции, усиление монопольной власти и поэтому ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.
ВЫВОДЫ
1. Чистая (абсолютная) монополия как рыночная структура имеет следующие черты: а) в отрасли одна фирма; б) выпускаемый товар (услуга) не имеет близких заменителей; в) фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый ею продукт в связи с возможностью изменения объема его предложения; г) наличие ограничений для вступления новых фирм в отрасль; д) производимый продукт не нуждается в рекламе. 2. Факторы монополизации: а) эффект масштаба; б) финансовые барьеры; в) патенты; г) лицензии; д) частная собственность на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов; ж) нелегальные методы борьбы с конкурентами. 3. В зависимости от характера барьеров вступления новых фирм в отрасль выделяются следующие виды монополий: естественная, закрытая и открытая. 4. Монопольная (рыночная, или экономическая) власть заключается в том, что фирма может повышать цены и получать сверхприбыль за счет ограничения объема производства (сбыта). 5. Степень (сила) монопольной власти ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы, которая, в свою очередь, зависит от ценовой эластичности отраслевого спроса, количества фирм на рынке, характера взаимосвязи между фирмами. 6. Степень монопольной власти можно измерить с помощью коэффициента Лернера, коэффициента концентрации, индекса Херфиндаля-Хиршмана. 7. Принципиальное отличие между различными рыночными структурами лежит на стороне спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с отраслевым спросом, имеет вид нисходящей кривой, в связи с чем кривая предельного дохода проходит ниже и круче ее. 8. Фирма-монополист избегает неэластичного участка спроса, для получения максимума массы прибыли руководствуется правилом MR=MC. 9. При чистой монополии не достигается производственная эффективность, так как p > min AC; производственные ресурсы распределяются неэффективно, так как p >MC. 10. Термин «динамическая эффективность» обозначает изменение средних издержек во времени. Издержки монополиста могут быть больше либо меньше издержек конкурентной фирмы, на что влияют следующие обстоятельства: а)эффект масштаба; б)X-неэффективность; в) расходы на поддержание монополии; г) научно-технический прогресс. 11. В условиях чистой монополии суммарные излишки потребителя и производителя становятся меньше по сравнению с совершенной конкуренцией. Эта разница есть чистые потери для общества. 12. Монополист может увеличивать объемы реализации и свои прибыли за счет ценовой дискриминации, для которой необходимы следующие обстоятельства: 1) наличие возможности выделения сегментов рынка, где спрос на данный товар (услугу) имеет различную эластичность; 2) первоначальный покупатель товара (услуги) не может его перепродать.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Чистая, или абсолютная, монополия (pure monopoly) – такая рыночная структура, в которой одна фирма (монополист) олицетворяет отрасль, т. е. только одна эта фирма производит (продает) товар (услугу), не имеющий близких заменителей. Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой эффект масштаба столь велик, что минимальные средние издержки товара достигаются только при производстве его одним предприятием. X-неэффективность (X-inefflciency) – это такая ситуация, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства оказываются выше минимально возможных, т. е. используются не самые лучшие технологии, методы и формы организации производства. Динамическая эффективность (dynamic efficiency) – этот термин используется для оценки изменений средних издержек во времени. Чистые потери, или дедвейт-убытки (deadweight loss) – ситуация, при которой утраченное благо одной стороной не получено другой. Ценовая дискриминация (price discrimination) – представляет собой продажу одного и того же товара (услуги) разным потребителям по различным ценам.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |