Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Возвышение Москвы и образование Московского государства




Русские земли под властью Орды. Разорив русские земли, монголо-татары устремились вглубь Европы и сумели дойти до границ Северной Италии. Однако летом 1242 г. Батый прервал поход на Запад и повернул назад. К концу того же года он обосновался в Нижнем Поволжье. Так возникла Золотая Орда. Первоначально она не была самостоятельным государством, – это был один из улусов Монгольской империи. Однако уже во второй половине XIII в. империя распалась, и улусы получили независимость.

Золотая Орда была весьма пестрым в экономическом и этническом отношениях образованием. На ее огромной территории обитали кочевники, оседлые земледельцы, жители городов. Завоеватели-монголы составляли лишь малую часть населения, основная масса населения была тюркской: половцы, волжские булгары и другие народы. Постепенно монголы стали подвергаться ассимиляции тюрков, а затем и полностью слились с ними. Первоначально монголы были язычниками, но в первой половине XIV в. при хане Узбеке государственной религией Золотой Орды стал ислам.

Вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды по-разному оценивается в исторической литературе. Н.М. Карамзин, например, утверждал, что благотворные следствия татарского ига несомненны и заключаются в утверждении самодержавия на Руси. Взгляды Карамзина разделяли «евразийцы» и Л.Н. Гумилев, считавшие, что татаро-монгольское иго явилось решающим фактором для складывания русской государственности и защитило Россию от западной экспансии. Также можно встретить мнение, согласно которому монголы не оказали сколько-нибудь заметного влияния на судьбу Руси (С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов). Однако господствующей остается точка зрения, согласно которой монгольское нашествие и иго явились страшным бедствием для русских княжеств. Северо-восточные и северо-западные русские земли признали свою зависимость от монголов и оказались под властью Орды. Это был жестокий, унизительный компромисс, на который вынуждена была пойти Русь, после Батыева погрома не имевшая сил противостоять одновременно натиску с Востока и с Запада.

В чем же, собственно, заключалась зависимость Руси от ханов, которую принято называть игом? Русь не входила в состав Золотой Орды, но в русских землях монголы ввели институт баскаков – своеобразных ханских наместников. Баскаки осуществляли контроль над положением дел в русских землях. Институт баскачества просуществовал до начала XIV в., когда баскаков сменили татарские полномочные послы.

Зависимость от Орды выражалась и в том, что русские князья должны были получать от монголов ярлыки (грамоты), подтверждавшие их права на княжение. Князьям приходилось ездить в Орду с богатыми подарками, демонстрируя монголам свою лояльность и покорность. Особый ярлык выдавался владимирскому князю, который считался старшим среди князей. Татары зачастую натравливали русских князей друг на друга, разжигали между ними рознь и междоусобные войны, а иногда и сами вмешивались в них.

Наиболее тяжелой формой зависимости от Орды являлась дань (ордынский выход), за сбором которой следили баскаки. Кроме того, русские княжества должны были направлять своих воинов для участия в ханских походах.

Первым русским князем, который по требованию монголов прибыл в 1243 г. в Орду, был Ярослав Всеволодович. Батый дал ему ярлык на великое княжение, однако в 1246 г. Ярослав был отравлен во время поездки в далекий Каракорум. Владимирский престол перешел к детям Ярослава – Андрею, безуспешно пытавшемуся бороться с монголами, а затем Александру Невскому (1252–1263). В период его княжения власть великого князя Владимирского заметно окрепла. Александр активно боролся с угрозой на Западе, а в отношении Орды проводил политику компромиссов. При нем монголы провели перепись русского населения («число») для упорядочения сбора дани. Перепись вызвала недовольство на Руси, в 1257–1259 гг. в Новгороде произошли сильные волнения. Александр Невский, опасаясь обострять отношения с Ордой, жестоко подавил эти волнения, и Новгороду пришлось платить дань татарам. В 1262 г. антиордынские восстания прошли в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, Великом Устюге. Подобные выступления имели место на Руси и позже – в 70–90-е гг. XIII в. Все это заставило Орду передать сбор дани в руки русских князей, а также освободить Русь от обязанности направлять своих воинов в монгольские войска.

Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Во второй половине XIII в. продолжался процесс дробления русских земель, достигший своего пика на рубеже XIII–XIV вв., после чего наметилась тенденция к политическому объединению. Этому способствовало то, что уровень социально-экономического развития разных княжеств был практически одинаков, в них действовали сходные юридические нормы, существовала единая церковь и религия. Но главным был внешний фактор объединения – необходимость свержения монголо-татарского ига.

К началу XIV в. на Руси сложилась политическая система великого княжения Владимирского. Владимир фактически стал столицей, в 1299 г. митрополит Максим перенес сюда из Киева митрополичью кафедру. Великим князем Владимирским мог стать только потомок Всеволода Большое Гнездо после получения соответствующего ярлыка в Орде. Власть великого князя была в значительной степени номинальной, но давала ряд преимуществ. Князь, получивший ярлык на Владимирское княжение, присоединял к своим владениям довольно обширные владимирские земли. Кроме того, великий князь, как правило, пользовался поддержкой Орды и использовал ее для борьбы со своими противниками с целью расширения территорий собственного княжества.

После нашествия старые города Северо-Восточной Руси пришли в упадок, и их сменили молодые центры: Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др. Между ними началась борьба за лидерство в объединительном процессе, причем основное соперничество развернулось между Московским и Тверским княжествами. Эти княжества обладали удобным географическим положением, находясь в центре важнейших путей и будучи прикрыты от татарских набегов другими землями. В XIII в. на территории Твери и Москвы с окраин устремился поток переселенцев, что благотворно сказалось на развитии княжеств.

Тверь в начале XIV в. была, пожалуй, сильнейшим в Северо-Восточной Руси княжеством. Тверской князь Михаил Ярославович обладал ярлыком на великое княжение Владимирское. Основателем династии московских князей являлся младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276–1303). Его княжество поначалу было незначительным, однако Даниил отвоевал у рязанского князя Коломну, присоединил Переяславль и тем самым увеличил свои владения почти в два раза. Сын Даниила – Юрий (1303–1325) уже в первый год своего княжения отвоевал у Смоленска Можайск. Московское княжество стало достаточно сильным, чтобы начать борьбу с Тверью. Юрий Данилович заручился поддержкой хана Узбека и получил ярлык на великое княжение, но в 1325 г. погиб в ходе борьбы с тверскими князьями. Московским князем стал его брат – Иван Калита (1325–1340).

В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против татар. Иван Калита использовал это событие в своих интересах. Он примкнул к карательному походу татар на Тверскую землю, в результате которого она надолго перестала составлять конкуренцию Москве. Ярлык на великое княжение также перешел к Ивану Калите и впредь почти постоянно оставался у московских князей. Калита верно служил татарам и пользовался их доверием. Назначенный главным сборщиком дани, он увеличил ее размер и часть собранного утаивал от хана. Эти средства Калита использовал для расширения владений Москвы. Кроме того, князь Иван заключил тесный союз с церковью: митрополит Петр фактически перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, его преемник Феогност остался в ней навсегда. Таким образом Московское княжество превратилось в крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси и стало религиозным центром русских земель.

Лидерство Москвы сохранялось и в период княжения сыновей Ивана Калиты – Семена Гордого (1340–1353) и Ивана Красного (1353–1359), однако затем ее положение пошатнулось. На московском престоле оказался девятилетний Дмитрий Иванович (1359–1389). В этот момент возродилась Тверь и, опираясь на поддержку Великого княжества Литовского, вновь начала бороться за великое княжение; Рязань стала претендовать на возврат Коломны; окрепло Нижегородское княжество. В Орде начались усобицы, и поэтому Московское княжество уже не получало поддержки от татар. Казалось, лидерству Москвы приходит конец, однако малолетнего князя Дмитрия поддержали московские бояре и церковь в лице Сергия Радонежского и митрополита Алексея. Великокняжеский ярлык удалось вернуть в Москву.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XIV в. Москве пришлось выдержать ожесточенную борьбу с Литвой. Дважды, в 1368 и в 1370 гг., войска великого князя литовского Ольгерда осаждали Москву. Третья попытка Ольгерда закончилась неудачей, после чего он предпочел заключить с Дмитрием Ивановичем мир. Одновременно продолжалось московско-тверское противостояние. Оно закончилось тем, что князь Дмитрий собрал внушительную антитверскую коалицию и в 1375 г. осадил Тверь. Тверской князь запросил мира, и по заключенному договору вынужден был отказаться от притязаний на великое княжение и признать старшинство Москвы.

Усиление Москвы позволило ей бросить вызов Орде. Дмитрий Иванович перестал платить дань. Золотая Орда в этот период была расколота на две части – в одной правил хан Тохтамыш, в другой – темник Мамай. Мамай не был Чингизидом, поэтому не мог стать законным ханом и держал при себе ханов-марионеток. Мамай попытался восстановить пошатнувшееся господство татар над русскими землями. Летом 1377 г. на реке Пьяне из-за беспечности воевод русское войско потерпело жестокое поражение. Однако год спустя, в августе 1378 г., в битве на реке Воже татары были разбиты князем Дмитрием. После этого Мамай с огромным войском двинулся на Русь. Готовясь к этому походу, он заключил союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Однако оба союзника Мамая были ненадежны и на соединение с ним не спешили. 8 сентября 1380 г. на Дону состоялась знаменитая Куликовская битва. Русское войско победило, но понесло серьезные потери. Князь Дмитрий за эту победу был прозван Донским.

После сокрушительного разгрома Мамая казалось, что с ордынским игом покончено. Однако хан Тохтамыш объединил обе части Орды и вновь потребовал от русских выплаты дани. Когда те ответили отказом, хан собрал большое войско и в 1382 г. неожиданно обрушился на Русь. Дмитрий Донской отправился на север собирать войско, предоставив оборону столицы самим москвичам. Тохтамыш не мог взять город силой и прибег к обману. В итоге Москва была сожжена, а ее жители перебиты. Князю Дмитрию пришлось признать зависимость от Орды и вновь выплачивать дань.

В период княжения сына Дмитрия Василия I (1389–1425) происходило дальнейшее укрепление позиций Московского княжества и расширение его территории. Василий I присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества. После его смерти на московский престол вступил десятилетний Василий II Васильевич (1425–1462). При нем на Руси произошли события, получившие название феодальной войны второй четверти XV в. Поводом к войне послужил династический конфликт между князьями московского дома – Василем II и его дядей, князем Юрием Дмитриевичем. Юрий дважды захватывал Москву, но долго править в ней ему не пришлось. Когда Юрий умер, борьбу за престол продолжили его сыновья – сначала Василий Косой, а потом Дмитрий Шемяка. Последний, пользуясь тем, что Василий II потерпел поражение от казанских татар и утратил свой авторитет, в 1446 г. организовал заговор. Заговорщики захватили Москву, а самого великого князя ослепили, после чего он получил прозвище Темный. Впрочем, общественное мнение оказалось на стороне униженного Василия II, и через год после ослепления он вернул себе власть. Шемяка бежал в Новгород, где и умер в 1453 г.

В завершающий этап княжения Василия II власть великого князя Московского по отношению к другим русским землям усилилась. В 1456 г. московское войско совершило успешный поход на Новгород. По условиям заключенного в Яжелбицах договора новгородцы выплачивали большую контрибуцию, отказывались от права внешних сношений, признавали судебную власть великого князя. В 1461 г. вынужден был признать зависимость от Москвы также и Псков.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. По окончании феодальной войны первой четверти XV в. процесс объединения самостоятельных русских княжеств в единое государство заметно ускорился. После кончины Василия II на московский престол вступил его 22-летний сын Иван III (1462–1505). Еще в последние годы жизни великий князь Московский сделал своего сына официальным соправителем. Именно в период правления Ивана III на Руси происходят два очень важных и взаимосвязанных события – было образовано российское централизованное государство и свергнуто монголо-татарское иго. В начальный период правления Ивана III к Москве после военного похода был присоединен Пермский край (1472). В 1463 г. к Москве было присоединено Ярославское княжество, а в 1474 г. и Ростовское. Они уже давно находились в зависимости от великого князя, и их присоединение прошло довольно спокойно.

Гораздо более длительным, сложным и конфликтным был процесс присоединения к Москве Новгородской земли, территории которой простирались от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге, и от устья Невы далеко на восток. Хотя Господин Великий Новгород был еще достаточно силен и богат, слава его во второй половине XV в. явно клонилась к закату, а положение становилось все более непрочным. Ослабление Новгорода было в значительной степени связано с ожесточенной внутриполитической борьбой между различными боярскими группировками. Даже в критический для республики период среди бояр отсутствовало единство. В городе сложились две политические партии, одна из которых ориентировалась на Литву, а другая – на Москву. Литовскую партию возглавляла вдова посадника Марфа Борецкая (Марфа Посадница) и два ее сына: старший Дмитрий и младший Федор. Сторонники литовской партии выступали за разрыв с Москвой и искали помощи у великого князя Литовского. Противники же этой партии, наоборот, выступали за признание власти Москвы, призывали к уступкам Ивану III, надеясь таким образом сохранить многие новгородские вольности. Вопрос об отношении к Литве и Москве неоднократно и весьма бурно (дело доходило до рукопашных схваток) обсуждался на городском вече. Победу в 1471 г. одержали противники Москвы, после чего Новгород заключил договор с великим князем Литовским Казимиром IV, который являлся одновременно и польским королем. По договору Новгород признавал Казимира IV своим князем, принимал его наместника, перечислял в пользу литовского князя доходы с новгородских волостей и признавал право его суда. За это Казимир IV, согласно договору, обещал сохранить новгородские вольности и защищать новгородцев от Москвы. Согласно договору в Новгороде сохранялось православие, и Казимир IV не должен был способствовать проникновению католицизма, строить католические храмы. Фактически этот договор вел к полному разрыву с Москвой и к переходу под власть Литвы, хотя и при сохранении в Новгороде православия.

Как только Иван III получил известие о договоре Новгорода с Казимиром IV, он сразу же начал готовиться к военным действиям против новгородцев. Обычно Новгород, окруженный множеством болот и рек, был весьма труднодоступен весной, летом и осенью, однако в 1471 г. из-за засухи многие болота пересохли, поэтому Иван III решил действовать немедленно, не ожидая зимы. Летом 1471 г. начался поход против Новгорода, в котором участвовали войска всех подвластных Москве земель, а также тверские войска и татарские отряды. Походу против новгородцев, обвиненных в том, что они «отпали от православия к латинянству», постарались придать общерусский характер.

Новгород оказался в изоляции. Казимир IV, занятый сложными внутренними и внешними проблемами Польши и Литвы, не выполнил договор и помощи не прислал. Псков не откликнулся на призыв Новгорода о помощи и, наоборот, стал на сторону Ивана III. Новгород сумел собрать большое войско (по некоторым источникам 30–40 тыс. человек), однако многие новгородцы не хотели воевать против Москвы, и их забирали на войну насильно. Уже первые столкновения с новгородскими войсками показали их слабость. Решающее сражение состоялось в июле 1471 г. на реке Шелони. Несмотря на численный перевес, новгородцы потерпели страшное поражение и поспешили начать переговоры. Их послы вынуждены были признать все условия великого князя. Новгород сохранял самостоятельное устройство, его основные права и вольности оставались без изменений. Вместе с тем, Новгород должен был выплатить великому князю огромную контрибуцию – 16 тыс. рублей. Новгородцы обязались окончательно порвать с Литвой и впервые в официальном документе признавали свои земли «отчиной» великого князя Московского.

В последующие годы Иван III использовал зависимость Новгородадля укрепления там своего влияния, ожидая удобного момента для окончательного присоединения его к Москве. В ноябре 1477 г. он вновь двинул войска на Новгород. Город был осажден московской армией, и новгородцам был предъявлен суровый ультиматум, который означал ликвидацию политической самостоятельности Новгорода. В январе 1478 г. новгородцы капитулировали. Вече было распущено, а вечевой колокол, как символ новгородской самостоятельности, был увезен в Москву. Московские наместники заменили выборных новгородских посадников и тысяцких.

После присоединения Новгорода к Москве Тверское княжество оказалось со всех сторон в окружении московских земель и лишь в одном месте оно граничило с Литвой. Многие тверские феодалы стали переходить на службу к московскому князю. В 1485 г. состоялось фактическое присоединение Тверского княжества к Москве, после чего можно уже говорить о возникновении единого Русского государства. В том же 1485 г. Иван III принял титул «государя всея Руси». В 1489 г. к Москве была присоединена Вятскаяземля. Также при Иване III началась борьба Русского государства за возвращение русских земель, находившихся в составе Великого княжества Литовского.

Реформы Ивана III. Одновременно с территориальным ростом Русского государства происходило его внутреннее переустройство.

Система управления. Во главе государства стоял великий князь, издававший законы, назначавший на высшие государственные должности, являвшийся верховным военачальником и определявший направление внешней политики. При Иване III изменился титул московских князей – теперь они именовались «Государями Всея Руси». Также оформились придворный церемониал и герб – двуглавый орел, привезенный в Москву второй супругой Ивана III, Софьей Палеолог, происходившей из византийской императорской династии.

При государе действовала Боярская Дума – совет из представителей знати, существовавший со времен Киевской Руси. При Иване III этот совет превратился в постоянно действующий орган, обсуждавший основные законодательные и политические мероприятия. Поначалу в Думу входили представители московских боярских фамилий, но в процесс образования единого русского государства среди думских бояр стали появляться князья новоприсоединенных земель. Состав думы был невелик – до 15-20 человек.

При назначении на различные государственные посты действовал принцип местничества – порядок продвижения по служебной лестнице в зависимости от знатности и заслуг рода, а не конкретного человека. Это затрудняло карьерный рост для представителей «худородных» фамилий, а также приводило к частым местническим спорам за право занять ту или иную должность или из-за нежелания подчиняться начальнику, стоящему ниже по местнической лестнице.

Наряду с традиционными княжескими органами власти все большее значение в этот период приобретает дьяческий аппарат. Дьяки и подьячие, – как правило незнатные по происхождению, но грамотные люди, ведали всевозможным делопроизводством в центральной администрации и на местах, и в силу этого играли важную роль в жизни государства.

В отдельных землях управление осуществляли наместники и волостели на кормлениях. Кормлениями называлась система, при которой должностные лица не получали государственное жалование, а собирали в свою пользу часть податей с соответствующей территории, «кормились» за счет местного населения. Подобная система управления приводила к масштабной коррупции, однако московские государи на протяжении многих десятилетий не могли обходиться без кормленщиков.

Складывание поместной системы. После присоединения Новгорода к Москве у новгородской верхушки было конфискованы огромные земельные владения. Эти земли были розданы во временное пользование московским служилым людям (дворянам и детям боярским). Благодаря этому массовое распространение получило поместье – условная форма землевладения. Помещик мог держать землю, только пока нес «государеву службу» – т.е. участвовал в дворянском ополчении. С прекращением службы земли должны были возвращаться в казну. На практике служба передавалась в роду от отца к сыну, и поместье переходило по наследству из поколения в поколение. Поскольку дворянское ополчение было основой московского войска, обеспечение служилых людей землями и расширение поместной системы стало одной из первоочередных задач для государей того времени.

Судебник 1497 г. Важнейшей реформой Ивана III являлось создание общерусского свода законов. Им стал принятый в 1497 г. Судебник. Этот свод определял нормы судопроизводства, устанавливал единые судебные пошлины по всему государству, регламентировал различные виды наказаний за преступления. Судебник вносил важные новшества и в социально-экономические отношения. Одна из его статей ограничивала переход крестьян от одного помещика к другому двумя неделями в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября). При переходе крестьянин должен был заплатить «пожилое», как компенсацию прежнему владельцу за потерю рабочих рук. Таким образом, были сделаны первые шаги к введению крепостного права.

В целом реформы Ивана III заложили основные направления политического и социально-экономического развития России на многие десятилетия вперед.

Внешняя политика Московского государства во второй половине XV – первой трети XVI вв. Во внешней политике московского государства в рассматриваемый период можно выделить три основных направления: 1. борьба с Золотой Ордой с целью свержения ее ига, отношения Руси с новыми ханствами, отделившимися от Золотой Орды; 2. борьба за возвращение русских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского, и воссоединение с украинскими и белорусскими землями; 3. борьба с Ливонским орденом.

Наиболее важной из внешнеполитических задач было избавление от ига Золотой Орды. В первой половине XV в. это некогда сильное и огромное по территории государство распалось на ряд самостоятельных ханств: Астраханское, Сибирское, Крымское, Казанское и Ногайскую Орду. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда, столицей которой был город Сарай. Эти ханства враждовали между собой, что и постарался использовать Иван III. Он воспользовался ситуацией и сумел заключить союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476 г. Москва перестала платить дань татарам. Хан Большой Орды Ахмат желал возродить сильную ханскую власть и былое могущество Золотой Орды и выжидал удобного случая, чтобы заставить Русь вновь платить дань. В 1480 г. сложилась обстановка, которая казалась удачной для осуществления его планов. Заключив военный союз с Казимиром IV, собрав большое войско, Ахмат летом 1480 г. выступил в поход на Русь. 8 октября ордынские войска подошли к реке Угре – одному из притоков Оки. На другом берегу уже ждали русские полки. Ахмат дважды пытался переправиться через Угру, но оба раза был отбит русскими. Иван III, стремясь выиграть время, затягивал начавшиеся переговоры с Ахматом. Постепенно ситуация стала меняться в пользу Ивана III. Его союзник, крымский хан Менгли-Гирей, вторгся во владения Казимира IV, и тот не сумел оказать помощи Ахмату. Между тем наступили холода, выпал снег, скрыв остатки травы, которой питались ордынские кони. В таких условиях 11 ноября Ахмат отвел свои войска от Угры и ушел в степи. Вскоре он был убит своими противниками – ногайскими татарами. Так закончилось знаменитое «стояние на Угре», означавшее конец ордынского ига. В 1502 г. Менгли-Гирей окончательно разгромил Золотую Орду, положив конец ее существованию.

Во второй половине XV в. осложнилась обстановка на Северо-Западе. Войска Ливонского Ордена часто вторгались в русские земли, но все эти вторжения были успешно отбиты. В октябре 1501 г. недалеко от ливонской крепости Гельмеда войска Ордена потерпели сокрушительное поражение. В 1503 г. между московским государством и Ливонским Орденом был подписан мир, по которому ливонцы обязались платить Москве дань за Юрьевскую землю, когда-то принадлежавшую Руси.

Церковь и государство во второй половине XV – начале XVI вв. Во вторую половину XV в. русская православная церковь вступила автокефальной, т.е. независимой. Но сохранить ее единство не удалось. На юго-западных землях, входивших тогда в состав Великого княжества Литовского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Таким образом произошло разделение единой русской православной церкви на две самостоятельные митрополии – Московскую и Киевскую.

Рассматриваемый период истории России – это время острых религиозных споров. Объектом споров были не только чисто религиозные проблемы, но и вопросы о том, какой быть церкви, и каковое ее место в складывающемся едином государстве. При этом взгляды церковных иерархов и великих князей далеко не всегда совпадали.

Церковь была мощной организованной силой, имеющей огромные земельные владения и обладающей большими финансовыми возможностями. Она играла большую роль в жизни русского средневекового общества и стремилась добиться заметного влияния на государственные дела. Из церковной среды раздавались голоса о безусловном превосходстве духовной власти над светской, о ее главенстве в обществе.

Великие же князья, наоборот, стремились подчинить церковь светской власти, покончить с ее притязаниями не только на ведущую роль в государстве, но и вообще с ее притязаниями на самостоятельное положение. Кроме того, князья стремились решить проблему получения новых земель за счет церкви, одновременно, тем самым, они добивались подорвать ее могущество.

Противоречия между светской и духовной властью заметно обострились при Иване III. Борьба между церковной и светской властью сопровождалась взаимными обличениями, что способствовало распространению критических взглядов на церковь. Да и сами слуги церкви своим отнюдь не «святым» поведением давали для этого немало поводов. В сложившейся ситуации великокняжеская власть стала весьма лояльно относиться к тем силам, которые выступали против официальной церкви, и иногда даже поддерживали их.

Все это способствовало активизации еретических настроений – центром ереси стал Новгород. Противники окрестили ее ересью «жидовствующих». Основателем этой ереси считается «жидовин Схария», приехавший в Новгород из Литвы в 1470–1471 гг. Хотя церковные власти обвиняли участников секты в переходе в иудаизм, жидовствующие в целом оставались в рамках христианского вероучения. На основании немногих дошедших до нас сведений о содержании учения жидовствующих, можно сделать следующие выводы: они отвергали церковные обряды и церковную иерархию, обличали корыстолюбие священнослужителей, не признавали догмата о троичности божества, как противоречащего тезису о единобожии. Они также не признавали священными иконы и мощи. Во главе ереси были представители низшего церковного духовенства.

Иван III стремился воспользоваться еретическим течением для борьбы с претензиями церкви. Он покровительствовал еретикам. Лояльно относился к еретикам и ставленник великого московского князя митрополит всея Руси Зосима, которого самого обвиняли в ереси.

Официальная церковь очень враждебно отнеслась к новому оживлению еретического движения. Главными гонителями еретиков стали Иосиф Волоцкий и новгородский архиепископ Геннадий. По инициативе последнего в 1490 г. был созван церковный собор для расправы над еретиками. Церковники призывали применить против инакомыслящих силу и жестоко покарать их, даже требовали смертной казни. Церковный собор осудил еретиков, однако Иван III не согласился с требованием смертной казни для них. Некоторые из еретиков были сразу же сосланы в отдаленные монастыри, других подвергли телесным наказаниям. Некоторым из еретиков удалось бежать в Литву. В 1494 г. вынужден был сложить сан и сочувствующий еретикам митрополит Зосима.

В 1502 г. государь всея Руси перестал поддерживать еретиков. В 1504 г. в Москве был созван новый церковный собор для суда над еретиками. На нем, с согласия Ивана III, еретики были приговорены к смертной казни и сожжены. Однако еретические идеи не были полностью искоренены, и их влияние проявлялось вплоть до середины XVI века.

Церковные споры между тем не утихали. В самой церкви возникло два противоборствующих направления – «стяжателей» и «нестяжателей». Противники, как это не покажется странным, имели общую цель – в условиях складывающегося единого государства и оживления еретических учений, они стремились усовершенствовать и укрепить существующую церковно-монастырскую систему, повысить авторитет церкви и упрочить ее положение в обществе. Но пути достижения этой цели виделись им по-разному.

«Нестяжателей» возглавил Нил Сорский, старец из далекого скита на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря. Он стремился избавить монашество от тех пороков, которые вызывали осуждение верующих. Нил полагал, что монахи должны жить только трудами рук своих и выступал против того, чтобы монастыри владели землей и селами, поскольку это – «стяжение». Он выступал за отказ от мирских удовольствий, призывал к аскетическому образу жизни и нравственному самоусовершенствованию – «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукодельем».

Другая же часть духовенства – «стяжатели» во главе с игуменом Иосифом Волоцким (поэтому его сторонников и называли «иосифлянами» или «осифлянами»), наоборот, полагала, что церковь не только имеет право, но и должна владеть населенными землями, поскольку это делает ее экономически сильной, способной быть активным проводником и защитником христианской веры, позволяет ей вести жесткую борьбу против еретиков. Идеи Волоцкого поддерживали многие церковные иерархи, в том числе и митрополит Симон. Иосифляне заявляли, что «вся стяжения церковна – божья суть стяжения». Иосиф Волоцкий, так же как и Нил Сорский, выступал за реформу монастырей для поднятия их авторитета, но при этом на первый план он выдвигал необходимость жесткой монастырской дисциплины. Именно такие порядки – строжайшую дисциплину и беспрекословное подчинение, игумен вводил в своем образцовом Волоколамском монастыре.

Из среды иосифлянского духовенства исходили и теократические идеи. Оправдывая наличие у церкви огромных земельных владений и других богатств, Иосиф Волоцкий в своих сочинениях высказывал взгляды о превосходстве духовной власти над светской. Волоколамский монастырь находился во владениях удельного князя Бориса – родного брата Ивана III. Иосиф Волоцкий, настоятель этого монастыря, активно поддерживал удельных князей. Он был в оппозиции к великокняжеской власти и являлся противником ее укрепления. Действия Ивана III против своих братьев – удельных князей, игумен подверг резкой критике и даже утверждал, что такому царю не следует повиноваться.

Борьба между стяжателями и нестяжателями продолжалась практически до середины XVI в. Поначалу нестяжателей поддержал Иван III, который стремился заполучить церковные земли. На церковном соборе 1503 г. великий князь поставил вопрос о передаче церковных земель государству. Однако против этого активно выступило большинство церковных иерархов. В сложной внутриполитической обстановке Иван III вынужден был уступить им. Ему удалось добиться на соборе лишь незначительных уступок со стороны духовенства – наследникам было дано право обратного выкупа земель, отошедших церкви по завещаниям. Великий князь также запретил без своего согласия отдавать земли церквям во вновь присоединенных княжествах. На соборе был принят и ряд решений, направленных на повышение нравственного уровня духовенства. Верующих возмущало, например, непристойное поведение вдовствующих священников, многие из которых даже содержали наложниц. Поэтому собор постановил вдовых священников лишать сана или направлять в монастыри, а монахам и монахиням запрещалось жить в общих монастырях. Таким образом, церкви удалось сохранить свои земельные владения, а нестяжатели потерпели поражение.

Во время работы собора произошло и заметное сближение между Иваном III и Иосифом Волоцким. Перемена отношения иосифлян к великокняжеской власти особенно стала заметной после согласия Ивана III казнить еретиков-жидовствующих в 1504 г. Изменился и подход иосифлян к вопросу о соотношении духовной и светской власти. Сам Иосиф Волоцкий, ярый борец с ересью, постепенно пришел к выводу о том, что «только власть, организованная по типу византийской императорский власти, может сохранить в чистоте православную веру». На изменение отношения Иосифа Волоцкого к светской власти, несомненно, повлияло и то, что Иосифо-Волоколамский монастырь, ранее находившийся под покровительством удельного князя, стал великокняжеским. В своем послании великому князю Иосиф выдвинул тезис о божественном происхождении царской власти. Эти идеи оказали огромное влияние на политическую культуру складывающегося Московского государства. Фактически они открывали путь превращения великого князя московского в царя православного – наследника византийских императоров.

Тогда же, в начале XVI в., оформилась идея о происхождении московских великих князей от римского императора Августа. Тесно связана с ней и другая теория – о Москве как о «третьем Риме». Ее сформулировал игумен псковского Елизарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III в 1510–1511 гг. Согласно его взглядам, ранее существовало два мировых христианских центра – сначала древний Рим, а затем Византия. Собственно Рим пал из-за своих ересей, отхода от «истинного христианства». «Второй Рим» (Константинополь) – из-за унии с католичеством (Флорентийской унии 1439 г.). Москва же отвергла эту унию и превратилась в мировой центр христианства, единственно законным преемником древнего Рима. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – писал Филофей. По его мнению, Москва «избрана богом» и является единственным оплотом истинной религии (т.е. православия), поскольку все другие веры ложны и «богопротивны». Теория «Москва – третий Рим» обосновывала не только мировое значение Московского государства и величие ее правителя, но и утверждала исключительное значение русской церкви.

В начале своего правления Василий III, поддерживая «иосифлян», в то же время не разрывал отношений с «нестяжателями». Великий князь лавировал между двумя противоборствующими сторонами и в лице «нестяжателей» хотел иметь противовес официальной церкви. Но затем видные деятели «нестяжателей» подверглись суровой опале и гонениям. «Иосифляне» вновь победили.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.