Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Модели и функции самосознания




Целевой блок

Модели и функции самосознания

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Какие эмоции проявляются у ребенка при рождении.

2. Опишите целостное эмоциональное состояние.

3. Как выглядят волевые проявления ребенка дошкольного возраста.

4. Что может быть причиной отсутствия волевых реакций.

5. Приведите примеры включения пассивного и активного воображения.

6. Какие общие законы развития личности являются основой развития высших

психических функций?

7. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими и литературными источниками:

· терпи, казак, атаманом будешь (русская пословица);

· быть твердым в достижении к цели и мягким в методах ее достижения (Аквавива);

· различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим

источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание (Г.Бичер);

· северный ветер создал викингов (скандинавская пословица);

· никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери (А. Сент-

Экзюпери);

· благородный муж прям и тверд, но не упрям (Конфуций);

· В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желание – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин (Э.Асадов);

· не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (Б.Франклин).

 

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Проследить динамику изучения самосознания в истории научной мысли.

3. Детерминировать структуру самосознания у различных авторов.

4. Описать основные функции самосознания.

5. Определить этапы развития самосознания в онтогенезе личности.

6. Выявить особенности и причины нарушения самосознания.

1. Изучение самосознания в психологии.

2. Структура и функции самосознания.

1. Изучение самосознания в психологии

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-историческому существу. Опытные наблюдения за процессами самосознания показывают непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов. Эти образы появляются на «внутреннем плане действий» и опережают практическую деятельность. Самосознание – категория, которую изучают множество наук (философия, лингвистика, нейрофизиолоия). Психология изучает происхождение, структуру и функционирование самосознания индивида. Самосознание характеризуется:

  • активностью;
  • способностью к рефлексии;
  • различной степенью (уровнями) ясности.

Ученые замечают, что самосознание любого человека уникально и обусловливается внешними факторами. С точки зрения метафизики, самосознанию давались характеристики, не определяющие качественной стороны («свет самосознания», «поле самосознания»), а определение было расплывчатым. Самосознание – есть общий хозяин психических функций. У. Джемс высказывал мысли о потоке сознания, его устойчивых и измененных состояниях. И. Кант высказывал идею о наличии устойчивых, индивидуальных структур (схем) сознания, которые накладывают и непрерывно меняют поток сенсорной информации и организуют ее определенным образом.

Истории психологии хорошо известны три взаимоисключающие точки зрения на генезис самосознания, а также принципиальные различия в несовпадении определений самого предмета изучения. В начале развития научной мысли было принято считать, что самосознание есть исходная, генетически первич­ная форма человеческого сознания. Исследователи полагали, что психологический механизм индивидуального самосознания включает в себя основные формы первичного самоотражения психических реакций, дающих информацию о биологическом мире человека.

Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я» – неотъемлемая часть самосознания, его базис. Но признание этого факта еще не дает оснований для утверждения, что этот базис раз­вивается органично, сам по себе, независимо от внешних раздражителей, а потому должен считаться исходной формой человеческой психики в целом. Следовательно, у науки нет достаточных оснований, чтобы рассматривать «Я» как нечто автономное от процессов восприятия психикой внешних факторов.

Вторая точка зрения принадлежит исследователю советского периода Л.Л. Рубинштейну, который полагал, что самосознание – высший вид сознания, возникший в результате развития. Он в частности писал: «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание рождается в ходе развития сознания личности, по мере то­го как она становится самостоятельным субъектом».

Третье направление теории сознания принадлежит бихевиористу И.М. Сеченову, который утверждал, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одно­временно, едино и взаимообусловленно.

Современные ученые не отрицают внешнего влияния различных полевых структур на развитие будущей личности еще в утробном состоянии. Существуют точные убеждения науки о развитии из ядра личности различных видов «Я-концепций» вплоть до полного формирования самосознания к определенному возрастному периоду.

 

2. Структура и функции самосознания

«Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний. Обращение к себе как субъекту начинается у ребенка к трем годам жизни. До этого периода ребенок находится в неличностном периоде, называет себя в третьем лице, в его речи нет местоимения «я». Ядро личности «Я» формируется в деятельности и общении. К трем годам жизни формируется и далее развивается «Я-концепция» (система представлений о себе и других людях и окружающем мире.)

Структуры самосознания индивида формируются в раннем онтогенезе, благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым (интериоризация – процесс по формированию «Я-системы»). Предметная деятельность отражает следующее свойство – социальную регламентацию («Я-социальное»). Следующий этап развития структуры самосознания – направленность субъекта на объект (Я-самопознание). Завершает развитие структуры определение способности к рефлексии и внутренний диалогизм (Я-самосознание).

Развитие самосознания:

Нелич. «Я-система» «Я-социальное» «Я-самопознание» «Я-самосознание»

период

0 -----------------------3 года----------------7 лет--------------------16 лет-----------------21 год------

Самосознание считается сформированным при модели поведения «Я для всех». Модель «Я для Я» считается уровнем ниже и говорит о личностном недоразвитии.

З. Фрейд описывал структуру самосознания, состоящую из четырех элементов: сознание, предсознание, подсознание, сверхсознание. Наиболее известная в современной науке модель структуры самосо­знания предложена К.Г.Юнгом и основана на противопоставлении осо­знаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Примером может служить появление внутренней речи: «Я сам. Я собой доволен. Я поступил плохо и т.д.». «Я» является ядром личности и выполняет функцию наблюдателя. «Самость» является отражением «Я» и субъектом наблюдения. В позиции «Я собой доволен» – нет внутреннего конфликта. В позиции «Я себя ненавижу» – конфликт присутствует. Присутствие внутренней речи доказывает полисубъектность – существование отраженного «Я». Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:

· с уподоблением – отождествлением себя с кем-либо (идентификация);

· с интеллектуальным самоанализом нашего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Механизмы деятельности самосознания и определяют три самостоятельных функции:

1) идентификация – функция самосознания позволяющая обрести устойчивое представление о себе, мире и взаимодействии с миром. Идентификация делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает человека способным на объективную и дифференцированную самооценку;

2) рефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на уровне понятийного мышления. Характеристика рефлексивных функций самосознания определяется уровнем развития интеллектуальной деятельности личности;

3) саморефлексия – функция самосознания, отвечающая за способ и форму интеллектуальной деятельности на высоком уровне рационального мышления. Внутреннее «Я» личности – как центр психической и интеллектуальной активности – дает личности в процессе саморефлексивной деятельности возможность объективировать в рамках психики ее собственные процессы.

Расстройства самосознания:

  • деперсонализация – отчуждение всех психических свойств личности (в таком

состоянии мысли проходят без следа, нет ощущения их законченности);

  • расщепление ядра личности – парадоксальная форма патологии сознания

(расстройство самосознания приводит к нарушению механизмов телесной идентификации);

  • дереализация – крайняя форма нарушения самосознания (у больного утрачивается

ощущения реальности и подлинности всего окружающего).

При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

 

Литература по теме

1. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуаль­ности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во Ин-та пратической психологии, 1995. – 352 с.

3. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–126.

4. Волкова, Т.Н. Специальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.

5. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кученко и др. // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70–78.

6. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С.В. Ильина // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 65–75.

7. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28.

8. Миронова, М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 58–65.

9. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104.

10. Слабодчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития / В.И.Слабодчиков, Е.И.Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–18.

11. Эльберг, Э.К. Влияние психологических особенностей больного и его отношения к болезни на процесс лечения / Э.К.Эльберг // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. –

С. 79–83.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.