КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательный блок
Целевой блок Закономерности обучения и их классификация Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Самостоятельно дать определения категориям педагогики. Саморазвитие – это… Самоформирование – это… Самовоспитание – это… Самообучение – это… Самообразование – это… 2. Выявить предмет и задачи каждой отдельной науки, находящейся в системе педагогических наук. 3. Составьте комментарий педагогическим мыслям, которые представлены различными историческими источниками: · хороший пастух снимает с овец шерсть, а не шкуру (Светоний); · когда корабль не повинуется рулю, он повинуется подводным камням (А.Франс); · кто рассчитывает на чужую похлебку, рискует остаться со своим хорошим аппетитом (французская пословица); · если осел орет на тебя, ты не ори на осла (английская пословица); · в улыбающееся лицо стрелу не пускают (японская пословица); · чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других (Л.Толстой); · если не можешь усовершенствовать себя, то как ты сможешь усовершенствовать других людей? (Конфуций); · теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научится жить на земле, как люди (Б.Шоу); · если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой). Цели занятия 1. Выявить исторические особенности появления законов и закономерностей в науке. 2. Определить педагогические идеи, ставшие основами законов обучения Ф.А.Дистервега, Э.Торндайка, Э.Меймана и др. 3. Дать обоснование современной классификации закономерностей обучения. 4. Закрепить основные определения различных закономерностей: дидактических, гносеологических, психологических, кибернетических, социологических и организационных. 5. Дать характеристику общим педагогическим закономерностям. 1. Появление первых педагогических законов. 2. Современная классификация закономерностей обучения. 1. Появление первых педагогических законов Систематизацией и появлением первых законов в истории педагогики мы обязаны исследователям: Я.А.Коменскому, Ф.А.Дистервегу, Э.Торндайку, Э.Мейману. В государствах античного мира довольно успешно решались задачи практического обучения, основанные на традициях – обобщенном опыте предшествующих поколений. Древние философы (Платон, Аристотель, Квинтилиан) делали первые попытки обобщения практики обучения в виде свода рекомендаций – правил. Полную перестройку педагогики на натуралистических началах произвели Я.А.Каменский и Д.Локк. Под их влиянием законы педагогики (они выступали одновременно и принципами и правилами) определяются в трех аспектах: общественно-историческом, естественно-историческом и психологическом. Позже Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой уже не ограничиваются общими принципами, а пытаются установить конкретные закономерности, что проявляется в стремлении превратить педагогику в сумму конкретных предписаний. Одним из первых, кто сформулировал закон умственного развития ребенка был Песталоцци: «Каждый предмет действует на наши чувства в зависимости от степени его физической близости или отдаленности». Э.Мейман сформулировал три педагогических закона: - развитие индивида определяется с самого начала в преобладающей степени природными задатками; - ранее получают развитие те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения потребностей ребенка; - неравномерность душевного и физического развития. Попытки установить закономерную связь или хотя бы ее начала находим у всех крупных теоретиков педагогики. Известный педагог С.Т.Шацкий вывел такую закономерность: ученики в процессе работы тратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше они тратят свои силы, тем больше их приобретают. Он также вплотную подошел к формулированию научной закономерности о единстве интеллекта и чувств учащихся в процессе обучения. Ум и чувства учащихся должны быть в ладу, эмоциональная и интеллектуальная сферы должны помогать друг другу. Педагог Э.Торндайк предложил американцам следующие законы: - закон взаимосвязанности – если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то повторение одного из них приводит к появлению или закреплению второго; - закон интенсивности тренировки – чей выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция и тем больше она сохраняется в памяти; - закон ассимиляции – каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим стимулом; - закон результативности – реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется, если же сопровождается неприятными последствиями, ее стараются заглушить или избежать; 2. Современная классификация закономерностей обучения. Общие закономерности процесса обучения характеризуются: · выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения; · вполне определенным выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними; · лаконичностью и точностью формулировок. Общие закономерности: - цели обучения – зависят от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; - содержание обучения – зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей, развития теории и практики обучения, экономических и материально-технических возможностей учреждения; - качество обучения – зависит от продуктивности и результативности предыдущего этапа, объема и характера изучаемого материала, обучаемости и времени обучения; - эффективность дидактических методов – зависит от цели и содержания обучения, возраста и обучаемости учащихся, организации и материально-технического обеспечения; - продуктивность управления – зависит от интенсивности обратных связей, обоснованности корректирующих воздействий; - продуктивность стимулирования обучения – зависит от мотивов (внутренних стимулов) обучения и внешних стимулов. Конкретные закономерности обучения: Дидактические – результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения, зависят от применяемых средств и методов. Гносеологические – результаты обучения прямо пропорциональны продуктивности процесса, зависят от регулярности и систематичности выполнения заданий, от потребности учиться и включения проблемного обучения. Психологические – продуктивность обучения зависит от интереса, возможностей, тренировок, познавательной активности, стойкости внимания, индивидуальных качеств, уровня, силы и интенсивности мышления, уровня развития всех психических функций. Кибернетические – эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи, эффективности контроля. Социологические – развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, зависит от прямого и непрямого общения. Организационные – результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к своим обязанностям.
Литература по теме 1. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17. 2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989. 3. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14. 4. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24. 5. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88. 6. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24. 7. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994. 8. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001. 9. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |