Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Традиционное обучение в российской школе




Целевой блок

Традиционное обучение в российской школе

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Раскройте основные аспекты профессиональной этики.

2. Каковы способы воспитания гуманного отношения к ребенку и его семье?

3. Перечислите традиционные воспитательные мероприятия в учебном заведении.

4. Назовите цели и задачи этих мероприятий.

5. Составьте комментарий педагогическим мыслям, раскрывающим воспитательные аспекты и противоречия:

· которая рука за вихор гладит, та и за вихор тянет (русская пословица);

· если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой);

· если сосуд не достаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (Гораций);

· вежливость – гигиена человеческих отношений (А.Круглов);

· чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки (В.Гюго);

· кто перепоручает воспитание чужим людям, тот растит чужих людей (В.Надеждин);

· на родителей всегда смотрят дети и боги (В.Надеждин);

· уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.Герцен);

· пример действует сильнее угрозы (П.Корнель);

· всякая злость приходит от бессилия (Ж-Ж. Руссо);

· кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов);

· в воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д.Писарев);

· постоянно давать детям награды не годится, через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И.Кант);

· куда не влекут способности, туда не толкай (Я.Коменский).

Цели занятия

1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам.

2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета.

3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента.

4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

2. Содержание образования.

3. Особенности методики традиционного обучения.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения

Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).

Отличительными признаками ТО являются:

· формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;

· наличие единой программы и единого расписания;

· основной единицей занятия является урок;

· урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;

· наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;

· применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.

Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:

· формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;

· формировать основы научного мировоззрения;

· осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

· воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.

Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.

2. Содержание образования

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:

· знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;

· содержание образования остается единообразным;

· планирование содержания образования централизованно;

· учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;

· обучение преобладает над воспитанием;

· учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;

· клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;

· в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.

3. Особенности методики традиционного обучения

Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:

· требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;

· авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;

· отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.

Положительные стороны ТО:

· информация готовая к усвоению;

· систематический характер обучения;

· упорядоченная передача учебного материала;

· организационная четкость;

· эмоциональное воздействие учителя;

· низкие экономические затраты на групповое обучение;

· обеспечение ориентировки в материале;

· большой поток информации за короткое время.

Отрицательные стороны ТО:

· шаблонное построение урока, однообразие;

· высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;

· формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;

· слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;

· слабая обратная связь.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.

 

Литература по теме

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.

4. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

5. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.

7. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.

8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989.

9. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.

10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.

11. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М.: Начальник, 1996.

12. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994.

13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001.

14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994.

15. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.

16. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.