КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательный блок. Традиционное обучение в российской школе
Целевой блок Традиционное обучение в российской школе Деятельностный блок Вопросы и задания 1. Раскройте основные аспекты профессиональной этики. 2. Каковы способы воспитания гуманного отношения к ребенку и его семье? 3. Перечислите традиционные воспитательные мероприятия в учебном заведении. 4. Назовите цели и задачи этих мероприятий. 5. Составьте комментарий педагогическим мыслям, раскрывающим воспитательные аспекты и противоречия: · которая рука за вихор гладит, та и за вихор тянет (русская пословица); · если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой); · если сосуд не достаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (Гораций); · вежливость – гигиена человеческих отношений (А.Круглов); · чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки (В.Гюго); · кто перепоручает воспитание чужим людям, тот растит чужих людей (В.Надеждин); · на родителей всегда смотрят дети и боги (В.Надеждин); · уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.Герцен); · пример действует сильнее угрозы (П.Корнель); · всякая злость приходит от бессилия (Ж-Ж. Руссо); · кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов); · в воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д.Писарев); · постоянно давать детям награды не годится, через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И.Кант); · куда не влекут способности, туда не толкай (Я.Коменский). Цели занятия 1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам. 2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета. 3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента. 4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения. 2. Содержание образования. 3. Особенности методики традиционного обучения. 1. Целевые ориентации и концептуальные положения Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского). Отличительными признаками ТО являются: · формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения; · наличие единой программы и единого расписания; · основной единицей занятия является урок; · урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом; · наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса; · применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной. Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так: · формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук; · формировать основы научного мировоззрения; · осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика; · воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности. Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским. 2. Содержание образования Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим: · знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности; · содержание образования остается единообразным; · планирование содержания образования централизованно; · учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку; · обучение преобладает над воспитанием; · учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны; · клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов; · в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий. 3. Особенности методики традиционного обучения Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами: · требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений; · авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика; · отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым. Положительные стороны ТО: · информация готовая к усвоению; · систематический характер обучения; · упорядоченная передача учебного материала; · организационная четкость; · эмоциональное воздействие учителя; · низкие экономические затраты на групповое обучение; · обеспечение ориентировки в материале; · большой поток информации за короткое время. Отрицательные стороны ТО: · шаблонное построение урока, однообразие; · высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания; · формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности; · слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия; · слабая обратная связь. К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.
Литература по теме 1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96. 2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70. 3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29. 4. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96. 5. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70. 6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17. 7. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83. 8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М.: 1989. 9. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14. 10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88. 11. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М.: Начальник, 1996. 12. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1994. 13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М.: Просвещение, 2001. 14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М.: Изд-во Новая школа, 1994. 15. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26. 16. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |