Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Организация и проведение воспитательных мероприятий




Целевой блок

Организация и проведение воспитательных мероприятий

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Определить понятие педагогической технологии.

2. Выявить философские и концептуальные основы педагогических технологий

3. Выявить особенности педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, интенсивное обучение В.Ф.Шаталова).

4. Дать характеристику педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации и индивидуализации, технология программированного обучения).

5. Дать характеристику педагогическим технологиям на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (диалог в обучении и воспитании, эффективность укрупненного введения новых знаний).

6. Дать характеристику педагогическим технологиям развивающего обучения (дидактическая система Л.В.Занкова, технология РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, личностно-ориентированное развивающее обучение).

Цели занятия

1. Показать необходимость воспитательной работы в процессе навыков и умений.

2. Выявить возможные формы воспитательной деятельости.

1. Системы воспитания.

2. Формы воспитания.

 

1. Системы воспитания

Воспитательная система – это комплексное объединение воспитательных целей, людей, отношений, среду и управленческую деятельность по ее управлению. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.

В педагогической теории и практике в советской России сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. На практике стремление педагогов в достижении наилучших результатов воспитания с помощью подбора определенных мероприятий приводило либо к ограничению целей за счет выделения ведущих направлений в воспитательной работе (эстетическое, трудовое, нравственное, физическое, умственное), либо к выбору основного воспитательного средства или эффективного педагогического приема («погружение», «опорный сигнал», «самоуправление» и др.). Использование суммы педагогических средств и приемов вне воспитательной системы не может обеспечить желаемый результат, хотя в рамках воспитательной системы они применяются успешно.

Традиционная воспитательная система известна и широко применяется в общеобразовательных школах РФ.

Нетрадиционные воспитательные системы можно встретить в сельских малокомплектных школах. Там применяется система воспитания семейного типа. Воспитательная система реализуется на принципах коммунарской методики. В профильных учебных заведениях с углубленным изучением отдельных дисциплин (в гимназиях, колледжах, лицеях) применяется развивающая воспитательная система. Подобная система воспитания имеет определенные цели: установить тесные связи с наукой; развивать творческие способности и устойчивую мотивацию к познанию и саморазвитию; удерживать тесные связи с ВУЗами, прикладными институтами. Подобными системами пользуются и школы-комплексы, где наиболее выражены сочетания учебного труда с творчеством, компьютеризацией процесса обучения и гуманитаризацией профессиональной направленности с досуговой деятельностью по интересам. Особого рода реабилитационные воспитательные системы возникают в зонах стихийных и социальных бедствий. Дети в этом месте испытывают сильнейшие эмоциональные потрясения. В подобных воспитательных системах важнейшей становиться реабилитационная функция, направленная на возвращение детей к нормальной жизни.

По типу организации воспитания воспитательные системы разделяются на авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание.

Авторитарное воспитание – это система, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, подавляя у него инициативу и самостоятельность, препятствует развитию активности детей и развития индивидуальности.

Такой тип воспитания возникает в условиях господства авторитарных и тоталитарных форм правления и политического режима. Элементы авторитарного воспитания характерны для ряда педагогических систем. Д.Локк в системе «воспитания джентельмена» заявлял мысль, что авторитарное воспитание должно господствовать до тех пор, пока у ребенка не будет сформирована самостоятельная воля. В теории Гербарта на авторитарном подходе построен раздел «управление», где трактуются пути и средства подавления «дикой резвости» ребенка. В ХХ веке идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами и культом «мождизма» и «избранности» отдельных рас и народов. В СССР распространению автритарноо воспитания способствовало утверждение авторитарно-бюрократической формы управления государством. А.С.Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета». Современные педагоги противопоставляют авторитарной системе воспитания «педагогику сотрудничества».

Гуманистическое воспитание – это система с ориентацией на личность ребенка как основную цель, результат и показатель эффективности воспитательной системы. Создание гуманистической воспитательной системы начинается с создания ее исходной концепции и ознакомлением с ее основными идеями учащихся педагогов и родителей:

· свобода выбора;

· добровольность деятельности;

· взаимная терпимость и атмосфера взаимного доверия;

· личная ответственность;

· преобладание позитивных ценностных ориентаций;

· обеспечение каждому ребенку ощущения душевного комфорта.

На этапе стабилизации воспитательной системы вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процессе управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы определяются т.н. зоны свободного развития, побуждающие учителей и учеников к творческому взаимодействию и поиску.

Любая воспитательная система явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организационного оформления, функционирования в максимальном режиме, обновления и перестройки. Старение воспитательной системы выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива в потере инициативы.

2. Формы воспитания

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой – изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

В современной педагогике широко используются различные формы воспитания. Первым критерием в анализе форм воспитания может быть количественный критерий. По количеству людей, охватываемых процессом воспитания, формы воспитания делятся:

· на индивидуальные;

· на микрогрупповые;

· на групповые (коллективные) и массовые.

Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5–7 до 25–40, при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Существует зависимость эффективности воспитательного процесса от формы организации. При увеличении числа воспитанников качество воспитания обычно снижается.

Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий.

Самая высокая экономическая стоимость принадлежит индивидуальному и микрогрупповому воспитанию, это серьезное препятствие на пути широкого распространения его. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых форм воспитания. Экономическая причина является решающей при выборе формы воспитания в нашей стране.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом советской педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

В современной педагогической сфере гармония личного начала и развития в коллективе сверстников в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

 

Литература по теме

1. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.

2. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.

3. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14–19.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.