КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательный блок. Педагогика образования взрослых
Целевой блок Педагогика образования взрослых Деятельностный блок Вопросы и задания 1.Каким образом планируется воспитательная деятельность в процессе обучения? 4.Какие взаимодействия в педагогическом коллективе обеспечивают воспитательный процесс? 5.Перечислите формы воспитательной работы. 6.Какие плоды воспитания можно отыскать в традициях и культурных связях образовательного учреждения? 7.Каким образом реализуются методы и средства в воспитательную цель? 8.Перечислите положительные и отрицательные стороны различных воспитательных мероприятий. 9.К какому результату приводят педагогические ошибки и упущения в использовании не адекватных методов воспитания? Цель занятия: 1. Дать понятие андрагогики как науки. 2. Выявить основные концепции. 3. Определить предмет, задачи, функции. 1. Основа педагогической концепции. 2. Субъект образования андрагогики.
1. Основа педагогической концепции Предлагаемая педагогическая концепция образования взрослых основана на привнесении в представление о субъекте образования духовной составляющей. Основанием для систематизации массива педагогического знания является определение в его структуре места духовности не только на уровне ценностей, но и на уровне педагогических технологий. Реализация этих ценностей в педагогическом взаимодействии зависит прежде всего от позиции субъектов, от их понимания духовности в функциях образования. Это понимание меняется географически, исторически. Поэтому важно выявление смысла духовности «здесь» и «теперь». Общепризнанно, что в ценностях Запада приоритеты отданы прагматизму, который объединяет в процессе (необходимость общения) и разъединяет в результате (конкуренция); в ценностях Востока приоритеты отданы духовности, которая разъединяет в процессе (замкнутость, уход в себя) и объединяет в результате (Бог един). Запад считает Россию недостаточно прагматичной, Восток – недостаточно духовной. Россия же, находясь как бы между Западом и Востоком географически, исторически склонна к соответствию духовного и материального, к объединению, к соборности в духовном, к коллективному в реальной действительности. Интерпретация философских теорий российской духовности ХХ в. (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.) для использования их в обосновании педагогического взаимодействия субъектов, позволило определить духовность как «способ творить добро и красоту» (из устава Курской духовной гимназии), выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь), духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), проявляемые в позиции «человек разумный». Привнесение этих ценностей в конкретные учебные процессы, овладение ими не только как знанием, но и как убеждением, действием возможно, если это будет упражнение обучающихся в способности мыслить, понимать, осознавать. Анализ системных характеристик взрослого как субъекта образования и привносит уточнение понятий: осознанное действие, взаимодействие, образовательное пространство. Уточнение понятия образования основано на системном подходе к процессу образования как структуре, состоящей из элементов и связей как взаимодействий субъектов; как совокупности взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения, развития); а также как совокупности взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы). Под технологией образования понимается описание, объяснение мастерства, умения, искусства реализации функций образования, выражающихся в получении результата как приращения к потребностям, нормам, способностям обучающихся путем критериального педагогического действия, наиболее оптимальным способом, т.е. профессионально. Понятие педагогического процесса (действия, воздействия, взаимодействия, и т.д.) определяется представлениями о позициях в отношении преподавателя и обучающихся, об их объектно-субъектном характере, о структуре субъекта. Проблема отношений «учитель–ученик» одна из самых древних в педагогике и подход к ее разрешению находится в основе педагогических парадигм. Внимание к личности ученика как субъекта познания обнаруживается в гуманистических идеях Ф.Рабле и М.Монтеня, в принципе природосообразности Ж-Ж.Руссо, культуросообразности А.Дистервега, в развитии внутренних сил ученика у И.Г.Песталоцци. в позиции К.Д.Ушинского «на убеждение – убеждением». Диалектика субъектно-объективных отношений волновала передовую педагогическую мысль советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Л.Данилов, М.Н.Скаткин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.В.Краевский и др.). Практика педагогических новаций была направлена на преодоление атмосферы авторитарности в педагогическом процессе. Определение места взрослого, обучающегося в диапазоне «субъект–объект», смещается в большей степени к представлению «субъект», но вместе с тем авторитарный характер взаимодействия в обществе отводил ему в конкретном учебном процессе положение объекта. Если определить взрослость как степень осознанности собственных действий, а образование как «образовывание» самого себя, то в образовании взрослых обучающийся и преподаватель находятся в позиции субъектов, осознанно влияющих на характер взаимодействия в педагогическом процессе, управляемом преподавателем. Это его профессиональная функция, которую он осознанно, целенаправленно частично передает обучающимся: одному, группе, коллективу для реализации целей и задач (объектом управления является педагогический процесс). Методологической основой педагогики образования взрослых является представление о субъекте образования. Чтобы это представление было полным, многогранным, его необходимо составить системно как структуру с элементами и связями, внутренними и внешними, на разных уровнях: микроуровень как внутренняя структура, макроуровень как образовательное пространство.
2. Субъект образования андрагогики Субъект образования – это система (элементы и связи), структурно состоящая из элементов-начал «био», «социо», «дух», которые взаимосвязаны (взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимодействуют). Взаимосвязи между элементами могут рассматриваться как внутренние (генезис, изменение) и как внешние, т.е. выходящие на связь с окружающим пространством: природой, социумом, духом. Предложенное представление о субъекте образования, образно говоря, переводит из плоскости с координатами «био», «социо» в пространство с координатами «био», «социо», «дух». Каждому из элементов системы соответствует позиция: индивид («био»), личность («социо»), человек («дух») которые позволяют классифицировать внутренние ценности как индивидуальные, личностные, человеческие, происходящие от причастности: · индивид – часть природы и его основополагающая ценность – любовь к природе; · личность – часть социума, основой каждого взаимодействия в котором является обмен, и его основополагающая ценность – совесть; · человек – часть духа, Вселенского разума, и его основополагающая ценность – разум. Дополнение к представлению о субъекте образования духовной составляющей утверждает в конкретной педагогической деятельности ценность духовности, привносит гуманность (как человечность), свободу (как разумный выбор), творчество (как продуктивное мышление – творчество).
Литература по теме 1. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20. 2. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. 3. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8. 4. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39. 5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13. 6. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13. 7. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66. 8. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48. 9. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993. 10. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996. 11. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |