Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация античной философии 2 страница




 

 

ДИАЛОГ (греч. dialogos – беседа) разговор; в античной философии – литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики, ведет свое начало от софистов; Сократом и его учениками, прежде всего Платоном, доведена до высокой степени совершенства. Посредством беседы изложение философских проблем делается наглядным и оживляется. В «Диалогах» Платона отражается метод обучения его учителя, Сократа. В древности форме диалога всегда отдавалось предпочтение при обсуждении философских проблем.

ИДЕЯ (от греч. idea) – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона метафизическая сущность вещи, которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую,неоплатонизм – как излучение высшего мирового принципа, средневековое христианство – как «божественную мысль». Постепенно идею начинают понимать все более субъективистски. Начиная с Декарта и Локка, идея означает лишь «образ вещи, создаваемый духом», представление, которому действительная вещь соответствует лишь несовершенным образом. Со времени нем. идеализма (Шеллинг, Фихте) подготовлялось новое, динамическое понимание идей: идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого (совершенства) еще не существует в опыте, напр. идея совершенного, справедливо управляемого государства. Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. Идея есть развертывающееся в диалектическом процессе мышление, действительность есть развитая идея. Исторический материализм (рассматривает идею как обусловленную экономическими отношениями, а провозглашение идеи – просто как идеологию;представители идеалистического понимания истории ищут движущие силы исторических событий в идеях.

ЛОГОС (от греч. logos) – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как др. Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога, «сыном» Бога, который пришел на землю как исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (троица).

«МЕТАФИЗИКА» (от греч. meti ta physika – то, что за физическим) – название соч. Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит «позади» нее), но само по себе является первым; поэтому метафизику называют также «первофилософией» со времени поздней античности и средних веков – вообще название соответствующих философских дисциплин. В этом смысле метафизика – осн. философская наука, в которой коренятся все философские дисциплины. Она является той наукой, которая делает темой изучения существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и осн. условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, т.е. она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянное и связь. Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология). Различают спекулятивную метафизику, которая стремится толковать и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается набросать мировую картину посредством общего обозрения результатов всех частных наук. Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско-мистическое направление античной мысли 3—6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией. Н. пред­ставляет собой синтез идей Платона с добавлением ло­гики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских ораку­лов и египетской религии. Корни некоторых идей (на­пример, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл). Основное философское содержание Н. состав­ляет разработка диалектики платоновской Триады: Еди­ное — Ум — Душа. Н. представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существу­ет неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно зманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образу­ются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чув­ственный Космос. Дальнейшая эманация в материю не­обходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека — пре­одолеть страсти, вожделения, пороки и путем доброде­телей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза. На Н. оказал влияние стои­цизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических ог­ненных катаклизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Бо­жества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи. Н. элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Ми­стика, утонченная логика и абсолютная этика всегда бы­ли в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основателем Н. является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оста­вил письменного изложения своего учения. Продолжате­лем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший шко­лу в Риме (244).

 

ПЛОТИН (Plotinos) (род. 205, Ликополь, Египет – ум. 270, Минтурнэ, Кампания) – древнегреч. философ, учился в Александрии у легендарного Аммония Саккаса; затем – уже после участия в персидском походе императора Гордиана – возглавил собственную школу в Риме, которую опекал император Галлиен. Плотин уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. Выступил также систематизатором неоплатонизма. Он исходил из «единого», которое является первосущностыо, но не разумом, не предметом разумного познания. «Единое» выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух', нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. Мировая душа дробится на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень эманации, как «несуществующее», «злое», как абсолютное отрицание божественной первосущности. Последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из «единого», – воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью. Трактаты и лекции П. издал его ученик и друг Порфирий (ему же принадлежит и "Жизнь Плоти­на" — важный источник сведений о последнем). Порфи­рий распределил их на 6 разделов, а каждый из них — на 9 частей. Отсюда — "Эннеады" ("Девятки"). В пер­вом разделе речь в основном идет о жизни философа ("этика"), во втором излагается натурфилософия, в тре­тьем — космология, в четвертом — психология, в пя­том — ноология (учение об Уме), в шестом — генология (учение о категориях, числах и Едином). Начало же всякого истинного бытия и истинного познания, по П., есть любовь к Единому. П. буквально не находит слов (и это в принципе, ибо ника­кой Логос тут не в состоянии помочь), чтобы выразить сущность Единого; ведь Единое выше сущности, выше любого его выражения. Поэтому и суждение "Единое есть, существует" — неадекватно. Бог не имеет нужды даже в бытии как создатель бытия. Итак, Единое не нуждает­ся ни в чем, следовательно, также ни в мышлении, ни в познании. Оно "само не мыслит и нами не может быть познано посредством мышления". И тем не менее, мы можем своею мыслью возвыситься и приблизиться к не­му, по крайней мере, настолько, чтобы говорить о нем не­что, не выражая его самого, чтобы больше отрицать в нем то, что не есть, чем утверждать то, что оно есть". До высших понятий, по П., можно возвыситься тремя путями: посредством музыки, на­слаждения прекрасным и философии (как пути к мыс­ленному миру). Важнейшая же часть философии — диалектика (кроме нее к философии относятся физика и этика). Диалектика еще у Платона рассматривает пер­вые роды бытия, от которых происходит все существую­щее. Но таких основных начала три: Благо, Ум, Душа. Более того, каждая идея имеет довлеющее основание не только по отношению к самой себе, но и по отношению ко всей совокупности идей. Чувственные же вещи участвуют в идеях, имея в них основание своего существования. В целом идея суть сущность, в которой ее реальная основа нераздельна и тождественна с идеальной; идеи — актуальные энергии сущего, мысли Ума, формы (виды) сущего. Напротив, вещи — лишь образы ноуменальных вещей. Соответст­венно, и восприятия — двух родов: чувственные (кото­рые иногда можно принимать за спутанные и темные мысли) и ноуменальные (вообще мысли в ноуменаль­ном мире можно трактовать и как совершенные, ясные ощущения или восприятия). Точно так же П. различает и два ряда категорий: умственные (сущность, движение, покой, различие, тождество) и чувственные (сущность, количество, качество, движение, отношения). Наконец, это различение затрагивает самого человека и П. гово­рит, с одной стороны, об идеальном человеке, с другой — о низшем, чувственном, здешнем человеке. Первый — самочеловек или человек по своему истинному первона­чальному существу; но и здесь чувственность нисколь­ко не исключается, однако, она сама дана в идеальной, совершенной форме. Второй, т.е. чувственный, теле­сный человек, есть позднейший и низший, образ и подо­бие человека высшего, идеального. В этом случае душа, содержащая в себе человеческую природу, запечатлева­ет свой образ в теле, насколько позволяет природа по­следнего. Первый человек пребывает в божественном Уме, второй — рассудочный, третий — чувственный. По П., философия есть самое ценное, диа­лектика же — самая ценная часть философии. И так она доходит до первоначала, на котором и успокаивается. Позволительно сделать та­кое резюме философии П. Даже самая ничтожная жизнь есть деятельность — и именно самой же жизни. И пото­му все, что в ней так или иначе участвует, имеет некото­рый смысл и облик. Но в то же время все, что происхо­дит в жизни, — самое страшное в ней (убийства, войны, истребление народов и разрушение городов, грабежи, предательства и т.д.) есть лишь своего рода театр. Так нам и советует П. — смотреть на все земное как если бы оно происходило на театральных подмостках; ибо зем­ная жизнь, к которой принадлежит низшая и худшая часть человека, есть жизнь игрушечная. Благо, доверяю­щее самому себе и ни в чем не нуждающееся, — исток мира, предел и цель всего сущего, стоящее выше даже бытия и красоты. К нему-то и устремлен мудрый. П. оказал огромное влияние на последующую философию как западную (Августин), так и восточную патристику (Псевдо-Дионисий Ареопагит), средневековую мистику (св. Бонавентура и др.), платоновскую Академию во Флоренции (15 в.) и, затем, на Беркли, Шеллинга, Геге­ля, немецких романтиков, русскую софиологию, на фи­лософию Бергсона.

 

ПРОКЛ по прозвищу Диадох ("преемник") (412— 485) — древнегреческий философ-платоник. Родился в Константинополе. Учился в Александрии, а затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана, которого сменил в качестве главы платоновской Академии в 437. Умер в Афинах. Для обозрения фило­софии П. целесообразно обратиться к его "Первоосно­вам теологии", поскольку этот трактат в сжатом, отчеканеном виде дает изложение всей системы неоплатониз­ма. В нем П. выдвигает и обсуждает 211 тезисов. Речь последовательно идет о Едином и многом (в их статике, в их взаимопереходе, в их органическом сращении, ре­зультат которого есть актуальная бесконечность); о чис­лах или Богах (П. дает определение числа и классифика­цию богов, ибо его учение о сверхмыслительных числах является одновременно и учением о богах; каждое число он называет Богом); об Уме (в этом разделе дается оп­ределение Ума и его ограничение сверху и снизу, уста­навливается тождественное себе различие ума и рассма­тривается иерархия ума в отношении его универсально­сти); о Душе (типы души, определение и свойства души, круговращение и иерархия душ, носитель души). В це­лом П. четко выделяет четыре основные ступени бытия: Единое, Ум, Душа, Космос. Особенно следует подчерк­нуть разработку П. области Чисел, промежуточной меж­ду Единым и Умом (что можно обнаружить уже у Пла­тона в последующий период его творчества). Отнюдь не у всех неоплатоников она столь четко представлена — и как раз П. излагает ее весьма подробно. Каждое отвле­ченное число, будучи бескачественным, превосходя вся­кий предмет и вещь, в этом отношении вполне анало­гично Единому. Таким об­разом, Единое рассмотрено П. само по себе, без всякого множества и до него; затем как Единое, которое объеди­нилось со многим, но само по себе остается простым и неделимым смыслом этого множества; и, наконец, объединенность Единого и многого, в которой виден не толь­ко смысл, но и перечислимость всех входящих в нее мо­ментов. Важной категорией у П. является понятие "при­частность". Она указывает на то высшее, к чему низшее приобщается и от чего оно осмысливается; таким обра­зом, эта категория позволяет нам понять обратный пере­ход от многого к Единому. Это вообще особенность П. — то, что он и каждый член основной триады рассматривает тоже триадически. Эта намеченная еще Плотином, произведенная Порфирием и развитая П. триада категорий применима к любому процессу. По существу она имеет универсальный мето­дологический смысл: пребывание в себе, неделимое единство (в силу своей полноты провоцирующее вы­ступление за свои пределы); исхождение (выступление из себя, эманация, переход во множественность); возвращение в себя. Итак, сферу ума образуют три ступени — бытие, жизнь, по­знание. Мировая душа (третья ипостась неоплатонизма) — не что иное, как принцип вечного становления Кос­моса. Как Ум есть у П. единство бытия и мышления, так Душа есть единство ума и тела. Душа привлекается для объяснения движения в мире, подобно тому как Ум при­влекается для объяснения закономерности действий са­мой души. К свойствам души он относит ее бестелесность, бес­смертие, отражение ею в себе всех форм ума, связан­ность ее с тем вечным телом, для которых она является оживляющим принципом и т.п. П. также говорит о кру­говращении душ и об их иерархии. Здесь мы также на­ходим следующий парадокс: душа сама по себе бесте­лесна и, тем не менее, при ней всегда должно существо­вать ее собственное тело, принципом одушевления кото­рого она и является. А поскольку душа вечна, то вечным должно быть и это тело. Поэтому мы находим у П. не только физическое, разрушимое тело, но и тело душев­ное, мыслительное и божественноеПерейдем к тому, что можно было бы назвать эти­кой П. В центре здесь понятие "добродетель" как то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. В школе П. различали добродетели естественные, нравст­венные, общественные и более высокие, к каковым от­носились: очистительные, умозрительные и боготворческие (впрочем, последние признавались выше доли че­ловеческой). Марин, ученик П., среди естественных до­бродетелей перечислял: безущербность всех внешних чувств, телесную силу, красоту, здоровье. Всеми ими, по его свидетельству, в полной мере обладал П. Как и про­чими, восходя к боготворческим добродетелям. Тради­ционно особое место среди античных добродетелей за­нимала справедливость. Она трактовалась как некий "уклад, приводящий к миру все части души". Что каса­ется проблемы зла, то причина последнего усматривает­ся П. в отвращении человека от высшего, умопостигае­мого мира, в привязанности к чувственному. Отсюда и задача человека — отвратившись от низшего мира, по­знать высшую силу своей души. Эту силу П. ставил вы­ше даже ума, ибо она то и способна к восприятию первоединого. Поэтому П. называл ее "цветом нашей сущности" и "тем единым в душе, что лучше и ума в ней". Ее можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Боже­ством. П. признавал переселение душ, хотя отрицал пе­реселение человеческих душ в тела животных. Причем его этичес­кое воззрение является в то же время и космологичес­ким; ведь и человека, заявляет П., нужно рассматривать точно так же, "как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным те­лом, подобно Вселенной". Философия П. пользовалась огромным влиянием в средние века и эпоху Возрождения. Интересно, что А.Лосев ставил П. даже выше основателя школы Плоти­на "в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении ма­стерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тон­чайшего философско-филологического вникания в текст Платона". Его последователями можно считать Николая Кузанского, Пико делла Мирандолу, Иона Петрици и др. П. считал своими покровителями Афину и Аполлона, стремясь сочетать, объединить философское мышление и поэтическое видение, мудрость и искусство.

Тест 2:

Тема 1 Античность

Вопрос1: Мыслитель первым объяснивший слово "философ" – это…

а) Сократ б) Фалес
в) Пифагор г) Демокрит

Вопрос 2: Смысл философии, согласно Пифагору, - в поиске -

а) власти б) истины
в) красоты г) богатства

Вопрос 3: Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа - доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

а) софисты б) киренаики
в) киники г) перипатетики

 

Вопрос 4: Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках – это…

а) заблуждение б) умозаключение
в) суждение г) софизм

Вопрос 5: Период истории философии, характеризующийся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого - …

а) средневековье б) Просвещение
в) античность г) Возрождение

 

Вопрос 6: Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

а) Гераклит б) Пифагор
в) Аристотель г) Платон

Вопрос 7: Хронологические рамки эллинского периода античной философии... вв. до н. э.

а) VII-V б) VII-IV
в) VI-IV г) VI-V

Вопрос 8: Первая философская школа Древней Греции:

а) элейская б) пифагорейская
в) платоновская г) милетская

 

Вопрос 9: Первоначалом сущего считал воду:

а) Анаксимен б) Фалес
в) Гераклит г) Пифагор

Вопрос 10: Первоначалом сущего считал огонь:

а) Анаксимандр б) Пифагор
в) Анаксимен г) Гераклит

Вопрос 11: Первоначалом сущего считал апейрон:

а) Анаксимандр б) Эмпедокл
в) Анаксимен г) Гераклит

Вопрос12: Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала-….

а) вода б) земля
в) число г) воздух

Вопрос 13: Автор высказывания: "Одно и то же есть мысль и бытие...":

а) Сенека б) Парменид
в) Анаксагор г) Гераклит

Вопрос 14: Пифагор утверждал, что...

а) все состоит из атомов б) все понятия заключены в человеке
в) мир есть гармония чисел г) бытие и небытие неразрывны

Вопрос 15: Философ-софист:

а) Протагор б) Сократ
в) Анаксимен г) Платон

Вопрос 16: Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер:

а) Пифагор б) Диоген
в) Платон г) Гераклит

Вопрос 17: Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею "блага":

а) Анаксимандр б) Парменид
в) Платон г) Сократ

Вопрос 18: Этическое учение Эпикура можно определить как этику...

а) откровения б) свободы
в) ответственности г) благородства

Вопрос 19: Понятие, означающее невозмутимость духа - …

а) гедонизм б) атараксия
в) автаркия г) аскетизм

Вопрос 20: Хронологические рамки среднего стоицизма:

а) II в. до н. э. - I в. н. э. б) III в. до н. э. - II в. н. э.
в) II-I вв. до н. э. г) II-II вв. до н. э.

Вопрос 21: Философ - идеал стоиков:

а) Панеций Родосский б) Марк Аврелий
в) Диоген Синопский г) Гераклит Эфесский

Вопрос 22: Сила, управляющая миром, в философии стоиков - …

а) фатум б) логос
в) апейрон г) нус

Вопрос 23: Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность-...

а) рациональность б) цикличность
в) телеология г) диалектичность

Вопрос 24: Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – это….

а) аскетизм б) утилитаризм
в) гедонизм г) натурализм

 

Вопрос25: Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир

а) римский б) - восточный
в) - западный г) - греческий

Вопрос 26: Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:

а) Платон б) Аристотель
в) - Сократ г) - Эпикур

Вопрос 27: Мыслитель, который ввел слово "диалектика" в философию:

а) Сократ б) - Платон
в) - Аристотель г) - Пифагор

Вопрос 28: Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…

а) Сократ и Платон б) неоплатоники
в) софисты г) элеаты
д) скептики е) Аристотель

Вопрос 29: Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в…

а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок б) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
в) умении наслаждаться жизнью г) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Вопрос 30: «Наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения», - утверждают сторонники…

а) эгоизма б) волюнтаризма
в) эвдемонизма г) гедонизма

Вопрос 31: «Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна», - так полагали в эпоху Античности…

а) Платон б) Пиррон
в) Протагор г) Сократ
д) Горгий е) Парменид

 

Вопрос 32: Сторонники _________ считают, что природа, подобно человеку, одушевлённа.

а) материализма б) гилозоизма
в) деизма г) антропоморфизма

 

Вопрос 33: По мнению ___________, человек – это такое существо, которое изначально, по самой своей природе предназначено для общественной жизни.

а) Августина б) А. Гелена
в) Аристотеля г) К.А. Гельвеция

Вопрос 34: Согласно учению стоиков, присущие человеку ________ противны природе и разуму, поэтому мудрец обязан их преодолевать.

а) проблемы б) убеждения
в) аффекты г) идеи

Вопрос 35: Основными представителями классического периода античной философии были…

а) эпикурейцы, стоики, скептики б) Платон и Аристотель
в) Софисты и Сократ г) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Вопрос 36: Античная философия зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в…

а) Дельфах б) Спарте
в) Риме г) Афинах

Вопрос 37: Создателем учения об «идеальном государстве» был…

а) Аристотель б) Платон
в) Сократ г) Пифагор

Вопрос 38: В философии стоиков апатия означает (несколько вариантов):

а) свободу от аффектов б) следование долгу
в) следование судьбе г) активная жизненная позиция
д) отсутствие страданий е) неудовлетворенность потребностей

Вопрос 39: Согласно стоикам, путь к счастью - это следование … и долгу (несколько вариантов):

а) судьбе б) року
в) необходимости г) желанию

 

Вопрос 40: Согласно стоикам, путь к счастью - это (несколько вариантов):...

а) следование судьбе и долгу б) получение удовольствий
в) отказ от общественной деятельности г) борьба с обстоятельствами
д) атараксия е) самопознание

Вопрос 41: Величие стоического духа проявляется в...

а) господстве над своими страстями б) противостоянии ударам судьбы
в) борьбе с опасностями и лишениями г) отказе от активной общественной деятельности

Вопрос 42: Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет", - учили...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.