Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Средневековая философия 2 страница




а) дуализм б) - пантеизм
в) - гуманизм г) - политеизм

- деизм

Вопрос 10: Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о...

а. цикличности исторического процесса б. - бесцельности истории
в. - целенаправленности истории г. - неизменности общественного бытия

Вопрос11: Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

а) возможность познания б) - чувство прекрасного
в) - вера в Бога г) - чувство справедливости

Вопрос 12: Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью...

а) схоластика б) патристика
в) средневековье г) античность

Вопрос 13: Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа:

а) западноевропейская христианская б) - русская средневековая
в) - немецкая классическая г) - марксистская

Вопрос 14: Средневековый автор изречения "верую, чтобы понимать" -...

а) Фома Аквинский б) - Пьер Абеляр
в) - Августин Блаженный г) - Альберт Великий

Вопрос 15: Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии...

а) реализм б) - номинализм
в) - догматизм г) - универсализм

Вопрос16: Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела:

а) Фома Аквинский б) - Авиценна
в) - Абеляр г) Августин Блаженный

Вопрос 17: Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями -

а) реализм б) - номинализм
в) - догматизм г) - универсализм

Вопрос18: Представители номинализма в средневековой философии:

а) Иоанн Росцеллин б) -Уильям Оккам
в) Аврелий Августин г) Тертуллиан
д) - Фома Аквинский е) - Иоанн Дунс Скот

Вопрос 19: Собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии -….

а) Откровение б) - Ветхий Завет
в) - Пятикнижие г) – Новый завет

 

Вопрос 20: Священная книга мусульман -...

а) Коран б) - Веды
в) - Пятикнижие г) – Новый завет

Вопрос 21: Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

а)символизм б) дуализм
в) рационализм г) деизм

Вопрос 22: Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – это….

а) аскетизм б) утилитаризм
в) гедонизм г) натурализм

Вопрос 23: Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского - …

а) исихазм б) политеизм
в) неотомизм г) монотеизм

 

Вопрос 24: Учение арабского философа, оказавшее влияние на философские взгляды Фомы Аквинского - …

а) аверроизм б) символизм
в) концептуализм г) монотеизм

 

Вопрос 25: Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания:

а) религиозное сознание б) - религиозная идеология
в) - религиозная философия г) религиозная психология

Вопрос 26: Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства:

а) фетишизм б) - магия
в) - анимизм г) - религия

Вопрос 27: Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений:

а) фетишизм б) - анимизм
в) - магия г) тотемизм

Вопрос 28: Религии, сложившиеся в древних государствах, отражавшие социально-политические и другие отношения - …

а) монотеистические б) первобытные
в) политеистические г) национальные

Вопрос 29: Позиций номинализма придерживался...

а) Сенека б) Платон
в) Плотин г) Росцелин

Вопрос 30: Выдающимся представителем зрелой схоластики, основателем томизма был

а) Уильям Оккам б) Фома Аквинский
в) Филон Александрийский г) Альбер Великий

Вопрос 31: Согласно Ф.Аквинскому, бытие Бога может быть доказано... путем(ями)

а) пятью б) одним
в) тремя г) двумя

 

Вопрос 32: Общие понятия существуют "до вещей" в божественном уме, "в самих вещах" как их сущность и "после вещей" как результат деятельности человеческого ума - утверждал...

а) Росцелин б) Ф.Аквинский
в) Д.Скотт г) В.Оккам

Вопрос 33: Согласно Ф.Аквинскому, сущность и существование соединены вместе в...

а) природе б) человеке
в) чувственно воспринимаемых вещах г) Боге

Вопрос 34: Ф.Аквинский в споре об универсалиях занимал позицию...

а) крайнего реализма б) умеренного реализма
в) умеренного номинализма г) концептуализма

Вопрос 35: Единственно истинной философией католическая церковь признает учение..

а) Августина Блаженного б) Аристотеля
в) Ф.Аквинского г) Ансельма Кентерберийского

 

Вопрос 36: Личное спасение является смыслом жизни в…

а) антропологии б) религии
в) экзегетике г) гедонизме

 

Вопрос 37: Согласно Ф.Аквинскому, Бог является...

а) творцом мира из ничего б) только перводвигателем
в) тождественным природе г) душой мира

Вопрос 38: Ф.Авкинский утверждал, что материя...

а) не созданная никем и независимая от Бога субстанция б) есть развертывание божественной сущности
в) создана Богом из ничего г) последняя ступень деградации божественного абсолюта

 

Вопрос 39: Ф.Авкинский полагал, что философия приходит к истине посредством...

а) опыта б) разума
в) интуиции г) опыта и разума

Вопрос 40: «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

а) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие» б) «все сущее есть благо»
в) «не следует умножать сущности сверх необходимого» г) «возлюби ближнего своего, как самого себя»

 

Вопрос 41: Ф.Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в...

а) опыте б) откровении
в) человеческой душе г) науке

 

Вопрос 42: Ф.Аквинский, решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что …

а) философия не может быть автономной по отношению к религии б) религия и философия одним и тем же способом приходят к истине
в) религия возвышается над философией г) философия возвышается над религией

 

Вопрос 43: Страна – центр опытной науки в средние века -...

а) Франция б) Англия
в) Германия г) Италия

Вопрос 44: Глава номиналистов ХIV века -...

а) Августин б) Росцелин
в) Абеляр г) Оккам

Вопрос 45: Борьбе со схоластическим реализмом служила знаменитая "бритва" …

а) Скотта б) Буридана
в) Оккама г) Оригена

Вопрос 46: Соответствие между понятиями и их определениями:

1.креационизм а) особенность мышления, для которого высшей реальностью, является Бог
2.провиденциализм б) учение о создании мира Богом из ничего
3.Теоцентризм в) понимание истории как проявление воли Бога  

 

Вопрос 47: Соответствие между понятиями и их определениями:

1.экзегетика а) оправдание Бога за существующее на земле зло
2.провиденциализм б) искусство толкования религиозных текстов
3.теодицея в) понимание истории как проявление воли Бога

 

Вопрос 48: Cоответствие между понятиями и их определениями:

1.патристика а) совокупность теологических и философских доктрин, созданных отцами церкви в II - VIII веках
2.номинализм б) учение, согласно которому общее существует объективно, независимо от человеческого сознания
3.схоластика в) средневековая христианская философия, характеризующаяся особым интересом к формально-логической проблематике
4.реализм г) учение, согласно которому общее не существует, а понятия есть лишь имена

 

Вопрос 49: Имена средневековых философов в порядке их рождения:

а) Ансельм б) Августин Блаженный
в) Ф.Аквинский г) Оккам

 

Вопрос 50: Согласно Ф. Аквинскому, бытие и сущность…

а) совпадают в человеке б) совпадают в Боге
в) совпадают в природных явлениях г) никогда не совпадают

 

 

Вопрос 51: В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос…

а) свободе воли человека б) соотношении бытия и небытия
в) познании мира г) возможности построения идеального государства

 

Тема 5. Философия Возрождения (Ренессанса)

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ - особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования. По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф.В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы не была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14-16 вв., их не следует рассматривать в качестве простого усвоения античности или ее возрождения; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д., главным образом в сторону перевеса учения Платона над Аристотелем. Главной предпосылкой формирования Ф.В. была глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы - все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа.

Периодизация философии возрождения Хронологически первым этапом или периодом в эволюции Ф.В. стал т.наз. гуманистический период (середина 14 - середина 15 вв.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку (антропоцентризм), и, более того, признавший ценность человека как личности с ее правом на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека, принцип равенства, справедливости и человечности стали здесь не просто нормой отношений между людьми, но и главным критерием оценки всего существующего. Именно в эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов, самостоятельного течения общественной мысли, вызвавшего колоссальный переворот в нравственно-мировоззренческом корпусе культурных идей.

У истоков гуманизма стояла грандиозная фигура Данте, идеи которого были продолжены и развиты Ф. Петраркой, Эразмом Роттердамским, Мором, М. Монтенем и др. Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой последней, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающего свободный диалог, спор в движении к истине. Именно гуманизму с его мощным антропоцентрическим акцентом мы обязаны разработкой принципиально новой картины мира, в которой человек впервые стал центральным звеном всего мироздания, приобретая истинно земное, природное предназначение. Следующим ярким этапом Ф.В. был неоплатонический, связанный с постановкой и разработкой гл. обр. онтологической проблематики, и представленный флорентийскими платониками (Плетон, Фичино, Мирандо-ла), Николаем Кузанским и др. мыслителями (с середины 15 до первой трети 16 вв.). Всех этих философов объединяло пантеистическое представление о мире, отождествление Бога и природы, идея о его "совечности" миру и наделение природы всеми необходимыми силами творения вещей. Натурфилософский период в Ф.В. (2-я половина 16- нач. 17 вв.) представлен выдающимися учеными того времени - Леонардо да Винчи, Коперником, Бруно, Галилеем и др. Этим мыслителям был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический, подход к пониманию мира, широкое использование достижений тогдашнего естествознания, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии.

 

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса). Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Валла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. protestans - протестующий) - 1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть, того и вера". Оформление П. связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Лютер публично сжигает папскую буллу 1520 и отрицает богоустановленность церковной иерархии. Вероучение П. основывается на двух основных положениях: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Для понимания Библии не нужно никаких посредников (т.е. священников), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и Церковь не в праве взять ее на себя. П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в первые годы христианства. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их осмысления как служения людям, обществу. Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация. Церковные организации П. насчитывают на настоящий момент более 400 млн. человек. Наибольшее распространение П. получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948).

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - система норм и ценностей, а также огбразцов поведения в рамках протестантизма В историческом разворачивании традиции протестантизма претерпевают существенную эволюцию. Исходная протестантский принцип "даром данной благодати" заменяется принципом "заслуженной благодати", обретаемого посредством мирского служения людям. Христианство интерпретируется как учение о бытии человека в миру, в условиях которого образ Христа указует человеку его место "рядом с ближним" - "в борьбе за справедливость". Протестантизм гораздо большее внимание уделяет моральному совершенствованию, нежели другие христианские конфессии. Важнейшей сферой совершенствования индивида мыслится в П.Э. труд, и под дарованной благодатью понимается призвание, профессия. Бог призывает человека к тому или иному труду, даруя задатки и способности, и спрашивая потом, хорошо ли он ими распорядился. Мастерство и его экономическая эффективность выступают, таким образом, как свидетельства богоизбранности, а постоянное совершенствование в своей специальности - как моральный долг перед Богом. В силу этого трудолюбие есть, с точки зрения П.Э., высшая ценность. Леность же греховна, ибо праздный "не услышал" Божьего призыва. Концепция призвания дополняется другими протестантскими моральными добродетелями: бережливость и приумножение капитала (начиная от Лютера: получить меньшую прибыль при возможности получить большую - значит, с точки зрения П.Э., согрешить перед Богом), трудовое воспитание детей, прилежание, честность в исполнении трудовых обязательств и соглашений и т.п. В качестве феномена европейской культуры П.Э., с одной стороны определяется факторами, характерными для процесса перехода от традиционного к индустриальному обществу, с другой - сама выступает фактором становления и развития буржуазного общества.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ - направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное против схоластики, основанной на учении Аристотеля. Временной период развертывания: 1459-1521. Деятельность Ф.П. носила крайне противоречивый характер: борьба с церковной схоластикой уживалась с поисками новой религии будущего, открывающей путь к подлинной истине. Основателем Академии Ф.П. стал грек-византиец Плетон (Плифон). М. Фичино (1433-1499) начинает свою деятельность как переводчик текстов Платона, Плотина и Прокла на латинский язык. Бог рассматривался как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения. Мир состоит из ряда ступеней, среди которых ниже всего располагается безжизненная пассивная материя, затем идет разумная душа, ангелы и Бог. Интересны рассуждения Фичино о человеке и его особом месте в мире, о срединном положении души между божественным и материальным. Душа наделена способностью к познанию, благодаря чему все ступени бытия вновь возвращаются в божественное единство. Идеи Фичино об историческом характере всех существующих религий, представляющих собой этапы развития всеобщей, естественной религии, сыграли роль в развитии философии Нового времени. Крупным представителем Ф.П. является П. делла Мирандола (1463-1494), прославившийся главным образом своей речью "О достоинстве человека". Человек - микрокосмос, он соединяет в себе земное, животное и небесное начала, из которых первое состоит из воздуха, воды, земли и огня; животное - тело и пища человека; небесное - его способность к познанию и разум. Гуманистично звучит идея Мирандолы о человеке как кузнеце своего счастья и будущего; от самого зависит, опустится ли он до животного или вознесется до божественного. Эти идеи Мирандолы стали своеобразным гимном человеку. Представители Ф.П. оказали большое воздействие на многих последующих философов - Ф. Патрицци, Бруно, а также Спинозу и Лейбница. Своей активной переводческой и издательской деятельностью они значительно расширили базу для ознакомления европейских интеллектуалов того времени с идеями Платона и античного неоплатонизма.

 

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания. Н.К. один из предшественников дифференциального исчисления в математике, автор первой географической карты Европы, реформы юлианского календаря, и астрономической модели, определившей, идеи коперниканского гелиоцентризма. Философская концепция Н.К., представляющая собой уникальное явление в культуре 15 в., может быть рассмотрена: а) как подводящая итоги развития средневековой философской традиции; 2) в качестве пролога философии Возрождения (гуманизм, пантеизм, эмпиризм, натурализм и др.); 3) как предвосхищение философских идей Нового времени,; 4) даже как генетический исток классической европейской теории познания. Н.К. ориентируется на неоплатонизм и математизированную модель бытия, трактующую Бога как актуальную бесконечность, статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" означает "развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность. Божественное бытие, т.обр., мыслится Н.К. как абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью (est). "Развертывание" Бога в мир дополняется в качестве своего семантического противовеса "свертыванием" (complicatio) мира, возвращением его в лоно Божественного абсолюта. Поскольку мир сам по себе принципиально безграничен, постольку бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: "Машина мира имеет свой центр... повсюду, а свою окружность - нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр". Такое понимание мироздания с одной стороны, приводила к пантеизму ("Бог везде и нигде"), а с другой - предвосхищала астрономические открытия Нового времени и гелиоцентрическую теорию Коперника. Единство мира обеспечивается, по Н.К., его "интеллигенцией", т.е. интегральным божественным смыслом. В этом контексте выстраивается концепция человека Н.К.: "человек есть его ум", и именно поэтому он занимает в иерархии мира высшую позицию ("лишь немного ниже ангелов"). Представление о человеке как микрокосме наполняется у Н.К. новым содержанием. Человек как познающий субъект характеризуется Н.К. с позиций оптимизма: человеческий ум (mens), способен познать "развертывание" Бога в природу. Чувственное познание подчинено рассудку как сдерживающему страсти и упорядочивающему данные чувственного опыта. С одной стороны, трактовка рассудка Н.К. определяется влиянием номинализма (в варианте концептуализма): в рассудке "нет ничего, что не существовало бы в ощущении". С другой же - рассудок сам по себе имеет своей целью формирование "имен", запечатлевающих результаты его абстрагирующей деятельности. Разум как высшая способность человеческого ума –определяется богоданностью. Он мыслится Н.К. в качестве творческой способности "умозрения", которая "постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное". - "Разум, простирая полет свой", поднимается до постижения бесконечности, "интеллигенции", мировой души как феноменов абсолюта. Н.К. полагает Бога, в отличие от тварного мира, принципиально непознаваемым: разум может лишь асимптотически приближаться "к истине, как многоугольник к кругу". Регулирующая роль разума по отношению к рассудку заключается, в отказе от претензии на обладание абсолютной истиной. Применительно к предмету разума правомерна формула "совпадения противоположностей" (coincedenica oppositorum). Что же касается "абсолютного максимума", то "нет никакого противопоставления абсолютному максимуму, ибо он выше всякой противоположности". т.п.). И в целом, "Бог обнимает все, даже противоречия". Важным прикладным аспектом этой идеи является программа объединения Западной я Восточной христианских церквей в глобальном католическом единстве. Объективно концепция Н.К. оказала значительное влияние на оформление круга идей философии Возрождения (флорентийский платонизм и концепция человека Бруно, непосредственного ученика Н.К.), философии Нового времени (картезианство, монадология Лейбница и связанное с ней открытие дифференциального исчисления) и даже немецкой классической философии.

ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564-1642) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Первым серьезным изобретением Г. были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Г. в 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Г. безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника. После публикации Г. "Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой" инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Инквизиция принудила Г. отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Г. заложил основы классической динамики. В природе, по Г., ничто не уничтожается и не порождается, мир вечен и бесконечен, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Г., - наблюдение, а основа науки - опыт. Г. утверждал, что задача ученых "...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии". В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: планомерно поставленный эксперимент (аналитический, или «резолютивный») и синтетический (или «композитивный»), т.е., который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе предположений. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает математика. Сочинения Г. по литературе положили начало итальянской научной прозе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.