Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Марксистская философия 1 страница




МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Основную задачу своего творчества, М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. Этому посвящен основной труд М. – «Капитал». Марксизм рассматривает общество как естественно исторический процесс. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное производство, а определяющее отношения между людьми - производственно-экономические. "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот... ", - писал К. Маркс. Марксистская философия сформировалась под влиянием немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. По М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Данная революция будет впервые в истории революцией в интересах трудящегося большинства. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): Лабриола в Италии, Плеханов и Ленин в России, Каутский и Люксембург в Германии и др. - стали смысловым ядром революционных идеологий, теорий и программ 20 в.

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих ( 1820-1895) - немецкий философ, социолог, основатель (вместе с Марксом) идеологии "научного социализма". В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Уже в начале 40-х 19 в. Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении "Положение рабочего класса в Англии" Э. акцентировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять интерес для социолога и в конце 20 ст. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Стремление Э. разработать новую и оригинальную философскую концепцию - "диалектический материализм" - и обозначить его место в историко-философском процессе ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1886; "Диалектика природы").

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую философию в 1930-1980-х. Квинтэссенцией Д.М. правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы: 1) трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"; "вечных" истин, как и абсолютных ценностей, согласно Д.М., не существует: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы. 2) Природа эволюционирует от неорганического мира до социума, общество также развивается под влиянием объективных законов. 3) Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью законов диалектики - закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания.

 

МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла; 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом. Подготовительным этапом новой трактовки категории М. может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, и как философская программа для развития естествознания (результат научной революции первой половины 19 в.). Поэтому Маркс и Энгельс трактуют М. как философскую абстракцию; определяют статус М. в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о М. как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Согласно позиции Ленина, М. - это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений - быть объективной реальностью; данное понятие может быть определено не иначе, как только через отношение М. к сознанию: понятие М. "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им".

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории) – восходящая к Сен-Симону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). Энгельс рассматривает экономические условия – характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие. Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. Диалектика, Гегельянство). Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития – счастье для всех (см. Эвдемонизм).

ДВИЖЕНИЕ - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В рамках современной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с пониманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элементарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологически акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т.д.).

ПРАКТИКА - категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался "как деятельность, как П., субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм.

ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В обществоведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентированных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к фор-мационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.

 

РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным (в смысле эволюционизма 18 в.), т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. С др. стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Понятие развития в современном его смысле возникает уже в наше время, ок. 18 в., вместе с расцветом современной биологии. Бюффон употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, Кант – для объяснения происхождения космоса, Гердер – для объяснения истории культуры, Ламарк (в нач. 19 в.) – специально для объяснения истории живых существ. В философии нем. идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, а также мировой процесс. Понятие развития стало осн. принципом биологии (включая антропологию и психологию) с сер. 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля.

 

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1857-1918) - русский мыслитель, один из основоположников социал-демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Наряду с Лениным, П. выступал как активнейший субъект процесса адаптации учения Маркса к условиям российской действительности. Исследования П. в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "народ, вся нация должна быть героем истории", необходимо привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. П. трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов "зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты. Осудив Октябрьский (1917) переворот в России, П. подтвердил свою репутацию виднейшего представителя социал-демократической версии русского освободительного движения.

Тест 9:

Вопрос 1: Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - …

а) буржуазия б) дворянство
в) пролетариат г) крестьянство

 

Вопрос 2: Способ существования материи, в марксистской философии - ….

а) время б) покой
в) пространство г) движение

 

Вопрос 3: Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - …

а) взаимодействие б) противоречивость
в) отражение г) неопределенность

 

Вопрос 4: Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - …

а) производство б) познание
в) критика г) история

 

Вопрос 5: Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - …

а) теоретическая б) воспроизводящая
в) чувственная г) практическая

 

Вопрос 6: Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования - …

а) схема б) вещь
в) объект г) предмет

Вопрос 7: Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс - …

а) кантианство б) натурфилософия
в) марксизм г) историософия

 

Вопрос 8: Частичное, неполное знание об объекте - … истина.

а) практическая б) теоретическая
в) абсолютная г) относительная

 

Вопрос 9: Критерий истины, в марксистской философии - …

а) производство б) действительность
в) практика г) искусство

 

Вопрос 10: Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - …

а) воздействие б) познание
в) производство г) движение

Вопрос 11: Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

а) политические б) - правовые
в) - идеологические г) - производственно-экономические

Вопрос 12: Время возникновения марксистской философии:

а) 20-е годы XX в. б) 60-е годы XIX в.
в) 20-е годы XIX в. г) 40-е годы XIX в.

 

Вопрос13: Последователи марксистской философии:

а) Г. Плеханов б) - П. Лафарг
в) - К. Аксаков г) - Ф. Ницше
д) - В. Дильтей е) - К. Леонтьев

Вопрос 14: Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - …

а) античности б) Просвещения
в) немецкая классическая г) позитивизма

Вопрос 15: Основной труд К. Маркса - ….

а) «Исповедь» б) «Диалектика природы»
в) «Утопия» г) «Капитал»

Вопрос 16: Автор произведения "Диалектика природы":

а) Энгельс б) - Маркс
в) - Гегель г) - Кант

 

Вопрос 17: Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

а) - созерцательная б) - духовная
в) практическая г) - политическая

Вопрос 18: Атрибут материи:

а) движение б) - время
в) - сознание г) - системность

Вопрос 19:

"Не сознание людей определяет их …, а наоборот ", - писал К. Маркс.

а) жизнь б) - время
в) деятельность г) - бытие

Вопрос 20: Застой в обществе, экономике, производстве:

а) стагнация б) - регресс
в) - прогресс г) - революция

 

Вопрос 21: Фамилия мыслителя, наиболее глубоко раскрывшего роль способа производства в развитии общества - …

а) Спенсер б) Гегель
в) Геккель г) Маркс

Вопрос 22: Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории - …

а) религиозные представления б) материальное производство
в) духовная жизнь г) научные открытия

 

Вопрос 23: Потребности, выступающие как основные стимулы и источники развития производства:

а) духовно-эстетические б) ценностно-телеологические
в) культурно-исторические г) социально-экономические

 

Вопрос 24: Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами:

а) революция б) - реформа
в) - эволюция г) - стагнация

Вопрос 25: Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг:

а) - правовая б) - политическая
в) - социальная г) экономическая

Вопрос 26: Процесс взаимодействия людей, их совместного воздействия на природу, с целью удовлетворения потребностей -…

а) искусство б) производство
в) политика г) наука

Вопрос 27: Основной мотив деятельности предпринимателей в развитии производства -…

а) творчество б) энергия
в) благо г) прибыль

Вопрос 28: Основополагающий стимул развития производства - …

а) техника б) зарплата
в) затраты г) потребление

Вопрос 29: Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда - …

а) потребление б) распределение
в) обмен г) собственность

Вопрос 30: Применяемые в производстве орудия труда, техника, технологии, транспорт – производительные…

а) затраты б) силы
в) отношения г) источники

Вопрос 31: Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг - производственные …

а) силы б) затраты
в) отношения г) источники

Вопрос 32: Процесс создания материальных благ, услуг - …

а) экономика б) политика
в) производство г) искусство

Вопрос 33: Одно из основных достижений марксистской философии -...

а) идея активности субъекта в познании б) формулировка категорического императива
в) создание антропологической формы материализма г) открытие материалистического понимания истории

Вопрос 34: Маркс и Энгельс являются основоположниками …

а) антропологического материализма б) диалектического и исторического материализма
в) идеалистической диалектики г) экономического материализма

 

Вопрос 35: Открытие материалистического понимания истории принадлежит …

а) Марксу б) Канту
в) Гегелю г) Ницше
д) Фихте е) Шеллингу

 

Вопрос 36: Согласно Марксу, определяющим типом отношений между людьми являются отношения …

а) политические б) производственные
в) правовые г) идеологические

 

Вопрос 37: Маркс и Энгельс рассматривали социально-исторический процесс как …

а) циклический круговорот, постоянно проходящий одни и те же стадии б) процесс, идущий в определенном направлении к некоей предустановленной цели
в) социально-экономический прогресс человечества г) духовно-нравственный прогресс человечества

Вопрос 38: Важнейшей составной частью материалистического понимания истории является…

а) теория общественно-экономических формаций б) идея цикличности
в) принцип провиденциализма г) идея исторического круговорота

 

Вопрос 39: К. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

а) архетипы б) памятники культуры
в) символы г) орудия труда

Вопрос 40: Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется…

а) культурно-историческим типом б) цивилизацией
в) государством г) формацией

 

Вопрос 41: Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями ___________ материализма.

а) метафизического б) вульгарного
в) исторического г) естественнонаучного

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.