Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русь нордическая 6 страница




 

Рис. 18. Прорисовка крестовидного знака, изображенного на картине Н. Рериха «Тайник»

 

Восьмиконечный крест, привидевшийся Рериху во сне, имел не вполне обычную конфигурацию. По существу на его концах изображены были не лепестки, а перевернутые треугольники (рис. 18). По горячим следам он изобразил обнаруженный среди скал знак на одном из своих полотен, назвав картину «Тайник» (рис. 19). Действительно, во сне ему пригрезилось, что странный крест с треугольниками указывает на какое‑то тайное убежище, но наяву ему не удалось отыскать тогда никаких проходов под землю. Это вовсе не означало, что их не было вообще. Просто ему не хватило времени до них добраться…

 

Рис. 19. Н. Рерих. Тайник. (1915 год)

 

* * *

 

Но что же это за треугольники, совмещенные с крестом? Заложенный в них смысл, вне всякого сомнения, был связан с триадичным фундаментом бытия и истоками самой жизни, поскольку олицетворял материнское начало и женское естество. В таком сакральном значении символ получил в европейской традиции название «дельта Венеры» (рис. 20). Это действительно позднее, более понятное современному человеку, словосочетание. Ибо сама «дельта Венеры» вошла в плоть и кровь мировой культуры задолго до того, как древние римляне и их гиперборейские пращуры стали поклоняться богине любви и сладострастья Венере. До этого сакральный треугольник на протяжении тысячелетий выступал в качестве символа Великой Богини (рис. 21).

 

Рис. 20. Хеттская богиня с «дельтой Венеры». (Прорисовка древнего изображения. Источник: Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990)

 

Рис. 21. Палеолитическое изображение Великой Богини. (Восточная Сибирь. Прорисовка)

 

Рис. 22. Великая Богиня в изображениях различных эпох и культур. (Источник: Чатотопадхьяя Д. Локоята даршана: История индийского материализма. М., 1961)

 

Рис. 23. Тримурти. (Прорисовка древней скульптуры)

 

Рис. 24. Мужское изображение в позе троичной симметрии. (Петроглиф Кольского полуострова. Прорисовка)

 

Хотя треугольник как символ женского естества известен со времен матриархата[46](рис. 22), однако триадичность как более общий символ не обязательно сопряжен с женским началом. В древних и современных религиях закрепилось понятие божественного триединсва: в индуизме – Тримурти (Брахма, Вишну и Шива) (рис. 23), в христианстве Святая Троица (Бог‑отец, Бог‑сын и Святой дух). Чисто мужскими символами являются трезубцы, например Посейдона в древней Элладе или Шивы в Индии. Их происхождение теряется во мгле веков. Среди наскальных рисунков Севера можно встретить фигуры с поднятыми руками – с тремя рогами на голове (рис. 24) и мужским естеством между ног. Любопытно, что в архаичных изображениях на печатях Хараппской цивилизации долины Инда можно встретить трехрогие изображения женщин (рис. 25), а не мужчин. И то, и другое, и третье можно рассматривать как первооснову архаичного изображения тройника. Уместно предположить, что подобная «трехрогость» имеет не случайный, а вполне закономерный характер, обусловленный архаичными традициями некогда единого пранарода. Кстати, исследователи мегалитической культуры (В.А. Трошин) подметили, что в расположении культовых камней на Севере также наблюдается троичная группированность.

На аналогичные мысли наводят мегалиты и в других частях мира. Так, на юге Мальты высятся развалины известного матриархального комплекса Хаджр Има, построенного в форме трилистника. По расчетам археологов, его воздвигли в 2800 году до н. э., а символизирует он плодородие – одну из главных функций женской природы и естества. (От себя добавлю: с точки зрения другой археологии – археологии языка, совсем не случайным представляется созвучие таких слов, как мальтийское Има «иранское Йима «скандинавское Имир «русское имя.) Архаичные фигуры в форме треугольников могут быть самых различных размеров и конфигураций. Таков, к примеру, сакральный мансийский орнамент, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий (рис. 26).

 

Рис. 25. Изображение трехрогой женщины на древнеиндийской печати. (Источник: Чатотопадхьяя Д. Локоята даршана: История индийского материализма. М., 1961)

 

Рис. 26. Мансийские сакральные трилистники. (Источник: Шесталов Юван. Собрание сочинений. Т. 5. СПб., 1999)

 

Комбинация из двух треугольников вполне естественным и простым путем дает еще одну конфигурацию – ромб, который в древности выражал все то же женское естество, но уже в ином, более откровенном – вагинальном – ракурсе. В бесчисленных вариантах оба символа – треугольник и ромб – получили широчайшее распространение во всем мире в виде наиболее архаичных элементов народного орнамента. Не составляют исключения и русские народные традиции. Треугольно‑ромбическая символика разворачивается здесь во всем возможном богатстве форм, какие только может предоставить веками и тысячелетиями складывавшийся орнамент (рис. 27). Кстати, в русском вышивальном искусстве хорошо известны и комбинированные узоры, в которых ромб составляется из треугольников (рис. 28). От поколения к поколению передавалось искусство изображения и понимания незатейливой на первый взгляд символики: в действительности в ней заложен глубочайший и жизнезначимый смысл. Никакие социальные и идеологические катаклизмы не смогли вытеснить из народной памяти завещанное предками. Сергей Есенин писал в своем программном эссе «Ключи Марии»:

«Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой‑то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое‑то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только «избяной обоз», что где‑то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег»[47].

 

Рис. 27. Рязанский ромбический орнамент

 

Рис. 28. Ромбическо‑треугольный орнамент на русском полотенце

 

Ромбический узор, как правило, символизирует женское естество и плодородие. В отечественной литературе (в основном благодаря авторитету академика Рыбакова) в настоящее время возобладала точка зрения, согласно которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет собой символ засеянного поля (рис. 29). Здесь налицо явный рецидив вульгарно‑социологического подхода, требующего во всех предметах и явлениях материальной культуры (включая декоративно‑прикладное искусство) отыскивать следы односторонне понимаемой производственной деятельности. Причем под последней мыслится исключительно хозяйственная деятельность, основанная на коллективном или индивидуальном труде. К сожалению, данный искаженно трактуемый тезис совершенно не соответствует тому, что изначально вкладывалось в понятие производства. Один из общепризнанных во всем мире авторитетов по данному вопросу – Фридрих Энгельс (1820–1895) – с первых же страниц своего классического труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (словно предчувствуя возможность искажения своей позиции в будущем) энергично подчеркивал:

 

Рис. 29. Энеолитические предметы с ромбическим орнаментом. (По Б.А. Рыбакову)

 

«<…> Определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять‑таки, бывает двоякого рода. С одной стороны – производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой – производство самого человека, продолжение рода»[48].

 

И вообще, что конкретно означает фраза «Бытие определяет сознание»? В первую очередь, собственное бытие человека и определяет его индивидуальное сознание. Аналогичным образом обстоит и с сознанием общественным, обусловленным реалиями формационного бытия. Конкретный индивид живет прежде всего по законам от природы заложенных в нем интересов и потребностей (включая и потребность продолжения рода), а вовсе не по предписаниям каких‑либо абстрактных императивов и спекулятивных конструкций, рожденных в голове вдохновенного теоретика, который упорно пытается навязать их всему миру, подгоняя тем самым – вольно или невольно – неисчерпаемое богатство жизни под призрачные абстракции.

Естественно, что общественные формации и государственный строй не могут не влиять на характер воспроизводства человеческого рода, но только в конечном счете и в виде некоторой среднерезультирующей линии. Каковы бы ни были экономический строй, форма правления или идеологическая доминанта – влечение существ противоположного пола друг к другу во все времена остается одинаково неотвратимым; процессы зачатия, вынашивания плода и роды никоим образом не станут зависимыми от того, какая нынче партия у власти, а народившийся младенец будет искать чмокающими губами материнскую грудь и получать причитающееся ему молоко, не обращая никакого внимания на то, какой очередной политический самодур издевается в настоящий момент над народом.

Ортодоксальные последователи того же Энгельса на протяжении десятилетий ухитрялись не замечать ключевой фразы о производстве самого человека и продолжении рода, что, конечно же, просто обязано было получать отражение в любых надстроечных феноменах. Потому‑то – из‑за какой то совершенно непонятной, чуть ли не пуританской стыдливости – вместо вполне естественного выявления в ромбическом орнаменте сексуальных мотивов и была придумана легенда о «распаханном и засеянном поле». Ее даже ухитрились спроецировать на территории, где земледелие из‑за суровых климатических условий сроду не практиковалось: у народов Крайнего Севера, в глаза не видевших сельскохозяйственных орудий и понятия не имеющих, как с ними обращаться, ромбы и треугольники распространены не менее, чем у исконных земледельцев – жителей Черноземья. Да и коренится ромбический орнамент в таких доисторических глубинах, когда земледелием вообще еще никто не занимался. Зато всегда занимались независимо от хозяйственной формации и производством, и воспроизводством себе подобных.

Если отвлечься от отечественной или переводной литературы, с которой в основном и знаком российский читатель, то мировая наука говорит совершенно о другом. Согласно давно установившемуся и в общем‑то даже не дискутируемому мнению, ромб обозначает женское детородное начало вообще и женские гениталии (vulva и vagina) в частности. При этом «чистый» ромб символизирует девственность (в том числе и Божественную непорочность Девы Марии), а ромб с точкой посередине – утрату девственности (дефлорацию), зрелую или рожавшую женщину[49].

Треугольные и ромбические элементы являются непременной составной частью и ковровой орнаментики: в искусстве изготовления и украшения ковров (особенно в исламских странах, где изображение человека и отдельных частей его тела традиционно запрещены) женская детородная символика получила особенно развитое и изощренное изображение. То же можно сказать и о янтрах – тантрических диаграммах для медитации: во многих из них упор сделан на треугольники и ромбы – живую память, в том числе и о далекой эпохе матриархата. Безусловно, в настоящее время после чуть ли не полной утраты былых традиций сохранившийся практически в первозданном виде орнамент никакой экспрессивной сексуальной нагрузки давно уже не несет. Однако половая принадлежность по‑прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало в матриархальных глубинах, как и тысячи лет назад украшают в основном женскую одежду (а если и мужскую, то ее все равно шьют и украшают вышивками женщины), а также предметы женского быта и обихода или же свадебное убранство невесты.

 

Рис. 30. Саамская треугольно‑ромбическая вышивка бисером

 

Сказанное относится к традиционной культуре всех без исключения народов мира. В данном отношении искусство южных этносов своими основными орнаментальными мотивами и элементами мало чем отличается от искусства Севера[50]. В Петербургском музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) в расположенных рядом друг с другом залах можно увидеть совершенно одинаковые треугольно‑ромбические орнаменты, с той разницей, что одни из них принадлежат какому‑нибудь африканскому народу (в частности, суахили), а другие – народам Крайнего Севера, например саамам (рис. 30).

 

* * *

 

В 1998 году один из участников научно‑поисковой экспедиции «Гиперборея» – Александр Гутин – увидел с вершины противолежащей горы на дне священного саамского Сейдозера, расположенного в самом сердце Кольского полуострова (к западу от острова Могильный), огромный (до 100 метров) знак, состоящий из трех крестообразно соединенных треугольников (рис. 31). Рисунок хорошо просматривался лишь при хорошем солнечном освещении и отсутствии волнения на поверхности озера. Сразу было высказано предположение, что там, на дне, находится какая‑то кладка непонятного происхождения. Добраться до нее долго не удавалось, хотя, облетая Сейдозеро на вертолете, мы с высоты разглядели под водой размытые контуры каких‑то геологических структур. Последние, однако, когда до них добрались аквалангисты, оказались внушительными плитами, подступающими к поверхности так, что на них в самом центре озера можно стоять чуть ли не по колено в воде.

 

Рис. 31. Прорисовка знака, обнаруженного на дне священного саамского Сейдозера. (Рисунок А. Гутина)

 

Тайна открылась совершенно неожиданно спустя три года, когда другой участник экспедиции – профессиональный кинооператор‑аквалангист Геннадий Мамаев – увидел примерно в том же месте, что и три года назад, уже другую фигуру несколько меньших размеров – то ли птицы с изящно расправленными крыльями, то ли человека с дугообразно поднятыми руками (рис. 32). В отличие от поисковиков прошлых призывов Геннадий приехал на Сейдозеро для подводных съемок, а потому тотчас же надел скафандр, нырнул и отправился снимать загадочный объект. Каково же было удивление, когда аквалангист обнаружил на дне не каменную кладку (как, вполне естественно, ожидал), а геометрически правильную конфигурацию, образованную илом – не размазанным по дну, но собранным в овальные сгустки величиной с кулак или картофелину. Тысячи подобных «картофелин» и складывались в пластичную фигуру. Стоит дотронуться до такого «клубня» – он моментально превращается в прах.

 

Рис. 32. Контур загадочной фигуры на дне Сейдозера. (Рисунок Г. Мамаева)

 

Но кто же автор подобных художеств? Что заставляет ил образовывать сгустки, а те, в свою очередь, – складываться в причудливую мозаику? Есть минимум два объяснения – вероятное и невероятное. Вероятное: силовые линии, энергетические токи, гидродинамические или какие‑то еще (может, даже и неизвестные) закономерности. Как магнит заставляет металлические опилки выстраиваться в завораживающие контуры, а мороз – по законам кристаллографии плодит мириады изумительных по красоте снежинок или рисовать на окнах сказочные картины, так и подводные рисунки из ила могут быть образованы геофизическими и космопланетарными полями, пронизывающими уникальный геологический и геокосмический феномен – горный массив Ловозерской тундры, в центре которого, как недремлющее око, сияет лапландское чудо – Сейдозеро.

Невероятное объяснение связано с ноосферными феноменами, которые регулярно констатируются в разных точках земли в разные эпохи и разными людьми. Многократно описаны так называемые небесные знамения (огненные столбы, кольца, свечения и т. п.), часть из них имеет несомненное ноосферное происхождение. Неоднократно фиксировались также небесные или огненные знаки, символы, видения, среди которых важное место занимает появление связных текстов и надписей. Самое известное из таких ноосферных явлений отражено в Библии: огненные письмена, начертанные невидимой рукой на пиру последнего вавилонского царя Валтасара и предрекшего гибель его самого и Вавилонского царства. Появление на небе смыслоемкого слова «рай» описано К.Э. Циолковским в неоднократно издававшемся трактате «Неизвестные разумные силы».

Вполне возможно, что ноосферное происхождение имеют и знаменитые гигантские рисунки в южноамериканской пустыне Наска: их воспроизведение невозможно даже с помощью совершеннейшей современной техники. Как тут не вспомнить стихи Максимилиана Волошина:

 

И стали видимы средь сумеречной сини

Все знаки, скрытые, лежащие окрест:

И письмена дорог, начертанных в пустыне,

И в небе числа звезд…

 

Почему бы не предположить также, что таинственные рисунки на дне Сейдозера также имеют ноосферную природу и связаны с теми «неизвестными разумными силами» (если воспользоваться терминологией Циолковского), что издревле опекают данный сакральный регион? То, что они начертаны с помощью такого экзотического средства, как ил, ничего не значит. В конце концов писчий мел под микроскопом представляет собой породу, сцементированную из кальцитовых скелетов древних микроорганизмов. В русле приведенных объяснений следует, вероятно, рассматривать и увиденные поисковиками три года назад подводные треугольники: их контур вполне мог быть образован сгустками придонного ила, которые со временем распались. «Автор» тот же – космопланетарная ноосфера.

 

 

Глава 2. В плену традиций

 

Факты – фактами, борьба – борьбой, соперничество – соперничеством, утраты – утратами, но были у нордической традиции свои вдохновители, летописцы и теоретики… И вообще с полным основанием можно утверждать: нордическая традиция существует столько же, сколько существует человеческая история и человеческая культура. Иного и не могло быть, ибо нордическая традиция отобразила и аккумулировала древнейшее знание вовсе не о мифической (как считает большинство ученых), а о вполне реальной, хотя и невообразимо далекой, истории, о самом генезисе человеческой цивилизации, о моногенезе всех современных языков и этносов. В Европе же, как, впрочем, и в Азии или Америке, реальные знания о древнейших эпохах и происхождении народов были утрачены и сохранились лишь в трансформированной и закодированной форме – в том числе и в виде мифов и устных фольклорных преданий.

Причиной такого полного забвения при почти полном отсутствии письменных текстов мог явиться космопланетарный катаклизм (или даже несколько подобных катаклизмов), в результате чего у выживших и переселившихся с Севера на Юг потомков гиперборейских мигрантов, что называется, «память отшибло». Наглядным подтверждением сказанному служат общеизвестные факты древнегреческой истории. Эллины, подобно многим другим народам, фактически ничего не знали о своем далеком прошлом или представляли его в сильно мифологизированном виде. Солон – один из отцов‑основателей эллинской цивилизации – во время своего путешествия в Египет вынужден был расспрашивать тамошних жрецов о начальной истории собственного народа, так как в памяти и тем более в каких‑либо записях древних греков о ранних этапах их развития абсолютно ничего не сохранилось.

Тем не менее на уровне генетической памяти, как принято в таких случаях выражаться, сохранились воспоминания и о благодатном Севере, и о Золотом веке, и о справедливом царстве титанов и их предводителе Кроне, и о полярных корнях практически всего пантеона эллинских богов. Именно это, а также некоторые другие причины привели к формированию нордической традиции уже в античную эпоху. Так считает, к примеру, петербургский профессор Н.С. Широкова, опубликовавшая исключительно содержательную и охватывающую многие проблемы книгу «Культура кельтов и нордическая традиция античности» (СПб., 2000). Хотя главное внимание здесь и уделено древнекельтской истории, однако многое из того, что относится к кельтам (особенно на ранних этапах их истории и тем более применительно к нордической традиции), можно экстраполировать и на другие индоевропейские протоэтносы.

Если же обратиться к античной нордической традиции, то здесь четко просматриваются два диаметрально противоположных подхода. Согласно первому из них, эллины и их прапредки являются автохтонным населением средиземноморских территорий, они ниоткуда не переселялись, а сведения о северных странах (в том числе и о Гиперборее) по крупицам получали извне. Такой позиции придерживается, к примеру, Л.А. Ельницкий – автор единственной на русском языке книги, посвященной данной проблеме, которая так и называется – «Знания древних о северных странах» (М., 1961).

Второй подход вкратце состоит в следующем. Эллины – пришлый народ, появившийся на Балканах и средиземноморских островах на рубеже I и II тысячелетий. Весь вопрос – откуда они пришли? Здесь мнения опять расходятся. Большинство исследователей отвечает на этот вопрос весьма неопределенно: похоже, их вообще мало занимает, откуда конкретно вторглись в Средиземноморье все эти пеласги, ахейцы, ионийцы, дорийцы и другие протоэтносы. Меньшинство же исследователей (среди них и автор настоящей книги) прямо указывают на Гиперборею‑Туле как арктическую прародину всех индоевропейцев и неиндоевропейцев.

Своя нордическая традиция существовала и в Древней Индии, и в Древнем Китае, и в Древней Америке (культуры тольтеков, ацтеков, майя, инков и др.), и даже в неортодоксальном иудаизме (например, согласно Каббале, местонахождение древа познания – Север). В Европе (а также в Византии) нордическая традиция не прерывалась ни в Средние века, ни в Новое время. Достаточно взглянуть на средневековые карты или открыть византийские географические сочинения, дабы убедиться, что Гиперборея‑Туле в виде реальной или ирреальной территории присутствует здесь везде и всюду[51]. При этом есть все основания предполагать, что авторы ряда исторических, географических и алхимических трактатов зачастую опирались на недошедшие до нас древние тексты. (В одной Александрийской библиотеке, остатки которой были уничтожены в VII–VIII веках н. э. во время арабских завоеваний, в свое время хранились сотни и тысячи книг на эту тему.)

В последующие века интерес к нордической и гиперборейской (тулеанской) проблематике не иссякал. В Германии много сделали для этого немецкие романтики и Рихард Вагнер (1813–1883). В дальнейшем важную роль в выработке общей методологии и определении подходов к гиперборейским (тулеанским) изысканиям сыграл также австрийский историк‑мистик Гвидо фон Лист (1848–1919), давший зримый толчок тому, что в настоящее время принято называть метаисторическими исследованиями. Он, а также его последователи, интересовались главным образом арийскими корнями германских народов, абсолютизировав данный аспект до предела и доведя его в конечном счете до логического и идеологического абсурда.

Сказанное с полной очевидностью проявилось и в научной и литературной деятельности видного теоретика традиционализма ХХ века Германа Вирта (1885–1981). Продолжая и развивая линию, заданную в XVIII–XX веках такими учеными, как француз Жан Сильвен Байи, американец Уильям Уоррен и индиец Балгангадхар Тилак[52], Герман Вирт считал, что человечество на заре своей истории пребывало на полюсе (главный, опубликованный еще в 1928 году, труд Вирта, где обосновывается эта концепция, называется «Происхождение человечества»). Первоначальным социально‑политическим устройством раннего социума был матриархат (культ Белой Богини). Здесь же и тогда же зародилось изначальное (универсальное) знание, а также символизм всех религий и традиций, сводимый к единой первооснове. Таким образом, обоснование арктической традиции и полярной концепции происхождения человечества по праву принадлежит плеяде тех ученых, которым мы, собственно, и обязаны возрождением и укоренением ее в общественном сознании: это – Байи, Уоррен, Тилак, Вирт.

Герман Вирт являлся также одним из основателей института «Аненэрбе», где некоторое время возглавлял департамент письменности и картины мира. Однако поскольку его акцент на ведущую роль матриархата в истории становления цивилизации вступил в непримиримое противоречие с основными установками идеологов нацизма, Вирт очень скоро был изгнан со своего поста сторонниками арийского патриархата[53].

На протяжении всей оставшейся жизни (а он почти на сорок лет пережил Третий рейх) Вирт продолжал теоретически обосновывать и углублять полярную концепцию происхождения человечества. Арктический материк, где зародилась гиперборейская цивилизация, он именовал Арктогеей, а ее насельников – нордической расой, представители которой – арийские и неарийские прапредки современных народов – в далеком прошлом говорили на едином праязыке. Останков же их не сохранилось по той простой причине, что они кремировались, да и сама полярная прародина – Арктогея – погибла в результате катастрофического космопланетарного катаклизма.

Подобно своим предшественникам (и в частности Б. Тилаку, с трудами которого он был знаком и которые конструктивно использовал в своей научной деятельности), Вирт много внимания уделял полярному календарю и движению Солнца в районе Северного полюса, что, по мнению немецкого исследователя, наложило неизгладимый отпечаток на древнее гиперборейское мировоззрение. Последнее формировалось в полярных широтах, где летом Солнце не заходит за горизонт, а зимой царит полярная ночь. На этой основе и возникла соответствующая графическая символика и фонетика, они же, в свою очередь, породили сначала магические руны, а затем – графическую письменность во всех ее проявлениях. С полярными особенностями движения Солнца и смены времен года связано введенное Виртом понятие Божьего Года (а также Божьего Света, то есть дневного света полярного солнца):

«Не существует более великой тайны в бытии человека, чем тайна жизни и смерти, умирания и становления. Ничто не может наполнить душу «одночастного» (еще не «двухчастного») человека ощущением высшей Силы, кроме вечного ритма природного года (Lebensjahre), в тесном соприкосновении и в полной гармонии с которым развертывается человеческая жизнь.

Год для человека есть высшее Откровение божественного действия во Вселенной. Он есть выражение данного Богом космического закона, в согласии с которым происходит в бесконечном и непреходящем возвращении становление мира. Волшебный, глубочайший образ является нам в природе – это Год Божий. Много дней составляет Год, и в каждом из дней снова открывается образ Года: рождение Света, из которого происходит вся жизнь, его подъем на высшую вершину, и его спуск, смерть, нисхождение, чтобы снова восстать. <…>

Из единства и жизненного ритма Божьего Года некогда развилась вся духовная культура нордической расы: Год лежал в основе ее Богопереживания и Богопознания, и из его запечатления в иероглифах, знаках «священного Годового Ряда», развились все системы письменности в мире. Как сегодня мы передаем знания через письмо, так некогда само письмо возникло как передача высшего Знания о Божественном Откровении во Вселенной, Знания о годовом пути «Света Мирз», идущего от Бога.

Но нигде в нашем мире опыт Света не является таким глубоким, как там, где противоположность Света и Тьмы, Дня и Ночи отчетливее всего. Только крайний Север знает Божий Год в полном единстве его противоположностей, в законе его возвращения, в бесконечном, вечном богатстве его движения, в котором постоянно возобновляется жизнь. Ни вечное лето тропических областей, ни бледные компромиссы южного, средиземноморского климата не знают этого переживания. Лишь одна единственная нордическая Зима, когда Свет Божий все глубже и глубже спускается в своем суточном пути, день укорачивается, ночь удлиняется, пока, наконец, Свет целиком не утонет в смертной тьме зимней ночи, чтобы потом снова прийти к новому подъему и пробудить от смерти всю Жизнь.

Мистерия Зимнего Солнцестояния – священнейший и высочайший опыт нордический души. В нем открывается великий, божественный закон вечного возвращения – Закон, согласно которому, всякая смерть есть становление, и гибель ведет к Жизни через Свет Божий»[54].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.