Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства




I ' 55


екая философско-юридическая мысль во взглядах на государство оста валась неизменной. «Государство — политическая организация эконо мически господствующею класса, имеющая своей целью охранять cv шествующий экономический порядок и подавлять сопротивление дру гих классов»'.

В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и суш ность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. «Сущность государства заключается в том, — писали С. А. Голунский и М.С.Строгович, — что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса»7 А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма ленинизма, считал, что «государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами властьдиктатуру»1.

Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С. ф. Кечекьян, А. С. Федосеев, Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выво ду, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовые противников и защищает материальные условия своего существования otr всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутрь страны, так и за ее пределами»4.

В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авто ры многотомного.издания «Марксистско-ленинская общая теория госу­дарства и права» считают, что государство — «это исторически прехо дящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечи вающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»^ Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нем государство рассматривается как «особая органи­зация политической власти экономически господствующего класса

1 Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.

2 Голунский С. А., Строгович М. С. Конспект по теории государства и права
М., 1940. С. 53.

3 Денисов А. И. Указ. соч. С. 53.

4 Теория государства и права. М., 1955. С. 50—51.

5 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные инсти
туты и понятиягМ.. 1970. С. 216.


трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом об­ществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и при­дающая своим велениям обязательную силу для населения всей сграии»1.

В несколько иной интерпретации определяют государство авторы учеб­ника, изданного Московским университетом: «Государствоэто политическая организация классового олбщества, выражающая в кон­центрированной форме интересы и волю господствующих классов, мате­риальным носителем политической власти которых выступает публичная власть»2.

Классовость как важнейший признак любого государства при­знавалась большинством советских юристов. Так, В. С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалекти­ческого понятия государства, раскрывающего его классовую сущность3.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной nq>HOfl развития общества, объективностью методологиче­ских подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще», видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факто­ров, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном пред­ставлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершене-вич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него че­го-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произ­вольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях4.

еория государства и права. М., 1985. ('. 38.

еория государства и права. М.. 1987. С. 40.

'етровВ. С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 61.

и.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 201..


§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В научном плане понятие, отражающее общие основные призна-ки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой госу дарственной организации общества от его негосударственных органи­заций, от других частей политической системы общества. Такие приз­наки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, те­ряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

Представители социологического определения понятия госу дарства выделяют три его признака: 1) совокупность людейнарод 2) господствующую нао ними власть; 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о госу дарсгве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каж дый из характерных признаков государства сам представляет сложное i понятиен поэтому требует самостоятельного исследования1.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отлича­ют его от организации общественной власти в родовом строе, изложе­ны Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным едини­
цам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает
непосредственно
с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для
содержания аппарата государственной власти.

Отвлекаясь от содержательного анализа общих признаков госу­дарства, выделенных и обоснованных представителями различных на­учных направлений, в целом можно сказать, что формально они не про­тиворечат друг другу. Передовая общественная мысль пришла к выво­ду, что государство в отличие от догосударственнои организации влас­ти характеризуется единой территорией, проживающим на ней населе­нием и властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории.

Одновременно с государством в обществе формируются и другие, негосударственные политические организации (партии, союзы, различ-

1 См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 202-212: Кокошкин Ф. Ф. Лекции по об­щему государственному праву. М. 1912. С. 181—190.


цого рода общественные движения), которые также оказывают значи­тельное влияние на картину общественной жизни. В этой связи важно вь1явить наиболее характерные признаки государства, которые отли­чают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества, типизировать особенности государств различных исторических периодов, решить вопрос о преем­ственности прежних государственных институтов в современных усло­виях.

Государство в реальной действительности — это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от госу­дарств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития. Однако всем государствам истории и современности присущи. общие признаки, придающие данному общественному явлению каче­ственную определенность, обосабливая его тем самым от других обще­ственных образований. Каковы эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую террито­риальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной Tq>pHTopnn. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порож­дает новый социальный институт — гражданство или подданство, ино­странцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловли­вает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориаль­ному принципу ведет к установлению его пространственных преде­лов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федера­тивным устройством государства, в границах которого проживает на­селение, принадлежащее к различным нациям и народностям. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты Tq)pHTopmi государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в преде­лах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, ис­ключающих вмешательство иностранной власти.

Территория не общественное, а естественное условие существо­вания государства. Сама Tq)pHTopi«i не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распро­страняет свою власть.


Таким образом, и население, и территория являются необходд мыми материальными предпосылками возникновения и существованк государства. Не может быть государства без территории, как не може быть государства без населения.

Во-вторых, государство — это особая организация полити ческой власти, которая располагает специальным аппаратов (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормально) жизнедеятельности. Механизм государсгва является' материальные выражением государственной власти. Через целую систему своих орга нов и учреждении государство осуществляет непосредственное руковод. ство обществом, закрепляет и реализует определенный режим полита ческой власти, защищает неприкосновенность своих границ.

Разнообразные по своему строению и задачам части государ­ственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и. судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осу­ществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые уч­реждения.

Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изме­няются структурно и решают различные по своему конкретному содер жанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

В- третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые ффмы организации жизни общества при сущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безус­ловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества поли­тических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общест­ва, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, админи­страции и других).

В - четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических об­разований общества.

Суверенитет государстваэто такое свойство го­сударственной власти, которое выражается в верховенстве и независи­мости данного государства по отношению к любым другим властям


gnyrtipu страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет — собирательный признак государства. Он кон­центрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:

в универсальности — только решения государственной власти
распространяются на все население и общественные организации дан­
ной страны;

в прерогативе — возможности отмены и признания ничтожным
любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не рас­
полагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее вза­имодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юри­дическое выражение полновластие народа, в интересах которого госу­дарство осуществляет руководств») обществом.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с су­веренитетом народа. Суверенитет народа означает верховен­ство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать напр'авле-. ние политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Понятие государственного сув^>енитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и обра­зования самостоя тельного государства. В многонациональных госу­дарствах, образованных путем добровольного объединения наций, су­веренитет, осуществляемый чтим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от то­го, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение — путем объединения в союзное государство или пу­тем федерации на базе автономии или конфедерации, — государствен­ный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным госу­дарством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединив-ишхся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав много­национальному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной по­литики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях мно­гонациональное государство в лице своих высших органов является


носителем суверенитета не какой-либъ отдельной нации, а суверените­та, принадлежащего именно данному многонациональному госу­дарству, выражающему как общие интересы всех объединившихся на­ций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидно­стях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих ь его состав.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначе нии государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, поли­тической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность yi»JBq)cajn.Hoft управляющей си­стемы. Раскрыть сущность государства —- значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в об­ществе, уяснить, почему общество не может существовать и развивать­ся без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной 4qnoft государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем об­ществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управ­ление. Государственная же власть — это особый вид управления, харак­теризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организаци­онными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государ-


^ по своей сущности, в основе своей, было политической организа­цией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство — это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других бо­гатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капита­листическое государство на первых (классических) этапах своего разви­тия выступало как орган выражения интересов буржуазии.

Если отвлечься от тех сторон деятельности названных государств, в которых выражается их общесоциальное назначение, то все они были прежде всего политической организацией собственников основных средств производства. Маркс в этой связи писал, что капиталистическое государство «есть лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического спо­соба производства от посягательств как рабочих, так и отдельных ка-' питалистов»1.

Анализ определенных экономических и социальных закономерно­стей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил, как считали основоположники марк­сизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности госу­дарства, охватывающее все исторические типы государств, в том числе и современные.

Однако качественные изменения, объективно происходившие в
жизни общества, неизбежно вели к изменению сущности государства.
Возникновение советского государства, а затем ряда однотипных госу­
дарств в Европе и Азии после торой мировой войны уже не вкладыва­
лось в классическую формулировку сущности государства как
«организации классового господства». Не соответствовало реальной
действительности и определение «социалистического государства» как
политической организации собственников основных средств производ­
ства, поскольку собственником этих средств был не рабочий класс, не
крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат,
реально и официально олицетворявший и общество, и государство как
нечто целое. В гаком государстве отсутствовали тс положительные чёр^-
ты, которые накапливались по мере общественного развития и были
^гоисущи другим современным государствам. Оно превратилось в тотй*
литарную организацию политической власти, где принуждение явля­
лось основным средством управления обществом. !'

Развитие государства •— сложный диалектико-логический про­цесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями^ сре­ди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.

Более или менее однотипные экономические и социальные усло­вия существования общества (производственные отношения, социаль-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. I. С. 254-255.


ная структура), соответствующие им нравственные устои и культурны; уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первы этапах его развития придают государству известное внутреннее един ство. Все они базируются на таких отношениях собственности, в кото рых преобладают элементы принуждения в государственном управле нии, официально признается неравенство и угнетение как естественно состояние общественной жизни.

Особенность исторических типов государств, предшествующи: современности, состоит в том, что они в основном выражали эко^оми ческие интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталис тов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гу манизации, политического и нравственного «взросления» человека эко номическая и социальная база государства расширяется, принудитель ный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных причин государство превра щается преимущественно в организующую силу общества, которая вы ражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

Частная собственность, ставшая объективным фактором возник­новения государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Соб­ственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобра­зований отношений собственное™ изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формирова­нием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала при обретать новые качественные 4qnbi и частная собственность, то есть собственность индивида.

Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого чело­века в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути. И его действия, обусловленные личной выгодой, в то же время совпа­дают с истинными интересами общества.

В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной зашитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивида (индивидов), которая органически включается в общую экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государ­ственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.


Государство как историческое явление имеет двойственную при­воду- Будучи организацией политической власти экономически господ­ствующего класса, оно одновременно является «организатором «общих дея», вытекающих из природы всякого общества»1. Объективность дан­ного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства является основным? Марксистское учение о сущности госу­дарства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.

Однако реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и «общих» задач государства.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной сто­роны, сужение сущности государства как организации классового гос­подства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного раз­вития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государ­ство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки род­ственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического раз­вития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, та­ковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исто­рически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социаль­ное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители Договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свобо­ду (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I. С. 422.

3 Зак. 79. 65


Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение од­ного класса другим, умеряя их столкновение5.

В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеоб­щего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое госу­дарство» и др.), которые главную задачу современной государствен­ности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.).

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, опре­деляются теми объективными условиями, которые характерны для дан­ного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содч)жание деятельности государства в отдель­ные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъек­тивные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность опреде­ленной теории, ее универсальность, способность предвидеть истори­ческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика под­вергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенньш, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании госу­дарства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и пре­вращении его в «полугосударство» опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавле­ния большинства народа. Такая практика и позволила сделать заклю­чение об «истинности» и «универсальности» теории классового госу­дарства.

Приверженность лишь одной из возможных гипотез обществен ного развития, которую отстаивала марксистскогленинская наука (кризис и загнивание капитализма; империализм как канун, преддверие социалистической революции), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капита­лизм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потря­сения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи обще­ственного развития в практику.

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 7.


Значительно углубились демократизм общественной жизни, на­чала равенства и социальной справедливости, свобода личности. Обще­ство, которое сформировалось в развитых странах Западной Европы и Дзии после второй мировой войны, стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от «капиталистического» общества времен Маркса и Энгельса и «империалистического», которое изучал Ленин.

Какие же изменения претерпело государство?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления соци­альных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддержи­вались различными общественными слоями. В деятельности госу­дарства на первый план начинают выступать такие важные общедемо­кратические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, ком­промиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизо­ванное государство как средство социального компромисса (по с о д е р ж: они ю) и как правовое государство (по ф о р м е)].

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для всех его перио­дов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие усло­вий, в которых существовали, существуют и будут существовать госу­дарства иа разных этапах своего развития, выявляв! множество особен­ностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, кото­рые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.