КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Международное космическое право
Задачи Специальные термины Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, «права и свободы воздуха», эксплуатант воздушного судна. 1. Изучите ст. 5 и 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Статья 5. Право нерегулярных полетов Каждое Договаривающееся государство соглашается, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений настоящей Конвенции, осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Тем не менее каждое Договаривающееся государство сохраняет за собой право по соображениям безопасности полетов требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальное разрешение на такие нолеты. Статья 6. Регулярные воздушные сообщения Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Под действие какой статьи подходят следующие случаи: а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск. б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер. в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новосибирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп. г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состоятельных людей. При решении задачи учтите, что в 1952 г. Совет ИКАО дал следующее определение регулярных полетов: Регулярный рейс — серия полетов, обладающая следующими характеристиками: полеты носят интернациональный характер; услуги перевозчика носят открытый публичный характер; полет осуществляется между двумя одними и теми же пунктами: полет осуществляется в соответствии с публикуемым расписанием; или же настолько регулярно или часто, что проведение этих полетов обладает признанной систематичностью. 2. Выделяются следующие основные коммерческие «свободы воздуха». 1. Право на транзитный беспосадочный полет через территорию иностранного государства. 2. Право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории. 3. Право высаживать на иностранной территории пассажиров, выгружать грузы и почту, взятые на территории государства, которому принадлежит воздушное судно. 4. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся па территорию государства, которому принадлежит воздушное судно. 5. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся на территорию любого третьего государства и право высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту, следующие с территории любого третьего государства. Почему по поводу предоставления этих свобод до сих пор не заключен многосторонний международный договор, а регулирование осуществляется главным образом на двусторонней основе? В использовании каких свобод наиболее заинтересованы развитые государства? Развивающиеся государства? Вы являетесь представителем российского авиапредприятия (г. Новосибирск). В получении какой из свобод вы в наибольшей степени заинтересованы? 3. У гражданки государства А, находящейся па борту воздушного судна государства В, во время полета над территорией государства С родился ребенок. Гражданство какого государства должен получить ребенок с учетом следующих обстоятельств: Законодательство о гражданстве государства А построено на основе принципа «права крови», государств В и С — на основе принципа «права почвы»? Можно ли рассматривать воздушное судно в качестве части территории государства? В случае если на борту воздушного судна будет совершено правонарушение, какое государство вправе осуществлять юрисдикцию над правонарушителем? 4. Статья7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. гласит: Договаривающееся государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства. Обязана ли Россия вернуть Северной Корее политического заключенного, который захватил самолет и прилетел в Россию с целью избежать смертной казни за высказывания, осуждающие политику северокорейского режима? Если данное дело будет рассматриваться российским судом, может ли он расценивать политические мотивы деяния как смягчающее обстоятельство и назначить наказание ниже минимального? 5. В декабре 1988 г., самолёт американской воздушной компании «ПанАм» разбился над Локерби в Шотландии, что повлекло гибель 270 человек. Причиной катастрофы была бомба, находящаяся на борту самолета. Американские и английские власти подозревали, что вина за этот террористический акт лежит на двух ливийских гражданах и поэтому потребовали у ливийских властей выдачи террористов, в чем им было отказано. Параллельно французские власти представили подобное требование вследствие катастрофы в идентичных обстоятельствах в сентябре 1989 г. самолета компании «Юта» над Нигером, повлекшего гибель 170 пассажиров. Французским властям было также отказано. В январе 1992 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 731 осудил эти террористические акты, выразил осуждение ливийскому правительству и потребовал от ливийских властей немедленного предоставления полного и ясного ответа на запросы США, Великобритании и Франции «с целью обеспечения полного уничтожения международного терроризма». В начале марта 1992 г. Ливия обратилась в Международный Суд ООН с жалобой на эти государства. Ливия утверждала, что она выполнила все свои обязанности, вытекающие из Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и что как раз США и Великобритания не соблюдают положения Конвенции, относящиеся к процедуре урегулирования споров (это действительно имело место). Кроме того, правительства этих государств обвинялись в нарушении суверенитета Ливии в связи с их требованиями выдачи ливийских граждан. Ливийское правительство просило Суд указать обеспечительные меры, запрещающие этим двум государствам предпринимать какие-то действия с целью принудить Ливию выдать своих граждан. 31 марта 1992 г. Совет Безопасности ООН, учитывая упорный отказ Ливии, решил применить положения гл. 7 Устава ООН (где говорится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных действий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности». Резолюция № 748 установила в отношении Ливии эмбарго на поставки оружия и воздушные сообщения, а также уменьшение важности дипломатических миссий. Оцените позиции: США и Великобритании; Ливии; Совета Безопасности ООН. В конечном итоге ради снятия экономических санкций Ливия пошла на выдачу своих граждан (пилотов), которые были осуждены. 6. В октябре 1985 г. четыре палестинских террориста, принадлежащие к одной из фракций Организации освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское судно «Акилле Лауро». Около 450 пассажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где находится штаб ООП. Однако во время полета над международными водами Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и, с разрешения итальянского правительства, приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены. Как можно расценить действия Египта, США, Италии с точки зрения их соответствия международному праву? Какие правовые основания могут приводиться в оправдание действий США?
1. Понятие, источники, субъекты международного космического права 2. Правовой статус космического пространства и небесных тел 3. Правовой статус космонавтов 4. Ответственность в международном космическом праве
Рекомендуемая литература Борьба СССР за мирное использование космоса. 1957-1985. Документы и материалы в 2 т. М., 1985. Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет. М., 1978. Верещетин В. С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977. Верещетин B.C. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986. Жуков Г.П. Космос и мир. М, 1985. Жуков Г.П. К истории советской доктрины международного космического права. М., 1990. Каменецкая Е.П. Космос и международные организации: международно-правовые проблемы. М., 1980. Колосов Ю.М., Сшашевский С.Т. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы. М., 1984. Копылов М.Н., Постышев В.М. Международное космическое право и развивающиеся страны. М„ 1990. Международное космическое право. М., 1999. Международное космическое право / Под ред. А.С. Пирадова. М., 1985. Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву) / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1990. Нозари Ф. Космическое право. М., 1979. Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990. Правовые проблемы полетов человека в космос / Под ред. B.C. Верещетина. М., 1986. РудевА.И. Международно-правовой статус космических станций. М., 1982. Словарь международного космического права. М., 1992.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |