Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные темы курсовых работ




Задачи

Нормативные акты

Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. // ДМ П. М„ 1997. Т. 3. С. 135-145.

Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г. // Там же. С. 162-173.

Европейская энергетическая хартия 1991 г. // Там же. С. 173—180.

Договор о создании Экономического союза 1993 г. // Там же. С. 180—189.

Соглашение о статусе Экономического суда СНГ 1992 г. // БМД. 1994. № 9. С. 4-5.

Положение об Экономическом суде СНГ 1992 г. // БМД. 1994. № 9. С. 6-8.

Договор о Европейском Союзе 1992 г. //ДМП. М., 1997. Т. 3. С. 211-224.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны и Европейскими сообщества­ми и их государствами-членами, с другой стороны 1994 г. // Там же. С. 225-254.

Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // ВВАС РФ. 1997. № 8.

Устав Организации ООН по промышленному развитию (Принят в г. Вене 8 апреля 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию в специализированное учреждение) // ВВС СССР. 1986. № 5. Ст. 102.

Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инве­стиций, 1985 г. // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. М., 1995. С. 197—276.

Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 42 Ст. 3923.

Специальные термины:

Бойкот, демпинг, национализация, новый международный экономический порядок, оговорка Кальво, право развития, преференции, протекционизм, транснациональная корпорация, эмбарго.

Задания

1. Приведите примеры и дайте характеристику каждой из следую­щих групп международных договоров:

договоры об избежании двойного налогообложении; договоры о торговле и мореплавании;

договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголов­ным делам;

договоры о поощрении капиталовложений и гарантиях инвес­тиций.

2. Сформулируйте предложения относительно повышения между­народного экономического значения Российской Федерации.

1. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ гово­рится: «Сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хо­зяйство. И поэтому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российские предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать, если угодно, обслуживать, интересы российской эконо­мики. А это значит — противодействовать дискриминации отечествен­ных производителей. Гарантировать сохранение и оптимальное испо­льзование российской собственности за рубежом. Ускорять подгото­вительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас усло­виях. В целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова»1.

Какие меры в области международного сотрудничества и междуна­родного права следует предпринять, чтобы усилить позиции россий­ского производителя? Насколько успешно сегодняшняя внешняя по­литика РФ решает эту задачу? При подготовке ответов можно, в част­ности, использовать Федеральный закон «О мерах по защите экономи­ческих интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»2.

2. Существуют два основных подхода к экономической интегра­ции. Представители либерального подхода считают, что экономиче­ской интеграции можно достичь свободной международной торгов­лей, при этом государства полностью сохраняют свой экономический суверенитет, ведь свободная торговля сама по себе интегрирует сферу сотрудничества, поэтому не требуется особых наднациональных ин­ститутов, которые бы заботились об интеграции. Институционалисты представляют противоположную точку зрения; они исходят из утверждения, что либерализация международных экономических отноше­ний и свободная деятельность рыночных законов сама по себе недо­статочна для действительной интеграции. Необходимо согласование экономической политики отдельных государств, что диктует создание специальных международных институтов с наднациональными пол­номочиями1.

Какая позиция предпочтительнее и почему?

3. Ознакомьтесь со ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.2

«Основными принципами государственного регулирования внеш­неторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внеш­ней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнетор­говой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в це­лях реализации государственных задач обеспечения национальной бе­зопасности, политических, экономических и военных интересов, а так­же выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наи­более опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их неди­скриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участ­никам и экономике Российской Федерации в целом».

Как вы понимаете эти принципы? Как эти принципы могут прояв­ляться в сфере таможенного, валютного и налогового регулирования внешнеэкономической деятельности?

4. Новой отраслью международного права считается право разви­тия. В соответствии с основным принципом этой отрасли развивающиеся государства имеют право на развитие, которое включает в себя пра­во на участие в принятие решений в международных экономических организациях, право на получение внешних кредитов, право на пользо­вание односторонними преимуществами в международной торговле и др.

Как вы относитесь к этой концепции? В каких отраслях междуна­родного права учитывается разделение государств на развитые и раз­вивающиеся?

5. В 1951 г. иранский меджлис (парламент) принял два закона о на­ционализации нефтяной промышленности в Иране. Немедленно по­сле национализации 8 мая 1951 г. Англо-Иранская нефтяная компа­ния потребовала от иранского премьер-министра, чтобы этот вопрос в соответствии со ст. 22 концессионного договора 1933 г. был разрешен арбитражным путем. Иранский министр финансов в своем ответе на это письмо подчеркнул, что: 1) право национализации вытекает из су­веренитета каждого государства; это право использовали многие госу­дарства, в том числе и правительство Великобритании; 2) частное со­глашение (концессия) не может препятствовать осуществлению этого права, основанного на нормах международного нрава; 3) национализа­ция нефтяной промышленности в Иране является результатом осуще­ствления суверенного нрава иранского народа; эта мера не может быть предметом арбитражного разбирательства в каком-либо арбитражном органе.

Оцените доводы Ирана с точки зрения их соответствия междуна­родному праву.

6. Правительства латиноамериканских государств при заключении концессионных соглашений с иностранцами включали в эти соглаше­ния так называемую «оговорку Кальво»1, согласно которой иностран­ное лицо отказывалось от дипломатической защиты своего государст­ва и передавало все споры в ведение местной юрисдикции.

Статья 61 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

В случае если «оговорка Кальво» включена в договор с российским гражданином, имеет ли она силу? Действительна ли такая оговорка с точки зрения современного международного права?

7. Компания «Барселона Трекши» (Barcelona Traction, Light and Power Company, Limited) была образована в 1911 г. в г. Торонто (Ка­нада). С целью создания и развития в Каталонии (Испания) сетей энергообеспечения, «Барселона Трекшн» создала несколько дочерних компаний, одни из которых были зарегистрированы в Канаде, а дру­гие — в Испании. Данные компании к 1936 г. обеспечивали большую часть потребностей Каталонии в электроэнергии. Большая часть ак­ций компании «Барселона Трекшн» принадлежало бельгийским граж­данам.

В 1948 г. три кредитора компании инициировали процесс о банк­ротстве «Барселона Трекшн». Испанский суд вынес решение, в соот­ветствии с которым ряд руководителей компании были отстранены от своих должностей и на их место были назначены граждане Испании. Спустя некоторое время аналогичные меры были предприняты в отно­шении дочерних компаний.

«Барселона Трекшн» и дочерние компании неоднократно обраща­лись в испанские суды и обжаловали предпринимаемые испанскими^ властями меры. Всего по делу было вынесено 2736 определений, 494 решения и 37 постановлений.

Правительства Канады и Бельгии неоднократно обращались к ис­панским властям с целью оказания защиты компании1.

В конечном счете Бельгия обратилась в Международный Суд ООН.

Вправе ли Бельгия была оказывать дипломатическую защиту ком­пании «Барселона Трекшн»? Вправе ли такую защиту оказывать Ка­нада?

8. Статья III Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. закрепляет следующее правило:

«Договаривающиеся Стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, нравила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, а также внутренние пра­вила количественного регулирования, требующие смешения, перера­ботки или использования товаров в определенных количествах или до­лях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего про­изводства...»

В данной статье говорится о протекционизме. Дайте определение этому понятию. Какие существуют протекционистские меры? Почему государства хотят бороться с этим явлением? Охватывает ли протек­ционизм такие меры государственной помощи отечественной эконо­мике, как предоставление субсидий и субвенций, снижение налогового бремени, государственное участие в капитале?

9. Статья VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. закрепляет следующее правило:

«Договаривающиеся Стороны признают, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промыш­ленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышлен­ности».

Недавно со стороны крупнейших американских компаний высказа­ны обвинения в адрес России в связи с демпингом продукции черной металлургии.

Чем опасен демпинг? Кем создается демпинговая ситуация: госу­дарством происхождения товара, государством, в которое товар посту­пает, или производителем товара? Как можно с ним бороться? Что та­кое нормальная цена и как она может быть определена?

10. По свидетельству Т.Н. Нешатаевой, в практике МВФ и МБРР появились серьезные новации в вопросах финансирования госу­дарств-членов. «Международные учреждения все чаще привлекают к финансированию структурной перестройки в той или иной стране ча­стных инвесторов. Делается это следующим образом: МБ-МВФ на джентльменских условиях просят частные банки профинансировать программу конкретной страны. Коммерческие банки, как правило, не отказывают в средствах при условии, что программы составлены с участием банка и фонда... Следует отметить, что сегодня частные ин­весторы чаще всего склонны отказывать в предоставлении крупных кредитов, если их расходование не подкреплено программами МБ-МВФ. Иными словами, банк и фонд связывают себя дополните­льными соглашениями с юридическими лицами отдельных госу­дарств»1.

В результате такого рода операций складывается следующая схема отношений:

МВФ

Государство-получатель средств

Банк-инвестор

Дайте характеристику каждой группе отношений. Каковы права и обязанности субъектов правоотношения? Каким правом эти отноше­ния регулируются? Как реализуется ответственность?

11. В договорах, заключаемых Российской Федерацией и иностран^** ными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложе­ний, предусматривается, что споры между государством и инвестором передаются на рассмотрение в:

третейский суд «ad hoc» в соответствии с арбитражным регламен­том Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

компетентный суд или арбитраж договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены;

Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

любой иной международный арбитраж, о котором договорятся сто­роны в споре1.

Какой из способов разрешения споров в наибольшей степени выго­ден для инвестора? Для государства, на территории которого осущест­вляется капиталовложение? Какое право должно применяться в каж­дом из случаев?

12. Согласно договорам о защите капиталовложений, национализа­ция допускается только при условии выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

Должен ли размер компенсации соответствовать: реальной стоимости национализируемого имущества;

реальной стоимости национализируемого имущества плюс упу­щенная выгода;

реальной стоимости национализируемого имущества минус уже полученные от его эксплуатации доходы?

13. Государство А объявило государственную монополию на произ­водство товара X. Может ли иностранный инвестор, занимающийся на территории РФ производством этого товара, защищать свои интересы, ссылаясь на договор о защите капиталовложений? Можно ли рассмат­ривать в данном случае объявление государственной монополии как национализацию?

14. Руководство фирмы опасается, что имущество филиала фирмы за рубежом будет национализировано. В качестве юридических гаран­тий прав фирмы вы имеете:

положения Конституции данного государства, запрещающие наци­онализацию;

аналогичные положения двустороннего международного договора между вашим и иностранным государством;

договор страхования с частной компанией от рисков национализа­ции;

договор между вашей фирмой и иностранным государством, содер­жащий условие о недопустимости национализации;

международно-правовой обычай, запрещающий национализа­цию.

Сравните относительную ценность этих гарантий. Какие еще меж­дународно-правовые гарантии могут быть? Если национализация все же произошла, какие способы защиты ваших интересов могут быть ис­пользованы?

15. Государство А установило в отношении государства В особые экономические преференции, заключающиеся в 20%-ном снижении таможенных пошлин относительно общего их уровня. Компания, про­изводящая компьютеры, зарегистрированная на территории государ­ства С, открыла на территории государства В дочернюю фирму, зани­мающуюся сборкой комплектующих и экспортом уже готовых компь­ютеров в государство А.

Какое государство должно считаться страной происхождения това­ра? Соответственно по какой ставке должен облагаться данный товар? Какие меры государственной политики могут быть предприняты для устранения подобных ситуаций?

16. Государство А подписало с государством В договор в соответст­вии с которым оба государства приняли на себя обязательство сниже­ния общих таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары на 20%. Спустя год государство А подписало с государством С договор, в котором установлено снижение таможенных пошлин на 30% для дву­сторонней торговли этих государств.

Нарушает ли договор, заключенный между государствами А и С, договор, заключенный между государствами А и В? Какие могут быть последствия такого нарушения?

17. Немецкая компания «Грюндиг» договорилась с французской фирмой «Копстан» о том, что последняя будет исключительным по­средником (эксклюзивным дилером) первой во Франции. Германская сторона согласилась не снабжать своей продукцией никого другого во Франции, а французская — не торговать продукцией конкурентов «Грюндиг», содействовать продаже ее продукции, обеспечивать по­слепродажное обслуживание, делать прогнозы продаж и т.д.

Статья 85 Римского договора запрещает все соглашения между предприятиями, которые могут причинить ущерб торговле между го­сударствами-членами и которые имеют своей целью или следствием предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в пределах Общего рынка1.

Подпадает ли соглашение между немецкой и французской компа­нией под данный запрет?

18. Международная фруктовая компания обратилась за лицензией на импорт яблок в ЕС. Когда просьба о лицензии была отклонена дат­скими властями со ссылкой на ряд регламентов ЕС, компания обрати­лась с иском в суд, утверждая, что указанные регламенты нарушали ст. 9 ГАТТ, устанавливающую обязательство договаривающихся сто­рон устранить количественные ограничения на импорт или экспорт то­варов. В соответствии с Римским договором ЕС наделен функциями по проведению тарифной и торговой политики и нравом заключения со­ответствующих соглашений по данным вопросам2.

Можно ли утверждать, что ЕС в данном случае выступает в каче­стве правопреемника государств-членов по обязательствам ГАТТ? Как могут соотноситься по юридической силе Римский договор и ГАТТ?

19. 12 марта 1996 г. Президент США У. Клинтон подписал Закон о солидарности ради свободы и демократии на Кубе. В соответствии с данным законом, если будет установлено, что граждане третьих стран причастцы к коммерческим операциям в США с использованием ранее национализированной собственности американцев, их можно предать суду в США либо ограничить их право на въезд в США. Эти меры рас­пространяются также на родственников и работающих с этими лицами других лиц. В соответствии с этим законом разрешение на въезд в США, но существу, выдается лишь для того, чтобы эти лица предстали перед судом1.

Какие нормы международного права и общие принципы права на­рушаются данным законом?

20. Западные фармацевтические компании приобретают патенты на препараты, изготовленные на основе методов народной медицины.

Правомерна ли такая практика с точки зрения международного экономического права? Попробуйте сформулировать возражения от имени российского МИД в случае, если крупная западная компания зарегистрировала ряд патентов, в основе которых лежат методы тради­ционной русской народной медицины.

21. В начале XX в. правительством царской России были соверше­ны ряд займов у иностранных государств (Франция, Великобритания) и их граждан. Правительство СССР отказалось платить по царским долгам. При подготовке к Генуэзской конференци 1922 г. советские эк­сперты подготовили ряд выводов в отношении долгов царской России. Главные из них заключались в следующем:

1. Военные займы союзников царской России погашены отказом России от выгод, предусмотренных § 116 Версальского мирного дого­вора, который сохраняет за ней право требовать репараций от Герма­нии но тому же титулу, что и союзники, а также неуплатой расходов, сделанных ею во время войны 1914—1917 гг., в то время как значитель­ная часть бюджетов союзных стран покрывается германской контрибу­цией.

2. Довоенные долги России компенсируются убытками, причинен­ными национальному богатству России интервенцией, блокадой и гражданской войной, организованной союзниками.

В ноябре 1996 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Франции относительно окончательного урегулирования взаимных требований между Россией и Францией, возникших до 9 мая 1945 г. В соответствии с этим доку­ментом Россия выделила на погашение дореволюционных долгов 400 млн долл., из которых две трети должны быть использованы на оплату ценных бумаг, а одна треть должна быть направлена на выплату компенсаций французским владельцам российской недвижимости, по­терявшим ее во время национализации. Держатели ценных бумаг дол­жны получить по 100 долл. США за одну штуку (независимо от номи­нала).

Как вы относитесь к проблеме «царских» долгов? Должна ли Рос­сия их оплатить? В каком объеме должны быть произведены выплаты? Должны ли учитываться вышеуказанные аргументы советских экс­пертов?

 

 

1. Возникновение и развитие международного права.

2. Субъекты международного права.

3. Российская Федерация как субъект международного права.

4. Признание государств.

5. Правопреемство государств.

6. Процесс создания норм международного права.

7. Юридическая природа международного права.

8. Международный договор — основной источник междуна­род­ного права.

9. Соотношение международного договора и национального закона.

10. Основные принципы международного права.

11. Территориальная целостность государств и нерушимость их границ.

12. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

13. Реализация норм международного права.

14. Право внешних сношений.

15. Международные конференции.

16. Правовой статус ООН.

17. Правовое положение Европейского союза.

18. Правовой статус Содружества Независимых Государств (СНГ).

19. Гражданство и международное право.

20. Правовое положение иностранных граждан.

21. Право убежища.

22. Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества.

23. Международные трибуналы.

24. Международный контроль.

25. Внутреннее право международных организаций.

26. Правовой режим космонавтов и космических объектов.

27. Правовой статус международных проливов и каналов.

28. Эффективность норм международного права.

29. Режим беженцев в международном праве.

30. Международный контроль и международное право.

31. Правовое регулирование вооруженных конфликтов между­на­родного характера.

32. Международное уголовное право.

33. Правовой режим Мирового океана.

34. Международная охрана культурных ценностей.

35. Международный уголовный суд.

36. Государства в системе международно-правового регулирования.

37. Личность и международное право.

38. Правовое регулирование международных трудовых отношений.

39. Выдача преступников в современном международном праве.

40. Правотворческая деятельность международных организаций.

41. Принцип соблюдения договоров в международном праве.

42. Международно-правовые санкции.

43. Имплементация норм международного права.

44. Суды государств и международное право.

45. Неприменение силы в международных отношениях.

46. Источники международного права.

47. Правовые формы прекращения состояния войны между государствами.

48. Международное морское право.

49. Международно-правовой статус космических станций.

50. Международно-правовой режим рек.

51. Международно-правовое регулирование вопросов рыболовства.

52. Дипломатическое право.

53. Понятие и источники международного экономического права.

54. Цели и принципы международного экономического права.

55. Международные экономические договоры.

56. Международные экономические организации.

57. Международный арбитраж.

58. Юридические последствия правомерного поведения государств.

59. Международные правоотношения.

60. Нюрнбергский и Токийский уголовные процессы.

61. Международно-правовые гарантии безопасности государств.

62. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды.

63. Международно-правовая охрана среды Мирового океана.

64. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.