Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные материалы. Тема 1. Краткая история русского языка




Тема 1. Краткая история русского языка

Издательство «Истоки», 2013

Рудакова А.В., Козельская Н.А., 2013

Рудакова А.В., Козельская Н.А.

2013

Воронеж

И КУЛЬТУРе РЕЧИ

Практикум-справочник по рУССКому ЯЗЫКу

А.В. Рудакова, Н.А. Козельская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум-справочник по русскому языку и культуре речи: учебно-метод. пособие для вузов. – Изд. 3, перераб. и испр. – Воронеж: Истоки, 2013. – 56 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общего языкознания и стилистики филологического факультете Воронежского государственного университета.

Пособие построено в соответствии с программой дисциплины «Русский язык и культура речи». Оно включает в себя материал, посвященный наиболее сложным вопросам данного курса. Основное внимание уделяется нормативным аспектам культуры речи и отработке навыков владения орфоэпическими, лексическими, стилистическими, грамматическими нормами русского литературного языка.

Пособие предназначено для индивидуальной и самостоятельной работы студентов-нефилологов различных форм обучения.

 

 

 

Бланк теста по культуре речи

Дата проведения _____________ 2013 г.

 

 

1.     26.    
2.     27.    
3.     28.    
4.     29.    
5.     30.    
6.     31.    
7.     32.    
8.     33.    
9.     34.    
      35.    
11.     36.    
12.     37.    
13.     38.    
14.     39.    
15.     40.    
16.     41.    
17.     42.    
18.     43.    
19.     44.    
20.     45.    
21.     46.    
22.     47.    
23.     48.    
24.     49.    
25.     50.    

Подпись тестируемого ______________________

Результат: _____ ошибок зачтено не зачтено

 

 

Все языки мира делятся по родству на семьи и группы родственных языков (генеалогическая классификация языков мира). Русский язык относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи (кроме славянской группы, в состав индоевропейской языковой семьи входят индоарийская, греческая, романская, кельтская, германская, балтийская и другие группы). Современные славянские языки делятся на три группы: восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославян-ские (польский, лужицкий, чешский, словацкий) и южнославянские (болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский).

Русский язык – один из древнейших языков и имеет многовековую историю развития. История любого развитого языка начинается с появления письменности. Создателями славянской азбуки являются проповедники христианства, славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий. Письменный литературный язык славян в средние века называется старославянским языком (древнецерковнославянским), который сложился на основе перевода с греческого языка богослужебных книг на южномакедонский диалект. Продолжением старославянского языка как языка литературного стал церковнославянский язык. Распространение письменности на Руси связано с введением христианства 988 г. князем Владимиром Святославовичем.

В истории развития русского языка традиционно выделяют следующие основные периоды.

V (VI) – ХIV (ХV) вв. – выделение восточных славян в особую этническую группу из общеславянского единства. С этого периода ведет свое существование древнерусский язык – язык Киевского государства (восточнославянский).

ХIV-ХV вв. – деление языка восточных славян на три близкородственных (великорусский, малорусский и белорусский). Этот процесс продолжается до середины ХVII века, когда начинает формироваться литературный язык Московского государства.

Середина ХVII века – первая четверть ХIХ в. – формирование русской нации и русского литературного языка, ограничиваются сферы употребления старославянского языка, появляется научная терминология (атмосфера, термометр, электричество и др.), увеличивается количество заимствований из западноевропейских языков (польского, французского, голландского, итальянского, немецкого), русский язык быстро обогащает свой словарный состав.

Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов. Он создал первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые была представлена научная система русского языка, создан свод грамматических правил, показано, как пользоваться его богатейшими возможностями. М.В. Ломоносовым была разработана теория о трех стилях (высоком, среднем и низком), которая определила сферу использования старославянизмов.

ХIХ век – формирование современного русского литературного языка. В его формировании значительную роль сыграл А.С. Пушкин, который в своем поэтическом творчестве и в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности. Начавшийся во второй четверти ХIХ века период развития русского литературного языка продолжается и в наши дни. В ХIХ веке происходит небывалый расцвет русской литературы, необыкновенных высот достигает русская публицистика, мировое признание получают достижения русских ученых. Развитие литературы, публицистики, науки способствует дальнейшему становлению и обогащению русского национального языка. Научная и публицистическая литература увеличивает запас интернациональной терминологии. Художественная литература служит базой для пополнения русской фразеологии и образования новых слов.

Одним из важнейших признаков литературного языка как высшей формы общенародного языка является его нормативность. На протяжении всего ХIХ века идет процесс обработки общенародного языка с целью создания единых грамматических, лексических орфографических, орфо-эпических норм. Богатство и разнообразие словарного состава русского языка находит отражение в словарях (исторических, этимологических, синонимических, иностранных слов), которые появляются ХIХ веке. Самым крупным событием было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

ХХ в. – развитие современного литературного языка. При характерис-тике русского языка ХХ в. разграничивают два периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. (советский период) и с апреля 1985 г. по настоящее время.

Октябрьская революция 1917 г. приводит к ломке всего старого, происходят коренные преобразования в государственном, экономическом устройстве страны. Этим обусловлены и процессы в русском языке:

- переход в пассивный запас многих слов, ставших неактуальными (слова, связанные с государственным устройством, церковная лексика);

- пополнение словарного запаса новыми словами, обозначающими новые органы власти, новые общественные организации, изменения в экономике, культуре. Отличительной чертой русского языка этого периода считается наводнение казенными сокращениями слов и словосочетаний;

- идеологизация лексики (введение в лексическое значение слова идеологического элемента – богема, акция, бюрократия и др.);

- переименование денотата (солдат – красногвардеец, полицейский – милиционер и др.) – один из принципов номинации в годы советской власти.

С апреля 1985 г. в русском языке действуют другие процессы:

- возврат в активный словарный запас многих слов, ушедших в пассив в советский период (гимназия, трест, департамент);

- появление новых слов, связанных с различными сферами жизни общества: политикой (госструктура, авторитаризм); экономикой (бизнес-центр, бартер); медициной (иглорефлексотерапия, хоспис); религией (иеговизм, кармический); наукой, техникой (клон, килобайт); бытом (йогурт, кейс) и т.д.;

- деидеологизация лексики (переориентировка слов из характеризующих социальные явления капиталистического строя в наименование явлений российской действительности последних десятилетий);

- либерализация языка проявляется в использовании в публичной речи ненормированных средств языка.

 

Задания

 

Задание 1. Охарактеризуйте русский язык с точки зрения генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа).

 

Задание 2. Определите, какой язык ближе к русскому языку в соответствии с отнесенностью к языковой семье, группе и подгруппе, подчерните. Устно объясните свой выбор.

Польский – итальянский; болгарский – молдавский; чешский – украинский; китайский – шведский; армянский – азербайджанский; венгерский – английский; испанский – финский.

 

Задание 3. Подберите к словам старославянского происхождения исконно русские слова с тем же корнем.

Прах; враг; власть; бредить; гражданин; ладья; един; горящий; Млечный (путь); освещение; прохладный; равный; агнец.

Задание 4. Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем же корнем.

Голова; надёжа; ворота; дерево; чужой; шелом; колючий; короткий; здоровье; середина; полонить; лодка; одёжа.

 

Задание 5. Для характеристики языка (лексики) советского периода приведите примеры 1) советизмов; 2) слов, ушедших в пассив; 3) переиме-нований; 4) аббревиатур.

Задание 6. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Древнерусский язык – это…

а) восточнославянский язык; б) южнославянский язык; в) западносла-вянский язык.

2. Создание славянской азбуки связано с именем (именами) …

а) Ярослава Мудрого; б) Кирилла и Мефодия; в) князя Владимира.

3. Старославянский язык – это …

а) язык древнерусской народности; б) древний письменный язык славян; в) язык-предок всех славянских языков.

4. Время распространения письменности на Руси – …

а) 863 год; б) 988 год; в) 1720 год.

5. Формирование современного русского литературного языка происходило…

а) в V-XIV веках; б) в XVII-XVIII веках; в) в XIX веке.

6. Основоположником современного русского литературного языка является …

а) М. Горький; б) М.В. Ломоносов; в) А.С. Пушкин.

7. В истории развития русского языка традиционно выделяют …

а) два периода; б) три периода; в) четыре периода.

8. Славянская азбука называется…

а) латиницей; б) кириллицей; в) глаголицей.

9. На славянских языках говорят …

а) болгары, украинцы, латыши; б) поляки, белорусы, молдаване; в) македонцы, чехи, хорваты.

10. Для лексики советского периода характерны следующие слова…

а) губернатор, большевик, КГБ, гимназия, Ленинград, колхозник; б) уезд, красногвардеец, домком, благочестие, бригада; в) пионер, РСДРП, комиссар, ударник, милиционер.

11. Активные процессы в лексико-фразеологической системе современ-ного русского языка…

а) идеологизация, перераспределение лексики активного и пассивного состава, переименование, стилистическая дифференциация; б) деидеоло-гизация, перераспределение лексики, жаргонизация, либерализация языковой нормы; в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация.

12. Наибольшие языковые изменения произошли …

а) в научном стиле речи; б) в публицистическом стиле речи; в) в разго-ворной речи.

13. Язык, который не входит в состав индоевропейской семьи, – …

а) английский язык; б) литовский язык; в) французский язык; г) финский язык.

 

Задание 7. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Сл и вовый (сл и ва), гр ý шевый (гр у ша); валов ó й, грунтов ó й, кладов á я; нам é рение, обесп é чение (обесп é чить).

 

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Возр…ждение, д…лина, уд…ляться, насл…ждаться, сокр…щение, обн…жённый, уд…виться, оч…рование, ут…мительный, укр…щение, ум…лять значение, деревенский ст…рожил, пок…рать злоумышленника, скр…пя сердце, заг…релый, з…рница, оз…рённый, покл…ниться, покл…нение, тв…рить, утв…рь, изл…гать, предл…жение, выр…стить, выр…сший, зар…сли, соск…чить, обск…кать, заск…чу (на минуту), заск…чу (от радости), переск…чу (канаву), переск…чу (соперника), уб…рать, зап…реть, прит…реться, бл…снуть, выж…гать, к…сательная, пром…кательная бумага, непром…каемый плащ, вым…кать сметану, пром…кнуть губы, ср…внять счёт, выр…вненная площадка, ср…внение, пл…вец, выпл…ву.

 

Задание 9. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Разноцветные заросли образованные одиночными и колониальными кораловыми полипами хорошо видны сквозь прозрачные воды теплых тропических морей в тихий солнечный день.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французкий посол писал что когда он увидел балет то был потрясен талантом крепостных людей. С одной стороны талантливые крепостные графа Шереметьева были признаными артистами музыкантами художниками а с другой бесправными и несвободными людьми живущими в определенной зависимости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.