КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочные материалы
Современного русского языка Тема 2. Формы существования
Современный русский язык охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, профессии, места жительства. Национальный русский язык существует в нескольких формах (разновидностях). Выделяют литературную форму (литературный язык) и нелитературные формы (территориально ограниченные формы, социально ограниченные формы и просторечие). Нелитературные формы существуют только в устной форме, обслуживают обиходно-бытовое общение. Территориально ограниченные формы существуют в виде территориальных диалектов – форма существования языка, характерная для жителей определенного региона (кочет, ихний, грядушка, мастерка). К социально ограниченным формам существования языка относят социальные диалекты и социальные жаргоны. Социальный диалект – особенности речи определенных социальных групп. К социальным диалектам могут быть отнесены профессиональные диалекты (особенности речи представителей определенных профессий; возникают из необходимости назвать предметы труда и операции с ними, в основном они состоят из специальных терминов), гендерлекты (особенности речи мужчин и женщин в пределах одного национального языка). Социальный жаргон – это совокупность сниженных, экспрессивных (т.е. отличающихся яркостью, выразительностью, необычностью) языковых единиц, характерных для устной непринужденной речи определенной социальной группы (наличка, препод, чайник). Сленг – общенародный жаргон (тусовка, тачка). Просторечие – форма языка, характеризующая речь малообразованных горожан, не владеющих нормами литературного языка (ехай, афёра, грушовый, с повидлой, большой мозоль). Высшей формой национального русского языка является литературный язык – строго нормированная форма языка, существующая в устной и письменной форме, закрепленная в словарях и справочниках. Литературный язык обслуживает все сферы общественной и культурной жизни нации. Задания
Задание 10. Соедините левую и правую части таблицы. Установите соответствия между терминами и определениями. Таблица 1
______________________________________________________________ Задание 11. Укажите, какой из форм национального русского языка соответствуют приведенные ниже признаки: 1) обязательность для всех образованных людей; 2) распространенность на определённой территории; 3) наличие системы функциональных стилей; 4) закреплённость за определёнными группами людей; 5) норми-рóванность (закреплённость в словарях); 6) отнесённость к речи малообразованных людей; 7) традиционность и устойчивость; 8) быстрая изменяемость; 9) образцовая форма языка; 10) самая древняя форма языка; 11) наличие устной и письменной форм существования.
Задание 12. Определите, в чём отличие таких понятий, как жаргон, сленг, арго. Приведите примеры каждого явления. Объясните значение жаргонных слов и выражений, «переведя» их на литературный язык. Наличка (бизн.); чувак (мол.); клава (комп.); бомбить (таксист.); стрелка (крим.); хвост (студ.); крыша (крим.); двушка (риэлтор.); тормозить (мол.); лох (угол., мол.); облом (мол.); чайник (комп.); оттягиваться (мол.); стипуха (студ.); лабать (муз.); тусовка (угол., мол.); фишка (мол.); халява (угол., мол.); глюк (комп.); гражданка (солдат.); навороты (мол.); препод (студ.). Задание 13. Прочитайте газетные заголовки, в которых используется сниженная лексика (просторечия, жаргон, сленг). 1. Кидалы из муниципалитета (_). 2. Передел с беспределом (_). 3. Виртуальный кирдык Америке (_). 4. Чисто конкретный сериал (_). 5. Лох – это судьба (_). 6. Бзики политиков (_). 7. Мордовороты от шоу-бизнеса (_). Как называется процесс огрубления языка, стилистического снижения лексики? ________________________________________________________ Задание 14. Приведите 10-15 слов из какого-либо жаргона (укажите, из какого), объясните их значения: Задание 15. Замените диалектные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот). Кочет, утирка, грядушка, колидор, транвай, какáва, знаютЪ, у сестре, чё, пинджак, кыляется кофта, ихний, текёт, кура.
Задание 16. Замените просторечные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот). Свеклá, красивше, уплóчено, юристконсульт, мукулатура, тубаретка, друшлаг, скурпулёзный, подчерк, рубель, битончик, журавель, теперича, спечь, манатки, шибко, пузо, тутошний, зубодер, облапошить, расфуфыриться, укокошить, барахло, небось, убивец, смотаться, притащиться, башка, дермантин, экскалатор, дивиденты, комфорка, приедь, 1 кг печеньев, правый туфель, ляжь, протвень, ложит.
Задание 17. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ. 1. Язык – это … а) система правил; б) система знаков; в) система моделей. 2. Основные функции языка – … а) эмоционально-экспрессивная, эстетическая, коммуникативная; б) когнитивная, коммуникативная, фатическая; в) когнитивная, коммуникативная, эмоционально-экспрессивная. 3. Литературный русский язык – это … а) язык художественной литературы; б) строго нормированная форма языка; в) книжный вариант русского языка. 4. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает … а) язык от Ломоносова до наших дней; б) язык от Пушкина до наших дней; в) язык от Толстого до наших дней. 5. Гендерлект – это особенности речи … а) отдельного человека; б) целой группы людей; в) мужчин и женщин в пределах одного национального языка. 6. Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы – … а) научная сфера; б) обиходно-бытовое общение; в) СМИ. 7. Корпоративный жаргон – это … а) особенности экспрессивно сниженной речи временных объединений людей; б) особенности речи людей, относящихся к одной фирме; в) профессиональный язык. 8. Профессиональный диалект – это … а) профессиональный жаргон; б) территориально ограниченная форма языка; в) профессиональные термины. 9. В предложении «Пора обувь на машине поменять» слово «обувь» относится … а) к местному диалекту; б) к профессиональному диалекту; в) к профессиональному жаргону. 10. Произнесение слов «звóнит», «сливóвый», «катáлог» является … а) нормативным, литературным; б) жаргонным; в) просторечным. 11. К ненормативным формам языка не относится… а) территориально ограниченная форма; б) литературный язык; в) социально ограниченные формы. 12. Сленг в современном русском языке – это … а) молодежный жаргон; б) уголовный жаргон; в) общенациональный жаргон. Задание 18. Запомните правильное произнесение следующих слов. Звон и ть – звон и шь, звон и т, звон и м, звон и т, звон я т, позвон и шь, созвон и мся, перезвон и т, перезвон и шь. Повтор и ть – повтор и шь, повтор и т, повтор и м, повтор и те, повтор я т; повтор ё нный. Вруч и ть – вруч и шь, вруч и т, вруч и м, вруч и те, вруч а т, поруч и шь, поруч а т, поруч и м: вруч ё нный, вруч ё н. Включ и ть – включ и шь, включ и т, включ и м, включ и те, включ а т, подключ и мся, заключ и шь, отключ и т; включ ё нный, включ ё н. Углуб и ть – углуб и шь, углуб и т, углуб и м, углуб и те, углуб я т, углубл ё нный; углубл ё нно. Облегч и ть – облегч и шь, облегч и т, облегч и м, облегч а т; облегч ё нный.
Задание 19. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Пр…творить в жизнь – пр…творить дверь, пр…подать урок – пр…падать – к земле, пр…бывать в заблуждении – пр…бывать поездом, пр…ступить к исполнению – пр…ступить закон, пр…емник идей – радиопр…ёмник, пр…ходящие ценности – пр…ходящий работник, пр…терпеть изменения – пр…терпеться к трудностям; пр…мировать, пр…учить, пр…стиж, пр…беречь, пр…думать, пр…мадонна, пр…зидент, пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия, пр…поднять, пр…парат, пр…следовать, пр…ломить, пр…митивный, пр…амбула, пр…валировать, пр…зидиум, пр…смиреть, пр…совокупить, пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, непр…менный.
Задание 20. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки. Случается что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время ученые не могли объяснить такое явление но впоследствие было выяснено что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий кит или дельфин плывет посылает звуковые сигналы улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае когда дно повышается к берегу постепенно по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны посылаемые животным ударяясь о пологое дно не возвращаються к нему а уходят в воздух и неполучая «эха» киты и дельфины плывут вперед и оказываются на мели.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 9845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |