Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полнотекстовый поиск. Классификация по предмету регулирования




Классификация по предмету регулирования

Классификация по алфавитному признаку

Классификация по номеру акта

Классификация по хронологии (по времени принятия акта)

Классификация по типу акта

Классификация по форме (виду) акта

Классификация по органу, принявшему акт

Основания классификации правовой информации

Пользователи, не имеющие специального юридического образования, нерегулярно обращающиеся к правовой информации

Практически не применяют предметный классификатор пользователи, не имеющие специального юридического образования и работающие с правовой информацией нерегулярно. При поиске ответа на возникший вопрос они предпочитают использовать классификаторы, имеющие линейную структуру, так как именно такой поиск им понятен. Чаще всего осуществление такого поиска заканчивается обращением за помощью к специалистам из перечисленных выше групп.

Из сказанного можно сделать вывод, что при создании системы классификации наиболее важно оценить требования, предъявляемые первой группой пользователей, как наиболее высокие. При соответствии требованиям пользователей-юристов система классификации сможет удовлетворить потребности и других групп пользователей.

При этом каждая группа пользователей может выбрать наиболее удобный классификатор (группу классификаторов), отвечающий цели поиска и соответствующий уровню квалификации пользователя.

 

Ниже кратко характеризуются наиболее значимые классификации правовой информации, играющие важную роль в системе классификации.

По данному основанию правовые акты можно подразделить на четыре большие группы: федеральные акты, акты субъектов РФ, акты местного самоуправления и акты международных организаций.

Федеральные акты можно подразделить на:

акты органов законодательной власти;

акты Президента РФ;

акты органов исполнительной власти (акты Правительства РФ и акты других федеральных органов исполнительной власти, в том числе министерств и ведомств);

акты органов судебной власти.

Акты субъектов РФ можно подразделить на:

акты органов законодательной власти субъектов РФ;

акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

акты судебной власти (акты конституционных (уставных) судов, мировых судей).

Акты местного самоуправления подразделяются на:

акты местных представительных органов;

акты местной администрации;

акты органов территориального общественного самоуправления населения.

Акты международных организаций.

Органы могут быть перечислены в алфавитном порядке в словаре, который появляется при выборе указанного поля, либо информационный массив может быть разделен на три иерархические группы: "федеральные правовые акты", "правовые акты субъектов РФ" и "правовые акты местного самоуправления", которые в свою очередь подразделяются на соответствующие подрубрики.

Акты одного и того же органа могут быть подготовлены в разной форме. Закон может существовать в форме основ законодательства, кодекса, закона. Ведомственные акты издаются в форме приказов, положений, инструкций, писем, указаний и т.д.

Классификация по форме акта имеет линейную структуру. С помощью словаря, в котором перечисляются все виды и формы актов можно выделить информационный массив, состоящий из актов одного или нескольких видов.

В связи с тем, что в настоящее время круг правовых документов, для которых требуется юридическая классификация, существенно расширяется (в разделе 4 описаны различные группы правовых актов), представляется разумным использовать классификацию актов по следующим типам:

нормативно-правовые акты;

индивидуально правовые акты;

акты договорного права;

акты судебной практики.

При создании, например, комплексных компьютерных систем по широкому кругу актов данное деление информационных массивов абсолютно необходимо, для того чтобы при поиске не происходило смешения различных типов документов. Очень часто на практике происходит смешение оснований классификации, когда деление по типу включается в предметный указатель, что, вообще говоря, неверно. Поэтому более правильно при создании комплексных систем использовать и это основание классификации.

Отметим, что в изданиях и системах с набором однотипных актов данное деление не требуется.

Акты располагаются по дате их принятия. Данное основание может быть использовано как дополнительный классификационный признак при формировании информационного массива по другим основаниям классификации.

Хронологический принцип реализуется с помощью поискового поля "дата принятия акта", который позволяет расположить все акты, образующие информационный массив, в хронологическом порядке; выделить акты, принятые за определенный период времени; сформировать информационный массив актов, принятых до или после определенной даты; найти конкретный акт по дате его принятия.

Использование этого основания классификации требует определенности в отношении того, что следует считать датой принятия акта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 июня 1994 года c 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен Палатой Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Как основание для отдельного классификатора можно использовать дату регистрации ведомственного акта в Минюсте РФ. Это позволит быстро провести поиск акта, если известна дата государственной регистрации, а дата издания акта неизвестна.

Некоторые группы актов можно классифицировать по номеру, присвоенному акту при его принятии. Можно предусмотреть возможность включения в систему классификации наряду с классификатором, имеющим основанием деления номер принятия (издания) акта, также и классификатор, имеющий основанием деления номер государственной регистрации акта.

Для систематизации актов выделяются вопросы, представляющие профессиональный интерес, юридические термины, наиболее часто употребляемые правовые понятия. Они располагаются, как правило, в алфавитном порядке.

В алфавитную классификацию могут быть заложены различные словари:

перечень юридических терминов, включающий в себя нормативно значимые, употребляемые в наиболее важных актах термины;

общеправовой тезаурус;

перечень используемых в законодательстве аббревиатур и сокращенных слов.

Данный вид поиска может быть полезен как вспомогательный инструмент.

В основе подавляющего большинства существующих и существовавших в прошлом систематизаций (как официальных, так и неофициальных) правовых актов и, соответственно, тех классификаторов, на которых этих систематизации основаны, лежит предмет правового регулирования. Но для того, чтобы решить, в какой мере надо и можно следовать по этому пути при разработке общеправового классификатора, необходимо точно определить, что следует в данном случае понимать под предметом правового регулирования.

В принципе, основанием для предметной классификации актов могут служить отрасли законодательства - основные звенья горизонтальной структуры системы законодательства. Но только таким делением невозможно охватить все законодательство, в частности потому, что понятие "отрасль законодательства" охватывает разнопорядковые явления. Кроме отраслевых актов, содержащих нормы одной отрасли права, существуют комплексные акты, содержащие нормы нескольких отраслей права. Соответственно, кроме отраслей законодательства, в основном совпадающих с отраслями права (такова, например, отрасль "уголовное законодательство"), существуют отрасли законодательства, объединяющие акты и нормы разных отраслей права (например, "транспортное законодательство").

Не отвечает задачам всеобъемлющего правового классификатора и систематизация нормативных актов по тематическому признаку (тематическая классификация).

Подавляющее большинство нормативных актов и содержащихся в них правовых норм посвящено регулированию отношений, связанных с определенными объектами материального мира (земля, воды, леса, здания, квартиры, валютные ценности и т.п.), либо с определенными областями человеческой деятельности (предпринимательство, здравоохранение, изобретательство и т.д.), либо с определенными функциями власти или сферами управления (бюджет, оборона страны, охрана государственных границ, таможенный режим и т.п.). Такие нормативные акты как бы имеют "тему", которой они посвящены.

Однако классификация нормативных актов только по тематическому признаку, как правило, невозможна. Главное препятствие этому - существование в законодательстве отраслей и нормативных актов, образованных по иному признаку: на базе определенных, давно сложившихся, самостоятельных отраслей права (конституционного или государственного, гражданского, уголовного, процессуального и некоторых других). Предметом соответствующих отраслей законодательства и актов является не определенная "тема", а определенная область общественных отношений: отношений имущественно-равноправных, трудовых, отношений, связанных с совершением преступлений, с их раскрытием и наказанием за них, и т.д.

Тематическая классификация в чистом виде может быть использована для систематизации ограниченных нормативных массивов (например, актов определенного министерства или одного органа местного самоуправления).

Выход из положения состоит в том, чтобы, используя классификацию нормативных актов по предметному признаку, то есть по предмету правового регулирования, при этом соединить возможности предметно-отраслевой и предметно-тематической классификации.

Такая классификация как бы сочетает классификации по отраслевому и тематическому признакам. Предметом регулирования, лежащим в основе этой классификации, являются общественные отношения определенного вида, однородные по своей природе - гражданские, трудовые и т.п. (предметно-отраслевая классификация) либо области разнородных по природе общественных отношений, объединяемых тематическим признаком - отношения, связанные с охраной государственной границы, отношения торгового мореплавания и т.п. (предметно-тематическая классификация).

Основание предметной классификации - сочетание сложившихся самостоятельных отраслей законодательства с комплексными, регулирующими различные сферы общественной жизни. Данное основание отражает как горизонтальную, так и вертикальную структуру законодательства и содержание актов, составляющих информационный массив. Оно имеет наиболее важное значение при осуществлении информационного поиска, поскольку позволяет охватить весь массив нормативных актов целиком. При этом классификация происходит по содержательному, а не формальному признаку.

Поисковый признак "предмет" имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из системы юридических понятий, отражающих содержание актов, образующих информационный массив. Это поисковый признак в наибольшей степени отвечает потребностям пользователя.

Разработка классификатора является основной целью данной работы. Более подробно он будет рассмотрен в следующей главе.

Как уже отмечалось, данный вид поиска скорее всего не подпадает под формальное определение основания классификации. Вместе с тем его значением в современных поисковых системах трудно пренебречь. Эффективные алгоритмы быстрого поиска на основе метода инвертированных файлов (то есть с построением специальных словарей), реализованные на компьютерах, совершили в области обработки текстовой информации по сути революционный прорыв, обеспечив повышение эффективности работы конечного пользователя в сотни раз. Этот вид поиска имеет ряд уникальных возможностей. Основная - это мгновенный поиск документа по любому слову или комбинации слов, соединенных логическими операторами "И", "ИЛИ", "НЕ", условием близости слов. Получаемый набор документов абсолютно точен и не зависит от субъективных взглядов экспертов-обработчиков текстов. Вместе с тем, для него, как и для всех поисковых инструментов, существуют и определенные ограничения. Автоматическая методика отбора документов требует от пользователя серьезного интеллектуального подхода при формировании поискового запроса. При этом обычно необходимо готовить несколько вариантов запросов с использованием различных синонимичных понятий и терминов.

Таким образом, подчеркнем еще раз, что в настоящее время обсуждение современной системы классификации правовых актов невозможно проводить без учета возможностей данного вида поиска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.