Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия марксизма




 

Философия марксизма в вузовском курсе в постсоветском пространстве занимает особое место. Это связано с отношением к марксистской философии и марксизму в целом (марксизм в целом включает в себя кроме философии экономическое и социально-политическое учения) в Советском Союзе, с одной стороны, и в постсоветских государствах, с другой. Если в первом случае марксизм провозглашался единственно истинной теорией, объясняющей закономерности функционирования и развития природы и общества, и был превращен даже не в идеологию, а в вариант советской религии, то после падения советской власти он, по существу, предан анафеме и обвиняется, чуть ли не во всех наших бедах. Лишний раз подтверждено замечание Н.А.Бердяева о противоречивости и максимализме русского (правда, в данном случае не только русского) характера.

Что по этому поводу можно сказать? Что касается обвинения марксизма в наших прошлых, а тем более нынешних бедах, то они несостоятельны, хотя сегодня и актуальна проблема ответственности ученого за свои изобретения, теории. Что же касается отношения к марксизму и марксистской философии, в частности, как к теории, то к нему нужно относиться как к любой теории, любой философии, заключающей в себе как рациональные, истинные моменты, так и элементы преходящие, имеющие значение для своего времени и не подтвердившиеся в ходе исторического развития. Но несомненно одно – огромное влияние марксизма на все обществознание ХХ века, на наше понимание человека и общества.

В некоторых сегодняшних учебниках и учебных пособиях марксистская философия отнесена к немецкой классической философии, что, на мой взгляд, неправомерно. Несомненна её связь с немецкой классической философией и вообще с философской традицией, берущей свое начало в Просвещении. Об этом говорят сами К.Маркс и Ф.Энгельс. И все же ее следует считать одним из направлений неклассической философии.

В чем различие классической философии и неклассической, возникшей в средине ХIХ века? Во-первых, в понимании мира и человека. Классическая философия исходит из того, что мир разумен (для античной и средневековой философии мир разумен в прямом смысле, для философии Нового времени – в переносном: в нем господствует закономерность). Неклассическая философия в большинстве своем исходит из «неразумности», бессистемности мира, абсурдности человеческого бытия в нём.

Во-вторых, для классической философии человек – разумное существо, разум является его главной характерной чертой. Неклассическая философия обращает внимание на другие стороны бытия человека: его соматическое, бессознательное и иррациональное начала.

В - третьих, классическая и неклассическая философия по-разному понимают функцию философии. Классическая философия считала основной функцией философии постижение истины и на основе этого - просвещение людей. Исходя из этого каждый философ, заслуживающий такого звания, выдвигал основополагающие принципы и на этой основе давал ответы на все вопросы бытия мира и человека. Неклассическая философия ставит под вопрос познание истины, а задачу философии видит в том, чтобы изменить жизнь, помочь человеку в «деле жизни», дать ему систему ценностей. Она не стремится дать всеохватывающую картину мира, а акцентирует внимание на отдельных сторонах, моментах человеческого бытия. Можно, на мой взгляд, выделить три основных направления неклассической философии.


Основные направления неклассической философии

           
   
     
 


Марксизм Философия жизни Позитивизм
 
 


Прагматизм

 
 

 

Неомарксизм Психоанализ   Неопозитивизм
  экзистенциализм Герменевтика
    Феноменология

 

Из вышеизложенных критериев видно, что марксистская философия занимает промежуточное положение между классической и неклассической философиями. Марксистская философия разделяет взгляд классической философии на мир и роль человеческого разума. Но она не считает, что философия должна дать ответы на все проблемы бытия, рассматривает себя как метод познания и преобразования мира. И вообще по своему духу марксистская философия больше принадлежит современности, нежели классике.

 

Социально-исторические предпосылки философии марксизма. Проблема отчуждения

Марксизм возник в средине ХIХ века. По словам самих основоположников философии марксизма, а ими являются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1995), их учение является продуктом своей эпохи, ответом на те социально-экономические и политические проблемы, которые были поставлены в ходе развития передовых капиталистических государств Европы и Северной Америки.

По мысли Маркса, к средине ХIХ века капитализм раскрыл как свои преимущества, так и свои недостатки. К основным преимуществам капитализма следует отнести прежде всего то, что он менее чем на протяжении столетия развивал производительные силы такими темпами и развил их до такой степени, которые были не под силу человечеству за все тысячелетия предшествующего развития. Но в то же время капитализм показал, что лозунги, под которыми проходили буржуазные революции, – свобода, равенство, братство, – остались лишь лозунгами и воплотить их в жизнь капиталистическое общество не в состоянии. Концентрация богатства и нищеты на разных полюсах общества не только не уменьшилась, но возросла в еще больших масштабах, причем нищета приняла ужасающие, «абсолютные» формы. И это происходит в тех условиях, когда в обществе существуют кризисы перепроизводства, когда товары, в том числе и продукты питания, уничтожаются не потому, что в них нет потребности, а потому, что отсутствует платежеспособный спрос. Свобода также оказалась пустым лозунгом, поскольку степень свободы каждого определена размером его денежного кошелька. Капитализм создал новый тип работника, который полностью отстранен от средств производства, продуктов своего труда и живет единственно за счет продажи своей рабочей силы. Являясь юридически свободным, рабочий полностью зависит от капиталиста, от спроса на рабочую силу.

Маркс с самого начала своей творческой деятельности видел ее смысл в том, чтобы способствовать освобождению пролетариата. Он порывает с просветительским подходом к пониманию функции философии. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», - так Маркс формулирует новое понимание функции философии в «Тезисах о Фейербахе» (1845) [3, с.4].

Бедственное положение рабочего класса Маркс связывает с отчуждением. «Отчуждение – социальный процесс, в ходе которого продукты человеческого труда и сам процесс труда превращаются в чуждую, противостоящую человеку и господствующую над ним силу». Проблема отчуждения поднималась уже в немецкой классической философии у Гегеля и Фейербаха. Но у Гегеля процесс отчуждения выступает как процесс отчуждения абсолютной идеи в природе и обществе. Фейербах связывает процесс отчуждения с возникновением религии и понимает его как духовное отчуждение. По мысли Фейербаха, человек своей фантазией создает бога, а потом воспринимает его как стоящую над ним силу, определяющую его поведение и деятельность.

Маркс отходит от этой по сути своей идеалистической концепции отчуждения. Уже «молодой»[1] Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» объясняет отчуждение человека экономическими факторами. Все другие виды отчуждения: отчуждение в политической, религиозной сферах - обусловлено отчуждением действительной жизни. Отчуждение же действительной жизни – отчуждение труда - заключается в самом существе труда. Чем больше производит рабочий, тем беднее он становится, так как продукт его труда ему не принадлежит, он выступает как чуждая ему сила.

«…Труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, критицизм как удел рабочих» [4, с.562].

Но отчуждение рабочего проявляется не только в отношении его к продуктам своего труда, но и в самоотчуждении самого труда. Дело в том, что не только продукт труда, но и сам процесс труда воспринимается им не как проявление своих сущностных сил, не как самореализация и самоутверждение, а как нечто внешнее, необходимое лишь в той степени, что доставляет средства к жизни, к физическому существованию рабочего. Рабочий чувствует себя свободным не в процессе проявления своих сущностных сил, а труд и представляет собой проявление деятельной сущности человека, но только при выполнении своих животных функций: еды, питья, полового акта. Таким образом, человеческое в человеке становится животным, а животное человеческим.

Но в процессе труда рабочий отчуждает не только самого себя, но и свою родовую сущность. Ведь именно в труде проявляется деятельная родовая сущность человека. Производственная жизнь, по мысли Маркса, и есть родовая жизнь. И то обстоятельство, что продукты труда и сам труд выступают по отношению к человеку как внешняя, чуждая ему сила, означает по сути своей, что сама родовая жизнь чужда человеку и что человек отчужден от другого человека. При этом в условиях частной собственности отчужденным оказывается не только рабочий, но и капиталист. Его отчуждение проявляется в том, что частная собственность делает его односторонним, стремящимся лишь к обладанию, получению прибыли, игнорирующим свою всестороннюю общественную сущность.

В чем же причина отчуждения труда? Ответ Маркса однозначен: такой причиной выступает частная собственность. Являясь следствием отчуждения и самоотчуждения труда (ведь если продукты, средства труда, сам труд не принадлежат рабочему, то они принадлежат другому человеку – капиталисту), частная собственность выступает средством реализации этого самоотчуждения. Поэтому для того, чтобы уничтожить отчуждение человека, необходимо уничтожить частную собственность. А уничтожить частную собственность может лишь коммунизм – «положительное выражение упразднения частной собственности».

Коммунизм, уничтожая частную собственность, возвращает человека к самому себе, к своей родовой сущности, делает его общественным человеком, возвращает ему все богатство общественных отношений, единение с другими людьми, все богатство чувств и способностей. Коммунизм означает единение человека с природой, как своей матерью и кормилицей. Коммунизм – это подлинный гуманизм, он есть разрешение всех человеческих противоречий. Так «молодой» Маркс представляет себе коммунизм. Но вскоре взгляды Маркса на человека и общество претерпевают существенное изменение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.